Топ-30 достопримечательностей в Петергофе и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.
Всем хороши были в XVIII веке фонтаны Версаля, но они работали только в присутствии высоких особ и отключались сразу после ухода королевской свиты. Уникальность Большого каскада в Петергофе в том, что подача воды в фонтаны происходит непрерывно благодаря мастерски сконструированной водопроводной системе с использованием перепада высот. Идея Петра Первого превратить подъезд к своей летней резиденции в фонтанную феерию была воплощена в 1723 году. Гости Петергофа пересаживались с кораблей на шлюпки, плыли по Морскому каналу, в конце которого их встречала фантасмагория Большого каскада. В мириадах брызг 75 фонтанов отливают золотом статуи античных богов, героев, мифических существ. В центре композиции в струях 21-метрового фонтана неистовый Самсон борется со львом — аллегорический апофеоз схватки России и Швеции. Выше, на фоне арок Большого грота серебрятся ажурные брызги фонтана «Корзина». На третий уровень к Малому гроту ведут массивные лестницы, украшенные позолоченными барельефами и водными струями. По обе стороны Малого грота расположены золотые маскароны Вакха и Нептуна. Отсюда запускается поток, дающий жизнь водной феерии Большого каскада — уникального памятника эпохи барокко.
В 1711 году на диком берегу Финского залива первый император России Пётр Великий заложил летнюю резиденцию, желая «ногою твёрдой стать при море». Холмистый рельеф позволил украсить местность каскадами фонтанов. Расположенные на склонах, они работают за счёт перепада уровня воды. Всего в Нижнем парке действует 150 фонтанов. Созданием уникального ансамбля и устройством системы водоснабжения руководил талантливый архитектор, мастер по созданию французских регулярных парков Жан-Батист Леблон. По замыслу Петра, каждая дворцовая постройка имеет собственную фонтанную композицию.
Центральная часть парка — настоящий праздник жизни. От берегов Финского залива к Большому дворцу тянется Морской канал, по краям которого бьют вертикальные водные струи в виде хрустальных растений. Аллея фонтанов заканчивается Большим каскадом на фоне Дворца и знаменует торжество победы России в Северной войне. Марлинская аллея ведёт в западную часть парка, где в музее дворца Марли хранятся личные вещи Петра I. Рядом по ступеням мраморной лестницы стекает фонтан «Золотая гора». На прибрежных камнях возле уединённого Эрмитажа можно отдохнуть под шум морских волн. Аллеи восточной части Нижнего парка уводят к романтичному дворцу Монплезир, водному каскаду «Шахматная гора», таинственному Лабиринту.
В эпицентре Большого каскада находится позолоченная бронзовая статуя Самсона. Движением могучих рук библейский герой раздирает пасть льву, олицетворяющему поверженную в Северной войне Швецию. Из пасти агонизирующего животного выбивается 20-метровая струя воды. Динамичность композиции придают брызги струй вокруг места схватки. Композиция «Самсон» появилась в Петергофе в годы правления Анны Иоанновны в 1735 году и была посвящена юбилею Полтавской битвы. Первую свинцовую статую Самсона изготовил скульптор Б. Растрелли, но свинец оказался недолговечным. В 1802 году мастер русского классицизма, скульптор М. Козловский создал бронзового Самсона, но его вывезли фашисты в годы оккупации. Сразу же после войны, в 1947 году, советский скульптор В. Л. Симонов отлил из бронзы нового Самсона — сияющий золотом богатырь остаётся главным украшением петергофского ансамбля.
Четыре поколения зодчих в течение 150 лет формировали облик летней резиденции российских императоров — Большого Петергофского дворца. С 1715 по 1725 год Верхние палаты на холме у причала Морского канала были местом для маскарадов и увеселений «птенцов гнезда Петрова». Фонтаны Большого Каскада служили своеобразным вестибюлем под открытым небом. В 1755 году Ф. Б. Растрелли придал дворцу пышность и великолепие елизаветинского барокко. Был надстроен третий этаж, здание расширилось за счёт боковых галерей и павильонов. Интерьер поражал обилием позолоты и бесконечных зеркальных перспектив. В 1767 году несколько залов по приказу Екатерины II были оформлены в классическом стиле — рельефами, бюстами, скульптурами. И, наконец, в 1846 году восточная часть дворца увеличилась за счёт Ольгинского флигеля, построенного для дочери императора Николая I. Длина фасада Большого дворца за полтора века выросла до 300 метров, в дни особых торжеств он собирал под свои своды до 3000 человек. После революции дворец превратился в музей, но во время войны фашисты разрушили его до основания. Восстановление архитектурного и исторического памятника продолжалось 40 лет — до 1985 года. Сегодня посетителей Большого дворца в Петергофе ожидает познавательная прогулка по 30 залам, наполненным старинной мебелью, произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Российский император Николай I, его супруга Александра Фёдоровна, их дети были православными христианами. Для них в парке Александрия возле дачного дворца «Коттедж» была построена домовая церковь святого Александра Невского. Архитектору К. Ф. Шинкелю блестяще удалось решить трудную задачу — совместить готические элементы архитектуры с православными канонами внутреннего оформления храма.
Снаружи фасады обрамляют колонны с острыми шпилями — каждая из них щедро украшена скульптурными изображениями. Миниатюрная часовня насчитывает 43 рельефные фигуры, отлитые русскими мастерами. Над стрельчатыми порталами красуются круглые витражные окна-розы. Новая церковь сразу же получила название «Готическая капелла» — таким сильным было её родство с шедеврами европейской средневековой архитектуры. Православный иконостас внутри часовни отделяет церковный зал от алтаря. С первого освящения в 1834 году до наших дней сохранились старинные иконы «Христа Спасителя», «Вознесения Господня», «Михаила Архангела». Второе православное освящение церкви Александра Невского было в 2006 году, когда из Дании в Россию привезли для перезахоронения прах императрицы Марии Фёдоровны — матери последнего российского императора Николая II.
Достопримечательности Петергофа и окрестностей, которые лучше посмотреть на прогулке с местным гидом
По соседству с пышными фонтанами Нижнего парка раскинулся тихий парк Александрия — семейная дача четырёх поколений династии Романовых. Название парка связано с именем супруги Николая I — Александры Фёдоровны. Восстание декабристов вызвало у императрицы нервный срыв, от которого она долго не могла оправиться. В 1826 году Николай Павлович решил создать для жены парк, в котором ей всё напоминало бы о родной Пруссии. Местные деревья выкорчевали, завезли тысячи новых растений, высадили дубравы, берёзовые рощи, липовые и тополиные аллеи.
Семья Николая I уютно чувствовала себя в парковом замке «Коттедж». В 1831 году царь Александр II построил для своей семьи Фермерский дворец. Дети Николая II выросли в Нижней даче — здесь родился цесаревич Алексей, был подписан исторический Манифест 17 октября 1905 года. Перед окнами дворца царь принимал военные парады. В 1961 году здание на берегу Финского залива взорвали — на историческом месте остались руины, поросшие кустарником.
Украшение Александрии — Готическая капелла, домовая церковь семьи Романовых. Для царских отпрысков в парке была детская гимнастическая площадка, крепость для обучения военному делу и даже пожарная каланча — к воспитанию наследников Романовы относились ответственно.
Московский собор Василия Блаженного (XVI век) — визитная карточка России, яркий образец шатрового стиля, распространённого в эпоху Ивана Грозного. В стране есть ещё два храма, которые сложной планировкой, радостным многоцветьем и обилием украшений напоминают столичный храм Покрова на рву — это Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге и Собор святых апостолов Петра и Павла в Петергофе. Оба они связаны с именем Александра III. По желанию императора петергофский собор решили строить на берегу Ольгина пруда. Император сам выбрал для строительства проект архитектора Н. В. Султанова. Собор был построен в 1904 году, главный престол освятили год спустя в честь покровителей Петергофа — апостолов Петра и Павла.
Пятиярусная пирамида гранёных объёмов поднимается на высоту 70 метров, где её венчают пять куполов на зелёных шатрах. Стены храма выложены из красного и жёлтого кирпича, украшены арками, кокошниками, полуколоннами. По внешнему периметру его опоясывает крытая галерея для крестных ходов в ненастное время. Внутреннее пространство украшают майоликовый иконостас и палехская роспись. Собор был действующим до 1937 года, затем его закрыли и разграбили. В 1990 году началось восстановление церковного здания с уникальной историей и архитектурой. Сегодня собор вновь радует своей красотой жителей и гостей Петергофа, в нём идут богослужения, в зале с прекрасной акустикой звучат песнопения. С обзорной площадки в галерее под куполом открывается живописный вид на окрестности.
В 2024 году после длительной реконструкции открылся Верхний сад — памятник садового искусства XVIII века. Он был заложен в 1716 году и служил обрамлением парадного въезда в Большой Петергофский дворец со стороны суши. Сад был создан по канонам французского регулярного парка — со строго симметричной планировкой, размеренными аллеями, виртуозно остриженными деревьями, беседками, перголами и античными статуями. Центральная часть ландшафта — система бассейнов, прудов и фонтанов. Доминанта водной композиции — скульптурная группа фонтана «Нептун» в стиле барокко, отлитая в Германии в XVII веке. По обе стороны центрального партера в строгой симметрии располагаются боскеты — рощицы тщательно подстриженных лип, туи, яблонь и вишен. Украшением парка служит розарий с аллеями из кустов, подобранных по цвету бутонов. Прогулка по Верхнему саду погружает в атмосферу блестящей придворной жизни XVIII века.
«Моё удовольствие» — так называл Пётр I царские хоромы в восточной части Нижнего парка. Дворец «Монплезир» в голландском стиле стоит на мысе Финского залива. Он был призван напоминать царю о годах ученичества на фламандских верфях. Снаружи дворец выглядит более чем скромно — простая планировка, кирпичные стены, лаконичное оформление окон, терраса с видом на морской берег. Фонтан «Сноп» и небольшие водомёты по периметру украшают прилегающий сквер. Интерьер дворца — сочетание российской роскоши с голландской педантичностью. В Лаковом кабинете собрана весьма ценная для XVIII века коллекция китайского фарфора и миниатюрной живописи. В Парадном зале вы увидите виртуозное оформление купола — живописные сюжеты четырёх стихий мироздания. Здесь же на дубовом столе стоит легендарный «Кубок орла», вмещавший штоф водки, — его должен был выпить в наказание нарушитель правил, установленных хозяином. Кухня — образец голландской аккуратности, уже в те времена она была снабжена водопроводом и канализацией, что было редкостью даже в Европе. После смерти Петра во дворце «Монплезир» никто не жил. До сегодняшнего дня он сохранил черты оригинальной отделки и обстановки.
«Здесь во дворце я была счастлива, как нигде больше», — такими словами выразила своё отношение к подарку мужа императрица Александра Фёдоровна. В 1829 году Николай I подарил ей домик, окружённый пейзажным парком. Здесь всё должно было напоминать Александре Фёдоровне её родную Пруссию, где в начале XIX века входила в моду неоготика. Коттедж — стиль шотландских баронов, олицетворение счастья в лоне семьи. Таковым и стал дворец в парке Александрия для четырёх поколений семьи Романовых.
Особенность дворца — обилие эркеров, балконов, террас, позволяющих любоваться пейзажем в любое время. Уникальная деталь внешней отделки — герб семьи Николая Павловича, клинок в гирлянде белых роз, любимых цветов императрицы. Интерьер «Коттеджа» выполнен в стиле готики — арочные окна с кружевными ставнями, стрельчатые своды, цветочные мотивы орнаментов, расписанная мебель. Семейная реликвия дворца — люстра, подаренная императорской чете к серебряному юбилею. Исторической реликвией является камень с вензелем турецкого султана, украшающий стену вестибюля — память о боях с турками в 1828 году. В годы Великой Отечественной войны ценная часть обстановки была эвакуирована. Фашисты устроили во дворце госпиталь, что сохранило его от разрушения.
«Царицын павильон» — приют для отдохновения и грёз об Италии, ещё один роскошный подарок императора Николая I супруге Александре Фёдоровне. Рождение павильона — результат высокого искусства и тяжёлого труда. До 40-х годов XIX века в Петергофе к югу от Верхнего сада простиралось болото. С помощью системы проточных каналов его превратили в живописный пруд с искусственными островами. На одном из них в 1844 году придворный архитектор А. И. Штакеншнейдер возвёл античный павильон в «помпейском духе» — его планировка и внутреннее убранство повторяли облик домов, раскопанных в Помпее. В центре сооружения располагался атриум — бассейн со стеклянной крышей, имитирующей открытое небо. Пол в столовой украсила подлинная помпейская мозаика, чудесным образом оказавшаяся в России. Колонны, полы, предметы мебели в павильоне выполнены из мрамора различных видов и оттенков. От портика прямо к воде спускается лестница, это место располагает к уединению и созерцанию. Помпейский домик окружён небольшим садом с фонтанами, статуями и белыми розами — любимыми цветами хозяйки «Царицына павильона».
Санкт-Петербургский пр-т, о. Царицын, Колонистский парк
В петровские времена от морского причала к Большому дворцу гости плыли на галерах по Морскому каналу. Его начали рыть в 1714 году, одновременно со строительством дворца и оформлением Большого каскада. Вода из фонтанов стекает в бассейн, имеющий форму ковша, и далее по каналу устремляется в море. Ширина рукотворного водоёма 12 метров, а его длина не превышает полкилометра. Движение воды к Финскому заливу сопровождается шумом и брызгами Аллеи фонтанов. Она была заложена в 1722 году — серебристые струи поднимаются из мраморных чаш, симметрично расположенных по обе стороны канала. В русло вода возвращается через бронзовые маски мифических существ, вмонтированные в гранитные стены. Морской канал — ось симметрии, которая делит Нижний парк на равные части: Марлинскую и Монплезирскую. Два мостика через канал соединяют эти части в единую пешеходную зону и служат отличным местом для панорамных снимков Большого Петергофского дворца.
В восточной части Нижнего парка есть уютный уголок отдохновения и релакса — два «Римских фонтана» из белого мрамора, окутанные сверкающей пеленой водных брызг. Композиция «Римские фонтаны» была создана в 1739 году и очертаниями повторяла своих собратьев, украшавших площадь Святого Петра в столице Италии. Водные струи из пяти форсунок взмывают в небо на высоту 10 метров, с шумом падают вниз, разбиваются о края гранитных чаш и плавно стекают вниз. В 1763 году к оформлению «Римских фонтанов» приложил руку Ф. Растрелли, он украсил постаменты позолоченными рельефами, и водные брызги еще веселее заиграли на солнце. Рядом были разбиты клумбы, очертаниями повторяющие фонтаны. Во время войны весь Петергоф был разграблен, разрушена уникальная система водоснабжения. Восстановленные в 1949 году «Римские фонтаны» можно с полным правом назвать творением и советских мастеров.
Здание железнодорожной станции Новый Петергоф (1857) — словно мираж, занесённый на север из солнечной Италии. Русский архитектор Н. Бенуа участвовал в реставрации старинного собора Вознесения Девы Марии в Орвието и был покорён гармонией готических пропорций и ажурной отделкой средневекового храма. Нечто подобное в стиле неоготики он воплотил в здании петергофского вокзала. Центр композиции — шестигранная башня высотой 34 метра с парапетом, пинаклями и узкими стрельчатыми окнами. Она возвышается над двумя арками, под которыми проходят поезда и находятся перроны. Над арками протянулись лоджии с колоннадами. В симметричных двухэтажных крыльях располагались кабинеты сотрудников и помещения для пассажиров. Сегодня старинное здание объявлено памятником архитектуры федерального значения, выведено из эксплуатации и находится на реставрации. На привокзальной площади стоит памятник Александру фон Штиглицу — именно при его активном участии и финансировании появился железнодорожный вокзал Новый Петергоф.
Колонистский парк — результат труда талантливых мастеров, ландшафтного дизайнера П. Эрлера и зодчего А. Штакеншнейдера. В 1832 году на месте парка было болото, где царственные персоны охотились на дичь. За шесть лет упорного труда удалось осушить болото, сформировать проточный пруд и заложить на нём два острова. Ольгин пруд носит имя дочери Николая I, который и был вдохновителем всех преобразований. Берега водоёма укрепили валунами и засадили плакучей ивой, на островах построили павильоны и разбили пейзажные сады. Так к 1857 году оформились чёткие контуры Колонистского парка. Своё название он получил от соседнего квартала, где проживали колонисты из Германии.
Половину территории занимает Ольгин пруд, глубина которого два метра. Острова Ольгин и Царицын являются основными прогулочными зонами парка, сегодня на них можно попасть по мостикам, соединяющим острова между собой и с набережной. На Царицыном острове посетителей ждёт «помпейский» домик — Царицын павильон. Здесь можно полюбоваться мраморной отделкой комнат, обнаружить в саду настоящие античные руины, а также дуб Джорджа Вашингтона — он вырос из жёлудя, привезённого с могилы американского президента. Ольгин павильон на одноимённом острове — подарок отца ко дню бракосочетания дочери. Трёхэтажный особняк с террасой на крыше должен был напоминать хозяйке о счастливых днях, проведённых на Сицилии, где состоялась её помолвка с принцем К. Вюртембергским.
Санкт-Петербургский пр-т, Колонистский парк
По замыслу Петра Первого, каждая дворцовая постройка Петергофского парка должна была иметь свой фонтан. Дворец «Эрмитаж» (1725) оставался без фонтана три четверти века. Только в 1801 году удалось запустить фонтан-спутник дворца «Эрмитаж». Автором проекта стал архитектор А. Н. Воронихин, мэтр русского классицизма. Античная колоннада возвышается над каменным бассейном для стока воды. Гранитные колонны ионического ордера чередуются с серебристыми водными струями, которые взметаются ввысь и с брызгами низвергаются в чашу бассейна. Динамика текущей воды усиливается работой «армии» маскаронов, непрерывно извергающих водные потоки. Внутри колоннады — силуэт Аганиппы, нимфы, охраняющей источник у горы Геликон. Воды этого источника вдохновляют поэтов на создание шедевров. Вход в колоннаду сторожат бронзовые львы, поэтому за фонтанной композицией укрепилось название «Львиный каскад».
Интересные подробности быта императорской семьи можно узнать в музее Банного корпуса. Для посетителей Петергофа он является вторым по популярности после Большого дворца. Банный комплекс начинался с баньки Петра Первого — она появилась в 1719 году на берегу Финского залива, рядом с любимым дворцом Монплезир. Позднее Елизавета Петровна вместо петровской «мыльни» возвела роскошное строение в стиле барокко — к его созданию приложил руку Бартоломео Растрелли. Окончательный вид Банный корпус приобрёл в 1866 году. В нём были оборудованы помещения для лечебных процедур Марии Александровны, супруги императора Александра II.
Центральное место в экспозиции занимает «Мыльня для кавалеров и фрейлин», обустроенная на месте парилки Петра I. Известно, что император парился при температуре, которую выдерживали немногие, по походной традиции на печи вместо камней лежали пушечные ядра. Весёлым развлечением для гостей был шар-брызгало, который внезапно превращался в фонтан-шутиху.
Лечебные покои Марии Александровны были оборудованы холодными и тёплыми ваннами — контрастное водолечение прописал больной императрице лейб-медик С. П. Боткин. Гостевые комнаты, зал для торжественных обедов, кухонные помещения, китайский дворик для покоя и созерцания дают возможность во всех деталях представить бытовую сторону жизни царственных особ.
К восточному фасаду дворца Монплезир примыкает Екатерининский корпус — творение двух гениальных зодчих XVIII века. В 1759 году маэстро елизаветинского барокко Ф. Растрелли возвёл на каменных валунах одноэтажный дворец для придворных торжеств — «Каменный корпус». Отсюда в 1862 году Екатерина II в мундире полковника Преображенского полка отправилась в Петербург свергать своего супруга — Петра III. Став императрицей, Екатерина поручила архитектору Д. Кваренги преобразовать дворец в классическом стиле — он получил название «Екатерининского корпуса». Свою лепту в оформление интерьеров внёс император Александр I — в дворцовых комнатах появилась отечественная мебель в стиле ампир, росписи и предметы, напоминающие о победе над Наполеоном. В коллекции музея «Екатерининский корпус» выставлены бронзовые изделия французских мастеров, дорогой гобелен «Царь Пётр I спасает рыбаков на Ладоге», созданный французскими ткачами. Гурьевский сервиз на 500 персон посвящён культурным традициям многочисленных народов Российской империи.
В западном сегменте Нижнего парка все дороги ведут к дворцу «Марли». Он стоит на перемычке между Большим Марлинским прудом и Секторальным. Его восточный фасад отражается в водной глади Марлинского пруда, откуда веером отходят аллеи к основным достопримечательностям огромного сада. Западный фасад обращён к Секторальному пруду и трём изящным мостикам, соединяющим дворец с противоположным берегом. Компактное здание в стиле барокко было построено в 1723 году. Оно воплощало «французские грёзы» Петра I и напоминало время, когда император гостил у французского короля Людовика XVII в резиденции Marly-le-Roi. Окружённый прудами и садами петергофский дворец «Марли» служил гостевым домом для царственных особ и иностранных гостей. Здесь останавливались Екатерина I, а позже и Екатерина II, любил порыбачить Александр III, устраивал чаепития Николай I.
Дважды дворец оказывался на грани полного разрушения. В 1898 году прогнившее от сырости здание разобрали до основания и отстроили заново. В 1944 году дворец был взорван отступающими фашистами. Восстановление его продолжалось до 1982 года. Сегодня дворец «Марли» — музей, хранящий память о Петре I и детали быта знатных гостей Петергофа. Вы увидите изразцовые печи, оловянные котелки на кухне, побываете в гардеробной с личными вещами первого императора России, кабинете, облицованном чинаровым деревом, крохотной спальне, гостиной с ореховым столом из Англии и полотнами европейских художников. Книги в библиотеке отражают интересы и кругозор Петра Первого: математика и ландшафтная архитектура, морское дело и фортификации, «Подлинный театр чести и рыцарства» на французском языке и «Евангелие» на русском.
В 13 лет у будущего императора Александра II появилась собственная дача — двухэтажный особняк в парке Александрия, по соседству с фермой для коров. В 1859 году особняк был перестроен под «Фермерский дворец» для летнего отдыха большой семьи императора — супруги Марии Александровны и восьмерых детей. Светлое двухэтажное здание в псевдоготическом стиле украшали мансарды, балконы и террасы, увитые плющом. Внутри дворца было более сорока помещений: личные кабинеты, гостиные, столовые, детские комнаты, спальни, уголки для прислуги. В покоях Марии Александровны сохранилась мраморная ванна для водных процедур, работал механический лифт, поднимавший больную императрицу на верхний этаж. Сегодня в Синем кабинете рядом с личными вещами Александра II можно увидеть и ту подушку, на которой умирал император после покушения 1 марта 1881 года. «Фермерский дворец» — великолепный музей, раскрывающий подробности жизни Александра II как крупного государственного деятеля и отца большого семейства.
Побывать в подземном вестибюле Петергофского дворца, своими глазами увидеть систему питания фонтанов, сделать уникальные снимки самого сердца водной феерии — такие возможности предоставляет музей «Гроты Большого каскада». Развлечения гостей Петергофа начинались в залах Нижнего грота. Они украшены оригинальными мраморными скульптурами и позолоченными античными копиями. Во вкусе Петра I здесь устроены шутливые розыгрыши — «брызгающий стол» и «водяная завеса». Со смотровых площадок Большого и Малого грота отрываются необычные перспективы на фонтанную площадь перед императорской резиденцией.
В 1846 году в солнечном Палермо состоялась помолвка великой княжны Ольги Николаевны с принцем Карлом, будущим королём Вюртемберга. На свадьбу император Николай I подарил дочери итальянский домик — напоминание о счастливых днях, проведённых на Сицилии. Итальянская вилла появилась на Ольгином острове посреди одноимённого пруда в 1848 году. На первом этаже павильона — столовая с мраморными панелями, камином и расписным потолком. Стол сервирован посудой из серебра с вензелями хозяйки. На втором этаже расположена комната Ольги Николаевны с выходом на балкон и террасу — по ступеням внешней лестницы хозяйка спускалась на прогулку в пейзажный парк. На третьем этаже располагался кабинет самого Николая I. На воде перед Ольгиным павильоном построили сцену для театральных представлений — остров был излюбленным местом для придворных праздников и гуляний. В пейзажном парке среди клумб и земляничных полян стоит памятник А. Штакеншнейдеру – создателю «итальянских грёз» на Ольгином пруду. Во время войны павильон был разрушен до основания и в 2015 году восстановлен в прежнем виде.
о. Ольгин, Колонистский парк, Санкт-Петербургский пр-т
Голова «Воина», пожалуй, самая известная достопримечательность дворцово-паркового ансамбля «Сергиевка», который находится в 4,5 км к северо-западу от Петергофского дворца. Когда из недр земли появилось каменное изваяние с родником у основания — об этом история умалчивает. Но существует поверье — иссякнет бьющий рядом родник, и Голова уйдёт под землю, а вместе с ней и Петров град с его дворцами и проспектами. Исследователи творчества А. С. Пушкина установили, что в 1818 году поэт побывал в Сергиевке, вполне возможно, что именно «Воин» вдохновил его на создание сказочного персонажа «Руслана и Людмилы».
Первыми владельцами этих земель были представители рода Румянцевых. По имени одного из них — Сергея, сына знаменитого полководца П. А. Румянцева-Задунайского — и была названа усадьба. В 1838 году Сергиевку купил Николай I и приказал построить дворец, подарок к свадьбе дочери Марии Николаевны с герцогом М. Лейхтенбергским. Усадьба создавалась в стиле помпейских вилл с фасадами, оформленными портиками и внутренними двориками. С северного парадного входа открывается панорама Финского залива.
В 1843 году недалеко от дворца Лейхтенбергских появилась «Собственная дача Его императорского Величества». В роскошных покоях, отделанных в барочном стиле, проводил свой медовый месяц император Александр II. В стенах дворца плелись интриги против семьи последнего российского императора Николая II. Под предлогом молитв о наследнике в Сергиевку приглашались европейские экстрасенсы. Здесь император впервые встретился со старцем Григорием Распутиным.
Луговой парк идеален для любителей неспешных прогулок, отдыха у воды на лоне чудесной русской природы. К 1757 году на лугах вокруг озёр и прудов, питающих петергофские фонтаны, неутомимый зодчий А. И. Штакеншнейдер разбил пейзажный парк. Возле павильонов, построенных по его проектам, появились сады из лип, берез, кустов акации и сирени. Никольский домик — первое строение Лугового парка, за которое архитектор был удостоен звания академика. К сожалению, домик не сохранился, зато остался парк «Заячий ремиз». Розовый павильон был построен для отдыха царственных особ, гуляющих по парку. Он стоял среди прудов, поэтому имел второе название — «Озерки», а весь зелёный массив назывался Озерковый парк. Сегодня на месте павильона остались живописные руины. На высоком холме сохранилось ещё одно творение Штакеншнейдера — павильон Бельведер. Двухэтажный дворец служил местом увеселений императорской фамилии. С галереи второго этажа открывается прекрасная панорама окрестностей. Сегодня в бывшем дворце расположен гостиничный комплекс.
Своё название усадьба Знаменка получила в середине XVIII века. Сменявшие друг друга сановные владельцы вносили свои изменения в облик имения. При А. Г. Разумовском появился барочный 2-этажный дворец и каменная церковь Петра и Павла. Елизавета Петровна передала в храм список иконы Божией Матери «Знамение» — благословение своего отца, Петра I. С этих пор за усадьбой закрепилось название Знаменка. Сенатор Мякишев надстроил третий этаж дворца — в нём располагалась библиотека. В 1856 году знаменская усадьба перешла во владение великого князя Николая Николаевича — сына императора Николая I. Большой любитель лошадей, он построил в своих владениях роскошную конюшню и манеж. Во дворце появилось два парадных фасада: один с видом на Финский залив, другой — на приусадебный парк. При Николае Николаевиче была построена оранжерея, круглый год снабжавшая императорский стол свежими фруктами и овощами. Конюшня и оранжерея сегодня находятся в полуразрушенном состоянии. Ухоженный парк служит прекрасным местом для прогулок. Величественный дворец пустует, но, как в былые времена, остаётся главным украшением округи.
Санкт-Петербургское шоссе, 115
Любимое место отдыха жителей Петергофа — Английский парк, подаренный городу императрицей Екатериной II. В 1720 году для обеспечения водой фонтанов Петергофа был перекрыт плотиной Троицкий ручей. Образовался пруд, который впоследствии назвали Английским. Десятилетиями это место было «зверинцем» — территорией для охоты. В 1781 году Екатерина Вторая распорядилась возвести на берегу пруда уединённый дворец и разбить вокруг него пейзажный парк. Для его создания из Англии пригласили ландшафтного дизайнера Д. Мендеса. В отличие от французского регулярного парка, в свободных ландшафтах английского стиля все выглядело естественно и настраивало на романтический лад — каменный мостик через ручей, одиноко стоящее на лужайке дерево, рощицы, прихотливо разбросанные по берегам водоёмов. В годы Великой Отечественной войны Английский парк погиб под обстрелами. На месте дворца осталась мемориальная доска, но сохранился пруд, тропинки и каменные мостики — здесь можно гулять, наслаждаясь тишиной и красотой окружающих пейзажей.
бульвар Красных Курсантов/пр. Санкт-Петербургский
Архитектура Тюдоров, поздняя готика Англии XV–XVI веков — такой выбор сделал зодчий Н. Бенуа, получив в 1848 году от царя заказ на строительство Дворцовых конюшен в Петергофе. Результат превзошёл все ожидания — грандиозный замок из красного кирпича и белого камня занял целый квартал на границе с «готическим» парком Александрия. Двухэтажные зубчатые башни, дозорные вышки, остроконечные шпили чередуются с одноэтажными галереями под сводами двускатных крыш, окна украшены готическими переплётами и лепниной. В высоких башнях хранили сено, а ряды галерей служили стойлами для 328 лошадей. Центральное место в конюшнях занимал манеж. Внутри помещалась ложа императора, своды арены были красиво оформлены дубовыми стропилами с искусной резьбой. Арка парадного въезда украшена геральдическим вензелем Николая I. Н. Л. Бенуа считал здание Императорских конюшен лучшим своим проектом. Сегодня они находятся на реставрации, но даже внешний осмотр комплекса вызывает восхищение.
Зелёные лабиринты были популярной забавой и украшением европейских парков XVIII века. Не желая отставать от просвещённой Европы, Пётр I в 1722 году приказал заложить собственный «Лабиринт» в Петергофе. На площади в два гектара выкорчевали местные растения, удобрили почву, завезли из Нидерландов яблони, липу и дубы. Планировкой участка руководили иностранные архитекторы — Леблон из Франции и Микетти из Италии.
От овального бассейна в центре «Лабиринта» веером расходятся тропинки в восьми направлениях, их края обсажены ровными рядами кустовой липы. Кольцевая аллея пересекает все тропинки и образует сеть боскет — замкнутых палисадников с яблонями и скамейками для отдыха. Фонтан внутри «Лабиринта» заработал в середине XVIII века, его оформлением занимался Ф. Растрелли. В годы войны садовая композиция была полностью утрачена, на её месте образовалось болото. Восстановление старинной забавы на восточной окраине Нижнего парка произошло в 2013 году.
Марлинская аллея, Восточная часть Нижнего парка
Оказавшись после полудня на аллее, ведущей от Римских фонтанов ко дворцу Монплезир, вы рискуете вымокнуть с головы до ног. С времён Петра I эта аллея называлась «Мочильной дорогой» — над гуляющими внезапно поднималась арка из сотен струй и окатывала людей водой. Это был первый фонтан-шутиха, устроенный царём в Нижнем парке. Сегодня «Водяная дорога» включается строго по расписанию и всего на одну минуту. Неподалёку находится шутиха «Дубок» — трубки-брызгалки спрятаны в дереве, цветах и включаются без предупреждения. Коварные фонтаны «Диванчики» расставлены по углам сада Монплезир — они щедро поливают прохожих, наступивших на «заветные» камешки. Попав в плен фонтана «Зонтик», можно благоразумно посидеть на скамеечке внутри, ожидая, когда иссякнет водяная завеса. А можно прорваться через неё и основательно вымокнуть. Лукавые шутихи поджидают вас в гроте Большого каскада. Сочные фрукты на столе так и просят: «возьмите нас!», но стоит протянуть руку — из всех отверстий стола польются задорные брызги. Любимые Петром I фонтаны-шутихи продолжают веселить больших и маленьких посетителей Петергофского парка.
Монплезирская аллея, Нижний парк
Дом игральных карт открылся в Петергофе в 2007 году. В нём представлено национальное разнообразие карточных колод: древние китайские прообразы денежных знаков на деревянных дощечках, японские цветочные ханафуда, индийские ганджифа, итальянские Таро, «Антифашистские карты» блокадного Ленинграда. Инициатором создания музея был А. С. Перельман, его коллекция из тысячи редчайших колод стала основой экспозиций. В библиотеке страстей собраны все сюжеты, когда коллизии карточных баталий легли в основу произведений мировой литературы, живописи, кино. Экскурсия по залам превращается в интерактивное действо — оживают голоса знакомых персонажей, зрители становятся участниками шоу. Они беседуют в кругу царственных игроков, изучают шулерские приёмы, узнают судьбу у прорицательниц в зале гаданий. По субботам и воскресеньям гости и жители Петергофа приглашаются к участию в мистических спектаклях Дома-музея игральных карт.