Топ-60 достопримечательностей в Иерусалиме и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.
Дорога Скорби – это последний земной путь Христа от места вынесения приговора до вершины Голгофы. Сегодня Виа Долороза немного не совпадает с тем путём, которым шёл Иисус к месту казни. Вдоль Дороги скорби канонизировано 14 остановок, на каждой из них стоит храм одной из христианских конфессий.
Крестный путь берет начало от современной Арабской школы (бывшей Крепости Антония). Он проходит через Часовню осуждения, далее ведёт к месту бичевания и принятия Креста. Последние пять остановок находятся на территории Храма Вознесения Христова.
В IV веке на месте казни Христа был заложен Храм Гроба Господня (Вознесения Христова). В результате раскопок на Голгофе была обнаружена пещера, где находилось тело Спасителя до Вознесения, и Животворящий крест. Современный облик древний храм обрёл в 1860 году. В историко-архитектурный комплекс входит Голгофа, Кувуклия (часовня внутри Храма с Гробом Господним), Собор Иерусалимской церкви (Кафоликон), храм святой Елены, и приделы для каждой христианской конфессии.
Стена плача (на иврите — «Западная стена») была когда-то частью укрепительного сооружения Храмовой Горы. Она датируется примерно X веком до н. э. Это всё, что осталось от разрушенных иудейских святынь — храма Соломона и Второго Иерусалимского храма. Надземная часть стены, протяжённостью 450 м имеет высоту 19 м. Подземная часть, где сейчас устроен тоннель, состоит из 17 рядов каменной кладки. Для иудеев Западная стена стала символом веры и местом, где они оплакивали разрушенные храмы.
Своим названием стена обязана арабам, которые, глядя на скорбящих иудеев, прозвали её «Стеной стенаний». Она разделена на две половины — левая для мужчин, правая для женщин. Молитвы, произнесённые у Стены Плача, имеют особую силу. Как сказано в Священном писании, Бог здесь присутствует всегда. Несколько веков назад появилась традиция писать Господу записки с заветными просьбами и оставлять их в расщелинах между камней.
Гефсиманский сад — место последней молитвы Иисуса Христа, куда он пришёл после Тайной вечери и предательства Иуды. Современный Гефсиманский сад уменьшился до 2300 кв. м. В XIX веке монахи-францисканцы обнесли его стеной. На территории сохранилась небольшая роща старых оливковых деревьев, чей возраст предположительно составляет 1200 лет.
Рядом с рощей находится Церковь Всех Наций, построенная в начале XX века на средства 12 стран. Храм венчают 12 куполов, а стены украшены мозаикой на библейские сюжеты. У алтаря лежит камень, на котором, по преданию, молился Иисус в ночь перед арестом. Чуть выше Церкви Всех Наций находится православная церковь Успения Богородицы, возведённая над гробницей Девы Марии.
Примерно в 15 минутах езды от Иерусалима в Иудейских горах расположена сталактитовая пещера Сорек. Её открыли случайно в 1968 году при взрыве горной породы в районе карьера, где добывался гравий. Несколько лет ценную находку держали в секрете, опасаясь за её сохранность. Но информация о местонахождении пещеры всё же просочилась в прессу, и сюда устремились толпы туристов. Природная достопримечательность известна и как пещера Авшалом — так звали израильского капрала, погибшего в войне 1967-1970 годов.
Площадь подземного «царства» — 4800 кв. м, максимальная высота залов — 15 м. Некоторым пещерным сталактитам свыше 300 000 лет, что представляет интерес для исследователей древнего климата в этом регионе. Ряд образований имеет длину 4 м, отдельные сталактиты соединяются со сталагмитами, образуя колонны. Особенно эффектно причудливые наросты выглядят в подсветке, которой оборудована пещера. Экскурсию сюда можно совместить с прогулкой по заповеднику Авшалом, образованному вокруг природной достопримечательности в 1975 году.
Координаты: 31°45′21″N 35°01′24″E
Главные достопримечательности можно посмотреть самостоятельно на прогулке, но путешествие будет гораздо увлекательней, если сходить на обзорную экскурсию по Иерусалиму с местным гидом.
Через 50 лет после вознесения пророка Мухаммеда с каменной скалы на Храмовой горе была построена мечеть Купол скалы. Место, где она стоит, священно для христиан, мусульман и иудеев — здесь лежит Краеугольный камень, от которого началось сотворение мира. Он и есть Скала, покрытая храмовым куполом.
Купол Скалы — восьмиугольное сооружение с колоннами и 4 вратами, расположенными по сторонам света. Купол высотой 34 м и диаметром 20 м покрыт золотом. В верхней части мраморные стены отделаны зелёно-голубым мозаичным орнаментом. Внутренние стены украшены более сложными и многоцветными узорами.
Temple Mount, the Old City of Jerusalem
Музей Израиля хранит одну из лучших в мире художественных и археологических коллекций. Основанный в 1965 году как национальный музей, он располагался в нескольких зданиях. После реконструкции в 2010 году выставочные площади увеличились вдвое и составили 50 000 кв. м. Каждое крыло содержит тематическую экспозицию. Археологический раздел посвящён древней Земле Израиля, в нём представлены библейские и археологические артефакты от доисторических времён до Оттоманской империи.
Храм книги построен в форме крышки от сосудов, в которых были найдены средневековые манускрипты – Кумранские рукописи, или Свитки Мёртвого моря. Модель Иерусалима времён Второго Храма воспроизводит архитектуру и планировку древнего города второй половины I века до разрушения храма римлянами. Сад искусств — одно из лучших собраний скульптуры в мире. Крыло еврейского быта и искусства посвящено светской и религиозной еврейской культуре. Экспозиция имени Эдмона и Лили Сафра представляет лучшие произведения искусства — рисунки, фотографии, архитектурные, дизайнерские проекты.
Старый Иерусалим – это смешение религий, культуры и истории разных народов. Город площадью 900 кв. м. вместил большинство исторических и религиозных памятников. Исторически Старый город разделён на кварталы – еврейский, армянский, мусульманский и христианский. В Христианский квартал ведут Дамасские и Новые ворота. Здесь расположен Храм Гроба Господня, Голгофа и конец пути Виа Долороза. В Арабском (мусульманском) квартале вы попадёте в атмосферу восточного базара, пройдёте начало Виа Долороза, увидите монастырь Бичевания, монастырь св. Иоакима и Анны – родителей Девы Марии.
Самый новый квартал Старого Иерусалима – Еврейский. Его полностью разрушила иорданская армия в 1948 году. Восстановили квартал только в 1967 году. Это самый тихий и чистый район старого Иерусалима. Крошечный Армянский квартал – единственный, где разбиты сады. Его населяют всего 200 человек. Из достопримечательностей – храмы, музей Мардиджиан, футбольное поле.
Яффские ворота в стене Иерусалима обращены к Средиземному морю. Через них в Священный город заходили паломники, прибывающие на кораблях в порт Яффо. Современный вид сооружение приобрело в 1538 году, когда полуразрушенные древние укрепления города восстанавливались по приказу султана Сулеймана Великолепного.
Ворота встроены в 12-метровую башню, вход и выход соединяет арочная L-образная галерея. Такая конструкция однажды привела к курьёзной ситуации. В 1898 году Иерусалим готовился к визиту германского императора Вильгельма II со свитой. Но громоздкие кареты гостей не могли бы преодолеть крутой поворот в узкой галерее надвратной башни. Для проезда пришлось снести часть стены и засыпать крепостной ров.
Широкий пролом по сей день зияет в стене рядом с башней. Через него проложена асфальтированная дорога, ведущая к морскому побережью, а проход через Яффские ворота отдан в распоряжение пешеходов. Отсюда, минуя рыночную площадь, можно пройти в Мусульманский квартал. Справа за Башней Давида расположен Армянский квартал, слева — Христианский.
Координаты: 31°46′35,5″N 35°13′39,7″E
Голгофа — холм высотой 11,5 метров, где проходили казни и публичные наказания. Есть два перевода слова «Голгофа» — лобные место и «череп Израиля». Очертания горы действительно напоминают череп. На Голгофе распяли Христа. Археологи обнаружили кладбище, где среди множества захоронений была найдена могила Спасителя. В VII веке Голгофу включили в храмовый комплекс, в XI веке её объединили с Храмом Гроба Господня. К ней ведет лестница внутри Храма.
Яд ва-Шем — мемориальный комплекс, дань памяти жертвам Холокоста и героям, боровшимся с нацизмом. Памятник открыт в 1953 году на окраине Иерусалима. Он занимает западный склон горы Герцля, охватывая площадь в 18 га. Название «Яд ва-Шем» почерпнуто из Книги Исай и буквально означает «вечная память».
От входа в мемориал тянется Аллея праведников всех народов. Каждое высаженное деревьев посвящено определённому человеку, который рисковал жизнью ради спасения евреев. В конце аллеи перед входом в Музей истории Холокоста стоит монумент Нафтали Базема «Стена катастрофы и героизма». Музей состоит из длинного коридора, соединённого с 10 выставочными залами, где представлены фотографии, письма, художественные произведения, личные вещи героев, погибших и выживших в трагический для еврейского народа период.
В пещере, вырубленной в скале, расположен Детский мемориал. В его тёмных коридорах с зеркальными стенами, освещённых мерцающими свечами, звучат имена полутора миллионов детей — жертв Холокоста.
При реконструкции оборонительных сооружений Иерусалима в первой половине XVI века османские зодчие перестроили ворота в восточной стене города, ведущие в Мусульманский квартал. Название воротам дал барельеф геральдических львов на внешнем фасаде. Прежде врата носили имя Св. Стефана, одного из христианских первомучеников, побитого здесь камнями.
В сотне метров за Львиными воротами находится начало Via Dolorosa — последнего земного пути Иисуса Христа. Ориентиром вам послужит базилика Св. Анны. Выход из Львиных ворот обращён к Масличной горе и Кедронской долине, отсюда удобно пройти к Гефсиманскому саду.
Каменная арка Сионских ворот в южной стене Старого Иерусалима обращена к священной горе Сион, где, согласно преданию, погребён легендарный израильский царь Давид. Арабы именуют этот монументальный проём Вратами пророка Дауда (Баб ан-Наби Дауд).
Над 8-метровой двойной аркой, сложенной из тёсаного известняка терракотового цвета, выдается небольшое консольное помещение с отверстием в полу. Оттуда защитники города поливали кипящим маслом и раскалённой смолой врагов, штурмующих стены. Проход через надвратную башню также контролировался узкими бойницами для стрелков. Через Сионские ворота можно войти в Армянский и Еврейский кварталы.
На каменных плитах видны многочисленные следы, оставленные пулями. Они напоминают о том, что во время борьбы за независимость Израиля в 1948 году у Сионских ворот шли ожесточённые бои.
Умар ибн Аль-Хаттаб, 4, Восточный Иерусалим, Палестина
По христианскому преданию, Мария родила младенца Иисуса в Вифлееме, укрывшись в пещере, служившей загоном для овец. Над этим гротом в 327 году византийская императрица Святая Елена велела выстроить базилику Рождества Христова. Через несколько десятилетий возле храма были построены два раздельных монастыря для женщин и мужчин.
В V веке пещера Рождества служила кельей Св. Иерониму. Здесь учёный аскет создал классический перевод Библии с иврита на латинский, этот текст каноничен в католической церкви и сегодня.
В храм ведёт Дверь смирения. Высота проёма в 1,2 м вынуждает каждого посетителя поклониться. Своды базилики поддерживают 44 колонны, на некоторых из них сохранились древние фрески. Две лестницы спускаются в грот Рождества. Место рождения Иисуса отмечено звездой с 14 лучами. В стенах пещеры видны проходы в другие подземелья, но они закрыты для посещений. Перед церковью располагается обширная Ясельная площадь. В канун Рождественских праздников здесь собираются тысячи паломников.
Палестина, город Вифлеем, площадь Яслей
По преданию, Христос вошел в город именно через Золотые ворота. Они были замурованы в середине XVI века. Верующие считают, что именно через них Мессия войдёт в Иерусалим, взойдёт на Елеонскую гору и произойдёт воскресение из мертвых. Два арочных входа ворот украшены остатками орнамента. Один из них называется Воротами Покаяния, второй – Воротами Милосердия.
Напротив ворот у подножия Елеонской (Масличной) горы расположено древнее еврейское кладбище, где стоимость мест доходит до 1 000 000 долларов. Люди верят, что воскресшие на нём первыми увидят Второе пришествие Христа.
Древний Вифлеем, окружённый живописными холмами, располагается на Западном берегу реки Иордан в 10 км от Иерусалима. Согласно Книге Царств, в городе родился ветхозаветный царь Давид. По евангельским преданиям, через тысячу лет в Вифлееме появился на свет Иисус Христос.
Город усеян историческими памятниками и храмами. Прежде всего паломники и туристы посещают базилику Рождества Христова, возведённую императором Константином Великим в 20-е годы IV столетия. Под восточным крылом здания скрыта главная святыня — грот, где прозвучал первый крик младенца, рождённого Девой Марией. Здесь же находится пещера Св. Иеронима, десятилетиями служившая аскету жилищем и ставшая местом его погребения. В V веке под сводами этого грота он сделал канонический перевод Библии на латынь.
К базилике Рождества примыкает несколько монастырей и церквей разных христианских конфессий. Среди них — собор Св. Екатерины, откуда ежегодно в Рождественскую ночь по всему миру транслируется праздничная месса. В 200 м расположена Молочная пещера, где Мария вскармливала новорождённого Иисуса. Над гротом, известным как Млечный вертеп, возведена францисканская церковь.
Иерусалимский храм Книги — всемирно известный исследовательский центр и музей уникальных рукописей. Он находится в районе Гиват Рам, где располагаются госучреждения, университетские кампусы, музей Израиля. Гордость храма Книги — рукописи Мёртвого моря, спрятанные в пещерах на плато Хирбет Кумран в Иудейской пустыне около 2000 лет назад и обнаруженные в середине минувшего века. Тексты написаны на иврите и на арамейском языке.
Основной объём здания скрыт в склоне холма. Сооружение венчает купол в форме крышки одного из глиняных кувшинов, в которых были уложены древние свитки. Один из кумранских текстов под названием «Война Сынов Света против Сынов Тьмы» подсказал архитекторам блестящую идею. Белоснежный купол сооружения соседствует со стеной из чёрного базальта, символизируя извечную борьбу между добром и злом, стремлением к познанию и варварским невежеством.
Дизайн интерьеров напоминает о таинственных подземельях, где рукописи пролежали 20 веков. На витринах представлены также редчайшие манускрипты и кодексы, апокрифические Евангелия, не вошедшие в каноническую Библию.
На вершине горы Сион находится Горница, где состоялась последняя земная трапеза Иисуса с учениками — Тайная вечеря. Горница Тайной Вечери (Сионская Горница) — это часть здания, стоящего за пределами Старого города недалеко от Сионских ворот. Нижний этаж занимает синагога с Гробницей царя Давида, второй – Горница. Её построили крестоносцы в XII веке как церковь и назвали «Наша Госпожа». В XIV веке горница была перестроена францисканцами, сохранившими готический стиль здания и внутреннего помещения с характерными арками, колоннами и окнами.
Позже Сионская горница была превращена в мечеть. Сегодня от неё сохранился только минарет. В самой Горнице от средневековья осталось несколько колонн и свод, на котором видно изображение пасхального агнца. Горница Тайной вечери не принадлежит ни одной их конфессий, ею распоряжается правительство Израиля.
Историческое место Каср-эль-Яхуд расположено в 10 км к юго-востоку от Иерихона на Западном берегу реки Иордан. С глубокой древности в этом месте находилась удобная речная переправа. В Евангелии от Матфея говорится, что здесь странствующий проповедник Иоанн Предтеча совершил обряд крещения Иисуса Христа. Однако апостол Матфей не уточнил, где именно проводилось таинство. На противоположном берегу реки, принадлежащем Иордании, есть альтернативная крещальня Эль-Махтас, известная ещё как Вифания Заиорданская и почитавшаяся в византийскую эпоху.
В V веке возле Каср-эль-Яхуд возведён греческий монастырь с церковью во имя Иоанна Крестителя. Неподалёку стоят древние храмы других конфессий. Паломники надевают просторные белые одежды, идут к деревянной платформе, окружённой пальмами, и погружаются в воды священной реки. Особенно многолюдно здесь на Крещение.
Храмовая гора возвышается над Старым Иерусалимом и хранит события нескольких тысячелетий в древних памятниках и храмах. На ней стояли Первый и Второй Иерусалимский Храм. В VII веке на горе появляются мечети. Храмовая гора священна для трех религий – иудейской, христианства и ислама.
Храм Купол Скалы закрывает Краеугольный камень, откуда началось сотворение мира, и где Бог создал Адама. Здесь же стоит одна из самых почитаемых мусульманских святынь храм Аль-Акса и иудейская Стена плача. Сегодня гора находится под управлением Палестины, вход мусульманам разрешен в любое время. Для остальных составлен специальный график посещения Храмовой горы.
В 4 км от Иерусалима в Эйн-Кареме находится женский монастырь, построенный на месте, куда после Благовещения пришла Дева Мария поделиться с праведной Елисаветой вестью о скором рождении Спасителя. Горненская обитель, основанная в 1871 году и получившая статус женского монастыря в 1898 году, находится в юрисдикции Русской православной церкви. Основной храм обители — Казанская церковь. Справа от неё лежит камень, на котором читал проповедь Иоанн Креститель.
В монастыре нет привычных корпусов с кельями. По распоряжению основателя монастыря архимандрита Антония все паломники должны были построить для себя жилище и разбить вокруг него сад. Сегодня на горе разбросаны небольшие домики, в которых и живут монахини и насельницы монастыря. В 2007 году был освящён большой соборный храм Всех святых, в земле Российской просиявших. От начала строительства до освящения храма прошло почти 100 лет.
Russian Orthodox Gorny Convent, P.O.B. 1699
Елеонская (Трехглавая, Масличная) гора – средоточие христианских святынь. Сюда часто приходил Иисус, здесь он молился в последнюю ночь. Гора находится к востоку от Иерусалима. Подъём на неё даст возможность увидеть красивую панораму Старого города. Большую часть склона, обращённого к Золотым воротам, занимает древнее действующее еврейское кладбище. На западной и южной стороне находится Церковь Всех Наций, Гефсиманский сад, русский Вознесенский монастырь, церковь Марии Магдалины и гробница Девы Марии.
Гора Сион для евреев – символ утраченной родины и объединения, святое место для всех верующих людей. По ней проходит южная стена Старого Иерусалима и находятся Сионские ворота. На вершине Сиона стоит монастырь Успения Пресвятой Богородицы. Основные достопримечательности — Гробница Давида, Горница Тайной Вечери, Палата Холокоста, Музей скульптуры, фрагмент лестницы времён Первого Храма. На восточном склоне стоит римско-католический храм св. Петра, рядом с ним — смотровая площадка с видом на Иерусалим. На северной стороне — кампус Еврейского университета.
Израильский аквариум семьи Готтесман открылся в 2017 году. Это уникальное место, где представлен подводный мир Средиземного, Красного и Мёртвого морей, а также пресноводного Галилейского моря (Тивериадского озера). Площадь экспозиции — 6800 кв. м, пространство разделено на тематические зоны.
В Средиземноморской галерее устроен огромный резервуар с подводным туннелем и зал с обширным смотровым окном. Галерея открытий примечательна выставкой, посвящённой способам добычи газа и нефти из морских месторождений. Здесь же находится открытый бассейн, населённый скатами, их можно покормить.
В двух бассейнах Красного моря обитают яркие рыбки, снующие среди красочных коралловых рифов. Раздел, посвящённый Мёртвому морю, знакомит с проблемами обмеления водоёма. В аквариуме представлены также медузы и моллюски, собрана коллекция морских раковин из разных уголков Мирового океана.
Дамасские (Шхемские) ворота — одни из семи ворот, ведущих в Старый Иерусалим. Через них вы попадёте на арабский рынок в Мусульманском квартале. Отреставрированные ворота стоят на месте тройной триумфальной арки, построенной почти 2000 лет назад императором Адрианом. Сооружение, дошедшее до наших дней, построено в XVI веке. Обновлённая конструкция с двумя башнями обильно украшена орнаментом. При раскопках вблизи ворот найдено много артефактов византийской эпохи, включая сеть подземных галерей. Теперь находки хранятся в музее при Дамасских воротах. Там же находится колонна Адриана, на ней рядом с входом в город во II веке стояла статуя императора.
К северу от стен Старого Иерусалима недалеко от Дамасских ворот расположено древнее еврейское захоронение в пещере, которое протестанты считают истинной гробницей Христа. В конце XIX века представители англиканской церкви, усомнившиеся в том, что Спаситель был погребён на месте Храма Гроба Господня, принялись за поиски настоящей гробницы. В результате обследования Храмовой горы за пределами Старого города английский генерал Чарльз Гордон обнаружил каменную скалу, формой напоминающую череп. У слова «Голгофа» есть два перевода, одно из них — «череп Израиля».
Рядом с утёсом находилось несколько могил, обнаруженных двадцатью годами раньше, и одна из них принадлежит Христу. Генерал решил, что это и есть настоящая Голгофа и объявил о находке. У евангелиста Иоанна сказано, что могила Христа находилась в саду. Отсюда название места — Садовая могила (второе название – Голгофа Гордона). Она не признана католиками и не подтверждена археологами, но протестантские паломники посещают её как место погребения Иисуса.
Мёртвым морем называют бессточное озеро, расположенное на Ближнем Востоке, между холмами исторической Иудеи и Трансиорданскими плато. Окружающие береговую линию ландшафты представляют собой каменистую пустыню и солончаки. Часть западного побережья принадлежит Израилю, восточный берег — Королевству Иордания. С севера в море впадает река Иордан.
Поверхность водоёма находится на 439 м ниже уровня Мирового океана. Из-за уменьшения стока Иордана уровень озера ежегодно опускается примерно на 1 м. Море уменьшается в размерах, а концентрация солей и других минералов в воде возрастает. К началу XXI века озеро разделилось на две части. В южной образовались мелководные водоёмы, усыпанные друзами кристаллов соли.
В Мёртвом море отсутствует ихтиофауна, в чрезвычайно солёной воде живут лишь бактерии-экстремофилы. Сильно минерализованные воды и грязи используются в лечебной практике оздоровительных курортов и спа-отелей, выстроенных на северном побережье. У Мёртвого моря располагаются руины древних городов, здесь немало мест, связанных с библейскими преданиями.
Церковь Святой Анны возведена королевой Иерусалима Мелисендой в первой трети XII столетия. Считается, что здесь находилось здание, где жила семья праведных Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Девы. По христианскому преданию, в этом доме и произошло Рождество Богородицы.
После падения Иерусалимского королевства в 1187 году султан Салах ад-Дин Айюб велел разместить в просторной базилике Святой Анны медресе ас Салихийя. Так сооружение избежало разрушений и дошло до нас как редкий образец романской архитектуры эпохи Крестовых походов. В 1856 году базилика была передана французскому католическому ордену «Белые отцы».
Аскетичные интерьеры храма украшены лишь каменной резьбой. Приделы отделены от главного объёма колоннадами, поддерживающими арочные своды. В южной галерее устроена лестница, ведущая в крипту, где выставлены археологические артефакты.
19 Mudjahiddin str., Lion’s Gate Old City., P.O.B. 19079
Цитадель, или Башня Давида, расположена за Яффскими воротами. На протяжении веков Цитадель служила защитой городу, использовалась под казармы, много раз разрушалась и восстанавливалась. В 40-е годы прошлого века её реконструировали, превратив в площадку для концертов. Окончательно статус культурного объекта Башня Давида получила в 1967 году.
В 80-е годы в Цитадели открылся Музей Иерусалима. Четыре тысячелетия существования древнего города разворачиваются перед посетителями в виде чертежей, макетов, голографических изображений и археологических находок. С крепостной стены открывается панорама Иерусалима, а на стенах Цитадели проводятся лазерные шоу, воспроизводящие важные события в истории города.
Пешеходная улица Бен-Йехуда находится в районе Нахалат-Шива в центре Нового Иерусалима. Она была главной ещё до образования нового государства Израиль, и остается ею сейчас. Для машин улица закрылась в 1983 году, став центром туристических маршрутов. Улица носит имя известного учёного с русскими корнями Элиэзера Бен-Йехуды. Благодаря нему сегодня существует современный иврит, на котором говорят, составляют документы, изучают в школах.
Улица застроена 4–5 этажными домами в классическом европейском стиле. Современная инфраструктура ориентирована в основном на туристов. Бен-Йехуда полна магазинчиков, кафе, ресторанов, мелких лавочек. В них можно купить традиционные иудейские атрибуты и сувениры, поесть, послушать живую музыку.
район Нахалат-Шива, ул. Бен-Йехуда
Церковь Всех Наций (второе название — Базилика Борения) построена на деньги католических общин из 12 стран — Европы, Южной и Северной Америки, Австралии. Строительство закончилось в 1924 году. Главная святыня храма — камень, на котором Христос возносил Отцу Небесному Моление о Чаше. Второе название — Базилика Борения — отражает внутреннюю борьбу Иисуса между человеческим страхом перед страданием и покорности воле Господа.
Автором проекта был архитектор А. Барлуцци. Церковь построена в византийском стиле. На фасаде, поддерживаемом группами коринфских колонн, изображён молящийся Христос. На капителях — статуи евангелистов. У открытого алтаря служат представители всех христианских конфессий. По бокам от него — картины с изображением поцелуя Иуды, его предательства, сцен ареста Христа. На куполе изображены гербы тех стран, которые участвовали в финансировании строительства.
Храм Святой Марии Магдалины принадлежит Русской православной церкви. Он был торжественно освящён в 1888 году, а женский монастырь при нём основан только в 1934 году. Храм построен в традициях русского московского стиля, он – один из красивейших в Иерусалиме. Его венчают семь куполов. Святой Престол укреплён на колонне из мрамора, найденной при раскопках на территории нынешнего Александровского подворья. Пол выложен цветным мрамором, беломраморный иконостас инкрустирован бронзой. Его украшают иконы работы русских художников.
Bethany Comm./ St. Mary Magdalene Church. P.O.Box 19238
Церковь Успения Пресвятой Богородицы построена в Кедронской долине, где при раскопках была обнаружена гробница Девы Марии. Подземная часть церкви представляет собой помещение в форме креста. К нему ведут 48 ступеней. По дороге вниз с обеих сторон находятся могилы мужа, отца и матери Богородицы.
В центре храма в гробу лежит статуя Девы Марии. Скульптура — чудотворная, паломники обязательно прикасаются к ней лбом и губами, получая небесное благословение. Стены храма украшены фресками. Одр Богородицы окружен престолами, установленными шестью странами — Бразилией, Венесуэлой, Австрией, США, Венгрией и Берегом Слоновой Кости. На фреске Главного алтаря изображено Успение Божьей Матери в окружении апостолов и Христос, сопровождающий её душу на Небеса.
Махане Иегуда — самый большой рынок в Иерусалиме. Официально он носит название района, но местные жители называет его Шик. Они считают, что без посещения рынка невозможно понять настоящую жизнь Иерусалима. Шик образовался на окраине нового района Махане Иегуда как стихийный рынок в конце XIX века. Позднее он был упорядочен, построены торговые ряды, возведена крыша.
Современный рынок окружён магазинами, кафе и ресторанами. Но дух и красочное разнообразие восточного базара остались прежними. Сегодня рынок — это мультикультурное место. Здесь есть грузинская, иракская, еврейская часть. Можно встретить торговцев из Польши, Франции, Марокко, России. С 2010 года на Махане Иегуда ежегодно проводятся музыкальные и танцевальные фестивали.
В 12 км от Иерусалима расположен рукотворный холм, на вершине которого царь Ирод велел возвести дворец и крепость. Строительство велось в последней четверти I века до н. э. Укрепления и возвышенность получили название «Иродион». В 71 году крепость была захвачена римлянами и разрушена.
В 60-х годах прошлого века на холме начались масштабные раскопки. Археологи обнаружили на его вершине остатки дворца с 4 мощными башнями. Позже были найдены дворцовые постройки в нижней части возвышенности. В 2007 году археолог Эхуд Нецер, который более 30 лет искал могилу Ирода, объявил, что обнаружил её на Иродионе. Однако доказательств этому нет.
Для осмотра открыты руины римских терм, театра, где сохранились фрагменты фресок с растительными орнаментами, цистерны для сбора воды. Разрешается спускаться в подземные тоннели, по которым можно было выйти из крепости. С вершины Иродиона открываются чудесные панорамы, видны Палестинские территории.
Координаты: 31°39′57″N 35°14′29″E
На Елеонской (Масличной) горе напротив крепостных стен Старого Иерусалима расположена небольшая церковь Слёз Господних, известная как Доминус Флевит. Она была возведена в 50-х годах минувшего века на руинах византийской церкви VI столетия, и ныне принадлежит францисканцам. Во время строительства были обнаружены фрагменты аутентичной мозаики, когда-то украшавшей пол древней церкви. Их можно увидеть слева от главного входа в храм.
По замыслу автора проекта итальянского архитектора Антонио Барлуцци, церковь олицетворяет слёзы Христа, который оплакивает грядущее разрушение Иерусалима. Изысканный купол храма выполнен в форме слезы. Окружающие его четыре вазы очертаниями напоминают сосуды, в которых, по итальянской традиции, сохранялись последние слёзы умирающих людей. Церковь и прилегающий к ней сад открыты для посещения с 08:00 до 17:00. Во время богослужений двери храма для туристов закрываются.
Старый город, ул. св. Елены, 1
Идея создания библейского зоопарка принадлежит профессору Еврейского университета Аарону Шулову. Начав с небольшого живого уголка, он планировал открыть зоопарк с животными, упомянутыми в Библии. Постепенно количество обитателей увеличивалось, зоопарк переезжал с места на место. Дважды он терял животных в результате военных конфликтов на территории Иерусалима. Сегодня благодаря финансовым вложениям еврейской семьи Тиш и помощи властей зоопарк владеет 25 гектарами земли в долине Малха. Он расположен на двух уровнях, между ними курсирует поезд для посетителей.
Зелёная территория засажена растениями, которые упоминаются в Священном писании. Из 270 видов животных, обитающих в зоопарке, 130 – библейские. Официальное название зоопарка — Зоологический сад семьи Тиш в Иерусалиме. Территория сада — это не только вольеры с животными. В деревянном строении в форме ковчега работает художественная галерея, компьютерный информационный центр. Для детей есть занимательные «джунгли», сад скульптур с фантастическими «обитателями».
91008, Minchat Park, 1, Aharon Sholov Road
Современное здание Кнессета было построено в 1966 году при финансировании Джеймса Ротшильда. В проектировании и оформлении здания участвовали художники Марк Шагал и Давид Паломбо, архитектор Дани Карван, дизайнер Дора Гад. Здание представляет собой квадрат, с каждой стороны которого установлено по 10 колонн. Для внутреннего убранства зала пленарных заседаний и некоторых других помещений использовалось дерево. Зал для торжественных приёмов (зал Шагала) отделан мозаикой и гобеленами. Дора Гад украсила интерьер парламента скульптурами и картинами, выполненными специально по её заказу известными израильскими и европейскими мастерами.
В 1992 году к зданию кнессета был пристроен корпус Негба, где разместились канцелярии депутатов и конференц-зал. В 2008 площадь парламентского здания увеличилась вдвое за счёт ещё одного нового корпуса – Кедма. При строительстве первого здания Кнессета обнаружились древние захоронения. Для них обустроили внутренний дворик, который можно увидеть во время экскурсии.
На склоне Елеонской (Масличной) горы расположилось самое древнее и самое дорогое в мире кладбище. По предположениям учёных, оно возникло во времена Первого Храма и насчитывает 150 000 могил. Со времён Второго Храма на кладбище сохранился комплекс монументальных гробниц Авессалома, Захарии бен Иоядая, Бней Хазир. Все они считаются памятниками архитектуры. Ещё одна достопримечательность кладбища – гробница пророков. Это большая пещера с 36 вырезанными в скале нишами.
Кладбище на Елеонской горе действующее, здесь хоронят высокопоставленных чиновников и выдающихся израильтян. Стоимость участков на нём чрезвычайно высокая – до 1 000 000 долларов США. Дороговизна земли связана с местом. В Писании сказано, что Мессия взойдёт на Елеонскую гору, прозвучит труба Иезекииля и мертвые воскреснут. Люди покупают места на еврейском кладбище, веря в то, что воскреснув, они первыми увидят Второе пришествие Христа.
Еврейское кладбище на Елеонской горе
Мечеть халифа Омара находится в центре христианского квартала Старого Иерусалима. Время строительства самой мечети — конец XII века, минарет квадратной формы пристроили в середине XV века. Халиф Омар вошёл в историю как мудрый исламский правитель, принявший ключи от Иерусалима от патриарха Софрония в обмен на обещание не трогать христианское население города. В мечети Омара до сих пор хранится копия их договора. Вход в мечеть открыт только для мусульман. Остальные могут осмотреть её только снаружи.
Ясельная площадь Jerusalem Israel
В 145 км от Иерусалима расположен город Назарет. Согласно Новому Завету, в городе проживало Святое Семейство. Здесь прошли юные годы Иисуса Христа, а самого Мессию нередко называли Назаретянином. Ныне население города в основном мусульманское, на улицах много старинных мечетей, колоритных османских домов.
Над гротом, где архангел Гавриил сообщил Марии, что ей предстоит стать матерью Спасителя, возведён католический собор Благовещения. Стены внутреннего двора базилики украшают изображения Девы Марии, привезённые в подарок со всего света. На нижнем уровне собора видны остатки предыдущих храмов, построенных византийцами и крестоносцами.
По другой версии, Богородица узнала о своём непорочном зачатии у колодца. На его месте стоит ещё одна церковь Благой Вести Архангела Гавриила. В 1990 году археологи обнаружили тут остатки римских терм. Рядом — церковь Св. Иосифа. Под нею скрыт грот, где, по преданию, находилась столярная мастерская главы Святого Семейства. Туристов привлекает красочная Назаретская деревня, где воссоздан уголок города времён Иисуса Христа. На территории располагаются сувенирные лавки, харчевни, проводятся театрализованные шоу.
В 4 км к западу от южной оконечности Мёртвого моря в гористом ландшафте Иудейской пустыни выделяется 450-метровая скалистая возвышенность с обрывистыми склонами. На плоской вершине находятся руины легендарной крепости Масада, возведённой царём Иродом I в 25 году до н. э. Через сто лет твердыня пала под натиском римских легионов. Защитники, не желая пленения, покончили с собой. Эпическая осада крепости ярко описана современником событий, историком Иосифом Флавием в книге «Иудейская война».
На ромбовидном плато размером 550 на 270 м сохранились остатки монументальных башен, оборонительных стен, дворцовых комплексов, казарм гарнизона, цистерн для сбора воды и других сооружений. Археологические находки представлены в музейной экспозиции.
На вершину скалы проложена линия канатного фуникулёра. Можно совершить и пешее восхождение по узкой тропе, вьющейся на восточном отроге скалы. Еще одна крутая тропинка проложена по каменной насыпи, отсыпанной римлянами для штурма неприступной крепости 2000 лет назад.
Давно высохший водоём для ритуальных омовений Вифезда располагается у Львиных ворот в древнейшей части Иерусалима. Прямоугольное сооружение, сложенное из крупных каменных блоков, предположительно, относится к VIII веку до н. э. В его водах иудеи мыли жертвенных овец, приведённых в храм Соломона на заклание.
Раннехристианский писатель Евсевий Кесарийский сообщает, что подземная купель Вифезда состояла из двух резервуаров, окружённых аркадами. В одном из них вода была красной, подобно крови принесённых жертв. Воды эти считались целебными, у купели толпились калеки и страдающие от недугов люди. В Евангелии от Иоанна рассказывается, как Иисус однажды исцелил возле Вифезды немощного человека, разбитого параличом.
Рядом находится церковь Св. Анны, построенная крестоносцами на руинах византийской базилики. В крипте храма располагается археологический музей, для осмотра открыты остатки древних построек. Среди них — фундамент дома, где, по преданию, жили родители Девы Марии.
Координаты: 31°46′53″N 35°14′09″E
Арочный проём Новых ворот, украшенный рельефной кладкой и стилизованными зубцами, построен в Иерусалиме в конце XIX столетия по распоряжению султана Османской империи Абдул-Хамида II. Этот проход в северо-западной части городских стен обеспечил быстрый и удобный путь из Христианских кварталов к новым районам, а также облегчил доступ богомольцев к Храму Гроба Господня и другим святыням Старого города.
Рядом с Новыми воротами располагается несколько архитектурных достопримечательностей. Среди них — комплекс греческого православного монастыря Св. Василия, католическая обитель Святого Спасителя, принадлежащая францисканскому ордену.
Древний монастырь Святого Креста располагается на западе Иерусалима неподалёку от музея Израиля и здания Кнессета. По преданию, обитель возведена на месте, где некогда росло дерево, из которого римляне вытесали крест для распятия Иисуса. После разорения Иерусалима войсками халифа Аль-Хакима монастырь был возрождён на средства иберийского царя Баграта IV Багратиони.
В начале XIII столетия в одной из келий обители окончил свои дни грузинский поэт Шота Руставели. На колонне в нартексе церкви можно увидеть фреску с его изображением, здесь же находится могила Руставели. В библиотеке обители хранятся средневековые грузинские рукописи.
Монастырский комплекс представляет собой настоящую крепость с высокими оборонительными стенами. Внутреннее пространство плотно застроено зданиями, аркадами, террасами. У церковного алтаря серебряным кругом отмечено место, где росло древо Святого Креста, стены храма украшены фресками и мозаиками XI-XVII веков. В некоторых монастырских зданиях сохранились мозаичные полы IV века.
На одном из склонов Масличной горы, там, где согласно евангелию, Христос учил своих приверженцев Молитве Господней, расположен кармелитский монастырь Отче Наш (Патер Ностер). Построенная в XIX веке обитель состоит из небольшого скромного храма и жилых корпусов для монахов. На территории монастыря находится могила его основательницы — овдовевшей французской принцессы Орели де Латур д’Овернь.
Рядом с монастырской церковью расположена реконструированная базилика, построенная в IV веке по велению византийского императора Константина Великого. От храма спускаются ступени, ведущие в грот, где, по христианской вере, Иисус провозгласил пророчество о разрушении Иерусалима и о Втором пришествии. На стенах церкви размещены майоликовые панно с текстом «Отче наш» на более чем 140 языках и диалектах. Коллекция декорированных панелей постоянно расширяется.
В верхней части долины Кедрон расположено несколько монументальных склепов. Одна из гробниц, находящихся рядом с Городом Давида, считается могилой Авессалома, мятежного сына библейского царя. На самом деле, согласно археологическим исследованиям и архитектурным признакам, её строительство относится к I веку до н. э., что на несколько сотен лет позже гибели Авессалома.
Гробница, имеющая высоту почти 20 м, состоит из двух фрагментов. Цоколь представляет собой монолит, вырубленный в скалистом склоне Масличной горы. Стены сложены из каменных блоков. Фасады украшают дорические колонны, резные фризы. Сооружение увенчано 6-метровым конусовидным куполом, на его вершине установлен цветок лотоса, вырезанный из камня.
Координаты: 31°46′38″N 35°14′20″E
В центре Еврейского квартала Иерусалима близ мечети Сидна Омар расположена синагога Хурва. Строительство храма начали в 1700 году польские евреи-ашкенази, последователи раввина Иегуды Хасида. Синагога должна была стать центром растущей еврейской общины Иерусалима.
Из-за нехватки средств строительство остановилось, и иммигрантам пришлось брать ссуды у местных арабов. В 1720 году кредиторы, устав ждать погашения долга, подожгли сооружение. Лидеров общины заключили в тюрьму, а позже всех ашкенази изгнали из города. Во дворе недостроенного здания появились магазины арабов. Само же оно превратилось в развалину, из-за чего и получило название «Хурва» («руина»).
В 1856 году при финансовой поддержке Ротшильдов и прусского короля Вильгельма IV синагогу восстановили. Здание с высоким потолком, элегантными арочными окнами, богатыми интерьерами стало одним из самых больших и приметных в старом Иерусалиме. Впервые в иудейской храмовой архитектуре над синагогой появился купол. Во время войны 1948 года Хурву взорвали иорданские солдаты. В 2000-м было решено реконструировать синагогу, вернув ей первоначальный облик. Работы завершились в 2010 году.
Гробница библейского пророка Самуила (Наби Самуэль) — священное место для трёх религий. Святыня расположена на вершине крутого 905-метрового холма, откуда открывается панорама Иерусалима. Ещё в раннюю Византийскую эпоху горное плато отождествлялось с местом погребения Самуила. Но доказательств этому нет, согласно Библии, пророк похоронен в своём родном городе Рама.
В хронике 1-го крестового похода упоминается о том, что в 1099 году рыцари достигли вершины горы, откуда им открылся вид на Святой город. Воины назвали холм горой Радости и построили здесь крепость. Позже её разрушили мамлюки, и на руинах цитадели выросла мечеть. По некоторым сведениям, в XV веке под землёй устроили зал, где, возможно, выставлялась реальная гробница Самуила. Тут молились евреи и мусульмане.
В XVIII веке турецкий султан изгнал евреев, а молельный зал велел замуровать. На месте старой мечети возвели новую. Именно её сегодня можно увидеть на вершине горы. Каменные ступени у входа ведут в подземелье. Тут устроена синагога с символической гробницей, где совершают молитвы представители различных религий.
Координаты: 35°10′48″N 49°58′31″E
Мельница Монтефиоре — подходящее место для начала экскурсии по Новому Иерусалиму. Сооружение расположено в квартале Мишкенот Шаананим, который был основан британским финансистом, представителем протосионизма Моше (Мозесом) Монтефиоре. Он прибыл в Иерусалим в 50-х годах XIX века и с позволения турецкого султана начал обустраивать за пределами стен разросшегося Старого города защищённое поселение для евреев.
В 1858 году в новом квартале появилась каменная 15-метровая ветряная мельница. Её строительство было частью программы по созданию рабочих мест для растущей еврейской общины. Но мельница Моше никогда не использовалась в полную силу из-за почти полного отсутствия ветра в этом регионе. Местные жители дали ей прозвище «Дон Кихот». Во время арабо-израильской войны 1948 года мельница служила наблюдательным постом. Тогда её верхушка была взорвана.
Полностью оригинальный облик мельнице вернули во время реставрации 2012 года. В её стенах расположен небольшой музей Монтефиоре, посвящённый жизни еврейского филантропа и кварталу, который он основал. Центральный объект экспозиции — копия кареты сэра Мозеса Монтефиоре.
HaTikva (между ул. царя Давида и Сионской горой)
В 12 км от Старого города Иерусалима находится небольшой национальный парк и заповедник Эйн-Хемед. Арабы называют его «Хирбат Икбала». Парк расположен у речки Нахаль Ксалон на пути к древней римской дороге, которая соединяла прибрежную равнину с Иерусалимом.
Эйн-Хемед был создан в 1968 году вокруг впечатляющих руин крепости крестоносцев XII века. Рыцари построили её у дороги, чтобы контролировать путь, ведущий в город и обеспечивать безопасный проход паломников.
В парке произрастают самые высокие в Иерусалимских горах 20-метровые дубы, сохранялись вязы, которые в прошлом покрывали всю возвышенность. По территории проложена 1,5-километровая тропа, в сени деревьев разбита площадка для пикников, создана сеть прудов.
Координаты: 31°47′46″N 35°07′33″E
Мечеть Аль-Акса стоит на Храмовой горе в Старом городе Иерусалима. Это одна из трёх самых почитаемых мусульманских святынь. В истории ислама сказано, что в священную ночь Исра пророк Мухаммед вознёсся на небеса с каменной скалы на Храмовой горе. Вместе с храмом Купола Скалы (Куббат ас-Сахра) мечеть Аль-Акса входит в религиозный комплекс Харам аль-Шариф. За свою почти тысячелетнюю историю мечеть использовалась как храм, дворец, конюшни, была местом казни и массового убийства мусульман крестоносцами.
С VIII века до нашего времени мечеть претерпела несколько реконструкций, затронувших внешний облик и внутреннюю структуру. Внутренняя часть мечети разделена на семь галерей, центральная приподнята над остальными. Арочные конструкции поддерживаются мраморными колоннами. Храмовая утварь сделана из золота. Купол снаружи покрыт листами свинца, внутри выложен мозаикой. В мечети одновременно может находиться до 5000 верующих.
Град Давида – самое старое поселение йевусейского периода на территории современного Иерусалима. Он стоял на горном хребте к югу от места, где сейчас находится Старый город. В этом месте царь Давид основал укреплённый город, который учёные относят к периоду Первого и Второго Храма. Раскопки на месте Града Давида начались в первой половине XIX века и продолжаются до сих пор.
Сегодня это археологический парк, поделённый на зоны. На участке G восстановлены остатки башен и жилых домов. Археологическая часть включает руины дворца царя Давида, крепостных стен XIII века до н. э., жилых и общественных зданий VI века до н. э. Вторая часть — это водяная скважина, построенная йевусеями, и водопроводные тоннели, прокопанные в X веке.
Институт исламского искусства основан в 1967 году Верой Саломонс в память об учителе и добром друге Лео Майере — ректоре Еврейского универститета в Иерусалиме. В девяти галереях представлено богатейшее собрание исламского искусства от времён правления Омейядов до османского периода. Коллекция поделена на экспозиции в хронологическом порядке. В музее представлены археологические находки, ювелирные изделия, столовое серебро, старинные часы, музыкальные и научные инструменты, холодное и огнестрельное оружие, военная амуниция.
В двух шагах от западной стены Второго Храма (Стены Плача) простирается археологический парк «Центр Дэвидсон», известный также как Офел. Заповедник назван в честь американского мецената Билла Дэвидсона, щедро оплатившего раскопки и создание музейной экспозиции.
На территории парка раскрыта брусчатка древней улицы, руины домов, арочные элементы древних сооружений, купальни, ступени огромной лестницы, ведущей в Храм. Тут действует музей, в экспозиции представлены наиболее значимые находки археологов, 3D модель древнего Иерусалима. Надев специальный шлем, вы сможете совершить виртуальную прогулку по улицам Святого Города.
Недалеко от стен Старого Иерусалима на вершине горы Сион расположен немецкий бенедиктинский монастырь Успения Пресвятой Богоматери. Пройти к нему можно от Сионских ворот. Считается, что в этом месте завершила свой мирской путь Дева Мария.
Первую базилику построили в 415 году, но она была разрушена. В XII столетии монахи аббатства Богоматери на горе Сион возвели на древних руинах новую церковь. Но и она пала под ударом мусульман. В 1898 году кайзер Вильгельм II приобрёл исторический участок земли у османского султана и передал Немецкой ассоциации Святой Земли. В 1900-м тут началось строительство церкви, и спустя 10 лет работы завершились. Основание самого монастыря относится к 1927 году. Второе название обители — Дормицион (лат. — «Успение»).
Храм возведён в неороманском стиле с элементами восточного зодчества. В здании несколько приделов, в них расположены часовни и хоры. Винтовые лестницы ведут в склеп, олицетворяющий место упокоения Марии. Церковь славится великолепной акустикой, тут проводятся концерты классической музыки.
В XI веке один русский монах самостоятельно добрался до Иерусалима, принеся с собой лампадку для Храма Гроба Господня. С той поры верующие из разных уголков русских земель стали совершать паломничество в Святой город. К середине XIX века сюда ежегодно стекалось более 10 000 христиан из Российской империи. Для их обустройства и безопасности требовались условия.
В 1858 году османы, владевшие Иерусалимом, согласились продать императору Александру II пять участков земли у стен Старого города. Вскоре тут развернулось строительство комплекса культовых и административных зданий. Его центром стал собор Св. Троицы. В архитектуре построек преобладал неоклассический стиль с добавлением элементов исламского и местного зодчества. Строительство финансировали из собственных средств российские императоры и члены правящей фамилии.
В 1964 году государство Израиль выкупило у СССР большую часть Русского подворья. С 2008 года часть зданий — собор, Сергиево подворье и здание духовной миссии РПЦ — вновь принадлежит России. В остальных постройках размещены административные учреждения Иерусалима.
Археологический музей построен на деньги Джона Д. Рокфеллера, на эти цели он пожертвовал 2 000 000 долларов. Экспозиция музея разделена на коллекции в хронологическом порядке от палеолита до позднего османского периода. Музей построен в виде крепости, здания расположены по периметру вокруг внутреннего дворика с бассейном. Выставочные залы названы по сторонам света и соединены в углах восьмиугольными башнями с куполами. Вдоль зданий тянутся арочные галереи. Самое ценное, что хранится в музее — деревянные панели VIII века из мечети Аль-Акса и мраморные перемычки из Храма Тела Господня. Коллекция включает находки из Иерусалима, Ашкелона, Мегиддо, Иерихона.
Оскар Шиндлер был процветающим предпринимателем и членом НСДАП. Однажды ему довелось собственными глазами увидеть зверства нацистов по отношению к евреям, и политические убеждения фабриканта круто изменились. Он нанимал рабочих в еврейских гетто и даже в концлагерях, а затем тайно вывозил группы евреев в безопасные страны. Так ему удалось спасти от смерти в газовых печах 1200 человек.
В 1967 году израильский центр памяти жертв Холокоста Яд ва-Шем присвоил Шиндлеру почётное звание «Праведника мира». О его гуманной деятельности мир узнал из кинодрамы Стивена Спилберга «Список Шиндлера» (1993 г.).
Могила Оскара Шиндлера находится в Иерусалиме на христианском погосте у стен музея Холокоста, что на склоне горы Сион. Посещая кладбища, евреи традиционно кладут на могилы близких камешек. Надгробие Шиндлера усыпано такими знаками благодарности и внимания. Камни разложены так, чтобы оставалась видна выбитая на могильной плите надпись: «Благодарение Богу, что он был наш».
Координаты: 31°46′24″N 35°12′10″E
Достоверных сведений о том, где погребён старозаветный царь Давид, не сохранилось. Иудейская и христианская конфессии чтут кенотаф, расположенный в гробнице на горе Сион. Захоронение почитается и мусульманами — в текстах Корана Давид упоминается как пророк Дауд.
Предположительно, склеп был частью древней синагоги, а затем храма Айя-Сион, возведённого в 70-е годы IV века. В эпоху Крестовых походов на руинах предыдущих сооружений было построено аббатство Успения Богоматери, принадлежащее ордену Св. Франциска.
В небольшой сводчатый склеп ведут узкие двери. Помещение разделено перегородкой на две части, где отдельно молятся мужчины и женщины. Каменный саркофаг покрыт синим покрывалом с золотым шитьём. Гробница никогда не вскрывалась, и её содержимое не исследовалось учёными.