Топ-30 достопримечательностей в Павловске и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.
Павловский парк был заложен в 1777 году на землях, подаренных Екатериной II своему сыну, цесаревичу Павлу. Обустройство его началось одновременно со строительством Большого дворца и заняло почти полвека. Автором проекта дворцово-паркового ансамбля был шотландский архитектор Чарльз Кэмерон. Впоследствии его замыслы продолжали и дополняли именитые скульпторы, архитекторы, художники, создавшие идеальную гармонию русской природы и прекрасных творений рук человеческих.
Здесь просторные солнечные поляны чередуются с густыми рощами, тенистые аллеи и дорожки ведут в тихие уголки к берегам прудов и реки Славянки, каменным и ажурным мостикам, изящным классическим, пасторальным и мемориальным павильонам. Архитектурная доминанта и композиционный центр Павловского парка — Большой Дворец в неоклассическом стиле. К нему примыкает Собственный сад, раскинувшийся у южного фасада под окнами императрицы Марии Фёдоровны, — небольшой парк в голландском стиле, где по-французски точная геометрическая планировка сочетается с природной красотой «Царства флоры».
Тройная липовая аллея соединяет дворец с Парадным полем. Вокруг неё, по замыслу Кэмерона, создано несколько архитектурно-ландшафтных ансамблей — павильон «Вольер» в классическом стиле в окружении французского сада, Большие круги со статуями XVIII века «Мир» и «Правосудие», павильон с колоннадой, осеняющий памятник императрице Марии Фёдоровне — первой хозяйке Павловского парка. Продолжают парк лесные массивы Старая и Новая Сильвия, плавно переходящие в тщательно спланированную ландшафтную панораму Белая берёза, затем в Большую звезду и Долину прудов — романтический уголок с каскадом искусственных водоёмов. Завершает парк Красная долина с Садоводством Боде и романтическими постройками, спроектированным Чарльзом Кэмероном.
Павловский дворец начали возводить в 1782 году. Впоследствии дворец и парк, созданные по проекту Чарльза Камерона, стали любимой резиденцией царской семьи и местом, где после убийства Павла Первого 27 лет прожила его вдова Мария Фёдоровна. Когда началось строительство, супруги отправились в путешествие по Европе, откуда привезли множество предметов для украшения своего будущего дома — изящную мебель, античные статуи, дорогие сервизы, произведения искусства. Всё это нашло своё место в прекрасных интерьерах, отделкой которых занимался итальянский архитектор Винченцо Бренна.
Дворец стоит на крутом берегу реки Славянки и виден из разных уголков парка. Кэмерон выбрал для него неоклассический стиль. Центральное здание кубической формы венчает купол с колоннадой. От него расходятся два симметричных изогнутых крыла — галереи, соединяющие дворец с флигелями и служебными корпусами. Первый этаж северного крыла занимают покои Павла Петровича, южного — Марии Фёдоровны. На втором находятся кабинеты, библиотека и парадные залы, третий отдан под выставки. Внутреннее убранство дворца поистине роскошно. Интерьеры отделаны мрамором, лепниной, росписями, позолотой. Сейчас для осмотра открыты 45 залов.
Во время Великой Отечественной войны здание дворца сильно пострадало, но благодаря сотрудникам музея были спасены многие драгоценные произведения искусства. Восстановление культурного наследия продолжалось более 30 лет. Сегодня в Павловском дворце действует несколько постоянных выставок — образец интерьера богатого дворянского дома, собрание подлинных царских костюмов, коллекция изящных женских принадлежностей и безделушек, которые были непременным атрибутом туалетного столика дворянских дам XVIII–XIX веков.
Первыми в 1777 году на землях, подаренных Екатериной II своему сыну Павлу, появились два охотничьих домика — Паульлюст и Мариенталь. На месте первого позднее вырос императорский дворец, а второй Павел Петрович пожелал потехи ради перестроить в крепость. Неофициально сооружение называли Замок Бип, или Бастион императора Павла. Несмотря на то, что цитадель не имела военного значения, возводилась она по всем канонам фортификационного искусства. Автором проекта считается придворный архитектор Винченцо Бренна. Пятиугольный в плане замок окружали валы, через ров был перекинут разводной мост, к замку примыкали две дозорные башни, каждый полдень округу оглашал выстрел из крепостной пушки. По требованию императора крепость Мариенталь приписали к военному ведомству.
Многое было в истории замка. После смерти Павла I он успел послужить первой в России школой для глухонемых, военным госпиталем, учебными заведениями, офицерской гауптвахтой, а после революции — детским домом и военкоматом. Почти полвека после Великой Отечественной войны крепость пролежала в руинах. Её восстановил частный владелец только в 2011 году. Теперь в замке открыт дорогой ресторан и отель. Попасть внутрь бывшей крепости могут только гости отеля или ресторана.
Пасторальный павильон Пиль-Башня, построенный на берегу Славянки по проекту В. Бренна, — дань моде конца XVIII столетия. Круглое сооружение с конусообразной соломенной крышей, примыкающее к Пиль-башенному мосту, служило приятным местом для отдыха во время прогулки по Павловскому саду. Снаружи живописец и декоратор Пьетро Гонзаго придал ему вид старой полуразрушенной постройки, внутри же отделка была изысканной и нарядной. Павильон состоит из двух ярусов. На второй этаж но внешней стене башни ведёт винтовая лестница. Это было место, где в уединении и тишине любила посидеть императрица Мария Фёдоровна. Сейчас там восстановлен исторический интерьер — росписи, камин, зеркало, два изогнутых дивана, лепные декоративные барельефы. Сама башня Пиль и окружающие пейзажи стали сюжетами картин многих современных художников.
Один из шедевров, созданных Чарльзом Кэмероном в Павловском парке, — Колоннада Аполлона. Императрица Мария Фёдоровна писала своему управляющему Кюхельбекеру, что Колоннада и Храм дружбы ей дороже всех красот Италии. И это неудивительно. Первоначально величественное сооружение представляло собой двойное кольцо дорических колонн. Соединяющий их антаблемент украшали медальоны и лавровые гирлянды. В центре круглого постамента стояла статуя Аполлона Бельведерского. Колоннада заняла место недалеко от храма Марии Магдалины, но после завершения строительства дворца по требованию Марии Фёдоровны её перенесли на высокий берег Славянки. На склоне холма построили лестницу и пустили по ней каскад, а у самого берега перекинули через него мостик из туфа.
Годами вода подмывала фундамент, что стало причиной частичного обрушения Колоннады. Несколько колонн рухнули, но восстанавливать их не стали — оставили обломки у подножия. Природа сделала своё дело, и теперь Колоннада Аполлона выглядит как настоящие античные руины. Выгнутый мостик дополняет картину, превращая архитектурный ансамбль в один из самых живописных уголков Павловского парка. Первая бронзовая скульптура Аполлона впоследствии была перенесена в Старую Сильвию, её место в Колоннаде заняла чугунная копия, отлитая в 1826 году.
Достопримечательности Павловска и окрестностей, которые лучше посмотреть на прогулке с местным гидом
Элегантный классический Павильон Трёх граций появился на террасе в Собственном садике в первые годы XIX века. Он стал последним творением Чарльза Кэмерона в царской резиденции и любимым местом Павла Петровича — император часто отдыхал, а иногда и работал в Павильоне. Один из фасадов 16-колонного портика с белоснежной балюстрадой обращён к южной террасе дворца, с которой он соединяется главной аллеей Собственного сада. Второй выходит к городской улице, за которой простираются чудесные пейзажи парка «Мариенталь».
Плафон Павильона декорирован розетками из акантовых листьев, два треугольных фронтона украшают барельефы с изображениями Аполлона и Минервы, созданные скульптором И. И. Прокофьевым. Композиция из белого каррарского мрамора «Три Грации» работы Паоло Трискорни появилась в павильоне в 1803 году. Это был подарок Александра I своей матери — Марии Фёдоровне.
Создавая парковый ансамбль, Чарльз Кэмерон тщательно планировал каждую деталь будущих пейзажей, обогащая природные ландшафты архитектурными формами. Одной из них стал Павильон «Храм дружбы» в Долине Славянки, построенный в 1784 году на лужайке в крутом изгибе речного русла. Сооружение в виде античной ротонды, посвящённое матери Павла I Екатерине Великой, окружают колонны дорического ордера. Фриз декорирован лепными изображениями дельфинов и виноградной лозы, кессонный плафон — розетками с листьями. Внешние стены ротонды украшают медальоны с барельефами, на них изображены аллегорические сюжеты, посвящённые Екатерине. Внутри Храм устроен по подобию античного пантеона. Верхнюю часть стен украшает лепнина, в стенах по кругу выложены ниши, в центральной стоит скульптура Екатерины II в образе Цереры — древнегреческой богини урожая и плодородия. Над входом позолоченными буквами выбита надпись: «Любовь, почтение и благодарность посвятили…»
В Павловском парке нет ничего случайного, что не вписывалось бы в общую концепцию, созданную талантливыми архитекторами и мастерами садового искусства. Районом «Белые берёзы» почти четверть века занимался художник и декоратор Пьетро Гонзаго. Он буквально формировал пейзажи, где-то вырубая деревья, а где-то сажая новые. Так случилось и с площадкой под названием «Круг белых берёз». На большой поляне по кругу были посажены 18 белоствольных красавиц, и одна в стояла в центре, но до наших дней она не дожила — засохла. Со всех сторон к поляне подступают рощицы, где смешаны хвойные и лиственные деревья. Почти вплотную к ним по окружности проложена тропа, а от неё лучами расходятся пять дорожек, ведущих к широкой кольцевой аллее. Сейчас вокруг площадки установлены скамейки для отдыха.
В конце XVIII века участок земли близ Парадного поля был пожалован князю А. Б. Куракину. Он построил на нём деревянный дом, который в 1806 году продал тогдашнему военному коменданту Павловска, князю П. И. Багратиону. В 1811 году участок с домом вернулся в казну. Позднее дачный особняк был перестроен по проекту архитектора Андрея Воронихина. Императрица не нуждалась в таком большом доме и пожелала превратить дачу Багратиона в садовый павильон. Так в Белых берёзах появилась лёгкая изящная постройка в классическом стиле. С трёх сторон фасады украшали колонные портики с треугольными фронтонами. Квадратное в плане здание венчал купол на гранёном барабане, по периметру протянулось панно, расписанное изображениями амуров. Вокруг павильона был разбит розовый сад, а над входом появилась надпись «Pavillon des Roses».
Летом 1814 года стало известно, что из Парижа с победой возвращается император Александр I. Он не желал никаких празднований, но принял приглашение матери, императрицы Марии Фёдоровны на бал, который она хотела посвятить триумфальному возвращению сына. Для этого к Павильону стали срочно пристраивать танцевальный зал. Его возведением и обустройством занимался Карл Росси. Вместе с Д.-Б. Скотти они создали настоящее произведение искусства. Отделка зала поражала красотой и роскошью.
До Великой Отечественной войны в Розовом павильоне располагался музей. Стоявшие в Павловске немецкие войска разгромили дворец и разорили парк. Павильон был полностью разрушен. Сегодня перед нами предстаёт точная копия старинной постройки, воспроизведённая по чертежам, картинам и сохранившимся фотографиям. Воссоздана внутренняя отделка, часть мебели, планировка сада.
Каменный Мост Кентавров в Долине реки Славянки построен в 1799 году почти одновременно с павильоном «Холодная ванна». Он заменил старый деревянный мост, по углам которого были установлены статуи кентавров. Ещё во времена своей поездки по Европе молодые Павел Петрович и Мария Фёдоровна увидели в римском Капитолийском музее чудесные античные статуи, найденные при раскопках на вилле Тиволи. Они пожелали снять с них копии, и для царской четы сделали слепки. Гипсовые статуи были изготовлены в Императорской художественной академии и установлены на мосту в Павловском саду. Четыре фигуры — двух молодых беззаботных и двух суровых бородатых кентавров — были перенесены со старого моста на новый каменный. В 1805 году пришедшие в негодность гипсовые скульптуры заменили мраморными, простоявшими до 1932 года. Затем их сняли, повреждённых бородатых кентавров отправили в подвалы дворца, а пару молодых выставили на террасе Собственного сада. Те кентавры, которые сегодня украшают мост через Славянку, — копии, снятые со старых мраморных статуй. Отреставрированные оригиналы хранятся в павильоне «Вольер».
Павловский парк, Долина реки Славянки
Идея поставить памятник императрице Марии Фёдоровне принадлежала её сыну Михаилу Павловичу. В 1835 году был объявлен конкурс на создание памятника, в котором приняли участие именитые скульпторы и художники. Но по разным причинам их работы были отвергнуты. В 1914 году к вопросу создания памятника вернулся великий князь Константин Константинович, владевший в то время Павловском. За работу взялся скульптор, профессор Императорской художественной академии В. А. Беклемишев. Отлитый в бронзе памятник поместили в беседку, построенную по проекту Карла Росси, который архитектор сделал ещё в 1816 году. Императрица изображена сидящей на банкетке в лёгком платье и с диадемой на голове. Вокруг павильона разбит цветник по проекту Франсуа Габриэля Виолье — архитектора и художника, служившего при дворе Павла I.
Павловский парк, Придворцовый район
Мавзолей «Супругу-благодетелю» — архитектурная доминанта района Новая Сильвия. После гибели Павла I Мария Фёдоровна решила увековечить память мужа и построить мавзолей в любимом Павловском парке. Конкурс выиграл французский архитектор Тома де Томон. Возведение мавзолея завершилось в 1810 году. Траурное сооружение из песчаника выполнено в виде античного храма с колонным портиком. На треугольном фронтоне начертаны слова «Супругу-благодетелю», фриз украшают лепные плачущие маски. Мавзолей стоит на гранитном подиуме, к входу ведут широкие ступени. Внутри, напротив решётчатой двери, на гранитном основании стоит кенотаф с барельефами из белого мрамора. На нём — скульптурное изображение плакальщицы с короной на голове, склонившейся над надгробным камнем. Над скульптурой на траурной пирамиде расположен мраморный медальон с профилем императора. Вокруг мавзолея высятся траурные ели.
Павловский парк, район Новая Сильвия
Недалеко от Розового павильона в районе Парадного поля есть красивый мост с ажурными перилами, перекинутый через протоку, соединяющую два пруда. Его построили в 1879 году и, следуя европейской моде, по углам поставили скульптуры лежащих оленей, отлитые в Берлине. Статуи благополучно простояли до 20-х годов прошлого века, а потом исчезли. Осталось только название — Олений мост. К началу 2000-х сооружение представляло собой жалкое зрелище — ржавые конструкции, утраченные части ограждения, покосившиеся тумбы.
Реставрация исторического памятника завершилась в 2017 году. Не хватало только оленей. Долго не могли найти хоть один образец подобных статуй, хотя в том же Санкт-Петербурге их было немало. Неожиданно пара оленей обнаружилась в Ташкенте. Оказалось, что в конце XIX века скульптуры привёз с собой великий князь Николай Константинович, сосланный за кражу сначала в Крым, потом в Оренбург и Ташкент. По просьбе руководства страны в Узбекистане отлили копии оленей и подарили их Павловскому парку. Позднее скульптор В. Маначинский по фотографиям воссоздал ещё одну пару скульптур. Теперь все они занимают своё место на Оленьем мосту.
Павловский парк, Парадное поле
Строительство Большой каменной лестницы (лестницы В. Бренна) относится к периоду, когда владения цесаревича Павла превратились в официальную императорскую резиденцию. В то время изменениями и новыми объектами в парке занимался архитектор Винченцо Бренна. Он перепланировал Придворцовый участок и создал Большие круги. Чтобы связать их с Долиной реки Славянки, архитектор решил построить Итальянскую лестницу — в продолжение Больших кругов, выдержанных в стиле итальянского террасного сада. Спуск состоит из 64 ступеней, разбитых на четыре пролёта с площадками. Верхнюю площадку украшает балюстрада, массивные вазы с цветами и сидящие львы из белого мрамора. Внизу на тумбах изготовились к прыжку чугунные чёрные львы. С верхней площадки лестницы открываются виды на излучину Славянки с лужайками, рощами и белоснежную колоннаду «Храма дружбы».
Павловский парк, Долина реки Славянки
Собственный сад императрицы Марии Фёдоровны — шедевр садово-паркового искусства в стиле голландского сада. Здесь геометрическая строгость парадного французского парка с великолепными цветочными коврами гармонично сочетается с природной естественностью цветущих куртин и кустарников «Царства флоры», где императрица собрала богатую коллекцию растений со всего света. Центральную аллею украшают беломраморные садовые вазы и бюсты античных героев, справа от неё — подстриженные особым способом липы, высаженные в шахматном порядке. В перспективе аллеи — Павильон Трёх граций, архитектурная и высотная доминанта Собственного сада. Здесь любил отдыхать и работать Павел I. Из павильона открывается чудесный вид на Мариентальский парк и пруд.
Павловск — это не только блеск придворной жизни и роскошь дворцовых интерьеров. С момента закладки Павловского дворца и парка здесь стали селиться люди. Было образовано село Павловское, которое указом нового императора Павла I в 1796 году получило статус города. Музей истории города Павловска перелистывает страницы повседневной жизни горожан — хранит образцы народных промыслов, произведения изобразительного искусства, архивные документы, старинные фотографии, предметы быта, подлинные наряды XIX века. Отдельные выставки рассказывают об именитых жителях города — Святославе Рерихе и Осипе Мандельштаме. Много материалов посвящено Великой Отечественной войне, когда во время блокады Ленинграда в Павловске стояли немецкие и испанские войска. Большую часть экспонатов музей получил в дар от жителей города, и его экспозиции продолжают пополняться. В музее проходят творческие вечера, отмечаются городские праздники, для детей организованы тематические занятия.
Парк «Мариенталь» был заложен в 90-годах XVIII века по проекту архитектора Чарльза Кэмерона. Название парк получил от охотничьего домика Мариенталь, названного в честь супруги будущего императора Павла I Марии Фёдоровны. Позднее, в 1798 году, у слияния рек Славянка и Тызьва, появится замок Бип, который называют архитектурным капризом Павла I.
Как и в Павловском парке, здесь простираются прекрасные русские просторы — рощи, поляны, пруды, речки, ручьи и пологие холмы, которые называли Швейцарскими горками. От входа со стороны Собственного сада к Мариентальскому пруду спускается Трельяжная лестница, с которой открываются красивые виды. Этот уголок облюбовали художники, которых здесь можно встретить в любое время года.
В глубинах парка скрываются старинные здания и постройки — каменный Бретонов мост-плотина, дом Павловского Дворцового правления 1780 года, очаровательный особняк в стиле необарокко, принадлежавший когда-то коменданту Павловска барону К. Ротасту, здание городской электростанции, построенной в 1911 году по проекту архитектора Карла Шмидта. В рощице, недалеко Линновского моста, стоит обелиск «Мишень». Он отмечает место, где тренировался в стрельбе будущий император Александр II. Ещё одно знаковое место в парке — обелиск в честь основания Павловска. Его установили в 1782 году над южным берегом Мариентальского пруда, примерно на полпути между Павловским дворцом и крепостью «Мариенталь».
Собор Николая Чудотворца стоит на углу улиц Обороны и Артиллерийской. В первой половине XIX века эта часть города получила название Солдатской слободы — с 1830 года и до начала 2000-х годов в Павловске квартировали военные. Полковой церковью до начала XX века был небольшой деревянный храм. Каменный собор в русском стиле построили только в 1904 году. Он стал настоящим украшением города — краснокирпичные стены храма сияют белоснежными фигурными карнизами и обильным декором центрального барабана и колокольни. Шатровые башенки по углам здания декорированы кокошниками и позолоченными орлами на шпилях. Никольский собор венчают пять изящных глав с золотыми крестами. Украшение интерьера — росписи, деревянный резной иконостас и киоты. Собор окружают здания бывшего офицерского собрания и казарм, возведённые на рубеже XIX–XX веков. От построенного в 1829 году манежа кавалерийского полка остались только руины.
Недалеко от Павловска, в районе деревни Пязелево расположен памятник природы «Долина реки Поповки». Известняковый скальный выход протянулся вдоль берегов речки, больше похожей на ручей. Тропа, протоптанная любознательными туристами, тянется около 2 км, хотя сам памятник занимает территорию в 27,5 гектара. Интерес к каньонообразным берегам Поповки появился у русских учёных-палеонтологов ещё в XIX веке. Они внимательно изучили состав пород 30-метровой скалы, похожей на разноцветный слоёный пирог, а также обнаруженные в ней остатки доисторических организмов. Вывод оказался настоящей сенсацией — на поверхность земли вышли пласты, возраст которых насчитывает сотни миллионов лет. Самый древний кембрийский пласт, относящийся по времени к началу палеозойской эры, всегда прячется в глубине гор. А здесь его можно увидеть и даже потрогать. Правда, подняться к скале отваживаются только смельчаки — уж очень крут подъём и спуск по крошащейся известняковой породе.
«Долина реки Поповки» интересна не только геологическим памятником. По заболоченным берегам ручья живёт мелкая живность и гнездятся разнообразные птицы, в том числе краснокнижные. Берега заросли плакучей ивой и ольхой, а весной полянки между деревьями покрываются коврами первоцветов.
Пушкинский район Санкт-Петербурга, территория муниципального образования город Павловск
В 1872 году на парадной площади перед главным входом в Большой дворец был торжественно открыт памятник Павлу Первому. Император в парадной форме, чуть сдвинутой набок треуголке устремил взгляд в сторону Липовой аллеи, по которой обычно в резиденцию въезжали гости. Его лицо спокойно, поза расслаблена, правая вытянутая рука опирается на трость. Павловский памятник — копия гатчинского монумента, отлитая по приказу тогдашнего владельца Павловска, великого князя Константина Николаевича. Скульптура создавалась по портрету царя, написанному в конце XVIII века русским художником С. Щукиным. Скульптор Иван Витали тщательно проработал модель, сохранив полное портретное сходство с императором. Памятник установлен на высоком фигурном постаменте из кирпича, обшитом листами шпиатра (сплава на основе цинка). На нём выбито посвящение и год установки.
ул. Садовая, 20, парадный двор Павловского дворца
Колонна «Конец света» — архитектурная достопримечательность Новой Сильвии. Письменные источники сообщают, что колонна была изготовлена и установлена в 1783 году в конце Тройной липовой аллеи. Позднее площадку вокруг неё расширили и назвали Парадным местом. После смерти императора Павла I колонну перенесли в Новую Сильвию, один из дальних районов Павловского парка, который в просторечии называли «Концом света». Вероятно, поэтому такое же название получила и колонна. Там для неё соорудили фундамент, насыпали земляной холм и установили сооружение на квадратное основание. Время, стихия и вандалы изрядно потрудились над памятником. В 2016 году завершилась реставрация — мрамору вернули благородный светло-серый цвет, на постаменте восстановили вставки из красного камня, на вершину водрузили шар. Место в окружении высоких сосен облагородили и поставили рядом длинную изогнутую скамью для отдыха.
Павловский парк, район Новая Сильвия
В 1797 году в Павловском парке, на левом берегу Славянки, вдоль Краснодолинной аллеи было заложено садоводство, которое позже появилось на карте парка под названием «Ельцовый огород». На небольшом участке выращивались овощи и зелень для дворцовой кухни. Императрица Мария Фёдоровна, которая увлекалась растениеводством, принимала деятельное участие в украшении огорода и расширении посадок — так на грядках появились пряные травы и лекарственные растения. В 1820 году был высажен сад с плодовыми кустарниками и деревьями.
Современное название — Садоводство Боде — оно получило при внуке Павла I, великом князе Константине Николаевиче. В то время заведующим садоводством стал Генрих Боде, передавший потом свои обязанности сыну Эрнсту. При них площадь сада и количество плодовых деревьев увеличилось, был построен дом для управляющего, появилась оранжерея.
После революции садоводство превратили в питомник, где выращивали рассаду и саженцы для Павловского парка. В 2014 году был разработан план восстановления исторического сада. За образец взяли концепцию 1813 года, придуманную Марией Фёдоровной. Сейчас в саду и на огородных грядках насчитывается более 200 видов растений — ягод, овощей, зелени, пряных трав. Высажены сорта яблонь, которые выращивались здесь в первой половине XIX века. Каждый год после сбора урожая в Павловском парке проходит праздник «Осенняя пастораль».
Павловский парк, Красная долина
Первый вариант Памятника родителям был создан по проекту Чарльза Кэмерона в 1787 году, после смерти Фридерики Вюртембергской — сестры Марии Фёдоровны. В 90-х годах XVIII века один за другим ушли из жизни и другие родные императрицы — вторая сестра, брат, отец и мать. В 1807 году памятник был перестроен под руководством архитектора А. Воронихина. К павильону-памятнику «Любезным родителям» от Тройной липовой аллеи ведёт Философская тропа. Там, в хвойной чаще Старой Сильвии, за воротами с изображением перевёрнутых факелов и венков возвышается эдикула — арочная ниша, под сводом которой стоит постамент. На нём — скульптурная композиция с плакальщицей в царском венце, склонившейся над надгробным камнем, где изображены рельефные профили родителей Марии Фёдоровны. Выше стоят две урны. На стенах ниши вы увидите памятные мраморные доски, посвящённые брату и сёстрам императрицы — Карлу, Фридерике и Елизавете. Судьба уберегла памятник в первоначальном виде — он уцелел во время Великой Отечественной войны и более или менее благополучно пережил смены эпох и поколений.
Павловский парк, Старая Сильвия
В 1826 году на границе Павловского парка и городских улиц появились торжественные Николаевские ворота. 16 сгруппированных по четыре колонн дорического ордера, стоящих на пьедесталах, поддерживают антаблемент с аттиком, на котором раскинул крылья двуглавый орёл. Отлитые из чугуна ворота изготовлены по проекту К. И. Росси и подарены матери императором Николаем I. Мария Фёдоровна нарекла их в честь сына, но название не прижилось, для народа они так и остались Чугунными воротами.
Памятник Иоганну Штраусу — современная достопримечательность Павловска. Он был открыт в сквере на пересечении улиц Садовой и Зверинецкой в 2003 году во время Второго фестиваля «Большой вальс». Это уменьшенная копия монумента, созданного в 1907 году другом великого композитора, скульптором Эдмундом Хельмером. Штраус изображён играющим на скрипке, лицо его исполнено воодушевления. Памятник стал подарком австрийского правительства к 300-летию Санкт-Петербурга. В Павловске он появился не случайно — более 16 лет, начиная с 1858 года, Иоганн Штраус был дирижёром Павловских летних концертов, выступал в Павловске со своими произведениями и сочинениями русских композиторов.
Один из самых фотогеничных уголков в Павловском парке — арочный Висконтиев мост, возведённый в начале XIX века по проекту А. Н. Воронихина и названный именем своего строителя Карло Висконти. Арочный пролёт украшает львиная голова, по обеим сторонам моста устроены ледорезы, на которых стоят массивные каменные вазы. В безветренную погоду арка, как в зеркале, отражается в тихих водах реки Славянки. Под мостом скрывается плотина с водным каскадом. Во время войны немецкие оккупанты разрушили Висконтиев мост, и долгое время на его месте простояла временная деревянная переправа. Восстановили каменное сооружение только в 1974 году, вернув ему исторический облик.
Павловский парк, Долина реки Славянки
В XVIII веке в дворянских поместьях было модно иметь птичники — садовые павильоны для содержания певчих птиц. Не обошла эта тенденция и царскую резиденцию. Павильон «Вольер» — изящная постройка в классическом стиле, состоящая из трёх частей. Центральный зал соединяется с боковыми строениями открытыми галереями с колоннами. Фасады украшают колонные портики, треугольные фронтоны и лепные розетки. Центральное строение венчает небольшой плоский купол на световом барабане.
Сначала в одной галерее, затянутой сеткой, жили певчие птицы. В другой устраивались чаепития, обеды и ужины. Но лесные птахи не приживались в неволе, и павильон из птичника превратился в приятное место для отдыха. Из галерей открывались чудесные виды на цветники и окружающий пейзаж Вольерного участка — регулярного сада с зелёным лабиринтом, живыми изгородями, качелями и оранжереей. Во второй половине XIX века перед Вольером вырыли маленький пруд, поставили античные скульптуры, окончательно превратив сад в уютный романтический уголок.
Во время оккупации стоявшие в Павловске немецкие и испанские войска варварски обошлись с памятником архитектуры, статуи Афродиты и Актиона были украдены. В 1968 году Вольер восстановили, вместо похищенных скульптур напротив входа установили статую Венеры Италийской. Вольерный участок снова радует взор воссозданными по старинным чертежам зелёными партерами, цветочными куртинами, строгими линиями стриженых лип и кустарников.
Павловский парк, Придворцовый район
Каскады были одним из основных мотивов Павловского парка, всего их было около 30. Большой каскад на высоком берегу Круглого озера был построен по проекту Чарльза Кэмерона. Это была имитация природного водопада — вода струилась из груды камней и, падая с уступов, стекала в озеро. Чтобы подвести воду, была построена система прудов из которых вода по подземной трубе поступала к каскаду. Правда, её было слишком мало, чтобы искусственный водопад работал постоянно. Поэтому его включали только по праздникам. В конце XVIII века императрица решила, что Большой каскад надо переделать. Так вместо валунов над озером появилась терраса с балюстрадой, мраморными вазами и площадкой, на которую падал водный поток, вытекающий из арки подпорной стены. Проектом нового Большого каскада занимался Винченцо Бренна. В середине XIX столетия вода иссякла. К началу 2000-х терраса пришла в аварийное состояние. В 2014 году народу представили обновлённый Большой каскад. Правда, первоначальный облик восстановить не удалось, но главное — водопад снова радует взгляд и оживляет пейзаж.
Павловский парк, Долина реки Славянки
В 1839 году в Павловске появился необычный особняк в итальянском стиле с большой кирпичной башней — дача архитектора А. П. Брюллова. Александр Павлович сам создавал проект, а утверждал его тогдашний владелец Павловска великий князь Михаил Павлович. Первый этаж здания построен из камня, второй — деревянный с широкими окнами, украшенными резными наличниками и балконом. Похожая на средневековую башня в четыре этажа завершается зубцами. Наверху находится смотровая площадка, вход на неё оформлен в виде купола обсерватории. Дачу окружал парк с романтическими прудами, фонтанами и статуей Аполлона. Дом архитектора всегда был полон гостей, у него часто бывали известные художники, композиторы и литераторы того времени. После смерти Брюллова с 1877 и до 1933 года в доме жили его родственники, потом в нём устроили коммунальные квартиры. Расселили аварийное жильё только в конце 1980-х. Стараниями известного местного мецената С. Гутцайта дача Брюллова была восстановлена. Сейчас в ней размещается Школа имени А. М. Горчакова для одарённых детей.
Дом с ангелом П. П. Барышникова (Дом Барышниковых) — одна из немногих достопримечательностей Павловска, не имеющая отношения к царской резиденции. Белоснежный особняк построил в начале прошлого века потомок купеческой фамилии, архитектор А. А. Барышников. Дом знаменит рельефным изображением ангела во всю высоту стены и лепной отделкой фасадов. Чудесным образом ангел сохранился до наших дней, несмотря на то, что дом не раз перестраивался, а потом долго находился в аварийном состоянии. В 2013 году здание было признано объектом культурного наследия и отремонтировано новым владельцем. Спустя три года работы прекратились и старинный особняк вновь выставили на продажу.