Топ-25 достопримечательностей в Кинешме и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.
Драматический театр в Кинешме с дня основания носит имя А. Н. Островского. В 60 км от города находится усадьба Щелыково, где великий драматург создавал свои знаменитые пьесы. В 1872–1881 годах Александр Николаевич был почётным мировым судьёй Кинешмы, тесно общался с представителями дворянства и интеллигенции уездного города. После смерти драматурга в городе возник драматический кружок имени Островского, который в 1897 году превратился в театр. По сей день каждый театральный сезон открывается пьесой А. Н. Островского.
В 1978 году на Волжском бульваре построили новое здание театра. Его архитектурный облик отличает строгая геометрия, минимализм форм и отделки. В сквере напротив театра стоит памятник драматургу. Внутри находятся два зрительных зала, театральный музей, афиши старых спектаклей, фото артистов, которые прославили театр — актёрской династии Садовских, В. Пашенной, М. Царёва, Э. Быстрицкой, Е. Кореневой, Ю. Соломина. Труппа Кинешемского театра славится оригинальными постановками. Ежегодно в августе в Кинешме проходит международный театральный фестиваль «Горячее сердце».
«Пассаж» — единственный в Кинешме кинотеатр. Отсутствие конкуренции не мешает ему оставаться доступным и комфортным местом для семейного отдыха. Кинотеатр находится в историческом здании, построенном в начале 1900-х годов. Шикарное по тем временам строение принадлежало купцу Тихомирову, в нём размещался синематограф, ресторан, торговые лавки. Сегодня «Пассаж» — современный цифровой кинотеатр с показом в 2D и 3D форматах. В нём имеется два зрительных зала на 183 и 47 мест, попкорн-бар с едой и напитками.
Волжский бульвар — старинная улица Кинешмы. Она протянулась вдоль правого берега Волги от Речного вокзала и до устья речки Казохи. Глубокий овраг издавна делил улицу на две части — Малый и Большой Волжский бульвар. В 1958 году овраг засыпали, на образовавшейся площади поставили памятник Ленину. Вдоль Волжского бульвара выстроилась череда исторических общественных зданий, особняков местных купцов и фабрикантов. Застройка датируется второй половиной XIX – началом XX века. Украшение набережной — фонтан «Мальчик с рыбкой» установленный в XIX веке, беседки-ротонды, которые служат смотровыми площадками. По высокому склону к Волге спускаются каскадные лестницы. Ежегодно жители Кинешмы отмечают День Волжского бульвара с праздничными гуляниями и салютом над рекой.
Музей валенок появился в Кинешме в 2012 году на основе коллекции семьи Валерия Соколова. Больше 20 лет его семья вникала в тонкости старинного русского ремесла и производила настоящие шедевры, украшенные бисером, тесьмой, аппликациями. В семейном собрании появились самые маленькие (6 мм) и самые большие в мире валенки высотой с человеческий рост. Более 500 экспонатов передали Соколовы в дар городу. Музей валенок разместился в 4-х залах старинного особняка. В ходе экскурсии можно пощупать мягкую овечью шерсть, почувствовать тяжесть работы на шерстобитном станке, примерить разнообразные модели валенок, купить оригинальные сувениры из валяной шерсти, а также пообщаться с местными мастерами-валяльщиками.
На фабричной окраине Кинешмы находится заброшенное здание с остатками былой роскоши — усадьба фабриканта Павла Севрюгова. Вилла «Отрада», построенная на высоком берегу Волги в 1904-1905 годах, служила дачей для семейства Севрюговых. Архитектура здания своеобразна. Со стороны реки в нём просматриваются черты европейского модерна — трёхэтажная башня со шпилем, сочетание разных геометрических форм. Со стороны сада посетителей встречает античная полукруглая лоджия с колоннами, мраморные лестницы, ведущие к набережной — яркие элементы неоклассики.
После революции хозяева уехали за границу, а в усадьбе поочерёдно располагались дом отдыха, госпиталь, дом культуры. В 90-е годы прошлого века здание окончательно опустело, стало разрушаться и зарастать. Всплеск интереса к романтической вилле произошёл в 2013 году. На одной из фотографий здания между колонн лоджии довольно чётко проявился призрачный силуэт женщины в бальном платье. Приглашённые экстрасенсы подтвердили, что здание изобилует привидениями, но они не опасны для окружающих. В наши дни призрак запущенности и тления продолжает бродить по усадьбе Севрюгова.
Достопримечательности Кинешмы и окрестностей, которые лучше посмотреть на прогулке с местным гидом
Деревянный Никольский мост через речку Кинешемку появился в 1866 году. До этого люди переправлялись из центра Кинешмы в заречную часть по лавам — связанным брёвнам. Название мост получил по имени улицы Никольской — на ней стояла Воскресенская церковь с приделом в честь Николая Угодника. В советское время церковь разрушили, улицу переименовали в Ивановскую, а мост так и остался Никольским. Деревянную переправу неоднократно обновляли и реконструировали — в последний раз это делали пленные немцы после Великой Отечественной войны.
Современный Никольский мост построили в 1959 году из железобетонных конструкций по проекту ленинградских инженеров. Необходимость строительства была связана с созданием Горьковского водохранилища — повышение уровня воды в Волге и её притоках могло затопить старую переправу. Арочный Никольский мост — одна из последних конструкций старинного «эйфелевого» типа, предназначенная для автомобилей и пешеходов.
ул. Ивановская – ул. Юрьевецкая
Современный облик парка Победы в Кинешме сформировался в советские доперестроечные времена. От входа вымощенная дорожка ведёт к обелиску павшим воинам. Вокруг выставлена военная техника — самолет, несколько танков и пушек. За мемориалом расположена детская зона с аттракционами. Лесные дорожки среди высоких берёз и реликтовых сосен ведут вглубь парка — в царство нетронутой природы, земляничных полян и чистого воздуха. Тропы спускаются к песчаным берегам реки Кинешемки. В парке созданы условия для активного отдыха — велосипедные трассы с освещением, уличные тренажёры, прокат спортинвентаря. Зимой прокладывается лыжня. По воскресеньям играет Городской духовой оркестр, на летней сцене дают концерты коллективы художественной самодеятельности.
Кинешемский музей был основан сразу после революции — в 1919 году. В основу собрания легли коллекции из усадьбы «Студёные ключи», принадлежавшей промышленнику Н. П. Рузскому. С 1960-х годов в музее развиваются два направления — историко-краеведческий и художественный. Краеведческие экспозиции размещены в историческом здании Волжско-Камского банка на улице Ленина, 2. Художественный отдел музея располагается в бывшем здании Богадельни с домовой церковью Феодоровской иконы Божией Матери — памятнике архитектуры XIX века.
В постоянной экспозиции картинной галереи представлена живопись И. К. Айвазовского, К. А. Коровина, В. Д. Орловского, скульптура, изделия из фарфора. Здесь можно увидеть портрет Николая Павловича Рузского и его дочери Татьяны. В музее проводятся выставки работ местных художников.
Неотъемлемая часть архитектурного ансамбля русского купеческого города — здания Торговых рядов. В Кинешме их два — Белые, которые называли Мануфактурным корпусом, и Красные. Оба стояли, прижавшись к склону Соборной горы. Со стороны Базарной площади здания имели по два этажа, с противоположной, выходящей на улицу Рыльского, они были одноэтажными.
Белые ряды были выстроены в 1890 году. В середине XX века их снесли, а в 90-е годы частично восстановили. Красным торговым рядам повезло больше. Их возвели в 1911 году, чтобы во время ярмарок у местных торговцев всегда был собственный прилавок. Купечество Кинешмы не хотело отставать от сотоварищей из Нижнего Новгорода, которые возвели у себя роскошные павильоны для Макарьевской ярмарки. При строительстве Красных рядов отцы города не скупились — здание выглядит как настоящий архитектурный шедевр. По верху оно украшено изящными угловыми башенками с окнами-люкарнами. Фасад по центру завершается величественным аттиком, стены и окна отделаны сложным узором из кирпичной кладки. Сегодня в Белых и Красных торговых рядах работают магазины.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Кинешме — памятник архитектуры федерального значения. Она была построена в 1805 году в стиле раннего классицизма с элементами барокко. Колокольня с двумя ярусами звона завершается куполом с круглыми окошками-люкарнами и острым шпилем с высоким крестом. Силуэт Благовещенского собора украсил картину художника Б. Кустодиева «Купчихи в Кинешме», написанную в 1912 году. В советское время храм использовался для нужд швейной артели, не ремонтировался и пришёл в аварийное состояние. В 1995 году церковь отреставрировали на пожертвования прихожан, в ней возобновились богослужения.
В 2018 году в Кинешме открылся памятник легендарному «дяде Васе» — генералу армии Василию Филипповичу Маргелову. Он превратил воздушно-десантные войска страны в армейскую элиту, сделал их грозой внешних противников. Даже аббревиатуру ВДВ десантники расшифровывают как «Войска Дяди Васи» и с гордостью носят введённую им форму — тельняшки и голубые береты. В Великую Отечественную войну Маргелов командовал стрелковой дивизией, получил звание Героя Советского Союза за освобождение Херсона. Генерал не был основателем ВДВ, но после войны он активно работал над повышением роли десантных войск в стратегических операциях на современных театрах военных действий. Бюст генерала В. Ф. Маргелова — дар «Союзу десантников» и всем жителям Кинешмы от предпринимателя М. Л. Сердюкова в рамках проекта «Аллея Российской славы».
Кинешемский мост через Волгу находится на западной окраине города, в 8 км к северу от исторического центра. Он связывает Кинешму с городом Заволжском и другими поселениями на Левобережье. Двухуровневый мост через Волгу с автомобильным и железнодорожным движением начали возводить в 1984 году. Однако в 1996-м финансирование прекратилось, работа замерла. Строительство возобновилось в 2002 году, но от железнодорожной составляющей вынуждены были отказаться. Спустя год автомобильный мост с четырьмя полосами движения сдали в эксплуатацию. Длина переправы — 1,64 км, ширина — 21,5 м. Пешеходные дорожки на мосту отсутствуют.
Троицкая церковь — часть Троицкого-Успенского собора, украшающего Волжский бульвар Кинешмы. По традициям русской храмовой архитектуры, они стоят в одной ограде — летний Успенский и зимний Троицкий. Между ними возвышается общая колокольня. Троицкая церковь — самая поздняя постройка в архитектурном ансамбле. Возведённый в 1838 году в стиле позднего классицизма, он отличается монументальностью и строгой симметрией. Три входа в храм оформлены в виде портиков с дорическими колоннами. На массивных световых барабанах покоятся пологие купола. Арочные окна расположены симметрично относительно портиков.
Троицкий собор закрыли в 1938 году. Наибольший урон ему нанесли во время новой волны богоборчества в 1962 году. Тогда на глазах у верующих уничтожались старинные иконы. Буквально из-под топора удалось спасти образ Казанской Божией Матери. Сегодня — это главная святыня Троицкого собора.
Святитель Василий, епископ Кинешемский — новомученик, пострадавший во время гонений советской власти на православную церковь. Сан епископа Кинешемского он принял в 1921 году. В это время святитель жил на окраине города, в деревянном домике, совершал тайные богослужения, проповедовал и духовно наставлял людей. В 1923 году епископа арестовали, и для него началась череда ссылок и лагерей. Умер святитель в 1945 году в Красноярском крае в возрасте 68 лет.
Кинешемские старожилы бережно хранили память о святителе Василии, берегли его вещи. В 2014 году при содействии городского мецената И. Ю. Голубева был отстроен деревянный домик, где когда-то жил епископ Кинешемский, и открыт музей его имени. Среди экспонатов — облачение, церковная утварь, бытовые вещи и обстановка рабочего кабинета святителя. Рядом с домом стоит деревянная церковь Новомучеников и Исповедников российских, богослужения проводятся в выходные и праздничные дни.
Успенский храм — старинная часть Троицко-Успенского кафедрального собора. До начала XVII века на высоком берегу Волги, в устье реки Кинешемки стояла крепость Кокуй с Преображенским собором. Польско-литовские интервенты в 1609 году сожгли деревянный храм вместе с находившимися внутри людьми. Каменную церковь в честь Успения Божией Матери возвели на этом месте в 1745 году, позже её расширили за счёт притворов — получился величественный пятикупольный храм с пятью нефами, где теперь проводятся торжественные богослужения.
В архитектурном облике Успенского храма прослеживаются черты классицизма и барокко. Стены двухэтажного четверика украшены пилястрами, завершаются закомарами и аттиком с арочными нишами. По низу идет ряд арочных окон, на верхнем этаже окна имеют прямоугольную форму. Внутри храм расписан сюжетами из Евангелия, резной иконостас покрыт позолотой и украшен скульптурной композицией «Распятие с предстоящими». Один из притворов украшает деревянная скульптурная композиция «Тайная вечеря», выполненная в традициях народной резьбы.
Поселение Кинешма зарождалось в XII веке как сторожевой пункт на торговом пути из Владимиро-Суздальского княжества в Нижний Новгород. У подножия военной крепости Кокуй образовалась торговая площадь, которая называлась Посадской. Она быстро росла — в XVII веке на кинешемском торгу стояло уже 4 приходских церкви, насчитывалось свыше 60 лавок. С XVIII века в Кинешме проводились ярмарки — Тихоновская и Крестовоздвиженская. Торговали зерном, мукой, льняным полотном — на гербе Кинешмы изображены два рулона ткани как главные предметы торговли в купеческом городе. Праздничную атмосферу Торговой площади передаёт Б. Кустодиев в картине «Ярмарка в Кинешме» (1906 год). Сегодня на площади Революции расположены исторические достопримечательности города — Белые и Красные торговые ряды, часовня Воздвижения, памятник Ф. Боборыкину, современный Молодёжный сквер.
В 30 километрах к югу от Кинешмы находится старинная усадьба — родовое имение крупного промышленника И. Я. Носова, который до революции занимался производством валенок. Сегодня двухэтажный деревянный особняк восстановлен и превращён в гостиницу с комфортабельными номерами при зоопарке «Добрый». В просторных вольерах на лоне природы содержатся еноты, белки, вислобрюхие вьетнамские свинки, козочки, олениха Красава, пони и яки. Заморское птичье сообщество представлено страусами и семейством павлинов. Всю живность можно кормить, гладить, играть с нею и фотографироваться. При гостинице имеется русская банька и кафе.
В Кинешме на площади Революции с 2012 года стоит памятник Фёдору Боборыкину — почётному гражданину города. Статуя воеводы появилась в год 400-летия восстановления русской государственности после страшных лет Смутного времени. Критическим для России был 1609 год — русские города один за другим присягали самозванцам, открывали ворота интервентам. Воевода Фёдор Боборыкин сумел сохранить в тех условиях патриотизм и верность Православию. Небольшой отряд воинов из Кинешмы под его руководством отказался присягать Лжедмитрию II, выбил из Шуи воеводу-изменника Плещеева, смело встал на оборону родного города против поляков и литовцев. Защитники Кинешмы и сам воевода погибли в неравном бою. В XXI веке горожане собрали 3 миллиона рублей на памятник Ф. Боборыкину. Монумент создан скульптором Равилем Юсуповым. Одной рукой воевода сдерживает рвущегося вскачь коня, другая сжимает обнажённый меч.
Сосновый бор — маленький островок природы в окружении массива многоэтажек и городских дорог. Прогулочные тропинки теряются между высокими соснами и недавно посаженным молодняком. В парке хорошо гулять с детьми, дышать смолистым воздухом, слушать пение птиц, отдыхать от городского шума и суеты. Здесь мало асфальтированных дорожек, нет шумных аттракционов — это место для любителей тишины и дружеского общения.
Усадьба «Студёные ключи» находится на левом берегу Волги, среди оврагов и густых лесов. Этот район Поволжья А. Н. Островский называл «Русской Швейцарией». В 1912 году живописное урочище Гребень купил финансист, промышленник и меценат Н. П. Рузский, а через два года здесь появилась красивая усадьба. Владелец назвал её «Студёные ключи» — окрестности имения изобиловали родниками. Особняк построен в стиле неоклассики по проекту архитектора В. Д. Адамовича, которому Николай Павлович предоставил полную творческую свободу. Оригинальное здание удачно вписалось в окружающий пейзаж. Великолепным получился южный фасад, выходящий к Волге. Портик из десяти колонн образует террасу верхнего яруса, с широкого балкона открывается вид на речные просторы. Внутреннее убранство гостиных, кабинетов, жилых помещений было подчинено идее функциональности и максимального комфорта. В гостях у Рузского бывали А. П. Бородин, Б. М. Кустодиев, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов.
Хозяин усадьбы был вынужден эмигрировать в 1918 году, а «Студёные ключи» были национализированы. Роскошное здание служило исправительной колонией, госпиталем, цехом химического завода, опорной базой для строителей Кинешемского моста. Варварское отношение к культурному достоянию России удалось остановить усилиями ивановского предпринимателя А. А Широкова, основателя фонда «Русская провинция». В 2016 году состоялось открытие отреставрированного особняка и прилегающего ландшафтного парка. Усадьбу «Студёные ключи» планируется сделать центром проведения культурных мероприятий, праздников и фестивалей.
Молодёжный сквер — павильон-сад, который появился в историческом центре города в 2020 году. Сквер находится напротив здания Красных торговых рядов. Ограждение в виде пергол повторяет силуэт Белых торговых рядов, которые находились на этом месте в дореволюционные времена, но потом были разобраны.
Внутри парка разбиты цветочные клумбы, летом работает любимая детская забава — фонтан «Сухое чудо». Струи поднимаются ввысь из 62 форсунок, каждая из которых работает в собственном режиме. Вечером водное шоу подсвечивается, образуя настоящее буйство красок. Среди многочисленных лавочек Молодёжного сквера особого внимания заслуживают три 7-метровые дизайнерские скамьи. На обустройство сквера денег не жалели, жители Кинешмы называют его «Золотой клеткой», но с удовольствием отдыхают там в тёплое время года.
Преображенская церковь — старейшая в Кинешме. Построенная в 1705 году, она сохранила в архитектурном облике черты костромского зодчества XVII века. Окна боковых фасадов и апсиды украшены наличниками из кирпичного узорочья, фриз высокого четверика отделан нишами в виде кокошников. Двухэтажный храм был построен на средства Лаврентия Тюрина — в 1694 году он исполнял должность старосты царёвых садков, а затем постригся в монахи Преображенского монастыря, для которого и возводил церковь. В 1764 году монастырь упразднили, церковь Преображения стала приходской. На средства горожан в 1790 году к основному четверику были пристроены двухэтажные приделы, возведена шатровая колокольня. Как выглядел Преображенский храм перед революцией, можно увидеть на картине Б. Кустодиева «Встреча (Пасхальный день)», написанной в 1917 году.
В советское время церковное здание использовалось в качестве клуба, кинотеатра, военного склада, литейного цеха. Колокольня была разрушена, в 1995 сохранность здания оценивалась в 50%. Сегодня церковь Преображения Господня отреставрирована по сохранившимся фотографиям и описаниям.
Здание Присутственных мест в стиле ампир — образец гражданской архитектуры первой трети XIX века. Строгий и в то же время нарядный северный фасад, выходящий к реке, — украшение Волжского бульвара. Нижний этаж здания отделан рустом и отличается по цвету от второго этажа. Центральный ризалит завершается красиво оформленным мезонином. По бокам симметрично расположены трёхчастные окна, объединённые архивольтом. В XIX веке в этом здании работала Городская управа и собиралась Городская дума из самых богатых и влиятельных жителей Кинешмы. Сейчас здание является жилым домом.
Церковь Вознесения Господня была построена в 1779 году и входила в ансамбль Вознесенского монастыря. Женская обитель была основана в Смутное время для вдов и дочерей погибших защитников города. Первая каменная постройка монастыря — тёплый храм Иоанна Златоуста (1760 год), более поздняя Вознесенская церковь была летней. В 1929 году оба храма закрыли, демонтировали купола и барабаны. В Вознесенской церкви разместили краеведческий музей, который работал здесь до 2011 года. Сегодня пятиглавая Вознесенская церковь, соединившая в себе элементы древнерусского зодчества и барокко, отреставрирована и является памятником архитектуры федерального значения.
В конце Волжского бульвара стоит двухэтажное здание, прихотливо украшенное в стиле модерн. В 1913 году оригинальный особняк принадлежал хлеботорговцу, купцу 1-й гильдии В. И. Шемякину. После революции он не покинул страну, а продолжал заниматься торговлей. В 1930 году Шемякина обвинили в контрреволюционной деятельности и отправили в ссылку. А его дом по сей день украшает город.
Богато декорированный фасад здания выходит к Волге. Центральная часть второго этажа украшена балконом с кованой решёткой и завершается классическим аттиком. Верхние элементы здания облицованы метлахской плиткой изумрудного цвета. Сегодня в элегантном особняке Шемякина работает городской Дворец бракосочетаний.