Топ-40 достопримечательностей в Гранаде и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.
Издали возвышающаяся на холме средневековая Альгамбра выглядит грозной крепостью. Но за мощными красноватыми стенами скрываются не руины казарм, а дворцы и парки сказочной красоты. Великолепные изящные постройки возведены в XIII–XV столетиях для мавританских эмиров и приумножены католическими королями.
Интерьеры утопающих в зелени дворцов украшены искусной лепкой и резными алебастровыми узорами. В орнаменты вплетена изысканная арабская вязь стихотворных текстов. Зелёные внутренние дворики с арочными колоннадами и фонтанами соединяются лабиринтами кипарисовых аллей. В XVI столетии в западной части комплекса по воле Карла V был возведён ренессансный дворец. Здесь размещены экспозиции Музея изящных искусств.
Кафедральный собор, заложенный в начале XVI века в центре Гранады, возводили более 180 лет в переломный для андалузского зодчества период. В то время классическую готику постепенно сменяла новая эстетика платереско — своеобразный стиль испанского Возрождения, возникший к завершению эпохи Реконкисты. Оба стиля причудливо переплелись в облике храма. В декоре присутствуют элементы барокко, рококо.
Нарядный фасад выполнен в виде портала, схожего с триумфальной аркой. Слева от входа возвышается массивная башня колокольни. Центральный купол высотой 45 метров увенчан крестом. Часовни, расположенные под сводами собора, украшены изящными витражами, статуями, полотнами испанских и фламандских живописцев.
Средневековый район Альбайсин, включённый в перечень объектов Всемирного наследия, хранит мавританский дух Гранады. Это колоритное место давно облюбовала местная богема — живописцы, писатели, артисты. В мемориальных усадьбах художника Макса Моро и композитора Мануэля де Фалья располагаются интересные музеи.
Среди белых домиков с крохотными балконами вы найдёте множество тапас-баров, сувенирных лавок, антикварных салонов, оживлённых мини-рынков. На площади Плаза Ларга туристов ожидают уютные террасы атмосферных ресторанов. На Плаза Мирадор-де-Сан-Николас расположена знаменитая панорамная площадка с видом на Альгамбру.
Мирадор (обзорная площадка) на площади у старинной церкви Святого Николая в Гранаде всегда был популярен среди горожан и туристов. Отсюда открывается широкая панорама средневековых кварталов района Альбайсин. На севере темнеют горные пики Сьерра-Невады, на юго-западе над черепичными крышами зеленеют склоны холма, увенчанного розовыми стенами Альгамбры. Однажды вечером здесь побывал президент США Билл Клинтон. Восхищенный зрелищем американский лидер сказал, что здесь он увидел самый романтичный закат в мире. С той поры Мирадор-де-Сан-Николас утвердился как культовое место, непременное для посещений, особенно в предзакатные часы.
На площади Св. Николая всегда многолюдно, и царит праздничная атмосфера. Уличные музыканты перебирают струны гитар, среди туристов снуют торговцы сувенирами с лотками. Рядом есть несколько ресторанов с террасами, откуда открываются великолепные виды.
Plaza Mirador de San Nicolás, 2
Небесная обитель праведников описывается в Коране как прекрасные рощи со струящимися реками, питающими прозрачные водоёмы. Согласно этим представлениям, в первые годы XIV века у дворца Хенералифе — летней резиденции эмиров Гранады — были заложены декоративные сады, украшенные фонтанами, изящными колоннадами, нишами с узорчатой резьбой, ручьями, ниспадающими с террас. Воздух в садах наполнен благоуханием роз, гвоздики, мирта, магнолии.
Кипарисовые аллеи приведут вас к потаённым дворикам, романтичным мирадорам — видовым площадкам. Сады Хенералифе находятся на холме в средневековой части города к востоку от стен Альгамбры. Здесь сооружена сцена, где регулярно проводятся музыкальные фестивали, балетные спектакли.
Достопримечательности Гранады и окрестностей, которые лучше посмотреть на прогулке с местным гидом.
Готическая Королевская усыпальница возведена у стен кафедрального собора Гранады в 1506–1521 годах. Под сводами капеллы в центре нефа покоится чета католических монархов Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, освободивших Гранаду от многовекового владычества мавританских эмиров. Два мраморных надгробия со скульптурными композициями принадлежат резцу итальянского скульптора Доменико Фанчелли. В капелле также погребены Хуана I Кастильская и её супруг Филипп I Габсбург. В ризнице хранятся королевские реликвии, среди них — меч Фердинанда и корона Изабеллы, картины великих мастеров.
Создание комплекса Эль-Баньюэло восходит к XI веку. Он находится в историческом районе Альбайсин на берегу реки Дарро, пересекающей средневековые кварталы Гранады. Каменное сооружение хорошо сохранилось. В анфиладе сводчатых помещений мавританских бань устроены небольшие бассейны, широкие скамьи, ложа для массажа с ароматическими маслами.
Арочные своды поддерживают колонны, привезённые из мест раскопок древних римских и вестготских дворцов, полы выложены мраморными плитами. В каменных куполах прорезаны сквозные вентиляционные отверстия в форме восьмилучевых звездочек. Горячая вода и пар подавались из расположенной здесь же котельной по керамическим трубам.
В 1526 году король Карл V пожелал построить в Альгамбре резиденцию. Зодчий Педро Мачука возвёл массивный дворец в стиле итальянского ренессанса. Его фасады резко контрастируют с мавританским дворцовым ансамблем. В облике этого сооружения Мачука первым из испанских архитекторов воплотил элементы маньеризма — авангардного направления в европейском искусстве того времени.
Отход от канонов проявился и в планировке — в квадратный объём здания зодчий вписал круглый внутренний двор, окружённый двухъярусной колоннадой. Ныне в большей части дворца Карла V размещаются экспозиции Музея изящных искусств. В семи залах южного крыла находится еще один музей, представляющий сокровища Альгамбры.
Palacio de Carlos V, Plaza Algibes Alhambra
На юго-востоке провинции Гранада находится Национальный парк Сьерра-Невада — один из крупнейших в Испании. В заповедник площадью 85 883 гектара входят горные хребты с 20 вершинами, превышающими 3000 м. Среди них пик Муласен (3479 м) — высочайшая гора Пиренейского полуострова .
На территории парка более 50 высокогорных озер, откуда берут начало ручьи и реки. Богатую флору представляют 1100 видов растений, из них около 60 — эндемики. В лесах обитают кабаны, горные козлы, куницы, дикие кошки.
В парке находится самый южный в Европе горнолыжный курорт, где устроено 102 км спортивных и прогулочных снеговых трасс. На высоте 2100 м в деревне Прадольяно возведены отели, рестораны, магазины. Отсюда подъёмники доставляют лыжников к началу спуска (3 398 м). Из центра Гранады на курорт курсируют автобусы, можно доехать на такси. Расстояние — 32 км, время в пути около 40 мин.
Эффектное здание бывшей Королевской канцелярии (Королевского суда) украшает Новую площадь Гранады. Дворец был построен между 1531 и 1587 годами по приказу императора Карла V для размещения судебной администрации. В XIX веке, когда в Испании возобладали идеи либерализма, королевские суды были признаны архаичными, и канцелярию упразднили. Её функции и полномочия перешли к Территориальному суду Гранады.
Сегодня в стенах дворца размещается Верховный суд Андалусии. Двери учреждения для туристов закрыты. Но стоит обратить внимание на облик здания, построенного по проекту известного архитектора-маньериста Франсиско дель Кастильо эль Мозо. Немного массивный фасад дворца с колоннами дорического ордера смягчают изящные барельефы, элегантная балюстрада, декоративная резьба. Постройка имеет статус объекта культурного наследия Испании.
Дворцы Насрида — часть архитектурно-паркового комплекса Альгамбра. Ансамбль Nasrid Palaces состоит из трёх частей — зала Мешуар, официальной резиденции эмира Комарес и частных апартаментов правителя Дворца Львов. В Комнате Mexuar, построенной в XVI веке и примыкающей к дворцу Комарес, эмир принимал министров Гранады, здесь же проходили заседания суда. Нижняя часть стен зала облицована разноцветной плиткой, верхняя украшена лепной арабской вязью. Деревянный резной потолок поддерживают четыре колонны.
Из внутреннего дворика Мешуар можно войти в Золотую комнату дворца Комарес. Её наборный резной потолок в стиле мудехар расписан и покрыт позолотой. Далее следует Зал Лодки с выходом в Миртовый дворик и к квадратной 45-метровой башне Комарес. Самое большое и красивое помещение башни — Зал послов, щедро украшенный лепниной, резными орнаментами и надписями. 18-метровый потолок, арки, ниши, витражные окна делают его самым впечатляющим залом в Альгамбре.
Дворец Львов возведён вокруг патио, известного под названием Львиный дворик. По периметру его обрамляют галереи с 124 мраморными колоннами. В центре расположен фонтан, его чаша покоится на спинах львов. На краю начертаны строки из стихотворения выдающегося арабского поэта ибн Замрака, воспевающие красоту фонтана. Внутри в отделке потолков использована традиционная для арабской архитектуры техника мукарн — элемента похожего на восковые соты. Стены в залах отделаны мрамором, изразцами, резьбой и лепниной.
Вопреки названию, Новая площадь — старейшая в Гранаде. Она удобно расположена в центре города, с неё начинаются все экскурсии. На Plaza Nueva выходят старинные здания — Королевская канцелярия середины XVI века, церковь святого Эгидия и святой Анны, перестроенная из мечети в 1537 году. Рядом находится туристический информационный центр, где можно взять бесплатную карту города. Вокруг разбросаны многочисленные кафе, развлекательные заведения, магазинчики, небольшие отели. Это молодёжное место, где собираются неформалы, выступают уличные музыканты. На примыкающих улочках можно встретить танцоров фламенко. С площади открывается вид на Альгамбру, отсюда веером расходятся несколько пешеходных маршрутов, ведущих к знаменитому дворцовому комплексу.
На территории национального парка Сьерра-Невада недалеко от села Моначиль находится природная достопримечательность — узкий каньон Лос Каоррос. В живописной расщелине вдоль бурной горной речки проложена пешеходная тропа. Местами приходится огибать скалистые выступы, держась за вбитые в камень скобы. Отдельные участки на высоте 30 метров соединяют подвесные мостики. В Los Cahorros встречаются водопады, небольшие пещеры, природные бассейны, где можно искупаться.
Рядом с Альгамброй на склоне холма Маурор раскинулся парк Мартирес с небольшим дворцом Carmen de los Martires. В XII–XV веках на его месте находились застенки для христианских пленников. Через них прошли тысячи мучеников. В память о них на месте казематов построили католическую церковь, вокруг которой позднее образовался монастырь. Поселившийся здесь святой Иоанн Креста начал благоустраивать территорию и разбивать вокруг обители сады.
В XIX веке монастырь разрушили и на его месте построили Кармен-де-лос-Мартирес. Старый сад привели в порядок и украсили фонтанами. Сегодня с террас и смотровых площадок парка открываются виды на Сьерра-Неваду и городские кварталы. Мартирес называют Романтическими садами. Они разделены на зоны, оформленные в разных стилях — английском, испанском, французском. Во дворце проводят тематические выставки, залы Carmen de los Martires сдают в аренду для проведения торжеств.
В 1513 году монахи-картезианцы приступили к строительству монастыря в холмистом районе к северу от Альгамбры. Скромный внешний вид комплекса вполне соответствует уставу ордена аскетов. Стены и фасады, сложенные из тёсаных плит светлого известняка, лишены украшений и напоминают цитадель. Но скрытые за скромными стенами интерьеры картезианского монастыря поражают роскошной отделкой.
Церковь Успения Девы Марии, ризница, капитул и скиния — яркие образцы андалузского барокко. Декор выполнен из цветного мрамора, яшмы, агата, серпентина. На фоне искусно набранных мозаичных узоров и тонкой резьбы блёкнет даже позолота. Интерьеры украшены скульптурами, фресками, художественными полотнами. Среди них выделяются работы картезианского монаха и выдающегося живописца Хуана Санчеса Котана.
Интерактивный Парк наук открыт в Гранаде в 1995 году. Здесь наглядно и доступно раскрываются сложные вопросы фундаментальной и прикладной науки. Над главным корпусом возвышается купол обсерватории с профессиональным телескопом. Цифровое оборудование планетария рисует звездные карты Вселенной.
Любопытные эксперименты в области физики и химии можно самостоятельно провести в зале «Эврика». Остроумные приборы демонстрируют проявления таких понятий, как сила, энергия, инерция, ускорение. Ученые придумали, как визуально представить магнитные поля и электрический ток, тепло и показатели температуры.
С биоразнообразием планеты Земля, происхождением континентов и природой стихийных бедствий знакомят экспонаты зала Биосферы. В зале Восприятия вы попадаете в мир слуховых и оптических иллюзий. На футуристичной 50-метровой башне устроен смотровой балкон, откуда открываются виды на город и живописные горы Сьерра-Невада.
Храм Святого Иоанна Божьего принадлежит к числу наиболее значимых памятников архитектуры Испании, возведённых в традициях барокко. Проект создал зодчий Алонсо де Хесус Ортега. Строительство велось с 1737 по 1759 год.
Торжественный фасад церкви напоминает огромный алтарь. На трёх уровнях, разделённых колоннадами, установлены статуи святых. Портал завершается изогнутым фронтоном с медальонами. Интерьер храма ослепляет позолотой, покрывающей резные детали декора. Подкупольный свод расписан фресками. Художественные полотна, украшающие стены, чередуются с большими зеркалами, визуально увеличивающими внутреннее пространство. Такой приём необычен для оформления церквей. В базилике хранятся глубоко чтимые реликвии. Над главным алтарём находится ковчег с мощами Св. Иоанна. Особенно многолюдно здесь 8 марта — в день поминовения святого.
Всегда оживлённая пешеходная улочка Навас в центре Гранады манит туристов несметным числом ресторанов и тапас-баров. Толпы гостей города и местных жителей беспрерывно перемещаются из одного заведения в другое, дегустируя разнообразные острые закуски, сытные блюда и веселящие напитки.
Вечерами улица Навас выглядит особенно атмосферно. В это время она уютно освещена огонькам иллюминации, а тротуары сплошь заставлены столиками. Стоит заглянуть и в здешние винные магазинчики с широким ассортиментом местных напитков. Любопытна музыкальная лавка, где на память о Гранаде можно приобрести кастаньеты, выбрать гитару, купить диски с музыкой фламенко в разной аранжировке.
Живописный район Сакромонте находится на холме к северо-востоку от Альгамбры. Здесь с XIV века располагаются цыганские кварталы Гранады. На узких улочках белеют андалузские домики с крошечными садиками. В крутых склонах вырыты пещеры. Некоторые из них всё ещё служат квартирами местным жителям, но в большинстве гротов разместились ресторанчики, бары, ночные танцевальные клубы.
Здесь вы найдёте небольшой музей, где воссозданы подземные жилые комнаты и ремесленные мастерские. По ночам весь район превращается в пёструю сцену, где разворачивается красочное шоу фламенко. Отовсюду звучат переборы гитар, песни и ритм кастаньет, сопровождающие чувственные танцы.
Зоопарк Biodomo открылся на территории Парка наук в 2016 году. Новая локация соединила в себе зоопарк, ботанический сад и аквариум. В Биопарке воспроизведены экосистемы Мадагаскара, Экваториальной Африки, Юго-Восточной Азии и Индо-Тихоокеанского региона. В вольерах, авиариях и аквариумах обитают 123 вида млекопитающих, рептилий, птиц, рыб и насекомых.
Львиный дворик — один из самых впечатляющих уголков Альгамбры. Небольшое внутреннее пространство прямоугольной формы обрамляют изящные, безупречной формы галереи-аркады. 124 тонких колонны из альмерийского мрамора с кубическими капителями, украшенными арабесками и вязью, поддерживают арки из гипса. Периметр опоясывает фриз из резного дерева. В центре дворика стоит фонтан из белого мрамора. Его чаша покоится на спинах двенадцати львов. По краям чаши высечено стихотворение андалузского поэта Ибн Замрака. С восточной и западной стороны расположены две беседки. С северной и южной — большие арки, соединяющие Львиный дворик с Залом Абенсеррахов и Залом Двух Сестёр.
Sala de las Dos Hermanas, s/n, Calle Real de la Alhambra, Granada
Комплекс зданий действующего аббатства Сакромонте возведён в XVII веке на холме Вальпараисо у излучины реки Дарро. В центре монастыря расположен внутренний двор с фонтаном и аркадами. Отсюда можно пройти в залы церковного музея с картинной галереей и выставкой скульптур. Рядом находится базилика Успения с богатым барочным декором.
Для посещения открыты катакомбы раннехристианского периода, вырытые в склонах холма. Подземные алтари и часовни украшены скульптурами, картинами, коваными решётками. Тут покоятся останки первого епископа Гранады, хранятся мощи его сподвижников и священные реликвии.
У подножия Альгамбры разместилась редкой красоты церковь Святого Эгидия и Святой Анны первой половины XVI века, более известная как Санта-Ана. Высокий минарет, переделанный в колокольню, напоминает, что храм возведён на месте средневековой мавританской мечети. В его архитектурном облике переплелись стили мудехар и платереско с характерным обилием декоративных элементов.
Фасад Санта-Аны богато украшен скульптурами, созданными знаменитыми испанскими мастерами. Внутреннее оформление церкви не менее великолепно. В интерьерах — скульптурные композиции, фрески XVI–XVII столетий.
Согласно преданию, в старинном храме венчалась национальная героиня Испании Мариана де Пинеда. На площади перед нарядным фасадом базилики и сегодня нередко можно увидеть свадебные кортежи. Это неизменно привлекает внимание туристов, желающих сделать эффектные фотографии.
Современный Музей истории Гранады и Андалусии расположен на окраине города. Он состоит из экспозиций, посвящённых истории, природе, этнологии, искусству, культуре региона с времён неолита до наших дней. Большая часть материалов представлена в виде интерактивных видео- и аудиороликов. В одном из залов выставлены картины испанских художников.
Один из старейших католических храмов Гранады построен в 1567 году у подножия холма Альгамбра. С приходом в город христиан восточную архитектуру начала постепенно вытеснять европейская. Церковь Святого Петра и Павла соединила в себе черты модного тогда андалузского ренессанса и восточного стиля мудехар. Центральный вход оформлен в виде арки, обрамлённой спаренными колоннами коринфского ордера. В нише над аркой установлены скульптуры святых апостолов. Ступенчатый силуэт базилики образуют три зала разной высоты. Интерьер украшают позолоченные барельефы и живописные полотна на божественные темы. На клиросе располагается старинный барочный орган, который можно послушать во время мессы и концертов классической музыки. С церковной башни открывается впечатляющий вид на парки и дворцы Альгамбры.
Небольшая простенькая церковь Эрмита Сан-Мигель Альто на одном из северо-восточных холмов Гранады больше славится прекрасными видами, чем архитектурой. Её построили в конце XVII века на месте бывшей мусульманской башни. В XIX столетии церковь разрушили французы. Современный скромный облик она приобрела после реконструкции. Внутрь храма попасть невозможно. Туристы поднимаются к Эрмита Сан-Мигель Альто ради панорамы города, протянувшейся от Альбайсина до крепости Альгамбра, за которой виднеются снежные вершины Сьерра-Невады.
Река Дарро протекает через всю Гранаду, часть её русла сейчас спрятана под землю. Когда-то она снабжала водой крепость Альгамбру через целую систему акведуков. Сейчас река совсем обмелела. Вдоль Дарро проложена улица Carrera del Darro. Здесь сохранились пять старинных каменных мостиков, по которым жители Гранады попадали в Альгамбру. Два из них датируются XVI веком.
Гранадское Медресе было основано эмиром Юсуфом I в 1349 году как университет, где изучали богословие, математику, медицину, право. В этом качестве Дворец прослужил до 1500 года. С приходом христиан медресе закрыли. Впоследствии одноэтажное здание надстроили, изменили отделку внутреннего дворика и декор. В 1722 году в результате перестройки из мусульманских интерьеров остался только богато украшенный молельный зал с михрабом, аркой и инкрустированным потолком.
Современное здание лишь частично сохранило черты стиля мудехар. Барочный фасад украшает символика католических королей. Внутренний двор декорирован тосканскими колоннами, лестница построена в стиле чурригереско, появившимся в испанской архитектуре в XVII веке. Во время последней реконструкции 2006–2011 годов были проведены археологические раскопки. Остатки фундамента, которые датируются XI веком, можно увидеть через стеклянный пол в молельном зале. Сегодня Дворец Медресе занимает Академия изящных искусств университета Гранады.
Монахи ордена Св. Иеронима основали свой монастырь у стен Гранады в последние годы XV века после освобождения города от мавров. Проект ансамбля, построенного в стиле испанского ренессанса, принадлежит архитектору Диего де Силоэ. Внутренний двор ограничен фасадами монастырских сооружений с галереями, украшенными колоннадами и королевской геральдикой. Сюда обращены входы в погребальные капеллы.
Жемчужина обители – церковь Непорочного Зачатия. Резной декор интерьеров храма и мраморные статуи созданы итальянским скульптором Якопо Фиорентино, многоярусный алтарь оформил художник Пабло де Рохас, заложивший основы андалузского маньеризма. Настенные росписи выполнили живописцы в XVII–XVIII веках. Монастырь действующий, поэтому часть зданий закрыта для осмотра.
Единственный на Пиренейском полуострове караван-сарай мусульманской эпохи сохранился в Гранаде. Находится Корраль-дель-Карбон недалеко от Кафедрального собора. В трёхэтажное здание ведёт портал с характерной мавританской аркой, украшенной лепными узорами. В глубине проезда видны два арочных оконца помещения для привратных стражников. Здесь размещались хранилища товаров, магазины и гостиничные номера, где останавливались путешественники. Во внутреннем дворе отдыхали мулы и лошади приезжих. После изгнания мусульман из города в конце XV столетия во дворе устроили склад угля. С той поры бывший караван-сарай зовется Угольным двором.
В древнем районе Альбайсин на вершине холма расположен дворец Дар аль-Орра («Дом Королевы»). Он был построен в XV веке, когда Гранада оставалась единственным мусульманским эмиратом на Пиренеях. Незадолго до изгнания мавров дворец служил резиденцией жены правителя Гранады — матери Боабдила, последнего правителя из династии Насридов.
С начала XVI столетия дворец являлся частью монастыря Санта-Исабель-ла-Реаль. В прошлом веке памятник архитектуры был выкуплен государством. Двухэтажное здание с крепостной башней прекрасно сохранилось, и сегодня туристы могут осмотреть комнаты, коридоры с остатками декора эпохи Насридов. Галереи выводят к уютному патио, в центре которого — миниатюрный бассейн. Из окон верхнего зала открываются чудесные виды на окрестности.
Главная художественная галерея Гранады — Музей изящных искусств. Собрание располагается в залах дворца Карла V, возведённого на территории Альгамбры в XVI веке. Основу коллекции составляют произведения искусства средневековых монастырей, упразднённых в XVIII–XIX столетиях.
Среди наиболее значимых экспонатов — бронзовый бюст полководца Гонсало Фернандеса де Кордова, созданный кастильским художником Диего де Силоэ в начале XVI века. В этом же зале представлена скульптура Санта-Мария-де-ла-Альгамбра, перенесённая сюда с площади Пуэрта-де-ла-Юстисия для сохранения от порчи. Её место заняла точная копия.
В галерее есть несколько полотен Хуана Санчеса Котана — художника из Толедо, прославившегося великолепными натюрмортами. Видное место занимают работы знаменитого уроженца Гранады живописца Алонсо Кано и представителей его школы.
Palacio de Carlos V, Plaza Algibes Alhambra, 1T
Площадь королевы Изабеллы Католической расположена в центре Гранады на пересечении улиц Гран виа де Колон и Рейес Католикос. Её сердце — памятник венценосной Изабелле и Христофору Колумбу, возвышающийся на постаменте в окружении клумб и небольших фонтанов. Скульптурная композиция запечатлела исторический момент — будущий первооткрыватель Нового Света подаёт прошение о финансировании экспедиции.
Горожане убеждены, что центральная фигура эпохального события — моряк, а не королева, поэтому плазу часто называют площадью Колумба. К ней обращены нарядные фасады зданий, построенных в разные эпохи. Многие достопримечательности находятся в пешей доступности от площади, поэтому здесь традиционно собираются туристические группы, отправляющиеся на экскурсию по Гранаде. Рядом — остановка, откуда автобусы отъезжают в Альгамбру.
Ворота Эльвиры, возведённые в XI веке, служили одним из порталов крепостной стены, окружавшей медину — жилые кварталы мавританской Гранады. Некогда здесь стоял форт с четырьмя сторожевыми башнями. В 1612 году укрепления и оборонительные стены были снесены. Сохранилась лишь мощная входная арка, сложенная из кирпича и облицованная розовыми каменными плитами. Верхнюю площадку венчают двухметровые зубцы, за которыми скрывались лучники, охранявшие въезд. Трёхэтажные дома, пристроенные к древним воротам в XVII веке, едва достигают половины высоты сооружения. Через широкую арку проходит оживлённая улица. В 1896 году городские власти включили Пуэрта де Элвира в число памятников культуры.
Путь, ведущий от Новой площади в Альгамбру, пролегает через торжественные Гранатовые ворота. Парадный проезд создан в 1526 году в ознаменование визита в Гранаду короля Испании Карла V, недавно венчавшегося с Изабеллой Португальской. Новобрачные провели в мавританском дворцовом комплексе медовый месяц.
Сооружение в стиле римских триумфальных арок построено на месте снесённых крепостных ворот. Фронтон портала украшен императорским щитом с изображением герба Испании и тремя полураскрытыми плодами граната — символом Гранады.
Гранатовые ворота созданы по проекту Педро Мачуки — архитектора, построившего дворец Карла V. В облике сооружений угадывается схожесть благодаря единой манере и использованию руста из тёсаного камня. Дорога от ворот ведёт прямо к императорскому дворцу.
Пуэрта Монаита — часть фортификационного комплекса, построенного в Гранаде в XI веке. Укрепления возведены в период правления династии Зиридов. Величественные руины можно увидеть в старейшем квартале города — Альбайсине. Это была первая мавританская крепость в Гранаде. Она же стала последним оплотом мавров при осаде города христианскими воинами. Ворота Пуэрта Монаита, встроенные в крепостную стену, служили одним из главных входов в Алькасабу Кадима (Старую крепость).
Массивная постройка — яркий образец мавританского военного зодчества. Деревянные полотна входных дверей обрамлены подковообразной, немного заострённой каменной аркой. Её окружает альфиз — арабский архитектурный орнамент. За воротами когда-то находился защищённый стенами двор-патио, где размещалась охрана.
В провинциальном городке Фуэнте-Вакерос, что в 17 км от Гранады, находится дом-музей Федерико Гарсиа Лорки. Бывшая фермерская деревушка — родина одного из самых ярких поэтов Испании. Здесь он провёл первые семь лет своей жизни. Типичный сельский дом зажиточных андалузских землевладельцев превращён в музейное пространство. Здесь демонстрируется большая коллекция фотографий, рукописей Гарсиа Лорки, первые публикации его стихов, личная переписка, мебель, в том числе детская кроватка будущего поэта. При музее открыт центр по исследованию творчества Федерико Гарсиа Лорки.
Музей современного искусства, или центр Хосе Герреро, — художественная галерея, открывшаяся в 2000 году. Изначально в нём демонстрировались работы Хосе Герреро — знаменитого испанского художника, уроженца Гранады, работавшего в стиле абстрактного экспрессионизма.
В залах выставлено 40 картин и 20 рисунков, отобранных самим мастером, архив документов с информацией о его жизни и творчестве. Большая часть помещений предназначена для временных выставок, посвящённых творчеству современных художников. В музее также организуются тематические встречи, лекции, конференции. С 2004 года здесь проводятся концерты современной музыки.
Археологический и этнографический музей Гранады расположен в ренессансном особняке XVI века Каса-де-Кастриль. Собрание древностей знакомит с культурами, на протяжении тысячелетий сменявшими друг друга на территории провинции Гранада.
В экспозиции представлены артефакты эпохи палеолита и неолита, среди них — кремневые орудия, изготовленные около 100 000 лет назад, украшения и статуэтки, созданные в VI тысячелетии до н. э. К древнейшим находкам финикийского периода относится чаша из скорлупы страусиного яйца, декорированная изображениями птиц (710–620 годы до н.э.). Коллекции произведений искусства, оружия, монет, керамики проведут вас по следам римского и мавританского владычества в этом регионе.
Дворец Каса-де-лос-Тирос, построенный в XVI веке, напоминает крепость, а его название означает «Дом выстрелов». Изначально он являлся частью фортификационной стены, окружающей квартал Альфарерос.
Каса-де-лос-Тирос до 1921 года принадлежал семейству Гранада-Венегас — потомкам мавританской династии Насридов и кастильской военной аристократии. О боевом прошлом и доблести владельцев Каса-де-лос-Тирос напоминает внешнее оформление здания. На фасаде изображены герои сражений под Троей, на камне высечены меч и военный девиз.
В здании размещается исторический музей. В 12 залах представлены скульптура, картины с видами города XVII–XIX столетий, гравюра, литография, коллекция мебели позапрошлого века. Отдельные экспозиции посвящены путешественникам, посетившим Гранаду, истории здешних цыган. Дворцовая лестница украшена галереей портретов испанских королей.