Топ-30 достопримечательностей в Антверпене и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.
Собор Богоматери — главный католический храм Антверпена. Строительство началось в 1352 году. Основная церковь была готова к 1531 году, хотя полное окончание работ до сих официально не объявлено. Самый большой готический храм Бельгии строился несколько столетий, впитывая черты разных эпох и архитектурных стилей.
Северная соборная башня-беффруа высотой 123 м видна из любой точки города. Она до сих пор остаётся самой высокой колокольней Бенилюкса. Южная башня так и осталась незаконченной, она вполовину ниже Северной. Фонарная башня, возвышающаяся над средокрестием, служит для освещения внутреннего пространства. К Антверпенскому собору примыкают многочисленные капеллы, где похоронены знатные горожане, епископы, государственные деятели.
Оригинальный интерьер не сохранился — храм часто подвергался разрушению и вандализму. Его восстанавливали, отделывали заново, привносили новые черты. В результате внутреннее убранство представляет собой сочетание разных стилей — готики, барокко, рококо, ренессанса и неоготики. Интерьер содержит бесценные шедевры старых мастеров, в том числе работы Питера Пауля Рубенса.
Не менее богата музыкальная история собора. В нём играли известные органисты и композиторы. Сегодня в храме установлены два органа, один из них датируется концом XIX века. Два хора Антверпенского собора — мальчиков и девочек — поют на мессах по воскресеньям и дают концерты на открытом воздухе.
Фриц Майер ван ден Берг — известный бельгийский коллекционер, завещавший городу уникальную коллекцию, ставшую основой экспозиции Музея, носящего его имя. На выставках представлены полотна средневековой живописи, шедевры эпохи Возрождения, гобелены, скульптуры, витражи. Музей занимает особняк XV века с дубовыми панелями на стенах, резными дверями, витражными окнами, узкими винтовыми лестницами. Все картины расположены в том порядке, как их разместил первый владелец коллекции. Самыми ценными в собрании являются картины Питера Брейгеля Старшего – «Сумасшедшая Грета» и «Двенадцать пословиц».
В середине XVI века Кристоф Плантен и Ян Моретус основали в городе первую промышленную типографию. Технология книгопечатания к тем временам была хорошо известна в Европе. Но в Антверпене простое ремесло превратилось в настоящее искусство. В дом Плантена был вхож Рубенс, который создавал фронтисписы для многих книг типографии. Сегодня в Музее Плантена–Моретуса выставлены старинные прессы, в том числе два самых старых в мире. Библиотека содержит 30 000 томов, рукописей, инкунабул. В комнатах сохранилась старинная мебель и уникальная коллекция старинных глобусов.
Парк-музей Мидделхейм расположен в средневековом поместье под Антверпеном. До начала прошлого столетия старинный сад был частным владением. В 1910 году его выкупил муниципалитет Антверпена и превратил Мидделхейм в прекрасный ландшафтный парк в английском стиле с просторными лужайками, живописными рощами, тенистыми аллеями.
Первая выставка скульптур под открытым небом состоялась в 1950 году и вызвала небывалый интерес. Тогда бургомистр Антверпена решил превратить Мидделхейм в парк-музей. Первые скульптуры были закуплены в Париже. Сегодня на просторах бывшего поместья выставлено около 215 произведений мастеров XIX–XX веков. Оформлением экспозиции занимались известные ландшафтные архитекторы и искусствоведы. На аллеях выставлены работы Родена, Константина Менье, Минне, Ваутерса, Медардо Россо и других европейских скульпторов. Здесь представлены все направления в изобразительном искусстве — реализм, абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм. Самые известные скульптуры — «Венера» и «Бальзак» Огюста Родена, «Средиземное море» Аристида Майоля, «Стреляющий из лука Геракл» Антуана Бурделя, «Ассия» Шарля Деспио. Посещать парк-музей лучше летом. В остальное время скульптуры, сделанные из гипса и песчаника, убирают в запасники.
Антверпенская Ратуша на Гроте-Маркт, построенная в середине XVI века, — классический образец архитектуры эпохи нидерландского Ренессанса. В здании переплелись итальянский маньеризм и фламандская готика. Из этого сочетания родился новый стиль орнаментального декора Florisstil, названный по имени его создателя архитектора Корнелиса Флориса.
Высокое 76-метровое здание из 4 этажей заканчивается остроконечным готическим шпилем. Фасад украшают многочисленные колонны с лепниной и позолоченные гербы бельгийского дворянства. В нишах установлены статуи Богоматери, аллегорические изваяния Правосудия и Провидения. Интерьеры Ратуши отделаны деревом, кожей и позолотой, залы украшают массивные камины, фрески с сюжетами из городской жизни.
Главные достопримечательности можно посмотреть самостоятельно на прогулке, но путешествие будет гораздо увлекательней, если сходить на обзорную экскурсию по Антверпену с местным гидом.
Зоопарк в центре Антверпена открылся в 1843 году. В одном из старейших зверинцев Европы обитает более 5000 питомцев, относящихся к 770 видам. Для каждого вида созданы привычные условия обитания. Зоосад представляет собой прекрасный ухоженный парк с павильонами, где живут представители фауны разных климатических зон и континентов. В Гиппопотопии вы увидите бегемотов и водоплавающих птиц, в Египетском храме с 1856 года обитают жирафы, в Ноктураме содержатся ночные животные, в Фрисланде — тюлени, моржи и пингвины. Центр притяжения — вольеры со слонами, обезьянами, очковыми медведями. Сотрудники зоопарка ведут большую научную работу — за 150 лет здесь удалось сохранить и получить потомство от восьми исчезающих видов животных.
Площадь Grote Markt (в переводе — «Большой рынок»), расположенная в самом центре Антверпена, — свидетель всех важных событий в истории города. Архитектурная жемчужина Гроте Маркт — старинная Ратуша XVI века. В её пышном облике слились черты фламандской готики и ренессанса. Одну из сторон площади занимают богато украшенные здания гильдий. Над пространством царит великолепная Северная башня собора Антверпенской Богоматери. В 1887 году в центре Гроте Маркт установили фонтан с фигурой юного воина Сильвия Брабо — героя легенды, связанной с основанием Антверпена. Летом площадь превращается в средоточие уличных кафе, пивных, ресторанчиков и кондитерских. Зимой здесь заливается большой каток.
Museum aan de Stroom (MAS), или Музей на реке, стоящий на набережной Шельды, знаменит не только своими экспозициями. На десятом этаже необычного здания из стекла и красного индийского камня расположена смотровая площадка с круговым обзором. На крышу посетителей поднимают эскалаторы, отделённые от выставочных залов волнистым стеклом. С высоты открывается вид на порт, изгибы реки Шельды, все главные достопримечательности города. Вход на смотровую площадку бесплатный.
Красивейшее здание на площади Хендрик-Совест-Плейн — церковь Святого Карла Борромео XVII века. Первоначально она носила имя Игнатия в честь основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы. После упразднения ордена покровителем церкви стал епископ Карл Борромео. Над отделкой храма работал Питер Пауль Рубенс. Им выполнено оформление фасада и части интерьера. В 1718 году сильный пожар от удара молнии уничтожил 39 бесценных полотен мастера и великолепную мраморную отделку.
До наших дней в первозданном виде сохранились только апсиды главного алтаря и часовня Марии. Фасад украшают шесть статуй святых, установленных в нишах. В центре — барельеф с большим гербом иезуитского ордена. Современный интерьер — результат реставрации храма в 1980 году. С XVII века в церкви сохранился уникальный механизм, автоматически меняющий алтарные картины.
Музей Рококса носит имя бургомистра Антверпена, который управлял городом с 1603 по 1625 год. В его доме хранилась небольшая коллекция картин, которая сейчас доступна широкой публике. Питер Пауль Рубенс был личным другом Рококса и дарил ему свои произведения. Кроме них, в музее выставлены работы Брейгеля, Массейса, Ван Дейка, Йорданса. Интерьер сохранил оригинальную мебель, камины, люстры, гобелены XVII века.
Keizerstraat 12
Риверенхоф — загородный парк с разнообразными ландшафтными зонами. Среди густой растительности, местами напоминающей лесные заросли, разместились детские площадки, аттракционы, замок, розарий, пруд с лебедями, утками и цаплями. Первозданная природа и живописные уголки привлекают в Риверенхоф горожан. Сюда приезжают ради прогулки на свежем воздухе, чтобы отдохнуть с семьёй или друзьями. В парке нет кафе, но на лужайке можно устроить пикник.
Муниципальный ландшафтный парк Brasschaat раскинулся на территории в 75 гектаров. Неофициально его называют собачьим парком — он один из немногих в Бельгии, где разрешается гулять с домашними питомцами. Парк окольцован лесной тропой длиной 10,5 км. Местная достопримечательность — красивый замок Брассхаат, построенный в конце XIX века. Фасад в стиле эклектики из красного кирпича богато украшен белыми декоративными элементами. Над зданием возвышается восьмиугольная башня со шпилем.
Церковь Святого Павла в стиле брабантской готики построена в XVI веке на самой оживлённой площади одной из окраин Антверпена — бывшем Скотном рынке. Сегодня она находится в центре города. Рядом с изящным, устремлённым ввысь храмом, стоит колокольня в стиле барокко.
В интерьере белый мрамор сочетается благородным тёмным деревом. Внутреннее пространство щедро украшено статуями и резьбой. Церковь известна коллекцией картин на тему Страстей Христовых, написанных разными художниками, в том числе Караваджо, ван Дейком, Рубенсом, Йордансом.
Ещё одна достопримечательность церкви Святого Павла — кальвария «Голгофа», состоящая из 63 скульптур символизирующих Крестный путь Христа.
Сегодня Меир — самая известная торговая улица в Антверпене. А в XVI–XVII веках это был чопорный патрицианский район с богатыми барочными и ренессансными особняками. Сохранившиеся старинные дома перемежаются с фасадами в стиле модерн, рококо, благородной классики XVIII века и современной эклектики. На первых этажах и в галереях сверкают витрины модных бутиков и ювелирных магазинов. Здесь же расположена изящная Королевская резиденция, дом-музей Рубенса, театр Бурлы, Ратуша, Торговая биржа. Железнодорожный вокзал на Меир признан одним из красивейших в мире.
Королевский музей изящных искусств занимает монументальное здание XIX века, построенное в неоклассическом стиле. Фасад украшают коринфские колонны и две бронзовые колесницы, запряжённые парами лошадей. В просторных залах посетителям открывается удивительный мир фламандской школы живописи. Главное место отведено «антверпенскому трио» — Питеру Паулю Рубенсу, Антону ван Дейку и Якобу Йордансу. Гордость музея — коллекции работ бельгийского художника Джеймса Энсора и скульптора Рика Ваутерса. Всего в экспозициях и запасниках хранится 7000 картин, скульптур, рисунков, гравюр. Часть залов отведена под временные выставки современных бельгийских художников.
Замок Стен встроен в крепостную стену на правом берегу реки Шельды. С XIII века он оборонял город от пиратских набегов викингов. В XIV веке часть помещений превратили в тюрьму, остальные отдали под склады и рыбный рынок. В XIX веке при выпрямлении русла Шельды часть замка была разрушена. В 1890 году была закончена реконструкция, и до 2011 года в крепости располагался археологический музей. Современный замок Стен — территория для проведения различных мероприятий и популярная туристическая достопримечательность Антверпена.
Дом Гильдии Мясников, который чаще называют Залом мясников, украшает Гроте Маркт с XIII века. Изначально его использовали как мясной рынок. В период расцвета Антверпена, ставшего к XVI веку третьим по значению городом в Европе, гильдия решила расширить свои владения и в 1501 году приступила к строительству нового Зала. Здание в стиле поздней готики стало одной из самых больших гражданских построек города. Фасад дома, больше напоминающего замок, выполнен из красного кирпича с прослойками из бежевого песчаника. Сегодня внутри работает музей истории, археологии и прикладных искусств.
Vleeshouwersstraat 38-40
Антверпен неразрывно связан с именем Рубенса. Это его родина, место, где мастер создавал свои великие произведения. Собственный дом на улице Ваарштраат появился у художника в 1618 году. По свидетельству современников, дом вызывал удивление иностранцев и восхищение приезжающих. От старого здания сохранились только двери и декоративная арка в саду. Остальное было восстановлено по гравюрам и старым планам. Сегодня в доме работает музей, посвящённый великому мастеру. Здесь собраны портреты родных и близких художника, картины, эскизы, произведения других художников — современников Рубенса.
Первое здание оперного театра появилось в Антверпене в 1834 году. На сцене звучали произведения французских композиторов, поэтому в то время театр называли французским. В начале прошлого столетия было построено новое большое здание, роскошью отделки в стиле необарокко напоминавшее дворцы эпохи Людовика XVI. В 2007 году оперный театр был отреставрирован, а ещё через год — реорганизован. С 2008 года Фламандская опера, объединившая театры Антверпена и Гента, занимается организацией оперных спектаклей.
Памятник Нелло и его верному псу Патрашу — самая трогательная скульптура в Антверпене. На тротуаре лежит каменный мальчик в обнимку с четвероногим другом. Их укрывает «одеяло» брусчатки. Так скульптор увековечил героев популярного в Европе, Америке и Японии романа Марии Луизы де ла Рами (псевдоним — Уида), который издавался на русском языке только фрагментами.
Handschoenmarkt | In front of the Cathedral of Our Lady
Общественное пространство Де-Шорре расположено в городе Бум провинции Антверпен. С 2005 года здесь проводится фестиваль электронной танцевальной музыки Tomorrowland. Огромная территория парка «De Schorre» разбита на тематические зоны, где найдутся развлечения для гостей любого возраста. Популярностью пользуется «народный аттракцион» по поиску семи троллей — деревянных фигур, которые установлены в укромных местах парка. Для детей обустроена большая игровая площадка. На местном озере работает прокат катамаранов. Для любителей походить босиком засеян специальный газон. По всей территории проложены велодорожки, есть поле для гольфа.
Музей «Линия Красной Звезды» посвящён волне массовой эмиграции европейцев, захлестнувшей Старый Свет в XIX веке. Корабли судоходной компании Red Star Line курсировали через Атлантику из Антверпена в Филадельфию и Нью-Йорк. Пассажирская линия существовала с 1872 до 1935 года. В бывшей штаб-квартире компании теперь находится музей, рассказывающий о тех событиях. В экспозиции выставлены документы, модели кают разных классов, вещи переселенцев, фотографии, в которых отражаются истории простых людей. На борту одного из теплоходов Red Star Line трижды пересекал Атлантический океан Альберт Эйнштейн. По этому же маршруту в 1892 году прибыл в Нью-Йорк Фред Астер.
В Музее Де Рид собраны гравюры величайших мастеров — Франсиско Гойи, Фелисьена Ропса и Эдварда Мунка. Коллекция охватывает период с XV по XXI век. Каждому художнику посвящён отдельный зал на первом этаже. В других экспозициях представлены графические работы художников со всего мира — Якоба Тоорнвлита, Теофиль-Александра Стейнлена, Кете Кольвица, известным бельгиским мастерам. Всего в фондах Museum De Reede собрано 200 произведений изобразительного искусства.
Национальный парк Де Зом, расположенный на границе Бельгии и Нидерландов, смыкается с парком Калмтхаутс Хайде и простирается 37,5 кв. км. В провинции Антверпен расположена северная часть парка. Большую часть территории занимает пустошь.
Putsesteenweg 129, 2920 Kalmthout
Памятник портовому грузчику (официальное название — «Свобода труда») стоит недалеко от порта Антверпена с 2005 года. Современный скульптор Piotr Kuczyński создал образ рабочего, одетого в специальную одежду, какую носили портовые грузчики. Его поза расслаблена и безмятежна. На первый взгляд, портовый грузчик не очень-то жаждет браться за работу. На самом деле он просто оценивает её объём. Автор заложил в собирательный образ рабочего идею о том, что труд должен быть свободным и приносить удовлетворение.
Строительство церкви Святого Якоба началось в последнее десятилетие XV века и закончилось только в 1656 году. Она задумывалась как самый большой готический храм в мире. По проекту высота колокольни должна была составлять 150 м, в действительности она достигает лишь 50 м. Двадцать три часовни храма стали местом погребения многих известных бельгийцев. Строительство некоторых капелл оплачивалось богатыми горожанами и профессиональными гильдиями.
В Кунсткапелле за главным алтарём покоится прах Питера Пауля Рубенса и членов его семьи. Тут же на стене висит картина «Дева Мария и святые», на которой художник изобразил самого себя и своих близких. В церкви сохранился интерьер XVII века. Мраморные колонны с орнаментом, деревянные резные алтари, скульптура апостола Иакова с балдахином представляют собой ценные произведения искусства. Для отделки было использовано 100 сортов мрамора. Частично сохранились цветные витражи огромных окон.
Река Шельда протекает по территории Франции, Бельгии и Нидерландов. Её длина — 355 км. Шельде обязан своим появлением Антверпен — по ней заходили вглубь материка морские торговые суда. По берегам развивалась торговля и строился город-порт, ставший к XII веку одним из богатейших в Европе.
В некоторых местах ширина реки достигает 450 метров. Чтобы не мешать судоходству мосты здесь не строили. Перебраться с одной стороны на другую можно по тоннелю Св. Анны.
Вдоль берегов выстроились известные достопримечательности — замок Стен, статуи Минервы и Длинного Ваппера, собор Антверпенской Богоматери. Набережная Шельды — одно из красивейших мест в городе и комфортный променад с чередой кафе, ресторанов, магазинов и развлекательных заведений.
Антверпен — тот самый город, где молодой царь Пётр высадился в 1717 году для обучения ремеслу кораблестроения. Он прибыл в город под видом простого матроса, отличался скромностью и трудолюбием. Когда местная аристократия узнала в нём русского царя, в его честь был дан приём. Пётр вёл себя со всей любезностью, чем покорил представителей всех городских сословий.
В Антверпене существует закон, запрещающий увековечивать память любых политических деятелей. Пётр I — единственный, кому поставлен памятник в этом городе. Русский государь стоит на краю бронзового диска с географической картой, который поддерживают четыре ангела.
Пивоварня де Конинк — культовое место в Антверпене. В фирменных bolleke подается пиво трёх сортов — De Koninck, Triple d'Anvers, Winter Koninck. Заведение открыто в 1827 году Йозефом Хенрикусом Де Конинком. Теперь это часть компании Duvel. Войти внутрь можно только по билету, вместе с которым посетителям сразу выдают бокальчик пива.
Несколько интерактивных залов местного музея рассказывают об истории компании и сортах пива. В одном из них установлены варочные медные чаны, на экранах демонстрируется фильм о процессе создания хмельного напитка. В зале доставки показано, как пиво доходит до конечного потребителя. Экскурсия завершается дегустацией и приятным общением.
Антверпен называют европейской бриллиантовой столицей. Обработкой драгоценного камня здесь занимаются с XVI века. В 1988 году в городе открылся Музей алмазов, где можно узнать всё о происхождении, добыче, обработке, применении, правилах торговли драгоценным камнем. И, конечно, увидеть самые интересные изделия.
Каждый этаж музея представляет собой отдельную экспозицию. На верхнем вы увидите копии самых известных изделий с бриллиантами, принадлежавшими Британской Короне, украшения Мерлин Монро и Софи Лорен, бриллиантовые джинсы, знаменитый алмаз «Кохинор». На втором этаже выставлены коллекции отреставрированных старинных драгоценностей. Первый этаж полностью посвящён процессу превращения необработанного алмаза в прекрасное произведение искусства.