РоссияТоп-20 достопримечательностей в Вязьме и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.
Первый музей в Вязьме был основан в 1912 году к 100-летию победы русской армии в Отечественной войне 1812 года. После революции он был реформирован, а во время Великой Отечественной войны полностью утрачен. Сегодня об этом музее напоминает мемориальная доска на стене церкви Рождества Богородицы. С 1970 года в приделе Жён-Мироносиц Богородицкого храма размещаются экспозиции современного Историко-краеведческого музея города. Один из экспонатов — копия картины «Сражение 22 октября 1812 года при Вязьме» Петера фон Гесса, где можно увидеть, как выглядела церковь с колокольней во времена наполеоновского нашествия. В восьми тематических залах выставлены археологические находки, предметы крестьянского и купеческого быта. Отдельные выставки освещают события Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны, театральную жизнь Вязьмы. Одна из экспозиций посвящена людям, которые прославили родной город. Среди них: адмирал П. С. Нахимов, писатель А. С. Грибоедов, композитор А. С. Даргомыжском, учёный В. В. Докучаев, Народные артисты СССР Л. И. Касаткина и А. Д. Папанов.
Музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита» находится в 40 километрах к северо-западу от Вязьмы. Центр архитектурного ансамбля — старинная барская усадьба, принадлежавшая когда-то деду, а затем дяде А. С. Грибоедова. Дивный каменный особняк в стиле елизаветинского барокко — один из редчайших памятников гражданской архитектуры первой половины XVIII века. В те времена по указу Петра I каменное строительство за пределами столиц было запрещено по всей России. Уникальность особняка в Хмелите установил в 1967 году известный реставратор П. М. Барановский. Благодаря его усилиям усадьба поднялась из руин и в 1988 году превратилась в музей А. С. Грибоедова — русского дипломата, автора знаменитой комедии «Горе от ума».
Сам Грибоедов приезжал к дяде в «Хмелиту» в детстве и ранней юности, однако в музее представлен материал по всем этапам его жизни и творчества как писателя и государственного деятеля. Литературная экспозиция музея знакомит с историей создания комедии и прототипами персонажей. Так, портрет Фамусова Грибоедов писал со своего дяди, а представителей фамусовского общества — с многочисленных гостей, посещавших «Хмелиту». Ежегодно в мае музей проводит международный Грибоедовский праздник. В январе, в день рождения писателя, в «Хмелите» проводят балы и организуют показ спектаклей домашнего театра. Усадьбу окружает старинный парк с вековыми дубами и живописными прудами.
Первые 8 лет свой жизни Народный артист СССР А. Д. Папанов провёл в Вязьме. Война разрушила дом, где он появился на свет. На этом месте в 2012 году был установлен памятник Анатолию Папанову. Великий актёр изображён сидящим на скамейке под раскидистым деревом. Спинка скамьи выполнена в виде киноплёнки — за всю жизнь Папанов сыграл роли в 70 картинах и озвучил около ста мультфильмов. Под правой рукой артиста — две театральные маски, символизирующие комедию и трагедию. Автор неслучайно использовал их в композиции. Папанов был многогранным актёром, он одинаково талантливо воплотил на экране образы героев фильмов «Живые и мёртвые», «Холодное лето пятьдесят третьего» и персонажей в комедиях «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука».
ул. 25 Октября, 13
Знатокам и ценителям стиля модерн в архитектуре будет интересно посетить усадьбу Шереметевых в селе Высоком. В 1857 году имение получил в качестве приданого Дмитрий Николаевич Шереметев — богатый аристократ, сын знаменитого мецената Н. Б. Шереметева и П. И. Жемчуговой. Новый хозяин, обладая несметным богатством и утончённым вкусом, создал в Высоком великолепный архитектурный ансамбль, объединяющий в единое целое 19 зданий различного назначения. Автором проекта стал Н. Л. Бенуа, получивший полную свободу для реализации творческих замыслов. Так в имении появилась нарядная Тихвинская церковь в псевдорусском стиле с кирпичным узорочьем и шатровой колокольней. Трехэтажный особняк, похожий на дворец, построен в стиле неоренессанса, конный двор с круговым манежем напоминает древнерусский терем, а птичник с башенкой — средневековый готический замок. Большинство строений в Высоком находится в состоянии «романтических руин», идёт активная реставрация усадьбы. Восстановленные Тихвинская церковь и краснокирпичная школа позволяют в полной мере оценить талант Н. Л. Бенуа — выдающегося зодчего эпохи модерна.
пос. Высокое, Новодугинский р-н, Смоленская обл.
Площадь Генерала Ефремова находится по соседству с Городским парком, в Средние века на этой территории стояла Вяземская крепость. В двух шагах от площади высится Спасская башня — единственное, что осталось от древнего бастиона. В 1946 году здесь был установлен первый в СССР монумент, посвящённый Великой Отечественной войне. Это был памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову. В боях 1941–1942 годов его 33-я армия решала задачу освобождения Вязьмы от фашистской оккупации и попала в окружение. Генерал Ефремов был тяжело ранен при попытке вывести своих солдат из окружения. Момент последнего боя героического командарма запечатлён в монументе советского скульптора Е. В. Вучетича. Памятник возвышается на гранитном постаменте, к которому ведёт широкая лестница. Перед ней горит Вечный огонь. От площади вокруг монумента лучами расходятся дорожки в обрамлении декоративного кустарника.
пл. Генерала Ефремова
Достопримечательности Вязьмы и окрестностей, которые лучше посмотреть на прогулке с местным гидом
Центральный городской парк расположен на улице Космонавтов, бывшей Ильинской горке, именовавшейся так по названию монастыря Ильи Пророка. При Екатерине II Ильинскую обитель упразднили, на её месте разбили Городской сад. До 1917 года Вольное пожарное общество следило за порядком в саду, вход в него был платным, вырученные деньги шли на содержание пожарных. По праздникам в саду собиралась городская публика, играл духовой оркестр. Старинный сад был уничтожен во время фашистской оккупации, поэтому после войны пришлось заново высаживать деревья и облагораживать территорию. Сегодня Городской парк — это благоустроенная зона семейного отдыха с аттракционами для детей и взрослых, спортивными площадками, картингом, колесом обозрения, тиром и кафе.
Городской парк
До XX века крестьяне в России ходили в лаптях. Обувь из древесного лыка была лёгкой, дешёвой и простой в изготовлении. В 2012 году на Советской (бывшей Торговой) площади появился Памятник русскому лаптю. Полутораметровая скульптура из красного гранита — это не только дань народной традиции. Памятник лаптю установлен на Старой Смоленской дороге — кратчайшем маршруте из Европы в Москву. По этой дороге крестьянин-лапотник гнал восвояси литовцев, поляков, французов. «От Москвы — до Парижа, от лаптя — до космоса», — таков исторический путь, пройденный русским народом.
пл. Советская, 3
В 2014 году на юго-западной окраине города был открыт Мемориал узникам фашистского пересыльного лагеря «Дулаг-184». Три сюжета изображены на серых бетонных стелах памятника. На центральной — фигуры замученных узников на фоне лагерной вышки. Один из них держит в руках помятый листок бумаги — послание к соотечественникам. На двух боковых стелах изображены вороха разлетающихся фотографий.
В октябре 1941 года в ходе оборонительных боёв под Москвой захлопнулся «Вяземский котел» — в плен попало около 600 000 наших воинов. Для их размещения фашисты устроили пересыльные лагеря — Дулаги (от нем. Durchgangslager). Самым страшным из них был вяземский «Дулаг-184». В лютые холода людей содержали под открытым небом, кормили жижей из гнилой картофельной муки, заставляли работать. В лагере погибло не менее 80 000 человек. Удалось установить имена только 4000 узников. Памятник жертвам немецкого пересыльного лагеря «Дулаг-184» — это обращение к потомкам: «Пускай помнят, что люди боролись за свою Родину, любили её как мать. Мы непобедимы!».
ул. Репина, 14А
Старая Смоленская дорога сформировалась в XVI веке как регулярный путь сообщения между Москвой и Смоленским княжеством. Во времена Екатерины II на почтовых станциях Смоленского тракта стали устанавливать верстовые столбы, указывающие направление и расстояние до столицы. В те времена Смоленский тракт называли «посольской дорогой», так как он был кратчайшим путём из Москвы в Европу. Летом 2004 года в память о старинной традиции в Вязьме был установлен Верстовой столб Старой Смоленской дороги. Полосатый знак указывает, что на запад до Смоленска расстояние составляет 163 версты, а на восток до Москвы — 217 вёрст. Рядом с памятным столбом находится кирпичный дом, бывший в XVII веке самой западной пограничной таможней на Смоленском тракте.
ал. Памяти, 2
Вязьма, стоящая на Смоленском тракте, сыграла важную роль в ходе изгнания Наполеона из России. Освобождение города 22 октября 1812 года окончательно подорвало дух французской армии и превратило её отступление в катастрофическое бегство. Памятник участникам боёв 1812 года был установлен в честь 100-летия победы России над Францией. Двухметровый гранитный обелиск выполнен в виде скалы, на которой восседает двуглавый орёл, его головы увенчаны коронами, в лапах зажат скипетр. Одна голова орла терзает вражеское знамя, другая обращена на запад. Крылья грозной птицы расправлены, в любую минуту она готов взлететь, преследуя врага. Обелиск украшают герб Вязьмы, аверс и реверс медали, учреждённой Александром I в память об Отечественной войне 1812 года. Разобранный большевиками монумент был восстановлен в 1962 году. Его поместили перед Спасской башней, у алтаря церкви Спаса Всемилостивого, на территории бывшего Аркадиевского монастыря. В 2021 году здесь был разбит сквер «Доблестных предков», оформлен некрополь из надгробий людей, когда-то похороненных в стенах монастыря.
ул. Ленина, 13
Главное украшение исторической части города — Свято-Троицкий кафедральный собор. Он возвышается на Соборном холме, где в XI–XIII веках располагалось средневековое городище и стоял деревянный храм в честь Николая Угодника. В 1635 году в день Святой Троицы под Вязьмой был заключён Поляновский мир — договор, завершивший русско-польскую войну. В память об этом событии деревянный Никольский храм на Соборной горе освятили заново в честь Святой Троицы. В 1676 году, после посещения Вязьмы царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, в городе появились средства на строительство каменного собора. Выполненный в московском стиле храм украшен рельефными закомарами, рядами кокошников. Четырёхъярусная колокольня в классическом стиле появилась позже — в 1830 году.
В с 1929 до 1941 года Троицкий собор был закрыт, но в военное время богослужения возобновились и больше не прекращались. Святыни храма — древний образ Николы Можайского, чудотворная икона Иверской Божией Матери, часовня преподобного Аркадия Вяземского с обретённым камнем, на котором молился святой.
Нагорный переулок, 1
В XVI веке на месте Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря шумел густой ольшаник, в котором скрывались шайки воров и разбойников. Подвижник Герасим Болдинский провёл в глухом лесу семь лет, а в 1542 году по благословению митрополита Макария и с разрешения царя Иоанна IV основал в этих местах обитель. Первый деревянный храм был освящён в честь Иоанна Предтечи, его имя стал носить и мужской монастырь. Обитель посещал Иван Грозный, щедрые вклады в её развитие делали царь Алексей Михайлович и Борис Годунов. В 1650 году, ещё при жизни Преподобного Герасима, в монастыре воздвигли каменный Вознесенский храм. В 1654-м была построена шатровая церковь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Обитель не раз разрушалась врагами: поляками в Смутное время, французами в 1812 году. При советской власти монастырь был закрыт, в его помещениях разместилась спичечная фабрика.
Реставрация монастырских построек началась в ходе подготовки к Олимпиаде 1980 года. Восстановленные храмы вернули Православной церкви, и в 1995 году был открыт Иоанно-Предтечев женский монастырь. В 2012 году в обители появился скульптурный образ Преподобного Герасима Болдинского. Сёстры обустроили святой источник с купелью во имя святителя Николая Угодника. Среди святынь монастыря — частицы мощей Иоанна Крестителя и Герасима Болдинского, чудотворная икона Смоленской Божией Матери.
В 1632 году, готовясь к войне с поляками за Смоленск, царь Михаил Фёдорович построил в Вязьме крепость. В «нижнем городе», на первой линии обороны, возвели крепостные стены, три деревянные и шесть каменных башен. Строительство велось в спешке, уже к концу XVII века крепость стала разрушаться, шатровые крыши башен сорвал ураган 1680 года. Три башни разобрали жители, так как они находились на въездах в город и мешали транспортному сообщению. Оставшиеся сооружения — Никитская, Калужская и Спасская башни — использовались как соляные склады. В 1812 году французы, отступая из Вязьмы взорвали оставшиеся укрепления — чудом уцелела одна Спасская башня. Устояла она и в 1943 году, когда старинное сооружение пытались уничтожить отступавшие фашисты.
Спасская башня — угловая, без въездных ворот. Она была самой высокой в крепости. С отметки 18 метров местность просматривалась по всей линии горизонта, и враг не мог пройти незамеченным. После реставрации 1970 года на башне восстановлено три уровня боя. Толщина стен нижней части крепости достигает шести метров, их поверхность густо покрывают 24 бойницы. Сегодня памятник фортификационной архитектуры XVII века является объектом культурного наследия федерального значения. Жители Вязьмы считают Спасскую башню символом стойкости родного города.
пер. Нагорный, 2
Главное украшение Советской площади — церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Раньше площадь лежала на перекрёстке торговых путей, поэтому вокруг неё было много купеческих особняков. В 1727 году на средства зажиточных купцов на площади возвели Церковь Рождества Пресвятой Богородицы — памятник архитектуры барокко. На двухэтажном четверике покоится массивный восьмерик с гранёным куполом и золотистой луковичной главкой на световом барабане. Стены украшены колоннами и пилястрами, окна отделаны сандриками. Строгие и лаконичные пристройки 1782–1785 годов — колокольня, трапезная, придел Жён-мироносиц — выполнены в классическом стиле.
В 1930 году колокольня была разрушена, полный ансамбль Богородицкой церкви остался лишь на картине Петера фон Гесса «Сражение 22 октября 1812 года при Вязьме». Копия картины хранится в музее, расположенном в приделе Жён-мироносиц. В 1912 году Богородичный храм получил статус памятника Отечественной войны 1812 года. У церковного фасада установлен монумент гренадёрам Перновского полка — участникам штурма оккупированной Вязьмы. Покосившийся церковный крест напоминает о судьбе француза-мародёра, который пытался поживиться позолотой с креста и поплатился за это жизнью. Сегодня историческая церковь отреставрирована, в ней ведутся богослужения.
пл. Советская, 3
Архитектурная жемчужина Вязьмы да и всей Смоленской земли — церковь иконы Божией Матери «Одигитрия». Она построена в период между 1638 и 1654 годами талантливыми мастерами, имена которых история не сохранила. Это было время, когда стараниями патриарха Никона шатровый стиль в русской архитектуре вытеснялся русским узорочьем. В облике церкви Одигитрии гармонично сочетаются элементы обоих направлений. Скромный одноярусный четверик венчает горка кокошников, из которой, словно из пены, вырастают три шатра на барабанах, щедро украшенных каменными узорами. Так же декорированы и боковые приделы. Впечатление усиливают мерцающие на солнце цветные вставки в углублениях кокошников. Богородичный образ «Одигитрия» (Путеводительница) попал на Русь в XI веке из Византии, он достался по наследству Владимиру Мономаху, который поместил его в Смоленске. Икона Божией Матери Одигитрия Смоленская считается покровительницей западных пределов русской земли.
ул. Докучаева, 48А
В первой половине XVIII века в русской архитектуре царил стиль нарышкинского барокко. Его ярким образцом стала двухпрестольная вяземская церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм, построенная в 1749 году. На первом этаже был освящён Введенский престол, на втором — Богоявленский. Колокольня построена в 1762 году, о чём свидетельствует хорошо сохранившаяся надпись на стене. Дата 1862 год на северном фасаде сообщает о времени строительства двух новых приделов.
Ярусная композиция состоит из двухэтажного четверика, на который посажен восьмерик со световым барабаном и луковкой на тонкой шейке. Стены храма разделены рельефными лопатками на продольные полосы, центральная часть украшена окнами с нарядными наличниками. Внутри церковь заливает свет из многочисленных окон. В 1938 году Введенская церковь была закрыта, священников, служивших в ней при советской власти, расстреляли. В разное время церковные помещения использовались под музей, школу, молодёжный клуб. В 1994 году памятник архитектуры отреставрировали и передали Православной церкви.
Старинная церковь, которая стояла на месте храма Петра и Павла, в народе имела название Георгиевская — в ней находился почитаемый образ Георгия Великомученика, и стояла она на Георгиевской улице (ныне ул. III Интернационала). В 1805 году на средства помещика И. Барышникова его крепостными зодчими был выстроен просторный кирпичный храм, освящённый в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковь в стиле ампир украшают пилястры, треугольные фронтоны, рустовка, симметричные ряды окон. Венчает величественное сооружение массивный купол на широком барабане. Стены церкви Петра и Павла устояли в войнах и уцелели во время советских антирелигиозных кампаний. С 1992 года предпринимаются попытки реставрации храма, который со временем обязательно станет украшением Вязьмы.
ул. III Интернационала, д. 15
Памятник генералу Ефремову — первая в СССР скульптурная композиция на тему Великой Отечественной войны. Она создана в 1946 году по проекту советского скульптора Е. В. Вучетича и посвящена трагическим обстоятельствам гибели командарма 33-й армии М. Г. Ефремова. В феврале 1942 года его армия, штурмовавшая Вязьму, была окружена и 3 месяца пыталась пробиться к своим. Генерал отказался от личной эвакуации на самолёте, сказав: «Если моей армии суждено погибнуть, я умру вместе с ними». Он был тяжело ранен и застрелился, чтобы не попасть в плен.
На монументе раненый командарм изображён в полный рост, его поддерживает один из солдат. Указующий перст командира направлен на запад, откуда грозит опасность. Фигуры бойцов у его ног, развёрнутые в разных направлениях, — символ того, что они окружены, и смерть приближается со всех сторон. Памятник бойцам 33-й армии, которые сражались с нацистами, весит 18 тонн, материалом для его отливки послужили гильзы, собранные на местах сражений в Калужской и Смоленской областях.
пл. Генерала Ефремова
В XVIII веке в Вязьме была Ямская слобода, в ней жили выходцы из окрестных деревень, занимавшиеся перевозкой чиновников и казенной почты по Старой Смоленской дороге. В 1763 году жители слободы — купцы, мещане, ямщики — возвели на собственные деньги каменную церковь Рождества Христова. Храм построен в стиле барокко. На массивный двухэтажный четверик поставлен восьмерик с арочными окнами. Строение венчает небольшой купол-луковка на тонком барабане. Трапезная соединяет храм с 3-ярусной колокольней, построенной в том же стиле. Ямская церковь стояла на оживлённом Смоленском тракте, в XIX веке её разрушили французы, в XX — немецкие оккупанты. В 1978 году она была отреставрирована, а в 2017-м в Рождественском храме возобновились богослужения.
ул. Ямская, 1Б
Церковь Вознесения Господня была заложена в 1650 году основателем Иоанно-Предтеченской обители Герасимом Болдинским. Это был первый каменный храм на территории монастыря. В XVIII веке к нему были пристроены каменные палаты с проездом, трапезная, колокольня — надвратный архитектурный ансамбль, выдержанный в стиле барокко. Основной объём церкви отделён от более поздних пристроек широкими контрастными лопатками. Верхняя часть под нависающим карнизом украшена рядом кокошников, а стройный ряд окон среднего ряда отделан полуколоннами и фронтонами. Белая отделка декоративных элементов красиво контрастирует с терракотовой окраской стен и придаёт храму праздничный вид.
ул. Докучаева, 48А