Топ-50 достопримечательностей в Кракове и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.
Старый город — исторический центр Кракова, простирающийся между площадью Матейки на севере и Вавельским замком на юге. Он насыщен достопримечательностями, каждый дом здесь имеет историческую ценность. Одни только названия чего стоят — «Дом под ящерицами», «Дом под неграми», «Серый дом». Вымощенные брусчаткой улицы Старого города преимущественно пешеходные. Единственный дозволенный вид транспорта — конный. Все дороги Старого города ведут к главной площади Кракова — Рыночной, а от нее — к Вавельскому замку. В распоряжении туристов множество прогулочных конных карет.
Вавельский королевский замок — один из символов современной Польши и главная достопримечательность Кракова. Архитектурный ансамбль, состоящий из королевской резиденции, Вавельского собора и многочисленных зданий, построили в X–XI веках. До XVII века замок служил резиденцией польских королей, а собор был местом коронации и погребения монархов. В течении нескольких столетий комплекс расширялся и перестраивался, вобрав в себя архитектурные стили разных эпох — романский, готический, барокко, ренессанс.
Пройдите по Королевской дороге и погрузитесь в средневековую историю Польши в Вавельском соборе, Музее собора Иоанна Павла II, королевских покоях и дворцовых залах. В Оружейной палате и Сокровищнице выставлены драгоценности польской короны, королевские символы и атрибуты власти, памятные вещи польских монархов. Уделите внимание выставкам, посвящённым быту и искусству польского народа.
Величка — небольшой городок под Краковом, где располагается соляная шахта, главная и весьма необычная местная достопримечательность. Её начали разрабатывать в XIII веке и закрыли в прошлом столетии. В наши дни соляная шахта «Величка» превратилась в туристический объект и санаторий с подземными соляными пещерами.
В шахте действуют два экскурсионных маршрута. Один из них подходит для людей любого возраста. Путешествие на глубине 110 м включает посещение действующей подземной часовни святой Кинги — огромного зала, украшенного барельефами, скульптурами сделанными из соли. Вторая экскурсия проводится в виде квеста, дети до 10 лет на неё не допускаются. На пути придётся преодолевать различные препятствия, проходить по тёмным тоннелям, исследовать старинные соляные камеры, замерять залежи соли и уровень метана.
Мариацкий костёл, выходящий фасадом на Рыночную площадь, — один из старейших в Польше. Его построили в конце XIV столетия на фундаменте предыдущего храма, разрушенного татаро-монгольскими ордами. Окончательно облик Мариацкого костёла сформировался в XIX веке. На протяжении шестисот лет над ним работали архитекторы из разных стран. Здание в форме базилики с тремя нефами украшают вытянутые окна, скульптуры, цветные витражи. Фасад состоит из двух башен. Высокая башня (82 м) увенчана шлемом с восьмигранным шпилем в окружении башенок. На ней установлен колокол, отлитый в XVI веке. Низкая башня (69 м) с навершием в виде шлема на восьмигранном барабане — это церковная колокольня.
В роскошном интерьере соединились несколько стилей — готика, барокко, модерн. Главное достояние храма — позднеготический Большой алтарь работы Вита Ствоша, установленный в конце XV века. Пресвитерий украшает звёздный свод, скульптуры пророков, полихромная роспись, витражные окна в апсиде. Храм наполнен произведениями искусства и драгоценной церковной утварью.
Замок Недзица начала XIV века — самый значимый исторический памятник на юге Малопольского воеводства. Он стоит на высоком берегу Чорштынского озера вблизи польско-словацкой границы. Земли Словакии долгое время принадлежали Королевству Венгрия, а замок Недзица был центром польско-венгерских отношений.
В разное время здесь жили представители польского и венгерского дворянства. До 1945 года Недзицей владели потомки венгерского дворянского рода Саламонов. После Второй мировой войны польские власти национализировали замок и провели реконструкцию. В наши дни Недзицу делят между собой музей, гостиница и ресторан. В музее открыты для осмотра покои семьи Саламон с оригинальными интерьерами и мебелью XIV–XIX веков. Со смотровой площадки замка открываются прекрасные виды озера.
Zamkowa 2, 34-441 Niedzica-Zamek
Достопримечательности Кракова и окрестностей, которые лучше посмотреть на прогулке с местным гидом.
В 2001 году на Червенском бульваре появился трогательный памятник краковскому псу Джоку, которого называют польским Хатико. В 1990 году его хозяин скоропостижно скончался прямо на улице в районе Грюнвальдского кругового перекрёстка. Собака целый год ждала его на этом месте, пока её не забрала к себе местная жительница. Спустя семь лет умерла и она. После её смерти пес сбежал и погиб под колёсами поезда. Общество защиты животных обратилось к местным властям с просьбой увековечить память преданной собаки, но получило отказ. Вопрос был решен с помощью средств массовой информации и творческой интеллигенции Кракова. Автор скульптуры — Бронислав Хромый. Бронзовый Джок сидит в раскрытых человеческих ладонях и протягивает людям лапу.
Флорианская улица начинается от северо-западной оконечности Рыночной площади и кончается у Флорианских ворот. Улицу заложили в XIII веке, и только спустя 70 лет на ней были построены первые десять домов. За семь веков она не раз меняла свой облик. Проходили эпохи, возводились новые дома, старые готические здания перестраивались в соответствии с модными веяниями в архитектуре. На Флорианской соединились самые разные стили — ренессанс, барокко, классицизм. Каждый дом здесь имеет историческую ценность.
На улице длиной 335 метров сосредоточились многие достопримечательности Старого города. Кафе «Яма Михалика» в конце XIX веке было любимым местом встреч краковской богемы. На его стенах и сегодня висят картины художников, которыми, за неимением денег, они расплачивались с хозяином. Гостиница «Под розами» — старейшая в Кракове. Здесь же расположены «Дом под ангелами», «Дом под неграми», Дом Монетного двора, Музей фармацевтики и Музей польского художника Яна Матейки.
Гродскую улицу, или Гродзку, как называют её поляки, легко найти на карте города. Это единственная улица, нарушающая строгую линейную планировку Старого города. Она отходит под углом от Рыночной площади и тянется до самого Вавеля. В своё время улица была участком Королевской дороги, по которому монархи двигались от Рыночной площади к Вавельскому замку.
История Гродской улицы началась задолго до образования Кракова. Она бы частью Окула — одного из первых поселений, располагавшихся у Вавельского холма. По ней тысячу лет назад проходил маршрут Соляного тракта. Позже вокруг начал разрастаться город, и улица стала меняться вместе с ним. Большая часть зданий на Гродской — памятники архитектуры XVII–XIX веков. Наиболее заметные из них — лютеранская церковь Святого Мартина, Епископский дворец Гнезно, Дворец Стадницких. Самые старые постройки Гродзки — романская Андреевская церковь XI века и церковь Святого Джайлса, построенная в XIV столетии.
На Краковско-Ченстоховской возвышенности в 16 км к северу от Кракова расположен самый маленький природный парк в Польше. Он занимает 21,46 кв. км, из которых две трети приходится на буковые, дубовые и сосновые леса. Природные достопримечательности Ойцовского национального парка — многочисленные карстовые пещеры и причудливые скалистые образования. Самые известные — скалы «Краковские ворота» и 25-метровый останец «Булава Геркулеса», формой напоминающий богатырскую палицу.
Среди лесов и скал скрываются исторические памятники — руины готического дворца и неплохо сохранившийся ренессансный замок в Песковой скале, входивший в линию обороны «Тропа орлиных гнёзд». В деревянной часовне «На воде», построенной в 1901 году и освящённой в честь святого Иоанна Труженика, хранятся старинные резные алтари, статуи святых, лик Богородицы Неустанной Помощи, написанный в начале прошлого века.
Кафедральный собор Святых Станислава и Вацлава расположен на Вавельском холме и входит в архитектурный ансамбль Вавельского замка. Массивное здание с 18 капеллами возведено в XIV веке на фундаментах двух более ранних храмов — костёла Святого Вацлава, разрушенного вскоре после постройки, и храма святого мученика Станислава Щепановского. До начала XVII века Вавельский собор был местом коронации и упокоения польских монархов. На протяжении нескольких веков он неоднократно перестраивался и дополнялся. В его облике смешались стили разных эпох — готика, ренессанс, барокко. Шведское вторжение в середине XVII – начале XVIII века принесло храму разорение — он был частично разрушен и разграблен. Та же судьба постигла его и во время Второй мировой войны.
Несмотря на все беды и потери, собор поражает истинно королевским величием и великолепием внутреннего убранства. В крипте храма покоятся 16 польских королей, выдающиеся поляки — Тадеуш Костюшко, Адам Мицкевич, Юзеф Пилсудский. В 2010 году в соборе похоронили погибших в авиакатастрофе польского президента Леха Качиньского с супругой. Часовни с саркофагами краковских архиепископов и государственных деятелей украшают скульптуры и резьба по камню. В серебряном реликварии хранятся мощи святого Станислава, в соборном музее выставлены коронационные атрибуты польских монархов. Колокол «Зигмунд» на соборной колокольне — национальный символ Польши.
Основанный в 1044 году Бенедиктинский монастырь в Тынце к концу XI века стал одним из богатейших в Польше. Его возвели по приказу короля Казимира I на правом берегу Вислы на высокой известняковой горе. Построенные в XIV веке мощные стены и укрепления превратили Бенедиктинское аббатство в настоящую крепость, которая стояла на страже границ и торгового пути в Силезию. За прошедшие века монастырские здания не раз перестраивались, сменив романский стиль на готику, а после XV столетия — на барокко и рококо. В 1816 году аббатство было закрыто, только церковь с середины столетия использовалась как приходская.
Возобновление монашеской жизни и восстановление заброшенного монастыря началось в 1947 году. Центральное место в архитектурном ансамбле занимает барочная церковь Святых Петра и Павла. Интерьер украшает алтарь в стиле рококо с статуями святых и позолоченными скульптурами ангелов, поклоняющихся Святой Троице. С 1991 года при монастыре действует издательство религиозной литературы и Бенедиктинский институт культуры.
«Краковские Планты» — старинный парк, кольцом охвативший кварталы Старого города. Он состоит из восьми садов с красивыми аллеями, красочными клумбами, фонтанами, скульптурами и историческими памятниками. В садах расположен дворец Страшевских, хорошо сохранившийся Краковский барбакан, часовня Святой Гертруды, памятники Тадеушу Костюшко, Фредерику Шопену, Николаю Копернику и другим выдающимся людям Польши. В «Краковских плантах» устроены детские площадки, работают рестораны, сувенирные магазины.
Underground Museum Krakow — крупнейший подземный музей в мире. В 2005 году во время археологических исследований, которые предшествовали реконструкции старой площади Кракова, были найдены остатки древнего города. Во время раскопок обнаружились старинные предметы, улицы, мосты, дома, кузницы, древний погост. Тогда было решено организовать в подземельях рынка историко-археологический музей. Он занимает пространство под бывшей башней городской ратуши и Суконными рядами. Общая выставочная площадь — 6000 кв. м.
Лёгкая дымовая завеса, доносящиеся из динамиков крики зазывал, скрип телег, звуки кузницы, гул голосов погружают посетителей в атмосферу средневекового городского рынка. Экспозиция состоит из раскопанных и тщательно законсервированных стен домов, надгробных плит, вымощенных улиц, археологических находок, реконструкции мастерских. Всего в коллекции музея «Подземелья Рынка» насчитывается 700 экспонатов.
В начале XII века на месте замка Огродзенец стояло укреплённое, огороженное бревенчатым частоколом поселение под названием «Волчья челюсть». Его смели с лица земли татарские орды, налетевшие на Польшу в 1241 году. В XIV веке на этом месте вырос каменный готический замок. Шли годы, менялись владельцы и внешний вид замка. Самые большие изменения в архитектуру внесла в XVI веке знатная и влиятельная семья Бонер. Они переделали суровую готику в модный ренессанс. В начале XVIII века разрушенный шведами Огродзенец был частично восстановлен, но спустя столетие он окончательно опустел.
До окончания Второй мировой войны заброшенный замок разрушался, а его руины окрестные жители понемногу разбирали на строительный материал. В прошлом веке замок законсервировали, им занялись археологи. Руины исторического памятника расположены в 60 км от Кракова в деревне Подзамче. Во время экскурсии вы увидите частично уцелевшие стены, башню, винтовую лестницу, двор, оружейную палату, камеру пыток. На территории цитадели открыт Парк миниатюр, в тёплое время года проходят рыцарские турниры.
Национальный герой Польши, Белоруссии и США Тадеуш Костюшко скончался в 1817 году. Жители Вольного города Кракова потребовали от властей увековечить память великого полководца, и в 1823 году на холме Сикорник в западной части города выросла искусственная насыпь — Курган Костюшко. В 1850-м австрийские военные построили вокруг кургана укрепления и назвали их «Форт Костюшко». После Второй мировой войны часть оборонительных сооружений снесли, в сохранившихся зданиях разместили гостиницу и несколько радиостанций. С 1936 года Курган входит в реестр национальных культурных памятников. Покрытый изумрудной травой холм опоясывает дорожка, ведущая к вершине с смотровой площадкой и памятным камнем.
Флорианские ворота и Барбакан — северная часть городских укреплений, построенных в XIV–XV веках вокруг исторического центра Кракова. В начале XIX столетия приходящие в упадок стены и башни были разобраны. Сохранить решили только небольшую часть сооружений. Ворота Святого Флориана, построенные в 1307 году, были главным входом в Старый город. Высота надвратной башни вместе с шлемовидным куполом — 34,5 м. Южную сторону ворот украшает барельеф XVIII века с изображением святого Флориана, на северной вырезан каменный геральдический орёл Пяста. С двух сторон к башне примыкают фрагменты городских стен. Внутри ворот расположена часовня Богородицы.
В Средние века Флорианские ворота соединялись подъёмным мостом с расположенным рядом Барбаканом — главным оборонительным сооружением Кракова. Круглая массивная башня с толстыми стенами, островерхими наблюдательными башнями и бойницами похожа на маленькую крепость. В наши дни Барбакан — часть Исторического музея Кракова. Здесь проводятся временные выставки и костюмированные представления.
Краковский театр имени Юлиуша Словацкого основан в 1893 году. Построенное для него здание в стиле эклектики — одно из красивейших в Польше. На фронтоне между скульптурными композициями выбита надпись: «Краков национальному искусству». Плафон зрительного зала декорирован росписями. Гордость театра — занавес работы художника Генриха Семирадского и гримёрная известного артиста Людвика Сольского, украшенная великолепными фресками XIX века. В репертуаре традиционно присутствуют произведения польских и зарубежных драматургов. Творческий коллектив открыт для новаторских экспериментов, наряду с классикой на сцене идут спектакли современных авторов.
Казимеж — исторический район Кракова, который до XIX века был самостоятельным городом и оборонительным рубежом южной части Кракова. Его построил в XIV веке король Казимир III. Тогда Казимеж и Кракова разделял приток Старой Вислы, который был засыпан во время объединения двух городов.
В конце XV века в северо-восточный район Казимежа стали массово переселяться изгнанные из Кракова евреи. Со временем местная диаспора обжилась, окрепла, стала строить школы и синагоги. До сих пор Казимеж считается еврейским районом, каждый год здесь проходит один из крупнейших в Европе Фестиваль еврейской культуры.
Достопримечательности района — старинные синагоги, Рыночная площадь, улочки с увитыми зеленью двориками и историческими домами, которые запрещено перестраивать, а можно только подновлять фасады. Повсюду встречаются маленькие кафе, импровизированные галереи, вывески и надписи на иврите.
Первые экспонаты Музею Чарторыйских были переданы княгиней Изабеллой из собственного поместья. Она положила начало образованию первого художественного музея в Польше. Затем Чарторыйские переехали в Париж и часть коллекции музея была утеряна. В XIX веке некоторые экспонаты вернулись на родину. Их поместили в здание арсенала, где по сей день располагается музей Чарторыйских. В экспозициях вы увидите произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства разных эпох и народов — от древнего мира до нашего времени.
Татранский национальный парк — биосферный заповедник, расположенный на территориях двух стран — Польши и Словакии. Благодаря созданию национального парка природа в Карпатских Татрах сохранилась в первозданном виде. Живописные пешеходные тропы ведут к нетронутым озёрам и скалам Высоких Татр. Западные Татры — это пещеры и карстовые источники, ручьи и водопады. Горы покрывают альпийские луга, лиственные и хвойные леса, где водится разнообразная живность. Здесь можно встретить находящихся на грани исчезновения альпийских сурков, серн и грозных хищников — бурого медведя, рысь, волка. Общая протяженность туристических маршрутов — около 275 км. Для гостей в разных частях парка открыты хостелы.
До сентября 1939 года Краков почти на четверть был населен евреями. В 1941 году их число резко сократилась — их переселили в жилые кварталы Подгуже, где образовалось одно из крупнейших в мире еврейских гетто. Его центральная площадь, которая до войны называлась площадью Согласия, превратилась в место массового убийства. Сюда выводили людей с вещами и даже мебелью. Кого-то тут же расстреливали, других отправляли в Освенцим. В 1948 году это страшное место переименовали в Площадь Героев Гетто. В память о событиях на ней установлены 70 железных стульев. Люди приходят сюда, чтобы почтить память жертв Холокоста.
Plac Bohaterów Getta 30-001, 30-547
Связанный Эрос — современная скульптура, расположенная на Главной площади Кракова. Она была создана в 2003 году и вызвала неоднозначные отзывы горожан. Часть краковчан считают, что современному искусству не место на старинной Рыночной площади, другие же оценили Эроса по достоинству. Автор скульптуры — польский художник Игорь Миторай, длительное время живший в Италии. Он признаётся, что на создание произведения его вдохновили работы Микеланджело. Скульптура — буквальная иллюстрация выражения «Потерять голову от любви». Полая, перевязанная лентой голова юноши лежит на невысоком постаменте. Любимое развлечение туристов — фотографироваться внутри скульптуры.
Один из старейших в Европе Ягеллонский университет основан в 1364 году Яном Казимиром III. Учебное заведение названо в честь Великого князя литовского Владислава Ягелло. Вместе с супругой Ядвигой Анжуйской они внесли огромный вклад в развитие университета. В то время на 11 кафедрах студенты изучали юриспруденцию, медицину и свободные искусства. При Ягелло в университете открылся богословский факультет.
Сегодня в старинных зданиях по-прежнему размещаются учебные аудитории и несколько музеев. Один из них — Коллегиум Майус, расположенный в самом старом корпусе. Его экспозиции посвящены истории университета. Вы увидите старинные интерьеры библиотеки, побываете в профессорской трапезной, сокровищнице, квартире преподавателя философии святого Иоанна Кантия.
В 2010 году в Кракове появился необычный мост через Вислу, соединивший районы Подгуже и Казимеж. Его назвали именем почитаемого в Кракове монаха Лаэтуса Бернатека. Проектированием и строительством занималась авторская дизайнерская студия профессора Анджея Геттера. Через центр конструкции протянулась металлическая арка, на которой с двух сторон стальными канатами удерживаются два 130-метровых пролёта — один для велосипедистов, другой для пешеходов. В центре арки в ванты «вплетены» выразительные скульптуры. По вечерам акра и перила подсвечиваются светодиодной иллюминацией. Новая переправа быстро завоевала популярность у краковских романтических пар и получила второе название — Мост влюблённых. Его перила сплошь увешаны именными замочками — символами счастья и крепких уз. Ключи от них покоятся под мостом на дне Вислы.
Przy Moscie 1
В 1783 году роскошный барочный сад, принадлежавший княжеской семье Чарторыйских, был преобразован в Ботанический сад. Решением Эдукационной комиссии его передали кафедре естественной истории Ягеллонского университета. В французском парке появились теплицы, затем была оборудована астрономическая обсерватория. Сейчас в этом здании располагается Институт ботаники.
В наши дни Ботанический сад занимает 9,6 гектара на восточной окраине Старого города. В теплицах высажены тропические растения, орхидеи, гигантские кувшинки рода Виктория амазонская, богатая коллекция пальм и суккулентов. Элегантный сад с аллеями, тропинками, уютными уголками украшен клумбами, цветочными бордюрами, фигурно подстриженными кустарниками. В небольших прудах живут водные растения, плавают декоративные рыбки. Здешняя достопримечательность — Ягеллонский дуб, чей возраст насчитывает 230 лет.
Суконные ряды, или Сукенницы, в центре Рыночной площади — великолепный памятник архитектуры эпохи польского Возрождения. Первые торговые здания из камня появились в Кракове в XIII веке. Тогда в них шла бойкая торговля сукном. В середине XVI века большой пожар поглотил все постройки на Рыночной площади, сгорели и Суконные ряды. Их стали восстанавливать только спустя полвека, когда в Кракове вновь стала процветать торговля. Своим ренессансным обликом здание обязано итальянскому архитектору Джованни Падовано. В конце XIX века Сукеннице вновь были частично перестроены — к ним добавились арочные галереи. С тех пор внешний вид здания не менялся. Сегодня в галереях первого этажа торгуют лавки с разнообразными сувенирами ручной работы. На втором этаже расположен филиал Национального музея Кракова с выставкой польской живописи и скульптуры XIX века.
В крупнейшем польском Музей авиации собрана богатая коллекция гражданской и военной авиационной техники американского, западноевропейского и советского производства. Он основан в 1964 году и содержит более 200 экспонатов, которые позволяют проследить историю развития мировой авиации от самых истоков до конца прошлого столетия. В современном музейном здании, ангарах, на лётном поле бывшего аэродрома Краков-Раковице-Чижины разместились модели самолётов, планеров, вертолётов, ракетные системы. Среди них немало уникальных экспонатов. В авиасимуляторе можно почувствовать себя пилотом и попробовать управлять воздушным судном. В отдельные выставки выделены летательные аппараты Первой мировой войны, коллекция авиационных двигателей, военная авиационная техника западного и советского производства времён холодной войны.
В XVIII–XIX веках в Кракове существовало несколько зверинцев. В начале прошлого столетия активисты Общества Естественной природы им. Николая Коперника озаботились созданием единого зоопарка. Его торжественного открыли в 1929 году, представив публике две сотни животных — млекопитающих, птиц и рептилий. В наши дни Краковский зоопарк, расположенный в Вольском лесу, занимает 17 гектаров и содержит 1500 обитателей 260 видов.
Гостей развлекают забавные лемуры и обезьяны, на прудах переливается розовыми тонами стая изящных фламинго, скользят по водной глади чёрные лебеди. В центре внимания — карликовые либерийские бегемоты. Детей радует контактный мини-зоопарк с морскими свинками, кроликами, пони и козочками. В первой половине дня посетителей приглашают понаблюдать за кормлением слонов и морских львов, которое сотрудники зоопарка превращают в зрелищное шоу.
ul. Kasy Oszczędności Miasta Krakowa, 14
В 1889 году по инициативе доктора медицины и основоположника физического воспитания в Польше Генрика Йордана на лугах рядом с Краковом был заложен первый в Польше спортивный парк. В павильонах и на площадках жители города занимались гимнастикой. Дабы воспитать у подрастающего поколения дух патриотизма, для детей организовали занятия по истории Польши. За неоценимый вклад Генрика Йордана в общественную жизнь города парк назвали его именем. К 1914 году на аллеях были установлены 46 бюстов выдающихся поляков — учёных, поэтов, композиторов, государственных и общественных деятелей.
В наши дни парк продолжает традиции, заложенные его основателем. На 21,5 гектарах расположены 12 площадок для разных видов спорта, теннисные корты, скейт-парк, велосипедные дорожки, игровые городки для детей. Вновь установлены бюсты, частично утраченные во время Второй мировой войны. Почти половина из них — оригинальные скульптуры, которые сохранили местные жители. Остальные были восстановлены в XXI столетии.
Базилика Божьего Тела — одно из немногих зданий Кракова, избежавших разрушений во время войн и природных катаклизмов. Её строили в XV веке в несколько этапов, гармонично соединив в архитектуре несколько стилей — готику, ренессанс и барокко. Основной корпус базилики состоит из четырёх ярусов, к нему примыкает высокая колокольня XVI столетия. Костёл окружают портики и капеллы, арочная галерея соединяет его с монастырём.
Строгие готические стены скрывают роскошный барочный интерьер, который создавали выдающиеся мастера XVII–XVIII веков. Богатый позолоченный алтарь украшают полотна Томаша Долабеллы. Киоски декорированы картинами и статуями святых. В пресбитерии до сих пор можно увидеть фрагменты средневековых витражей. В 1957 году в базилике установлен самый большой в Кракове орган.
Освенцим — комплекс концентрационных лагерей и лагерей смерти. В 1940–1945 годах здесь располагались бараки, где содержались заключённые. Они работали, становились жертвами жестоких экспериментов, умирали в газовых камерах и печах крематория. Именно в лагере Аушвиц-Биркенау, в 60 км от Кракова, нацистский врач Йозеф Менгеле проводил бесчеловечные опыты над людьми.
В наши дни Освенцим стал символом геноцида, музеем, где тщательно сохранены свидетельства преступлений нацистов — бараки, сторожевые вышки, газовые камеры, крематории, стена казни, где расстреливали узников. На стенах коридоров вы увидите фотографии тех, кому пришлось пройти через этот ад. У входа в лагерь в кинотеатре демонстрируется короткометражный документальный фильм об освобождении Освенцима солдатами Красной армии.
Рыночная площадь в самом центре Кракова — излюбленное место туристов и местных жителей. Точная дата возникновения площади неизвестна. Свои нынешние очертания она приобрела в XII веке, когда Краков стал крупным торговым городом. В XIII веке Рыночная площадь превратилась в один из крупнейших европейских центров торговли. Здесь же проходили торжественные мероприятия, принимали присягу, праздновали победы и скорбели по усопшим. Сейчас на Рыночной площади располагаются дворцы, церкви, костёлы, знаменитые Суконные ряды, памятник Адаму Мицкевичу, ратуша, большое количество ресторанчиков и кафе. Вы можете пройтись по ней пешком или проехать на конном экипаже.
Готическая ратуша появилась на рыночной площади в начале XIV века, после того как Краков получил Магдебургское право и стал независимым городом. В здании разместился городской совет, мэр, магистрат, казначейство, суд, казематы для заключенных. Здание прослужило пять столетий. Его снесли в 1820 году, оставив на Рыночной площади только часовую башню. Массивное сооружение высотой 70 метров отклонено от вертикальной оси на 55 см в результате удара молнии во время урагана в 1703 году.
В 1967 году закончились масштабные работы по консервации башни, во время которых был восстановлен готический облик сооружения. У входа стоят две скульптуры львов начала XIX века, главный фасад украшает портал с гербами Польши и города Кракова. В наши дни на верхних этажах располагается смотровая площадка, крохотная историческая экспозиция и старинный часовой механизм.
Грюнвальдская битва — знаковое событие в истории средневековой Европы. Она положила конец Великой войне и сделала Польское Королевство одним из наиболее значимых государств Европы. Сражение, которое состоялось в 1410 году, до сих пор считается важнейшей победой за всю историю Польши. Спустя пять столетий в 1910 году в память о событии на площади Яна Матейко был установлен памятник Грюнвальдской битве. На высоком постаменте возвышается конная статуя польского короля Владислава II Ягелло. Ниже расположены скульптурные изображения Великого князя литовского Витовта и солдат, поднявших над головой оружие в знак победы. Каждый год 15 июля у памятника проходят реконструкции сражения.
Курган Крака — самое загадочное место на карте Кракова. Он назван в честь основателя города — князя Крака. Ранее считалось, что в рукотворном холме похоронен сам князь. Позднее выяснилось, что курган создавался в течение длительного времени и укреплен внутри радиальным шестом и преградами. На захоронение князя такая конструкция не похожа. До сих пор неизвестно, кто и когда воздвиг холм на правом берегу Вислы. В ходе археологических раскопок были найдены предметы быта, украшения и посуда, принадлежавшие разным народностям и датируемые разными историческими временами, начиная с бронзового века.
Курган и его окрестностью пользуются популярностью как место отдыха у краковчан и гостей города. Израильские туристы обязательно приезжают на курган Крака, чтобы с высоты увидеть каменоломни, где во время войны работали евреи из краковского гетто. Ежегодно в первый вторник после Пасхи на холме проходит национальный праздник Ренкавка с ярмаркой и историческими реконструкциями.
За два года до начала Второй мировой войны несколько еврейских промышленников основали в Кракове фабрику для производства изделий из олова и латуни. К 1939 году производство обанкротилось, и его выкупил немец Оскар Шиндлер. На фабрике был организован выпуск деталей для артиллерийских снарядов. Сегодня имя Шиндлера известно всему миру. На его счету сотни спасённых от неминуемой смерти евреев, которых он вывез из концлагеря для работы на своей новой фабрике.
В 2007 году здание фабрики передали под исторические экспозиции. Сегодня в ней работают два музея — современного искусства и «Фабрика Шиндлера». Тематические залы посвящены биографии легендарного владельца, истории предприятия и жизни краковского еврейского гетто. В экспозиции представлены документы, фотографии, реконструкции, оборудование военных лет.
Монастырь камальдулов основан маршалком коронным Николаем Вольским в Краковских Белянах в первой половине XVII века. Центр обители, построенной по итальянскому образцу, — костёл Успения Пресвятой Девы Марии. Его барочный фасад создал итальянский архитектор Андреа Спецца. Интерьер украшает лепнина работы Джованни Баттисты Фальконе, картины и росписи, созданные придворным художником Сигизмунда III Вазы Томашем Долабеллой. Почитаемый образ Богородицы и несколько других картин написаны монахом-камедулом Венанцио. В церковной крипте расположена часовня и склепы с останками монахов.
Кроме храма, архитектурный ансамбль включает трапезную, хозяйственные строения. С южной стороны простирается гостевой двор для паломников, с восточной — священная зона молчания, где стоят монашеские скиты. Вокруг монастыря раскинулся Вольский лес, разбиты сады с местами для созерцания и уединения. Женщинам вход в монастырь открыт только по большим церковным праздникам 12 дней в году.
Музей японского искусства и техники Манггха открылся в Кракове в 1994 году благодаря выдающемуся польскому режиссёру Анджею Вайде. В музее выставлена коллекция краковского писателя Феликса Ясенского, которую он в 1920 году подарил Национальному музею с условием, что она будет демонстрироваться только целиком. Почти два десятилетия драгоценные экспонаты пролежали не распакованными, только оккупационные немецкие власти во время Второй мировой войны впервые выставили их на обозрение.
Экспозиции занимают современное здание, построенное специально для музея японским архитектором Аратой Исодзаки. В залах выставлены предметы декоративно-прикладного искусства, цветные гравюры на дереве, куклы, плакаты, картины. Кроме постоянной, в музее проводятся временные выставки, работают курсы японского языка, школы икебаны и чайной церемонии.
Костёл Святого Франциска Ассизского, построенный в середине XIII века, сохранил готический облик, невзирая на разрушения и неоднократные реконструкции. Во время восстановления после большого пожара 1850 года интерьер церкви оформили в неоготическом стиле, покрыли стены, арки и своды росписью в стиле модерн, окна украсили цветными витражами. Францисканский костёл построен в форме латинского креста с трапсептом, пресбитерием и несколькими капеллами. В церкви хранится копия Туринской плащаницы, освящённая в Ватикане папой римским Иоанном Павлом II.
Город Закопане — всесезонный горный курорт в Татрах в 106 км от Кракова. Исторические достопримечательности Закопане — старинные виллы конца XIX – начала XX века, Татровский музей имени Титуса Халубинского, костёл Святого Семейства. Главная городская улица Крупувка — средоточие кафе, ресторанов, магазинов, развлекательных заведений. Курорт предлагает насыщенную культурную программу. На вилле Окша открыта художественная галерея XX века, на вилле Атма — музей композитора Кароля Шимановского, работает театр Виткацы и кинотеатр с двумя залами.
Главное богатство Закопане — великолепная природа. Горы кольцом стоят на подступах к городу. От его окраин до подножий простираются луга, на ближайшую гору Губалувку туристов поднимает трамвайчик фуникулёра. Для любителей пеших восхождений по склонам проложены два маршрута. На смотровой площадке гостей ждут прекрасные виды, рестораны и сувенирные лавки. Панорамы Высоких Татр открываются с обзорных террас Каспрова Верха, Горы Анталувка и с большой поляны в центре города под названием «Панорама Гевонта». Рядом с Закопане находится несколько термальных комплексов с бассейнами.
Во второй половине XVI века в Краков пришли иезуиты. Когда маленькая церковь на Рыночной площади стала слишком мала для растущего прихода, им пришлось искать место в плотной городской застройке для строительства большого храма. Такое нашлось на улице Гродской только в 1597 году. Возведение католической церкви длилось почти 40 лет и закончилось в 1635 году. Костёл Святых Петра и Павла стал первым в Кракове, построенным в стиле барокко. Проект был одобрен папой римским и выполнен итальянскими архитекторами, принадлежавшими к ордену иезуитов.
Ограда костёла, украшенная статуями апостолов, стала одним из символов Кракова. Она датируется 1722 годом. Сегодня оригиналы статуй хранятся в Историческом музее, а у костёла выставлены копии. На фасаде центральное место занимает герб иезуитского ордена. В нишах установлены скульптуры святых и королей.
Сдержанный интерьер храма украшает лепнина, живописные полотна на божественные темы, подкупольная монохромная роспись. Великолепный алтарь в стиле позднего барокко выполнен по проекту архитектора Кацпера Бажанки и расписан потомственным польским художником Йозефом Бродовски. Взгляд притягивают роскошно отделанный орган и хоры. В северной части пресбитерия находится надгробие епископа Анджея Тшебицкого, сделанное из трёх видов мрамора и щедро декорированное аллегорическими скульптурами.
Монастырский комплекс Кальвария-Зебжидовска построен в XVII веке, когда во время контрреформации по всей Европе стали возводиться храмы и монастыри в память о иерусалимской Голгофе. В 1600 году краковский воевода Николай Зебжидовский начал строительство часовни и костёла Распятия Иисуса Христа, ставшие основой будущей кальварии, созданной по образу Иерусалима. Позднее монахи построили 24 часовни, которые олицетворяли Страсти Христовы, и 14 крестов, отмечавших стояния Крестного пути. К 1632 году их тоже заменили часовнями. Окончательно комплекс сложился к 20-м годам XVIII века.
Кальвария-Зебжидовска расположена на лесистых холмах у подножия Татр и занимает почти 400 гектаров. Основу архитектурно-паркового ансамбля составляют Базилика Богоматери Ангельской и цистерцианский монастырь, выполненный в виде барочного замка. Их окружает французский парк и монастырские здания в стиле итальянского ренессанса. Все часовни отличаются друг от друга формой и убранством. Главная святыня монастыря — чудотворный образ Кальварийской Богоматери, который хранится в базилике с 1887 года. В Страстную неделю в Кальварию-Зебжидовска устремляются паломники, чтобы принять участие в Господней мистерии и богослужениях.
Музей Кракова был основан в 1899 году, но собранные коллекции долгое время были недоступны для публики. Первая выставка открылась в Краузовском доме только спустя полвека. В 1964-м музей переехал в барочный дворец «Кристофоры» XVII века, где сегодня размещается экспозиция «Жизнь и культура Кракова». В залах Исторического музея выставлены картины, портреты польской знати, гравюры, оружие, доспехи, атрибутика торговых и ремесленных гильдий. В отдельную экспозицию выделены артефакты, касающиеся польских восстаний и Первой мировой войны. К Городскому музею относятся 14 исторических памятников Кракова — старинные здания, сооружения и даже целые туристические маршруты. Наиболее известные достопримечательности — Барбакан, Флорианские ворота, фабрика Шиндлера, Подземелья Рынка, экспозиции «Поморская улица» и «История Новой Хуты».
Площадь Щепаньского появилась на карте Кракова в начале XIX века. Тогда она носила имя Национальной гвардии. До середины прошлого века площадь была рыночной. Сегодня здесь с удовольствием гуляют, отдыхают, любуются старинными зданиями жители и гости Кракова. По периметру расположены архитектурные памятники в стиле модерн — Старый театр, Дворец искусств, галерея современного искусства. Центр площади украшает фонтан, который в жаркие дни весьма популярен у детей и взрослых.
Идея создания музея современного искусства обсуждалась в художественном сообществе Кракова с начала 2000-х годов. Она воплотилась в жизнь в 2011-м на территории бывшей фабрики Шиндлера. Краковские власти выкупили производственные здания, часть из них передали Историческому музею, остальные превратили в арт-пространство с выставочными площадками, библиотекой, книжным магазином, большим залом для семинаров и кинопоказов. Для Музея современного искусства MOCAK было построено новое здание в стиле неомодернизма, спроектированное итальянским архитектором Клаудио Нарди. В экспозициях много работ польских и зарубежных художников XXI столетия. Особое место занимает послевоенный авангард и концептуальное искусство. Вы увидите картины, фотоколлажи, инсталляции, скульптуру. В MOCAK часто проходят интересные индивидуальные и тематические выставки.
В 1896 году в Подгуже на месте старинного известнякового карьера был разбит пейзажный парк. Инициатором его создания стал директор местной школы Войцех Беднарский. В наши дни Парк Беднарского по праву считается одним из красивейших в Кракове. Вековые деревья, живописные скалистые выступы, просторные поляны и многочисленные дорожки располагают к продолжительным прогулкам, занятиям спортом и семейному отдыху. В 2023 году завершилась реставрация парковой зоны, здесь появилось новое освещение, удобные скамейки, большая игровая площадка, беседка, из которой открывается прекрасный вид на Подгуже.
Курган Пилсудского, или Курган Свободы, — искусственная насыпь на самом высоком холме Кракова Совинец. Его торжественно открыли в 1937 году и назвали в честь польского борца за независимость Юзефа Пилсудского. Курган соорудили по инициативе Ассоциации польских легионеров. В насыпь заложили землю с полей сражений Первой мировой войны, поэтому жители Кракова часто называют курган «Могилой могил». После Второй мировой войны за состоянием кургана не следили, и он стал постепенно разрушаться. Власти Кракова взялись реставрировать памятник только в 1980-х годах. Тогда в подножие вновь была заложена земля, но уже с мест боёв Второй мировой войны. На вершине установлена мемориальная плита в память о погибших польских бойцах. Рядом устроена смотровая площадка, откуда открывается панорама Кракова.
Музей Кракова был основан в конце XIX века. Первой в его коллекции оказалась картина польского художника Генриха Семирадского, который передал её в дар новому музею. Вслед за Семирадским свои картины в музей начали привозить другие польские художники. Внесли свою лепту и жители Кракова, они несли в музей различные вещи, имеющие историческую ценность.. В музее действует несколько тематических выставок — оружия, национальных костюмов, предметов быта разных эпох, произведения прикладного искусства, картинная галерея.
Ухоженное, покрытое травой пространство в центре города — это Краковский луг, исторический памятник, место, где происходило немало важных событий. С XII века луг принадлежал женскому монастырю. В XIII столетии сюда прибыло посольство из Ассизи с вестью о канонизации епископа Станислава Щепановского. В XIX веке по Краковскому лугу, который к тому времени уже был в собственности города, маршировали сначала войска Наполеона, а потом по приказу Николая I перед походом в Австрию собирались русские войска.
В конце XIX столетия краковские власти провели мелиорацию земли и превратили луг в городскую зону отдыха, место для спортивных состязаний, городских мероприятий и военных парадов. После Второй мировой войны луг превратился в парк. В наши дни здесь гуляют туристы и жители города, проводятся национальные праздники и фестивали.
al. Focha / al. 3 Maja / ul. Piastowska
Идея создания Этнографического музея принадлежит Обществу польского прикладного искусства, которое в 1902 году организовало выставку коллекции польского этнографа Северина Уздели. Первая экспозиция открылась на Вавеле в 1912 году. После Второй мировой войны музею отдали помещения в здании Казимирской ратуши. Сегодня в фондах хранится 80 000 экспонатов. Тематические выставки посвящены традиционному жилищу поляков, его внутреннему и внешнему убранству, национальной одежде, народным промыслам. В музее выставлена тибетская этнографическая коллекция с предметами, относящимися в XVIII веку. Третий этаж музея занимают временные экспозиции.