Топ-80 достопримечательностей в Париже и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.
Знаменитое сооружение инженера Гюстава Эйфеля появилось в Париже в 1889 году как грандиозный портал на Всемирную выставку, организованную к 100-летию Французской революции. Многие интеллектуалы той эпохи требовали демонтировать Эйфелеву башню, давая ей уничижительные прозвища. Среди них был и Ги де Мопассан. Писатель демонстративно обедал в здешнем панорамном ресторане, называя его единственным местом, откуда не видно «тощую пирамиду из запутанных железных лестниц».
Сегодня Эйфелева башня — одно из самых узнаваемых сооружений в мире. Здесь есть кафе, магазины деликатесов и сувениров. К смотровым площадкам посетителей поднимают лифты. По вечерам 20 000 прожекторов устраивают на гранях элегантной конструкции световое шоу. Антенна телетрансляций, установленная на шпиле в 2010 году, увеличила высоту башни до 324 м.
Холм Монмартр возвышается над Парижем к северу от центра столицы, на правом берегу Сены. Его венчает кремовый купол базилики Святого Сердца (Сакре-Кёр). У стен собора находится древний некрополь Голгофы, где предавали земле королей династии Меровингов. Тут покоятся деятели Французской революции и роялисты.
На рубеже XIX – XX столетий Монмартр стал приютом творческой богемы. Здесь творили Тулуз-Лотрек, Ван Гог, Модильяни, Пикассо. В 30-е годы минувшего века на крутой улочке возвели арт-городок с выставочными галереями и студиями художников. Они и сегодня выставляют мольберты на площади Тертр, продают свои картины и рисуют портреты всех желающих.
На Монмартре вас ожидают музеи, театры и кабаре, где выступают знаменитости. В оживлённый туристический уголок Парижа можно подняться по ступеням бесконечных лестниц или в вагончиках фуникулёра.
Лувр — один из самых знаменитых и наиболее посещаемых музеев в мире. В анфиладах 400 залов дворцового комплекса площадью более 72 000 кв. м собраны произведения искусства всех времён и народов — барельефы и статуи, полотна знаменитых живописцев, ювелирные украшения, археологические артефакты. Среди них — стела с клинописным кодексом законов вавилонского царя Хаммурапи (1750 год до н. э.), античная статуя Венеры Милосской, крылатая фигура Ники Самофракийской эллинистической эпохи.
Картинные галереи представляют полотна выдающихся европейских художников XIV-XIX веков. Жемчужины музейной коллекции — «Прекрасная садовница» Рафаэля, «Кружевница» Яна Вермеера, работы Веронезе, Мурильо, Дюрера. В отдельном зале выставлена загадочная «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи.
Возведение собора Парижской Богоматери на острове Сите восходит к 1163 году. Его построили на месте, где прежде язычники поклонялись черной девственнице — олицетворению плодородия. Великолепный памятник готического зодчества давно стал зеркалом истории Франции. Здесь проводили коронации, провозгласили императором Наполеона. В годы Французской революции собор был объявлен храмом Разума.
Виктор Гюго прославил Нотр-Дам на весь мир. Но глядя на богато украшенные стены собора, трудно представить описанное в его романе дряхлеющее здание. Парижане, не желая наблюдать, как разрушается их символ, в 1841 году направили петицию королю, и тот распорядился начать ремонтные работы. После пожара 2019 года культовой достопримечательности вновь понадобилась реставрация. К счастью, бушевавшее пламя не повредило узнаваемый фасад с тремя огромными порталами и окном-розой над ними.
Музей Орсе расположен напротив Лувра, на противоположном берегу Сены. В облике его помпезных фасадов непринуждённо объединены элементы архитектуры французского барокко и итальянского ренессанса. Комплекс зданий роскошного железнодорожного вокзала Орсе и гостиницы был возведён в канун Всемирной выставки 1900 года.
В 1986 году здесь открылся универсальный музей, демонстрирующий произведения всех направлений искусства, созданные в период с 1848 по 1914 год. Широко представлена скульптура, в том числе работы Родена, собрание живописи, включающее богатую коллекцию работ импрессионистов.
Интерес представляют первые киноленты и снимки фотомастеров начала минувшего века, театральные декорации, костюмы и мебель той эпохи. В музее д’Орсе ставятся спектакли из репертуара Золотого века, демонстрируются первые немые киноленты.
Главные достопримечательности можно посмотреть самостоятельно на прогулке, но путешествие будет гораздо увлекательней, если сходить на обзорную экскурсию по Парижу с местным гидом.
Триумфальная арка на площади Звезды (ныне — площадь Шарля де Голля) заложена в 1806 году по приказу Наполеона Бонапарта, пожелавшего увековечить военную мощь Франции. 50-метровое сооружение, замыкающее Елисейские поля с запада, построено по образцу древнеримских триумфальных ворот. Фасады украшены барельефами с батальными сценами, скульптурными группами, памятными досками с именами полководцев и списком победных сражений.
Под сводом проезда — могила Неизвестного солдата, на пьедестале пылает Пламя памяти. Тут проводятся военные парады, церемонии вручения государственных наград, другие знаковые события. У подножия арки завершается велогонка «Тур де Франс».
Арка возвышается посреди автомагистрали. Перейти к ней можно лишь через подземный туннель. На вершине устроен смотровой балкон, в помещениях пилонов работает музей, сувенирный магазин.
Дворец в Версале — резиденция французских королей с 1682 по 1789 год — шедевр дворцового зодчества, оказавший влияние на архитектуру всей Европы. Сказочные чертоги велел построить Людовик XIV, желавший прославить монархию и заодно уехать подальше от столичной черни.
Версаль расположен в 22 км к юго-востоку от центра Парижа. Здание, разделённое на 2 300 залов, занимает 63 154 кв. м. Здесь мог разместиться весь королевский двор — до 20 000 персон. Убранство дворца роскошно. Осмотра заслуживают все локации, включая оперный театр, капеллу, королевские апартаменты, спальню монарха.
Из Зеркальной галереи открываются панорамы парка, разделённого каналом, разливающимся в форме геральдической лилии. Парк простирается на 815 га. Территория разбита на множество террас с рощами, клумбами, газонами, прудами, фонтанами, часть которых работает постоянно.
Диснейленд — развлекательный комплекс тематических парков, расположенный в городке Марн-ла-Валле, что в 32 км от центра Парижа. На территории в 20 кв. км посетителей ожидают яркие шоу, аттракционы, рестораны, гостиницы, поля для гольфа, концертные залы, торговые центры. Ежегодно Парижский Диснейленд посещает до 14 миллионов туристов, что поднимает его на вершину рейтинга европейских парков развлечений.
Наиболее популярные экстремальные аттракционы в парке Discoveryland — «Гиперпространственная гора» в стиле киноэпопеи «Звездные войны», американские горки «Большая Громовая гора». В парке Adventureland первенство удерживает шоу «Пираты Карибского моря». Лидирующие позиции занимает и «Поместье с привидениями» в локации Frontierland. Из Парижа в центр развлечений курсируют автобусы, скоростные электропоезда RER линии A, интегрированной с метрополитеном (ст. Nation).
Гранд Опера, обращённая фасадом к одноимённой площади, поражает пышностью и блеском. Театр открылся в 1875 году, став архитектурным шедевром эпохи Второй империи. Здание спроектировал малоизвестный в то время архитектор Шарль Гарнье. Его имя храм искусств носит с 1989 года, когда на площади Бастилии открылась вторая площадка Парижской оперы. Теперь Гранд Опера, вмещающая 1900 зрителей, в основном используется для балетных постановок.
Если не удастся попасть на спектакль, посетите театр с экскурсией. Полюбуйтесь убранством, ещё более помпезным, чем внешний вид здания. Гарнье отделал большое фойе многоцветным мрамором, создал проект люстры из бронзы и хрусталя в зрительском зале. Марк Шагал в 1964 году искусно расписал потолок. Парадная лестница, позолоченные канделябры, статуи, зеркала, картины, фрески придают интерьерам царское величие.
Пантеон в Латинском квартале Парижа — это бывший собор Св. Женевьевы, превращённый в национальный храм памяти. В облике здания зодчий Жак-Жермен Суффло объединил четыре стилистических направления. Фасад выполнен в виде портала классического греческого храма — колоннады с треугольным фронтоном. Купол возведён в романской традиции, а во внутреннее пространство внесены черты торжественной готики и роскошного барокко.
В базилике хоронили лидеров революции 1789 года, затем под сводами Пантеона появились могилы других выдающихся личностей. Тут упокоились философы Вольтер и Руссо, математик Лагранж, исследователь Океании Бугенвиль, писатели Виктор Гюго, Эмиль Золя. В XX столетии к ним присоединились саркофаги четы Пьера и Марии Кюри, героев Сопротивления. Винтовая лестница ведёт на купол с кольцевым балконом, откуда открывается панорама Парижа.
Белоснежный собор Сакре-Кёр возведён на вершине Монмартра – самого высокого холма в черте Парижа. Храм строили более полувека, с 1875 по 1919 год. Монахи-бенедиктинцы собирали деньги на строительство во всех уголках страны.
Базилика Святого Сердца Христова сложена из тёсаных известняковых блоков, напоминающих мрамор. У камня, добытого в карьере Шато-Ландон, проявилась интересная особенность – стены с годами не темнеют от патины. Под дождями они выделяют кристаллы кальцита и вот уже более ста лет сохраняют первозданный белый цвет с кремовым оттенком. С панорамной галереи под куполом открываются великолепные виды на город. К смотровой площадке ведут 237 крутых ступеней.
В 1937 году к Всемирной выставке на правом берегу Сены были разбиты два парка в английском стиле, названные садами Трокадеро. В естественный рельеф местности искусно вписаны зеленые насаждения, просторные газоны, скульптуры, искусственные гроты, водоёмы, прогулочные дорожки. Композиционный центр садов — огромный Варшавский фонтан. Для детей обустроены игровые площадки. Из садов открывается великолепный вид на Эйфелеву башню. Прямо под садами Трокадеро находится Большой аквариум Парижа. В одном из уголков сохранились фрагменты дворца Тюильри, сгоревшего в 1871 году.
Сент-Шапель — жемчужина готического зодчества — находится близ Дворца правосудия на острове Сите. Собор, построенный в XIII веке, — древнейшее здание в ансамбле бывшего королевского замка. Лёгкий, воздушный, он резко контрастирует с массивной приземлённостью сурового учреждения.
На нижнем этаже — часовня, которая предназначалась для чиновников суда. Из её мрачноватого помещения наверх ведёт винтовая лестница. Поднявшись, вы окажетесь в Святой Капелле, напоминающей хрустальный ларец. Кажется, у неё нет стен — свод держится на тонкой каменной паутинке, заполненной витражами – красивейшими во Франции.
Высокие окна улавливают малейший лучик света, преобразуя его в причудливый узор, из-за чего интерьер освещается необычным образом. На стенах запечатлены 1 134 библейских сюжета. Начинаясь у лестницы, картины тянутся по кругу к окну-розе, созданному в XV веке.
В Мулен Руж легкомысленная атмосфера праздника царит уже более 130 лет. В первый же вечер в здании нового мюзик-холла вспыхнули огни недавно изобретённых электрических ламп, осветившие красную мельницу на кровле.
Мулен Руж триумфально ворвался в культурное пространство парижан, потеснив оперетты Оффенбаха. Хореографы кабаре изобрели канкан — эротический танец длинноногих красавиц, вызвавший фурор в обществе. Здешняя атмосфера мастерски передана в картинах Анри де Тулуз-Лотрека.
Посетителям Мулен Руж требуется соблюдать дресс-код, дамам желательно выбрать вечерний наряд. Билеты бронируются заранее. Традиционно в 19.00 гостям подаётся ужин с шампанским. Публику развлекают эстрадные артисты, звучит живая музыка. В это время можно потанцевать. Шоу начинается в 21:00 и длится 2 ч. 30 мин.
Елисейские Поля, или Шанз-Элизе, — атмосферный проспект в центре Парижа, протянувшийся от древнеегипетского обелиска на площади Согласия до Триумфальной арки на площади Шарля де Голля. Вдоль 8-полосной магистрали проложены широкие тротуары, обрамлённые фасадами роскошных зданий. На ось главной артерии столицы Франции нанизаны квадраты ландшафтных парков и садов, украшенных фонтанами, скульптурами, монументами.
В зелёной зоне располагаются посольства зарубежных стран, отели, театры, исторические особняки, дворцы, штаб-квартиры транснациональных корпораций, рестораны, торговые пассажи с сотнями магазинов. На Шанз-Элизе сохранились два павильона, возведённых к Всемирной выставке 1900 года — Большой и Малый дворцы. В них разместились музеи изящных искусств, художественные галереи. В День взятия Бастилии (14 июля) на Елисейских полях проходят военные парады.
Остров Сите — колыбель Парижа, его топографический центр. Более 2000 лет он является духовным и законодательным ядром столицы. На острове находились резиденции римских наместников, затем Меровингов и Каролингов. Лишь в конце XIV века короли покинули дворец на Сите, перебравшись в Лувр.
В Средние века застройка острова была хаотично пронизана улочками не шире полутора метров. Несколько древних улиц сохранилось на северо-восточной оконечности Сите.
Прогулку по острову интересно начать от Нового моста. Минуя прелестную площадь Дофин, пройдите вдоль Сены до собора Парижской Богоматери. Рядом с ним ещё остались дома, напоминающие о средневековом Сите. Неподалёку от префектуры полиции расположен цветочный рынок. Значительную часть острова занимает Дворец правосудия — архитектурный ансамбль с постройками XIII-XX столетий.
Сад Тюильри, знаменитый роскошными фонтанами и скульптурами из белого мрамора, расположился между Лувром и площадью Согласия. Когда-то место служило мусорной свалкой, потом карьером, где добывали глину для изразцов (tuiles — отсюда и название). В 1560 году здесь построили дворец для Екатерины Медичи и разбили сад. Здание вместе с сокровищами мирового искусства в 1871 году сожгли парижские коммунары.
В 1664 году Андре Ленотр, чьи предки работали садовниками в Тюильри, изменил облик сада, руководствуясь своей приверженностью правильным геометрическим формам. Вскоре Тюильри был открыт для избранной публики, а после Французской революции стал общественным парком. Сегодня здесь проводятся интересные мероприятия, в том числе международные ярмарки современного искусства. В западной части расположен музей Оранжери, где собрано около 150 полотен импрессионистов.
Легендарный Люксембургский сад, обязанный возникновением королеве Марии Медичи, — уголок, обожаемый парижанами. Влюблённые парочки воркуют под платанами у фонтана Медичи, катаются на старинной карусели, прогуливаются по тенистым аллеям или у пруда, где малыши пускают кораблики. В водоёме отражаются очертания стоящего на берегу дворца, построенного в XVII веке.
Территорию в 21 га украшают мраморные изваяния известных людей, горделивые статуи французских королев, аллегорические скульптуры. Есть здесь теннисные корты, пчелиный улей, музыкальный павильон, оранжереи с богатыми садовыми коллекциями. Стоит заглянуть в Театр марионеток, где дают знаменитые кукольные представления с участием Гиньоля (Петрушки).
Катакомбы Парижа — многокилометровая сеть рукотворных подземных туннелей и пещер, где некогда добывался камень для строительства укреплений, дворцов и базилик. В XVIII веке в каменоломни перенесли останки со снесённых приходских кладбищ. Так в подземельях образовался крупнейший оссуарий в мире.
В нишах мрачных туннелей сложены кости и черепа нескольких миллионов покойников. Среди них затерялись останки автора сказки о Золушке поэта Шарля Перро, писателя Франсуа Рабле, революционеров Робеспьера и Дантона, отца современной химии Антуана Лавуазье. Сегодня для туристов доступны лишь около полутора километров переходов оссуария. Решившись на осмотр этого жутковатого места, не забудьте прихватить куртку — температура в катакомбах около + 14 °С.
Небольшой дворец, спрятавшийся в Люксембургском саду, навевает ассоциации с Италией. Его начали возводить в 1611 году на месте особняка герцога Люксембургского для овдовевшей Марии Медичи. Перед тем как приступить к строительству, архитектор Саломон де Брос отправился во Флоренцию для изучения планировки палаццо Питти. Он и стал прообразом королевского дворца в Париже.
Во время Французской революции здесь содержали приговорённых к гильотине. В годы Второй мировой войны в здании размещался немецкий штаб, а сегодня заседают сенаторы. Им посчастливилось каждый день наслаждаться чудесными дворцовыми интерьерами эпохи Реставрации. Под эгидой Сената работает музей Люксембургского дворца, где проводятся художественные выставки. Полотна Рубенса, созданные по заказу Марии Медичи, теперь находятся в Лувре.
Живерни — старинный городок, расположенный в 80 км от Парижа. Пожалуй, он так бы и остался малоизвестным провинциальным уголком, если бы на местные пейзажи не обратил внимание Клод Моне. Художник купил здесь дом с землёй и создал великолепный сад. Вскоре Живерни превратился в источник вдохновения не только для Моне. На рубеже XIX-XX веков сюда устремились американские импрессионисты, за ними — европейские, и вскоре в городке образовалась целая колония художников.
В 1980 году в усадьбе Моне провели реставрацию, а в 2009 году рядом с домом открылся Музей импрессионизма. Теперь Живерни переживает туристический бум. Если вы хотите в одиночестве побродить по романтическому саду, лучше приехать сюда рано утром. Миниатюрный пруд, японский мостик, глицинии, азалии, кувшинки, увековеченные Моне в серии картин, до сих пор пленяют воображение творческих натур.
В мемориальном доме художника для осмотра открыты личные комнаты, гостиная, читальня, салон-мастерская. В музее демонстрируются картины художников-«колонистов», проводятся передвижные выставки.
Мост Александра III — образец «железной» архитектуры и стиля бозар, вобравшего черты классического и неоклассического зодчества. Задуманный как символ дружбы между Францией и Россией и названный в честь русского царя, мост был открыт накануне Всемирной выставки в Париже 1900 года. Он соединяет эспланаду Дома инвалидов, что на левом берегу Сены, с Большим и Малым дворцами на правобережье.
Одноарочный 160-метровый мост — один из самых богато украшенных в Париже. Его узнаваемый облик создают эффектные фонари в стиле модерн, аллегорические статуи, изваяния нимф, херувимов, крылатых лошадей работы известных французских скульпторов. Мост неоднократно запечатлён в мировом кинематографе, в том числе в фильме о Джеймсе Бонде «Вид на убийство».
Район Дефанс назван в память об ожесточённом сопротивлении французской армии при защите города во время франко-прусской войны. Этому же событию посвящён памятник «Оборона Парижа», установленный на одной из улиц Дефанса. Обустройство района началось в 1955 году по указу Шарля де Голля.
Сегодня Дефанс — крупнейший деловой центр в Европе. На его территории расположены офисы 1500 компаний, из 18 парижских небоскрёбов 13 построено в Дефансе. В районе находится немало достопримечательностей, смотровая площадка на Большой Арке, пешеходная зона Эспланада Женераль-де-Голль, украшенная многочисленными фонтанами и скульптурными композициями. В Музее автомобилей выставлены раритетные марки машин.
Марсово поле — один из крупнейших парков Парижа, оформленный в регулярном стиле. Территория размером в 24,3 га простирается между Эйфелевой башней и комплексом зданий Военной школы. Издавна на этой земле парижане выращивали фрукты, овощи, цветы для продажи на рынках. После создания в 1756 году Военной школы огромное пространство «перепрофилировали», устроив здесь плац для манёвров и парадов.
История Марсова поля связана со знаковыми политическими и общественными событиями в истории страны — присягой первой французской конституции, народным восстанием 1791 года. Отсюда в конце XVIII века взлетел первый управляемый воздушный шар. Марсово поле стало местом проведения официальных торжественных мероприятий, а затем Всемирных выставок, которые принимал Париж.
Парижане и гости столицы любят отдыхать в этом уголке столицы. В парке часто проводятся мероприятия, завершающиеся фейерверками. Наиболее впечатляющий салют озаряет Марсово поле в День взятия Бастилии — 14 июля.
Дом инвалидов приказал возвести Людовик XIV для ветеранов французской армии. В 1674 году приют и госпиталь приняли первых воинов-пенсионеров. Затем в центре комплекса вырос собор Св. Людовика, его позолоченный купол возвышается на 107 м. К исходу XVIII столетия Дом инвалидов превратился в военный городок, населённый 4 000 ветеранов.
Сегодня Дом инвалидов — комплекс музеев и памятников. Здесь располагается Музей армии с коллекцией оружия разных эпох, Музей кавалеров ордена Освобождения, музеи картографии, современной истории. Часть территории отведена под военное кладбище.
Под сводами солдатского собора погребён Наполеон. У саркофага императора стоят мраморные статуи, олицетворяющие крупнейшие битвы, выигранные великим полководцем. На эспланаде, ведущей к Сене, расставлены трофейные пушки побеждённых армий.
Центр Жоржа Помпиду принял первых посетителей в 1977 году. Авангардная постройка, напоминающая недостроенный терминал аэропорта, оплетённый трубами вентиляции, водоснабжения, лифтов, эскалаторов, стало ярким образцом смелой урбанистики.
Сооружение — произведение арт-модерн, его поразительный облик словно намекает на то, что в музейных залах скрываются эксцентричные или вовсе шокирующие экспонаты. Кроме музея с работами современных художников, в здании площадью 103 305 кв. м располагаются галереи временных экспозиций, театр теней, кинозалы, библиотеки.
На первом этаже находится детская художественная студия, а на крыше вас ждёт панорамное кафе. Пространство перед футуристическим строением заполнено художниками, артистами, устраивающими импровизированные концерты и спектакли.
Латинский квартал — место, откуда начинался Париж, колыбель философии и искусств. Историческая локация охватывает V и VI округи города, представляя собой загадочное переплетение маленьких улочек и памятников архитектуры. Здесь много учебных заведений, в том числе древний университет Сорбонна. Вплоть до революции 1789 года латынь была едва ли не официальным языком района.
Квартал начинается у пересечения бульваров Сен-Жермен и Сен-Мишель, устремляясь на юг, за Люксембургский сад, и на восток, за Ботанический сад. Облик квартала определяют студенты — завсегдатаи здешних кинотеатров, кафе и баров.
Бульвар Сен-Мишель слывет местом встречи молодёжи со всего мира, тут же располагаются магазины модной одежды, большие книжные лавки. На бульваре Сен-Жермен элегантные бутики чередуются с историческими литературными кафе и кондитерскими, где продаются сладости на любой вкус.
Неподалёку от Дома инвалидов расположен элегантный особняк, построенный в первой половине XVIII века. Он назван по имени бывшего владельца — маршала Бирона. В начале прошлого столетия в доме поселились представители богемы — Матисс, Жан Кокто, Рильке. Четыре комнаты в доме Бирона снимал скульптор Огюст Роден. Здесь он провёл последние годы жизни.
Свои творения и частную коллекцию произведений искусств великий художник завещал государству. В 1919 году в особняке открылся музей, названный в его честь. Основу композиции составляют произведения Огюста Родена и его любимые полотна кисти Ван Гога, Моне, Ренуара. В роскошном саду можно увидеть наиболее известные работы мастера, в том числе «Мыслителя» и «Граждан Кале». В самом здании выставлены менее знаменитые скульптуры. Один из залов посвящён творчеству Камиллы Клодель — соратницы, модели и возлюбленной Родена.
Парк Бют-Шомон раскинулся на северо-востоке французской столицы, охватывая территорию в 25 га. Это место долгое время считалось гиблым. Когда-то здесь выставлялись на всеобщее обозрение тела казнённых преступников, затем была свалка, площадки для разделки конских туш. Часть участков занимали карьеры, где велась добыча известняка.
Территорию Бют-Шомон облагородили к 1867 году в преддверии Всемирной выставки в Париже. В парке высадили экзотические деревья, устроили искусственные водопады и озеро, разбили лужайки, построили мосты. На вершине рукотворной 50-метровой горы вырос римский храм работы архитектора Габриэля Давью — копия святилища Весты в Тиволи.
Парк сразу привлёк внимание парижан и до сих пор не теряет своей популярности. Горожане и туристы отдыхают у озера, прогуливаются по подвесным мостам, с которых открываются чудесные панорамы. В парке устраиваются мероприятия для детей, гостей принимают кафе в стиле швейцарских шале.
Марэ — исторический район Парижа на правом берегу Сены. Имя кварталу дали болота (marais), осушённые в XIII веке тамплиерами. О рыцарях монашеского ордена напоминает улица Вьей-дю-Тампль, петляющая в старейшей части Марэ. В XVI–XVII веках Марэ был любимым районом парижской знати. Затем аристократы покинули его, оставив разрушаться свои великолепные особняки. Преобразования архитектора Османа почти не затронули древний район. Реставрация квартала началась лишь в 1962 году.
Восточная граница Марэ отмечена площадью Бастилии, западная — Центром Помпиду. В сердце квартала расположилась площадь Вогезов — старейшая в Париже. Эффектный вид на неё открывается из окон дома № 6, где находится квартира, в которой жил Виктор Гюго. Район знаменит старинными церквями, Еврейским кварталом с синагогами. В некоторых роскошных особняках разместились музеи. Самые знаменитые посвящены истории Франции, Парижа, творчеству Пикассо.
Один из крупнейших королевских дворцов Фонтенбло расположен в одноимённой коммуне, что в 60 км от Парижа. Веками он служил королям резиденцией и охотничьим замком. История дворца восходит к XII столетию, его архитектурный ансамбль менялся по мере того, как монархия во Франции набирала силу.
Каждый правитель оставлял свой след в облике замка. Наиболее значительные изменения произошли в XVI веке. Тогда он стал первым во Франции дворцом в стиле ренессанс. При Людовике XIV замок украсили барочные элементы, а при Наполеоне Бонапарте интерьеры дворца были переделаны в стиле ампир.
Для посещения открыты монаршие покои, залы, салоны, галереи, хранящие выдающиеся художественные ценности. Гостей ожидают тематические музеи — военного искусства и истории, Наполеона Бонапарта, где выставлены личные вещи императора, Китайский с коллекцией ценных предметов, принадлежавшей императрице Евгении.
Церковь Сен Жермен-де-Пре (Святого Германа на Лугах) — единственное, что осталось от древнего бенедиктинского аббатства. Монастырь был основан в 541 году специально для хранения мощей святого Викентия. Церковь стала главной в обители, в ней хоронили королей династии Меровингов. Аббатство просуществовало до конца XVIII века.
Реконструкция, сделанная в конце XIX века, придала романскому храму черты барокко и готики. В церкви сохранились древние захоронения, в том числе основателя аббатства Германа и нескольких королей. В одном из приделов собора находится усыпальница Рене Декарта — философа XVII века. Внутренние стены расписаны фресками Фландрена, созданными в середине XVIII века.
Парковый комплекс Венсенский лес расположен в восточной части Парижа и занимает площадь 995 га. В X–XII веках это были королевские охотничьи угодья. Для высоких гостей были построены охотничьи домики и знаменитый Венсенский замок. Во время Французской революции лес превратили в полигон, уничтожив огромное количество деревьев. В XIX веке Наполеон III повелел облагородить территорию, превратив её в парк. Творческий союз архитектора Жан-Пьера Барийе-Дешана и инженера Жан-Шарля Альфана принёс великолепный результат. В парке появились новые насаждения, аллеи, фонтаны, искусственные озёра, сеть каналов с мостами, павильоны и рестораны. Император сделал новый парк общедоступным и подарил его городу. В прошлом веке в парке появились дороги для машин и велосипедистов, на месте бывшего полигона открылся Цветочный парк в японском стиле. Сегодня парк закрыт для автотранспорта, разрешены только пешие и велосипедные прогулки.
Пер-Лашез, крупнейшее кладбище Парижа, расположено на возвышенности, в бывших владениях духовного отца Людовика XIV священника Франсуа де Лашеза д’Экс. На территории в 46 га можно осмотреть бесчисленное количество оригинальных надгробий и склепов известных персон.
Больше всего посетителей у захоронения Джима Моррисона – граффити не позволяет пройти мимо. Могилы других знаменитостей найти труднее, но у входа можно купить план Пер-Лашез (или Восточного кладбища). Здесь погребены Мольер, Лафонтен, Бальзак, Шопен, Пруст. Могилу Оскара Уайльда вы узнаете по изваянию загадочного, как сам писатель, сфинкса. У надгробия Эдит Пиаф всегда лежат живые цветы.
В 1871 году у дальней стены кладбища расстреляли последних защитников Парижской Коммуны. Коммунаров захоронили во рву у места гибели, которое впоследствии стали называть Стеной коммунаров.
Консьержери величественно возвышается над колыбелью Парижа — островом Сите. Глядя на мощные стены с четырьмя высокими башнями, вы сравните его с тюрьмой и окажетесь правы. В 1370 году замок Консьержери, служивший с X века королевской резиденцией, приобрёл мрачную славу темницы для государственных преступников. С древних времён сохранились лишь нижние этажи здания с Залом королевских гвардейцев и дворцовыми кухнями с огромными каминами.
Правую башню замка называют Bon Bec («доносчик»), так как именно здесь во время Французской революции «развязывали» языки арестантам. В мятежные годы Консьержери «проводил» на гильотину 2 600 заключенных, в том числе королеву Марию-Антуанетту. Облику камеры, где она томилась, возвращён первоначальный вид, здесь же можно увидеть восковую фигуру знаменитой пленницы.
Новый мост пересекает Сену в районе западной оконечности острова Сите. Несмотря на название, он является старейшим из сохранившихся в Париже. Такое имя ему дали ещё при закладке в XVI веке, чтобы отличить от старых переправ через Сену. Пон-Нёф стал первым и единственным в то время каменным мостом во французской столице. Его оборудовали тротуарами, защищавшими пешеходов от проносившихся мимо всадников и конных экипажей.
Строительство Пон-Нёф закончилось в 1607 году при Генрихе IV. Конная статуя основателя королевской династии Бурбонов стоит в срединной части моста, опирающейся на мыс острова Сите. Это копия монумента, разрушенного во время Французской революции.
От Сите расходятся две эстакады. Одна выводит к набережным Конти и Гран-Августин на левом берегу Сены. Вторая — к набережной Лувра на правобережье. Декоративные карнизы моста украшены 385 маскаронами. Гротескные изображения мифических существ — копии горельефов XVI века. Мост украшают полукруглые балконы, опирающиеся на цилиндрические колонны.
Дворец Тюильри был построен по велению Екатерины Медичи, супруги Генриха II. Генрих IV затеял масштабное расширение дворца, чтобы соединить его с Лувром. Тогда были созданы северная и южная галереи. В XVII веке к западу от Palais des Tuileries протянулись сады.
В разное время во дворце жили герцогиня де Монпансье, Людовик XIV, его сын, позже — придворные и представители богемы. В революционные годы в Тюильри под домашним арестом находились Людовик XVI и его супруга Мария-Антуанетта. В 1800 году королевские покои занял Наполеон Бонапарт, выбравший дворец своей официальной резиденцией. Этот статус Тюильри сохранил и во время Второй империи.
В 1871 году коммунары подожгли дворец. Он пылал двое суток, его интерьеры полностью выгорели. Вопрос о восстановлении дворцового комплекса не решён до сих пор. Память о нём хранят лишь павильоны Флоры и Марсан. Первый реконструировали в 60-х годах XIX века. Здесь находится Центр исследований и реставрации музеев Франции. В павильоне Марсан расположен Музей декоративного искусства.
Бронзовый «Мыслитель» Огюста Родена — одна из самых узнаваемых статуй в мире. Моделью скульптору послужил великолепно сложенный боксёр Жан Бо, принимавший участие в показательных боях на парижской площади Пигаль. Могучий обнажённый атлет изображён сидящим на камне в позе глубокого раздумья, опираясь подбородком на кисть правой руки.
Первоначально статуя задумывалась как центральная фигура монументальной композиции «Врата ада», иллюстрирующей «Божественную комедию» Данте. Первую версию «Мыслителя» скульптор изготовил из гипса в 1881 году. Затем он сделал несколько бронзовых отливок разного размера, ныне хранящихся в музеях и частных коллекциях.
Полноразмерный оригинал «Мыслителя» Роден отлил в бронзе в 1902 году. После демонстрации на выставке парижского Салона статую установили перед Пантеоном, а с 1922 года она располагается в саду особняка Hôtel Biron на улице Рю де Варенн, где находится музей Родена.
В 1605 году на месте бывшего дворца Турнель по указу Генриха IV началось обустройство новой площади, где планировалось провести торжества по поводу помолвки Людовика XIII и Анна Австрийской. Пространство засыпали песком, по периметру поставили павильоны для народных гуляний. Площадь назвали Королевской, но после Французской революции переименовали в Вогезскую.
Одну из красивейших площадей Парижа окружают 28 зданий XVII-XVIII веков. В их числе дворцы Сюлли и Шолнь, дома, где жили Виктор Гюго и кардинал Ришельё. Центр площади оформлен в виде сквера с газонами, старыми деревьями, каскадным фонтаном и копией статуи короля Людовика XIII — оригинал, установленный при кардинале Ришельё, переплавили во время Французской революции. На первых этажах домов находятся кафе, модные бутики, сувенирные магазины, художественные галереи.
Площадь Дофин на острове Сите заложена в 1607 по велению короля Генриха IV в честь наследника престола, будущего Людовика XIII. Уютный пешеходный треугольник, окружённый историческими зданиями, облюбовали художники и музыканты Парижа. Не все особняки сохранили свой первоначальный облик — многочисленные перестройки, начавшиеся уже в XVII столетии, значительно изменили внешний вид архитектурного ансамбля. И всё же площадь сохранила удивительную гармонию, атмосферу старины и по-прежнему остаётся любимым уголком парижан. В окружающих домах, как и несколько столетий назад, работают многочисленные магазины, кафе и ресторанчики, предлагающие изысканные блюда французской кухни.
Концертный зал «Батаклан» начинался с кафе-шантана, открывшегося в 1865 году в красивом здании, оформленном в китайском стиле. На первом этаже размещались кафе, театральная сцена и танцевальный зал. В XX веке танцзал переоборудовали в кинотеатр, который проработал до 1969 года. Сегодня в «Батаклане» проводятся рок-концерты, различные шоу, выставки. Кафе работает в режиме ночного клуба. В 2015 году в истории концертного зала произошло трагическое событие — теракт, жертвами которого стали 89 человек.
Булонский лес находится примерно в 6 км от Лувра. В старину здесь охотились короли и аристократы, густые заросли служили местом для дуэлей. Сегодня в лесу Булонь, раскинувшемся на 846 га в излучине Сены, разбиты ландшафтные парки. На территории работают рестораны, гольф-клуб, два ипподрома. Туристам предлагаются верховые прогулки. На озёрах есть пляжи, прокат лодок, площадка с аттракционами и зоосадом.
В центре простирается парк Богатель с дворцом графа д'Артуа. Неподалёку — Каталонский луг, засаженный тюльпанами, нарциссами, полевыми цветами. По соседству — Шекспировский сад, на летней сцене ставятся спектакли. В лесу проложено 30 км освещённых аллей и прогулочных дорожек. Исследовать местность удобно на велосипеде, у ближайших станций метро действуют пункты проката байков.
В 30 км от центра Парижа в городке Сент-Женевьев-де-Буа располагается русское кладбище, крупнейшее за пределами России. Погост связан с домом эмигрантов, доживших до преклонного возраста, известным как Русский дом. Его учредила княгиня Вера Мещерская в 1927 году. Этот пансион существует и сегодня.
В 1938 году архитектор Альберт Бенуа возвёл на русском кладбище небольшую церковь в древнерусском стиле, увенчанную луковичным куполом. Зодчий сам расписал внутренние стены. Часть изображений принадлежит кисти его жены.
На кладбище упокоились более 15 000 эмигрантов из России. Здесь нашли последнее пристанище офицеры и генералы Белой гвардии, члены блестящих аристократических фамилий — Юсуповы, Оболенские, Шереметевы. На русском кладбище похоронены выдающиеся деятели национальной культуры, умершие на чужбине. Среди могил вы найдете надгробия Бунина, Мережковского, Зинаиды Гиппиус, артистов балета Нуриева и Лифаря, кинорежиссера Андрея Тарковского и целой плеяды других знаменитостей.
«Шекспир и компания» — название книжного магазина американки Сильвии Бич, открывшей его в Париже в 1919 году. Магазин быстро завоевал популярность, но в 1940 году во время немецкой оккупации он закрылся, а Сильвия была задержана. В 1951 году ещё один американец, Джордж Уитмен, открыл в столице Франции свой книжный магазин «Мистраль». Спустя 13 лет он получил разрешения от Сильвии Бич на возрождение «Шекспира и компании».
Магазин занимают лабиринты стеллажей и полок, полностью заставленных книгами, которые лежат стопками даже на полу. Непринуждённую атмосферу дополняет обстановка второго этажа, где обустроен читальный зал и 13 спальных мест для тех, кто хочет почитать книги ночью. Второй магазин «Шекспир и компания» продолжает традиции детища Сильвии Бич — здесь проводятся литературные встречи с современными поэтами и писателями. В довоенные времена их посещали Хемингуэй, Генри Миллер, Гертруда Стайн, Джеймс Джонс и другие известные люди того времени.
Статуя Свободы, возвышающаяся на рукотворном Лебедином острове, — уменьшенная копия символа Соединённых Штатов Америки. Скульптура прибыла из-за океана в 1889 году к открытию Всемирной выставки. Она стала подарком французам от их соотечественников, эмигрировавших в Америку.
Статуя, установленная у моста Гренель, изначально была обращена к Эйфелевой башне, а факел в её правой руке указывал на Елисейский дворец. В 1937 году скульптуру развернули, и теперь она смотрит на запад. В левой руке статуи Свободы зажата каменная табличка, на ней отмечены знаковые даты в истории двух стран — Французской революции и провозглашения свободы и независимости американских колоний.
Дворцовый комплекс Пале-Рояль расположен на одноимённой площади напротив Лувра. Бывшая резиденция кардинала Ришелье, отошла по акту дарения Людовику XIII. Его сын, Людовик XIV, передал дворец своему брату — герцогу Орлеанскому, чьи наследники настолько изменили облик здания, что от оригинального творения зодчего Лемерсье мало что осталось.
В 1641 году в восточной части Пале-Рояль открылся театр, где выступала труппа Мольера и артисты Comédie-Française. Сегодня Театр-Франсэ использует дворцовый зал Ришелье в качестве одной из сцен. В конце XVIII столетия здание дополнили галереи, в которых разместились кафе, рестораны, игровые дома.
Центральную часть дворца занимает Государственный совет, правое крыло — офисы Министерства культуры. Попасть в Пале-Рояль удаётся лишь участникам тематических экскурсий, которые проводятся крайне редко. Свободный доступ открыт в дворцовый сад. Его окружают строения с аркадами, в которых теснятся антикварные лавки и бутики.
На широком бульваре Осман расположилась Галерея Лафайет — знаменитый парижский универмаг, основанный в 1894 году. В начале прошлого века его владельцы перестроили несколько зданий в единый торговый комплекс, оформленный в стиле ар-деко. Центральный объём галереи увенчан огромным стеклянным куполом. На крыше устроена смотровая терраса, ресторан и бар.
В многочисленных бутиках предлагается одежда, аксессуары, ткани, ковры, игрушки, посуда, предметы домашнего обихода. На этажах работают кафе и рестораны, где можно попробовать деликатесы со всего света. По пятницам в 15:00 здесь устраиваются показы мод от популярных мировых брендов. Шоу проводятся бесплатно, но места нужно бронировать заранее. На первом этаже действует сервисная служба. Приветливые сотрудники, говорящие на всех европейских языках, помогают покупателям сориентироваться в огромном торговом пространстве.
Елисейский дворец — резиденция президента Франции — расположен в нескольких шагах от Елисейских полей. Здание, объединившее черты рококо и классицизма, возведено в 1722 году по проекту архитектора Армана-Клода Молле для графа Эврё. История Елисейского дворца связана с именами представителей французской элиты. Второй владелицей престижной недвижимости была маркиза де Помпадур — фаворитка Людовика XV. После смерти маркизы дворец по завещанию отошёл монарху, оказавшись в собственности Бурбонов. В 1805 году в Palais de l'Élysée вселился наполеоновский маршал Мюрат. При нём дворцовые интерьеры претерпели радикальные изменения.
Сегодня помпезная дворцовая лестница и бывший бальный зал, где теперь заседают министры, носят имя Мюрата. Официальной резиденцией французских президентов Елисейский дворец стал в 1873 году. Вход к роскошному 3-этажному особняку идёт через монументальные ворота с четырьмя колоннами ионического ордера. Со стороны Елисейский полей от посторонних глаз его закрывает вечнозелёная живая изгородь.
55 Rue du Faubourg Saint-Honoré
Национальная библиотека Франции унаследовала богатейшие книжные коллекции, принадлежавшие королям и политическими деятелям страны, начиная с эпохи Средневековья. Её фонды хранят около 30 миллионов книг, документов, карт, гравюр. Основная часть собрания размещается в новом комплексе из 4 башен в форме раскрытых книг, построенном при Франсуа Миттеране. Наиболее ценные экземпляры хранятся в старинном особняке на улице Ришелье. Историческую часть Bibliothèque nationale de France называют Старой национальной библиотекой, а ту, что носит имя Миттерана, — Новой.
Между площадью Согласия и Оперой Гарнье расположена церковь Мадлен, напоминающая античный храм. Её строительство началось в 1764 году, а завершилось в 1842. Автором первого проекта был Контан д’Иври, взявший за образец барочный собор Дома инвалидов. Но архитектор умер, не успев закончить строительство. Его ученик Кутюр снёс недостроенное здание, и решил возвести церковь по подобию римского Пантеона.
После революции 1789 года почти готовое здание отдали торговцам и ремесленникам. Пришедший к власти Наполеон пожелал воздвигнуть на этом месте памятник в древнегреческом стиле во славу французских солдат. Постройку, за исключением колонн, снесли, и работы начались заново.
При Людовике XVIII здание вновь стало церковью. К 1842 году его достроили и освятили во имя Св. Марии Магдалины. Прямоугольный храм окружают колонны коринфского ордера. В интерьерах церкви впечатляют скульптуры, картины, мозаика. В главном зале установлен орган, который можно послушать во время мессы и концертов классической музыки.
Отель-де-Вилль — название парижской ратуши и площади, на которой она располагается. В 1357 году Этьен Марсель, купеческий прево Парижа, купил для административных нужд города Дом столбов. В 1533 году Франциск I велел снести обветшавшее строение и возвести на этом месте ратушу. Одно из красивейших парижский зданий в стиле ренессанс стало свидетелем и участником трагических эпизодов Великой французской революции. Оно простояло на площади до 1871 года и было сожжено участниками Парижской Коммуны.
Ратушу восстановили 1882 году, придав фасаду черты неоренессанса. Периметр здания украшен 338 фигурами знаменитых парижан, над скульптурами трудились 230 художников. Посетить её можно с экскурсией по предварительному бронированию. В здании Ратуши проводятся бесплатные выставки.
Парижский мост Искусств пересекает Сену, соединяя Институт Франции, что на набережной Конти, и дворцовую площадь Лувра. В эпоху Первой Французской империи старинную королевскую резиденцию называли дворцом Искусств, также стали называть ведущую к нему переправу.
Первый в Париже металлический мост построен в начале XIX века. Он задумывался как своеобразный подвесной сад, где парижане могли бы прогуляться между деревьями, растущими в кадках, отдохнуть на скамейках, любуясь набережными. В 1918 году конструкцию повредила авиабомба, а во второй половине столетия опоры несколько раз таранили суда. В 80-х годах сооружение перестроили, сократив количество арок с девяти до семи.
Сегодня мост Искусств — территория художников и фотографов. Парижане устраивают здесь пикники. Долгое время влюблённые пары крепили к перилам замочки в знак вечной любви. В 2014 году под их тяжестью рухнула одна из конструкций. Ряд ограждений застеклили или облицевали фанерой, но их тут же разрисовали граффити в знак протеста. Количество заветных замочков уменьшилось, но они не исчезли.
На бульваре Капуцинок в 300 м от Вандомской площади расположен старейший из действующих в Париже мюзик-холлов — «Олимпия». Сегодня он известен во всем мире как концертный зал L'Olympia или Olympia Hall. Официальное название концертного зала — «Олимпия Брюно Кокатрикса». Мюзик-холл был открыт в 1893 году Жозефом Оллером — одним из создателей кабаре «Мулен Руж».
Сначала в «Олимпии» выступали танцоры и акробаты, но после 1918 года здесь всё чаще стала звучать музыка. К 1954 году L'Olympia стала популярнейшим во Франции мюзик-холлом. Тогда его возглавил композитор и импресарио Брюно Кокатрикс. В последующие десятилетия едва ли не все мировые знаменитости, включая рок-группы, давали концерты в L'Olympia.
В оформлении зала бывшего мюзик-холла всё ещё чувствуется романтика Франции конца XIX века, но оборудован он по последнему слову техники. Во время представлений игра света и тени стирает грань между сценой и зрительским залом. Он рассчитан почти на 2000 человек, с учётом дополнительных мест в проходах.
Приходская церковь Сен-Сюльпис посвящена памяти епископа, жившего в VII столетии. Здание в стиле барокко заложили в 1646 году на месте часовни, относящейся к раннему Средневековью. Строительство продолжалось до 1870 года. Интерьеры храма расписаны известными художниками XIX века.
Две колокольни, возвышающиеся над фасадом церкви, остались незавершёнными. Во время Французской революции в Сен-Сюльпис устроили Храм Разума. На башнях звонниц были установлены новинки эпохи Просвещения — оптические телеграфы, передававшие сообщения световыми сигналами. В трансепте церкви находится гномон — прибор, позволяющий точно определить положение Солнца. С помощью этого устройства священники определяли дату весеннего равноденствия, знаменующего наступление Пасхи.
В интерьере, украшенном витражами, статуями и фресками, выделяется ажурный амвон с изящными лестницами, возведённый в 1788 году из мрамора и позолоченного резного дуба. В церкви находится великолепный орган с 7300 духовыми трубами и декоративными резными панелями. Послушать его можно во время воскресной мессы и концертов органной музыки.
Крупнейший частный замок Франции Во-ле-Виконт — шедевр классической архитектуры. Сегодня им владеют отпрыски древнего рода де Вогюэ, а когда-то дворец принадлежал супер-интенданту Людовика XIV Николя Фуке.
Фуке решил возвести замок на недавно купленной земле вблизи города Мелён, что 56 км от Парижа. В 1661 году он устроил праздник, чтобы отметить день рождения короля и представить свой новый замок. Повсюду струились фонтаны, играли музыканты, для гостей разыгрывалось шоу с участием танцующих лошадей. Но Людовик, подозревающий Фуке в присвоении государственных денег, разгневался. Вскоре тот был арестован и заключён в тюрьму.
Замок открыт для туристов. Исключение — период с января по март. Гости могут осмотреть часть дворцовых покоев, посетить музей, где демонстрируются кареты, коллекция автомобилей. Есть возможность арендовать гольф-кар или совершить пешую прогулку по роскошному саду с прудами, фонтанами, уютными лужайками.
В музее Оранжери, расположенном в знаменитом саду Тюильри, собраны произведения искусства импрессионизма и постимпрессионизма. На первом этаже бывшей оранжереи выставлены гениальные работы Матисса, Дерена, Гогена, Ренуара, Сезанна, Модильяни, Пикассо. Второй этаж занимают знаменитые «Кувшинки» Клода Моне. Восемь панно, которые сам художник просил выставлять только вместе, создают удивительную атмосферу покоя и умиротворения.
Малый дворец изящных искусств был построен в 1900 году как один из павильонов Всемирной выставки. В 1902 году в его залах обосновался Музей изящных искусств. Архитектор Шарль Жиро создал удивительное по красоте здание, сочетающее в себе солидность классического стиля и элементы прогрессивных архитектурных веяний. Пышную входную арку и фасад дворца украшают многочисленные ионические колонны и скульптурные композиции.
Собрание произведений Пети-пале охватывает время от античной эпохи до начала XX века. Здесь представлено искусство Древнего Рима, Древней Греции, работы мастеров Ренессанса и Средневековья, шедевры XVIII-XIX веков. В Пти-Пале выставлены картины, скульптура, предметы декора, старинная мебель, иконы.
Первое здание церкви Сент Этьен-дю-Мон построили в 1222 году для паломников, которые приходили в аббатство святой Женевьевы поклониться её мощам. В XV веке старый храм уже не вмещал всех прихожан. Было решено возвести более просторное здание. Стройка длилась с 1492 по 1622 год, поэтому здание вобрало в себя несколько архитектурных стилей — классицизм, ренессанс, барокко и готику.
Фасад величественного храма украшен тремя фронтонами, расположенными друг над другом. Все они выполнены в разных стилях. Нижний оформлен пилястрами, медальонами и скульптурами в нишах. На втором использованы элементы барокко. Венчает церковь островерхая готическая крыша. Такой же микс присутствует и во внутреннем убранстве храма, что делает его одновременно роскошным и торжественным.
Пирамида Лувра, возведённая в 1989 году во дворе Наполеона, скрывает под собой подземный вестибюль, кассы, кафе, конференц-зал, зону бесплатного Wi-Fi и камеры хранения. Здесь же расположены экспозиции, посвящённые истории Лувра. К основным зонам главной художественной сокровищницы Франции посетителей поднимают лифты и эскалаторы.
Прозрачное сооружение из 603 ромбовидных и 70 треугольных стеклянных сегментов спроектировал и построил американский архитектор китайского происхождения Бэй Юй Мин. Высота пирамиды Лувра — 21,6 м, длина каждой стороны основания — 35 м. Сооружение стоит в окружении треугольных бассейнов с фонтанами. Три маленькие пирамиды по сторонам от большой служат для дополнительного дневного освещения подземного пространства. Вечером по внутреннему периметру включаются металлогалогенные лампы, излучающие благородный холодный свет.
Просторная и всегда оживлённая площадь Бастилии возникла на месте знаменитой тюрьмы, разрушенной в 1791 году во время Французской революции. Уничтожив темницу, парижане устроили на ее месте гуляния, с тех пор в День взятия Бастилии на площади проводятся ярмарки, концерты, марши, демонстрации.
Над площадью господствует современное здание Оперного театра. Оно долгое время вызывало эстетические споры, но все же заслужило любовь французов. В центре площади возвышается колонна, посвящённая жертвам Июльской революции 1830 года.
Бастилия и примыкающие к ней улочки сохранили бунтарское очарование и исторический колорит. Здесь множество ресторанчиков и бистро, вблизи Оперы расположены галереи. Прежние ремесленные мастерские – привлекательный объект недвижимости. Художники открывают в них студии, а нувориши перестраивают дряхлеющие помещения под шикарные квартиры.
Площадь Согласия, или Плас де ла Конкорд, — крупнейшая площадь в Париже. Она была спроектирована в середине XVIII столетия архитектором Жак-Анжем Габриэлем по приказу Людовика XV и названа в его честь. В 1789 году Великая Французская революция дала площади новое имя — Place de la Révolution. Здесь установили гильотину, лишившую жизни Людовика XVI, Марию-Антуанетту, а позже — видных революционеров Робеспьера и Дантона. Современное название La place de la Concorde как символ всеобщего примирения появилось в 1795 году.
В 1836 году в центре площади установили 23-метровый обелиск из Луксора — дар Египта французскому правительству. В середине XIX столетия пространство украсили два 9-метровых фонтана работы архитектора Гитторфа. К западу от Плас де ля Конкорд простираются Елисейские поля, к востоку — сад Тюильри, с юга она открыта к набережной. Северную границу очерчивают колонные фасады Дворца морского министерства и отеля Крийон.
На острове Сите расположено одно из самых авторитетных учреждений Парижа — Дворец правосудия. Архитектурный комплекс Palais de Justice стоит в том месте, где в античную эпоху находилась резиденция римских наместников. С X по XIV век во дворце размещался королевский двор. Здесь же вершились суды. При Карле V королевская резиденция переместилась в Сен-Поль, а во дворце остался Парижский парламент, который исполнял роль высокого дворянского суда. За долгие века дворец пережил пожары, наводнения, перестройки. Современный облик здания сложился между 1847 и 1871 годами. Тогда же был создан новый фасад в неоготическом стиле.
Помпезный дворец, имеющий статус режимного объекта, огорожен золочёной кованой решёткой. В его стенах располагаются суды всех инстанций, криминальная полиция, прокуратура. В разное время в Palais de Justice проходили громкие процессы с участием Сары Бернар, Эмиля Золя, Маты Хари, Альфреда Дрейфуса.
В 1989 году в 35 км к северу от Парижа открылся парк аттракционов «Астерикс», где посетители попадают в мир героев одноимённого комикса. Astérix отмечен национальным французским колоритом, что выгодно отличает его от других, оформленных в американском стиле.
В парке вы почувствуете атмосферу древней Галлии, прогуляетесь по улицам Парижа времён Средневековья и Прекрасной эпохи. Отдельные зоны посвящены Римской империи, Древней Греции, Египту, миру викингов. В Галльской деревне, созданной по мотивам комикса, регулярно проводятся представления, во время которых можно познакомиться и сфотографироваться с героями спектакля. Парк «Астерикс» знаменит большим разнообразием горок, водных аттракционов. На территории расположены кинотеатр, цирк, дельфинарий, отели, тематические рестораны и кафе.
Грандиозное здание Большого дворца изящных искусств было возведено вдоль правого берега Сены у Елисейских полей в качестве одного из павильонов Всемирной выставки 1900 года. Фасад Grand Palais украшен классической колоннадой, скульптурами, лепным декором. Здание венчает стеклянная кровля.
В северном крыле дворца развёрнута Художественная галерея, в западной части сооружения находится Музей открытий и изобретений. Общая площадь экспозиций составляет 77 000 кв. м. Большой дворец знаменит масштабными выставками произведений искусства, ежегодно его посещают 1,5 миллионов туристов. Здесь также проводятся спортивные состязания.
Футуристическое здание Фонда Луи Виттон, возведённое в Булонском лесу в 2014 году, стало новой достопримечательностью Парижа. Сооружение создано по инициативе миллиардера Бернара Арно, главы группы компаний Moët Hennessy Louis Vuitton SE. Основой музейного собрания стала частная коллекция предпринимателя.
За плавно изогнутыми стеклянными фасадами, напоминающими надутые ветром паруса, на трёх этажах размещаются 11 галерей. В них представлены произведения современного искусства. В здании находится крупный культурный центр с киноконцертным залом. В аудитории с модульной конфигурацией проводятся международные конференции, встречи с художниками, работают мастер-классы.
В 2016 году художник Даниэль Бюрен внёс в оформление здания Fondation Louis-Vuitton новые штрихи. Он покрыл его прозрачные фасады и крыши красками особого состава. Под воздействием естественного освещения в разное время дня эти фильтры изменяют цвета, волшебным образом меняя и внешний вид сооружения.
8, avenue du Mahatma Gandhi Bois de Boulogne
Монументальный Бурбонский дворец, возведённый в 20-х годах XVIII века, расположен на левом берегу Сены вдоль набережной Орсе. В эпоху Великой Французской революции в здании размещался законодательный Совет пятисот. Сегодня здесь заседает Национальная Ассамблея — нижняя палата французского парламента.
Треугольный фронтон здания украшен аллегорическими барельефами. На парадной лестнице, ведущей к входу, установлены статуи выдающихся государственных деятелей Франции. Классический портик Бурбонского дворца перекликается с коринфской колоннадой церкви Мадлен, стоящей на противоположном берегу реки. Перед фасадом Palais Bourbon находится мост Конкорд, ведущий через Сену на площадь Согласия.
В здании находится библиотека Национального собрания, где хранятся уникальные рукописи, редкие издания. Среди документальных сокровищ — протоколы суда над Жанной д'Арк, рукописи Жан-Жака Руссо, бесценный Codex Borbonicus — иллюстрированный манускрипт, созданный цивилизацией ацтеков в доиспанский период.
Дворцовая усадьба Мальмезон располагается в 20 км от центра Парижа. Трёхэтажное здание, окружённое парком, возведено в 1610 году. Первый консул Наполеон Бонапарт приобрёл это уютное поместье в 1799 году и поселился здесь с женой Жозефиной Богарне.
В комнатах усадьбы сохранены интерьеры и подлинная меблировка конца XVIII – начала XIX столетия, личные вещи Наполеона и его супруги. Воссоздана обстановка бильярдного салона, музыкальной комнаты, библиотеки, кабинета. В столовой выставлен сервиз Joséphine из севрского фарфора, изготовленный по заказу императрицы. Над апартаментами Жозефины расположен гардероб, где хранятся её наряды.
Дворец наполнен произведениями искусства, собранными Жозефиной и последующими владельцами поместья. С 1906 года в Мальмезоне работает музей наполеоновской эпохи. В экспозиции представлены портреты, батальные картины, скульптуры, коллекция оружия. Здесь можно увидеть императорский трон Бонапарта, скромное походное ложе великого полководца, его посмертную маску.
Остров Сен-Луи, названный в честь Людовика IX, причисленного церковью к лику святых, находится на Сене в историческом центре Парижа и соединён с ним тремя мостами. Активная застройка Сен-Луи началась в 1614 году по указу Людовика XIII. Строительством занимался инженер Кристоф Мари. Один из мостов, ведущих с острова к кварталу Маре, до сих пор носит его имя. Уже к середине столетия на острове появились особняки богатых парижан, прекрасно сохранившиеся до наших дней. Самые известные из них — отель Ламбер, где жили Вольтер, Жан-Жак Руссо, барон Ротшильд. В отеле Лозен собирался клуб, в котором состояли Теофиль Готье, Бодлер, Бальзак, Дюма, Делакруа и другие известные писатели и художники. На многих домах присутствуют памятные таблички с именами когда-то живших в них известных французах.
Музей армии располагается в комплексе зданий XVII века, известного в Париже под названием Дом инвалидов. Здание построили в 1670 году и разместили в нём солдат-инвалидов, создав для них все условия для проживания и посильной работы. В конце XIX века в Доме открылись два музея — артиллерии и истории армии. В 1905 году экспозиции объединили в Военный музей.
Выставочное пространство разбито на 9 разделов, 5 из которых посвящены оружию разных эпох — от древних времён до Второй мировой войны. Знакомство с историей артиллерии начинается с орудий, выставленных во внутреннем дворе музея. В зале военной символики Франции вы увидите флаги и знамёна XVII-XIX веков. Впечатляет коллекция игрушечных солдатиков, в который насчитывается более 150 000 фигурок, изготовленных в XVIII-XX веках.
История парка Монсо начинается в 1769 году, когда герцог Орлеанский решил благоустроить купленный им участок земли. Территорию оформили в английском стиле с сохранением природного ландшафта. В 1799 году после казни герцога парк национализировали и сделали общедоступным. Тогда же была построена ротонда на входе.
В 1860 году часть парковой земли отдали под строительство зданий, оставшийся участок реконструировали. Пространство украсили скульптуры знаменитых французских писателей, художников и композиторов, широкие аллеи, искусственные скалы с водопадом. В парке Монсо вы найдёте мини-копии египетской пирамиды, китайской крепости, голландской ветряной мельницы. Для детей построены игровые площадки и карусели.
История музея Ниссим-де-Камондо неразрывно связана с печальной судьбой еврейской семьи Камондо. В 1869 году богатые сефардские евреи переехали в Париж из Османской империи. Граф Моисей де Камондо был страстным коллекционером произведений искусства, особенно его интересовал XVIII век. В 1911 году, отойдя от дел, Моисей построил особняк, в котором открыл музей и назвал его в честь своего сына Ниссима — военного летчика, погибшего в 1917 году. В 1935 году коллекционер завещал музей государству, а ещё через несколько лет нацистский режим отправил всю семью де Камондо в концлагерь «Освенцим», где они погибли.
В роскошных интерьерах музея выставлена мебель, произведения искусства XVIII века, сервиз «Орлов», который в 1770 году Екатерина II заказала для своего фаворита графа Григория Орлова. На третьем этаже размещена экспозиция, посвящённая семье де Камондо.
Первый камень в основание собора Александра Невского был заложен в 1859 году, а через 2 года храм был освящён. Русские архитекторы И. В. Штром и Р. И. Кузьмин выбрали для него русско-византийский стиль. Власти Парижа признали собор одним из ярких украшений города.
Центральное здание с куполом высотой 48 метров окружают 4 башни-колокольни с золотыми главами. Полукруглая каменная лестница ведёт к входу в церковь, украшенному аркой на четырёх колоннах. Внутреннее пространство расписано фресками, выполненными известными русскими художниками. Росписи нижнего храма принадлежат братьям Бенуа. В парижском соборе Александра Невского отпевали Тургенева, Бунина, Шаляпина, Тарковского.
Лебединый остров — рукотворная полоса суши посреди Сены недалеко от Эйфелевой башни. Длина островка — 890 м, максимальная ширина — 20 м. Его создали в 1825 году в качестве дамбы, которая была частью гавани Port de Grenelle. Чуть позже остров послужил фундаментом для первого моста Гренель. Современный мост с тем же названием построен в 1968 году.
Ближе к центру Лебединый остров пересекает железнодорожный мост Руэль, в северо-восточной части — мост Бир-Хакейм, предназначенный для движения автотранспорта и метро.
На острове устроена прогулочная зона — Лебединая аллея. К ней можно спуститься от моста Бир-Хакейм. На западной оконечности аллеи высится парижская статуя Свободы. Рядом устроена площадка для тренировок велосипедистов и стена для скалолазов. На противоположной стороне острова установлен монумент «Возрождающаяся Франция».
Кабаре Лидо — успешный проект братьев Луи и Жозефа Клерико, в 40-х годах XX века приехавших в Париж из Венеции. В 1946 году на Елисейских полях они открыли развлекательное заведение, назвав его в честь знаменитых венецианских пляжей Лидо.
Публика по достоинству оценила новую концепцию «шоу+ужин», и кабаре быстро набрало популярность. В 1948 году на его сцене начали свои выступления «Блюбель гёлз», покорившие своими зажигательными номерами сердца гостей. В 1977 году «Лидо» переехало в новое здание «Нормандия», где работает до сих пор.
Кабаре встречает гостей роскошным интерьером, освещённым огромной хрустальной люстрой. Панорамный зрительный зал рассчитан на 1100 персон. Гвоздём программы до сих пор остаётся шоу «Блюбэль гёлз». В перерывах выступают акробаты, жонглёры, фокусники. За столиками гостей ждёт меню с блюдами французской кухни и приятный подарок от шеф-повара — полбутылки шампанского.
Сад растений, основанный в XVII веке, занимает 28 гектаров рядом с университетским городком Жюсьё и является частью Национального музея естественной истории. В ботаническом саду размещены галереи эволюции, минералогии, палеонтологии, оранжерея ботанического сада и небольшой зоопарк.
В Альпийском саду культивируется более 3000 видов растений. Некоторые деревья были посажены в XVII веке. В отдельных теплицах представлена флора Мексики, США, Южной Африки, Австралии. В Зимнем саду собрана богатая коллекция экзотических растений. В 1990 году был создан Сад роз, в котором растёт несколько сотен сортов королевы цветов.
В Музее на набережной Бранли представлено народное искусство Африки, Океании, Азии, Северной и Южной Америки. Открытие состоялось в 2006 году. Коллекции разместились в современном прямоугольном здании из металла и бетона, выполненном в стиле хай-тек. В музейном хранилище собрано 450 000 экспонатов.
На постоянной основе в огромном зале выставляется 3500 предметов — всевозможные ритуальные маски, оружие, украшения, бытовые предметы, которые использовали древние племена. Пространство наполняется звуками тамтамов. Время от времени состав экспозиции Музея ке Бранли меняется.
Университет Сорбонна — наследник католического колледжа, основанного в 1257 году доктором теологии Робером де Сорбоном. В последующие столетия от alma mater отпочковался ряд высших учебных заведений. В результате недавней реорганизации под брендом Сорбонны объединились несколько Парижских университетов, их кампусы разбросаны по всему городу.
Исторический комплекс зданий Сорбонны находится в центре Латинского квартала. Его архитектурная визитка — барочная часовня Св. Урсулы. В капелле погребён кардинал Ришелье, выпускник и благодетель университета. На площади Сорбонны располагаются книжные магазины, студенческие кафе.
Сегодня в Сорбонне обучается 55 000 студентов. В лабораториях работают тысячи исследователей в области фундаментальной науки, медицины, инновационных технологий, истории, литературы, словесности.
Огромная сигарообразная башня Монпарнас господствует над одноимённым районом, приютившем в прошлом веке богему, покинувшую Монмартр. Почти два десятилетия 60-этажное сооружение, возведённое в 1973 году, обладало статусом самого высокого офисного здания Европы.
Незамысловатая архитектура и громоздкий монолитный облик высотки регулярно делают её объектом критики. В одном из онлайн-путеводителей она названа вторым самым уродливым строением в мире после мэрии Бостона.
Парижане шутят, что на Монпарнасский небоскрёб стоит подняться ради самых красивых панорам Парижа, так как это единственное место, откуда его не видно. Смотровая терраса с телескопами и дальностью обзора в 40 км расположена на верхнем этаже. Двумя уровнями ниже находится популярный и очень дорогой ресторан Le Ciel de Paris. Остальные помещения заняты преимущественно офисами коммерческих компаний и организаций.
Бульвар Капуцинок, что в сердце театрального района Парижа, — яркое звено в цепи Больших бульваров. Названием он обязан монастырю монашеского женского ордена. Бульвар сформировался в середине XIX века. Более 150 лет это место манит богему и желающих приобщиться к ней. Когда-то завсегдатаи Grand Café, разместившегося в здании № 14, с интересом наблюдали за событиями, происходящими в доме № 35. Там жил и работал знаменитый фотограф Феликс Надар, проводилась дебютная выставка импрессионистов. В салоне самого кафе состоялся первый в мире киносеанс, организованный братьями Люмьер. В доме № 28 расположен старейший мюзик-холл Парижа — популярный концертный зал «Олимпия».
Путь вдоль левого берега Сены по набережной Сен-Бернар лежит через небольшой сад Тино-Росси, где расположился основанный в 1980 году Музей скульптуры на открытом воздухе. Среди цветочных клумб установлены скульптуры, созданные мастерами второй половины прошлого века. Тут можно увидеть работы знаменитых скульпторов Сезара Бальдаччини, Эмиля Гилиоли, Александра Архипенко, Осипа Цадкин, Жана Арпа. В саду установлены скамейки, на небольшой веранде в виде амфитеатра по вечерам танцуют танго.