Топ-60 достопримечательностей в Милане и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.
Миланский кафедральный собор Дуомо, выполненный в готическом стиле – главный символ города. На строительство ушло беспрецедентное количество времени – работы продолжались 600 лет. Храм занимает пятое место в мире по величине, его вместимость составляет около 40 тысяч человек. Размер органных труб в соборе варьируется от нескольких сантиметров до 9 метров, что позволяет создавать уникальное звучание.
Италия в эпоху Средневековья представляла собой не единую страну, а множество обособленных владений, которые враждовали между собой. В XIV веке Галеаццо Висконти объединил северные земли вокруг Милана. Герцог решил привлечь внимание к городу, объявив о строительстве грандиозного собора, который впоследствии стал знаменитым долгостроем.
Галерея Витторио Эммануэле II – один из самых живописных пассажей Европы, в котором находятся бутики известных люксовых брендов. Писатель Карло Каттанео в XIX веке предложил идею создания коммерческой улицы, соединяющей две площади, но городские власти решили внести коррективы в задумку. Появилась крестообразная галерея, которую назвали в честь короля Витторио Эммануэле II.
В центре здания установлен купол из стекла и металла, под ним располагаются фрески с изображениями четырёх континентов. Африка представлена в виде египетской царицы, Азия сидит на троне и принимает дары. Американский континент изображён с индейцами, а Европу охраняет ангел с венком в руках.
Озеро Комо – самый глубокий и популярный водоём в Италии, который находится в 40 км от Милана. Много веков назад на берегу располагались виллы Плиния Младшего и Вергилия, а сейчас в курортной зоне отдыхают миллиардер Ричард Брэнсон и голливудская звезда Джордж Клуни.
Территория засажена олеандрами, кипарисами, пальмами, лаврами, оливами. На озере ловят рыбу, из которой готовят блюда национальной кухни. Среди жителей популярны водные виды спорта, а оборудованные пляжи можно найти в городах Мольтразио, Ленно, Фаджетто Ларио.
При создании картины «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи использовал уникальную технику рисования, которая в ту эпоху была неизвестна мастерам. Существовал другой метод нанесения фресок, но художник не хотел ограничивать себя временными рамками. При обычном способе нужно было успеть закончить картину, пока сохнет влажная штукатурка, и Леонардо разработал свой собственный метод рисования.
Художник использовал темперные краски на яичной основе, но опыт оказался неудачным. Хрупкий материал начал разрушаться спустя 20 лет, а картина перенесла несколько реставраций. В картине Леонардо визуализировал собственное представлении о событии. Он изобразил момент Тайной Вечери, когда Иисус сообщает Апостолам о предательстве.
Галерея Брера – уникальный музей, известный за пределами Европы. Пинакотека создавалась в XIX столетии по распоряжению Наполеона. Сейчас в залах собрана одна из богатейших коллекций полотен гениальных живописцев. В экскурсию входит посещение музея и мастерских, где вы можете увидеть работу реставраторов. Мастера трудятся над восстановлением картин, возвращая им первоначальную красоту.
Построена галерея на месте старого женского монастыря, выполненного в стиле барокко. В конце XVIII столетия здание приобрело неоклассические черты, а двор украсили скульптуры учёных, художников и меценатов.
Достопримечательности Милана и окрестностей, которые лучше посмотреть на прогулке с местным гидом.
Пьяцца Кастелло — площадь, на которой стоит замок Сфорца, один из исторических символов города. Центральная достопримечательность пьяцца Кастелло — многоярусный фонтан, который итальянцы называют «свадебным тортом».
На время проведения в Милане Всемирной выставки «Expo-2015» Пьяцца Кастелло трансформировали в пешеходную зону с новой концепцией. Участие в проекте приняли более десятка архитектурных бюро Италии. В результате были созданы «островки» отдыха, напоминающие покрытые снегом площадки. Идею архитекторам навеял знаменитый миланский снегопад 1985 года, когда весь огромный город на время стал пешеходным.
Оперный театр Ла Скала начали строить после того, как дотла сгорел Королевский Герцогский театр. Архитектор Джузеппе Пьермарини сумел воплотить в реальность сочетание внешней простоты с роскошью внутреннего декора. Ла Скала – первый в мире театр, куда провели электричество. В конце XIX века на премьере «Джоконды» помещение освещало более 2000 лампочек.
Сверкающая люстра из богемского хрусталя – главная «прима» оперного театра. Сейчас на потолке установлена копия великой предшественницы, которая была уничтожена при бомбардировках во время Второй мировой войны. Несколько столетий назад ложи принадлежали аристократам, которые самостоятельно их украшали.
Замок Сфорца – наглядный пример оборонительной архитектуры XV столетия. Строительство начал герцог Милана Галеаццо II Висконти, но не успел завершить задуманное. Город заполонили сторонники Амброзианской республики, которые свергли действующую власть. Когда Висконти удалось вернуть свое влияние, строительство замка подошло к концу под руководством Лодовико Сфорца.
Внутреннюю роспись крепости доверили знаменитым мастерам, среди которых был Леонардо да Винчи. Кастелло Сфорцеско за время своего существования претерпел массу изменений, а после Второй мировой войны пострадали внешние стены и внутренний двор. Окончательная реставрация завершилась в середине XX века, вернув замку исторический облик.
Соборная площадь – образец совершенной архитектурной гармонии. Уникальный ансамбль создавался несколько веков. Первый камень в фундамент храма был заложен в 1386 году, но насладиться великолепием церкви не удалось из-за плотной застройки. Во второй половине XIX столетия власти Милана объявили конкурс на лучший проект Пьяцца-дель-Дуомо.
Победителем оказался талантливый архитектор Джузеппе Менгони, который трагически погиб при падении со строительных лесов. Проект был завершён спустя десятилетие, преемники зодчего не вносили изменения в первоначальный план мастера. Туристу сложно миновать площадь, на которой сосредоточено множество исторических достопримечательностей, вызывающих восхищение.
Золотой четырёхугольник Милана – модное сердце итальянского города с улицей Виа Монтенаполеоне. На ней расположены дорогие роскошные бутики с последними коллекциями от ведущих кутюрье. Торговые улицы визуально образуют прямоугольник, за что район получил оригинальное название.
Даже если вы не гонитесь за модой и равнодушны к шопингу, красивые витрины магазинов – захватывающее зрелище. В Квадрилатеро д’Оро предлагают только брендовые вещи, поэтому цены на одежду и украшения соответствуют их высочайшему качеству.
Парк Семпионе был разбит в конце XIX столетия по проекту архитектора Эмилио Алеманья. Сдержанный английский стиль и разнообразие зелёных насаждений превратили красивую зону в любимое место отдыха миланцев. Общая площадь парка составляет почти 400 м², неподалёку расположены исторические учреждения и памятники архитектуры.
В эпоху правления династии Сфорца здесь находились хозяйственные угодья. После свержения легендарного семейства испанцы построили бастионы, которые затем снёс Наполеон. Император приказал создать триумфальную арку в честь своих многочисленных побед на землях Италии. Открытие памятника состоялось в 1838 году, а сам монумент получил название Арка Мира.
Музей истории автомобилей «Альфа Ромео» получил второе название «Машина времени» за удивительную возможность узнать подробности создания легендарной марки. Идея впервые появилась по окончании Второй мировой войны, а двери выставки открылись только в 1976 году. Попасть в музей можно было по предварительной записи, но количество желающих увидеть интересные экспонаты не уменьшалось.
В 2009 году завод в Арезе закрылся, и в работе выставки наступил длительный вынужденный перерыв. Сейчас марка возрождается, а посетителей радует новый музей с уникальным маршрутом. В залах представлено почти 70 моделей, среди которых выставлены гоночные автомобили и знаменитые болиды.
Вблизи Милана на берегу реки Ламбро есть небольшой городок Монца. Он известен тем, что здесь в конце XVIII века была построена красивая вилла для австрийского эрцгерцога Фердинанда. Проектировал здание в классическом стиле известный итальянский зодчий Джузеппе Пьермарини.
Перед особняком архитекторы разбили английский сад, а позднее возле него появились оранжереи. Вилла была возведена всего за три года, эрцгерцог жил здесь вплоть до прихода наполеоновских войск.
В конце столетия особняк отошёл итальянскому вице-королю Евгению Богарне, и вилла стала называться королевской. При Богарне территорию вокруг здания украсили большим парком для охоты и садоводства, а также пристроили ротонду и театр.
В полутора часах езды от Милана на границе с Швейцарией находится второе по величине озеро Италии с красивым названием Лаго-Маджоре. Озеро расположено в тектонической котловине и появилось после схода с гор крупного ледника. Берега водоёма крутые и высокие, а природа — очень живописная.
Климат здесь достаточно мягкий, хотя нередко дуют сильные ветры. Вдоль берегов Лаго-Маджоре построено большое количество курортов. Гости Италии приезжают сюда отдыхать, рыбачить и заниматься водными видами спорта.
Собор Иоанна Крестителя — главный городской храм Монцы, в котором хранится Железная корона Лангобардского королевства. Собор также называют Дуомо Монца и Сан-Джованни Баттиста. Базилика была построена в VII веке. По преданию, старейшая королевская регалия была изготовлена по указу лангобардской принцессы Теоделинды. Основой для изготовления послужил гвоздь, взятый из креста Спасителя. Корона представляет собой широкий золотой обруч, украшенный драгоценными камнями. В течение 14 столетий она хранится в музее Серпера соборной часовни. Помимо короны, в музее представлено около 500 позднеантичных и средневековых произведений искусства.
В XIII веке Палаццо дель Бролетто Веккьо был резиденцией городского правительства. Первая реконструкция дворца состоялась во время правления Франческо I Сфорца в XV веке. Тогда палаццо приобрёл ренессансные черты. После падения династии и перехода Милана под власть испанцев здание перестроили, превратив его в великолепный образец ломбардской архитектуры. Современный неоклассический экстерьер создали австрийцы, сменившие испанское правительство. Проект обновления здания разработал архитектор Джузеппе Пьермарини. Тогда же дворец переименовали, он стал называться Палаццо Реале, или Дворец королей.
Во Вторую мировую войну здание было практически разрушено. Реставрация завершилась в 60-х годах прошлого века, без изменений остался лишь зал кариатид – безмолвное напоминание потомкам о последствиях боевых действий.
Расположенный рядом со знаменитым Кафедральным собором, Королевский дворец входит в число узнаваемых символов Милана. В помещениях дворца регулярно проводятся выставки произведений искусства из ведущих музеев мира.
Самое большое пресное озеро Италии находится в полутора часах езды от Милана. Территориально акватория принадлежит сразу трём итальянским областям — Венеции, Ломбардии и Трентино-Альто-Адидже.
Жемчужина северной Италии Гарда образована сошедшими с Альп ледниками. Именно поэтому вода в озере имеет изумрудно-бирюзовый оттенок. Берега водоёма окружены лимонными, кипарисовыми и оливковыми рощами. С давних времён вдоль живописного побережья селились люди, образуя коммуны и деревни. На экскурсии к озеру Гарда можно посетить старинные поселения с уникальной архитектурой — Сирмионе, Торболе, Мальчезине.
Первое здание базилики было построено в IV веке для захоронения останков раннехристианских мучеников. Сооружение возводилось по указанию святителя Амвросия Медиоланского. После смерти мощи святителя были также захоронены в базилике. Спустя семь столетий на этом месте появилась новая церковь, сохранившаяся до наших дней.
Базилика Святого Амвросия спроектирована по образцу раннехристианского храма. На покрытом сусальным золотом рельефном престоле изображены сцены из жизни Христа и Святого Амвросия. Серебряный саркофаг с мощами святителя находится в крипте церкви. В южной части базилики над захоронениями христианских мучеников построена капелла Святого Виктора.
В нескольких километрах от центра Милана находится красивейшее красно-белое кирпичное здание цистерцианского аббатства с ажурной многоярусной церковной башней. Монастырь построен в XII веке в знак преодоления церковного раскола, случившегося из-за одновременного избрания двух римских пап.
В течение трёх столетий аббатство крепло и процветало, но в XV веке было разграблено военными и частично разрушено. Позднее здание аббатства перешло знатному роду Бандини, а вокруг монастыря была создана природная заповедная зона. В прошлом веке особняк признан памятником национальной культуры. Внимание гостей привлекают «завязанная в узел» колонна и украшающие стены монастыря фрески великих итальянских мастеров.
Когда-то базилика Сант-Эусторджо была главным храмом Милана. По преданию, здесь долгое время хранились мощи трёх царей, принёсших когда-то дары младенцу Иисусу. Позднее мощи были перенесены в Кёльн. Первая церковь в честь миланского священника Евсторгия была возведена в IV веке. Впоследствии храм не единожды перестраивался и расширялся.
Сегодня церковь Сант-Эусторджо — эффектная постройка из красного и белого кирпича, в архитектуре которой прослеживаются черты романского зодчества и ренессанса. Особый интерес представляют капеллы с фресками и мраморными надгробиями. Под главным алтарём покоятся останки Святого Евсторгия, а в древнем саркофаге хранится фрагмент мощей трёх царей.
К наиболее креативным и провокационным скульптурам мира можно смело отнести памятник Среднему Пальцу работы Маурицио Каттелана. Он установлен в Милане на площади Пьяцца Аффари. Памятник представляет собой человеческую кисть, на которой отсутствуют все пальцы, кроме среднего. Средний палец выпрямлен, а рука тыльной стороной развёрнута к фондовой бирже.
Высота скульптуры с постаментом — 11 м. Монумент появился на площади во время выставки «Против идеологии» и должен был простоять всего двое суток. Однако он до сих пор возвышается на площади, несмотря на явное недовольство работников биржи. Аббревиатура L.O.V.E. означает «Свобода, Ненависть, Месть, Вечность» («liberta, odio, vendetta, eternita»).
На Монументальном кладбище Милана нашли последнее пристанище знаменитые деятели искусства, а также зажиточные аристократы, которые сумели оплатить участок для захоронения. Обилие скульптур, выполненных известными мастерами, превращает Миланский некрополь в своеобразную художественную галерею.
Кладбище было создано по проекту архитектора Карло Мачакини во второй половине XIX столетия. С тех пор территория пополнилась настоящими произведениям искусства. Чимитеро Монументале – Миланский «город мёртвых», жемчужиной которого остается скульптурная группа «Тайная вечеря». Постаменты выполнены по мотивам знаменитой фрески итальянского мастера.
Piazzale Cimitero Monumentale, 20154
Галерея современного искусства была создана в первой половине XX столетия на пожертвования меценатов Ломбардии. Начало экспозиции положила богатая коллекция маркизов династии Фольяни. Аристократы оставили щедрое наследство городу в конце XIX века, а позже музей пополнялся благодаря подаркам и завещаниям зажиточных коллекционеров.
Особое внимание уделяется работам итальянских мастеров, но среди экспонатов присутствуют и творения зарубежных авторов. В музее проходят уроки у современных школьников, которых педагоги с юных лет приобщают к искусству. На выставке представлены картины Ван Гога, Джованни Сегантини, Франческо Барцаги и Пикассо.
Строительство стадиона Сан-Сиро финансировал президент футбольного клуба «Милан» Пьеро Пирелли. Открытие арены состоялось в 1926 году, а поддержание спортивного комплекса в надлежащем виде потребовало несколько реконструкций. С 40-х годов на стадионе проводит игры миланская команда «Интер».
В конце 70-х арену переименовали в честь знаменитого футболиста Джузеппе Меаццы, но жители и гости города по-прежнему называют комплекс Сан-Сиро. Новый вариант в обиходе используют болельщики «Интера» как дань памяти великому спортсмену. Помимо матчей на стадионе проводятся концерты и скачки.
Район Ингроссо – средоточие магазинов начинающих дизайнеров, где можно провести выгодный шопинг. Мастера продают свои творения по приемлемой стоимости, что позволяет хорошо сэкономить. Если поторговаться, дизайнеры могут уступить до 10% от первоначальной цены.
Дисконтные и оптовые магазины одежды от начинающих кутюрье, шоу-румы с хорошими скидками на брендовые вещи и ультрамодные коллекции – район Ингроссо таит в себе немало сюрпризов. Иногда приходится часами бродить по улице в поисках выгодного предложения, а можно сразу найти желаемый наряд с фантастической скидкой.
Церковь Святой Марии появилась в XV веке рядом со старинной капеллой, построенной в честь Святого Сатира. Сооружение стало первым большим проектом известного итальянского зодчего Донато Браманте. В здании из светлого мрамора с часовней и колокольней в романском стиле поместили икону Девы Марии с Младенцем.
Строительству, которое велось по указу герцога Галеаццо Сфорца, предшествовала удивительная история. В помещение, где раньше хранилась икона, зашёл неизвестный. Человек ударил по святыне ножом, и на картине выступила кровь. После этого божественного случая для иконы была построена отдельная церковь.
Via Rastrelli, между Via Spadari и Via delle Asole
Въезд в район Порта-Семпионе обозначен величественной каменной аркой, украшенной бронзовой колесницей и четырьмя конными статуями богини победы Виктории. Arco della Pace — так называют итальянцы торжественное сооружение.
Триумфальная арка Мира возводилась по проекту зодчего Луиджи Каньола в честь побед Наполеона Бонапарта. Строительство затянулось на три долгих десятилетия. Виновник торжества Наполеон не дожил до завершения строительства.
Архитектурный памятник из гранита и мрамора высотой 25 метров щедро украшен барельефами, статуями и колоннами. Каждое панно посвящено знаковым событиям, которые происходили в истории Италии и других европейских государств.
В конце XIX века миланским антикваром Джаном Джакомо Польди-Пеццоли был открыт новый музей. Первые экспозиции состояли из коллекционного собрания самого Польди-Пеццоли. В музее хранились предметы мебели, персидские ковры, изделия из стекла и керамики, оружие, военное обмундирование, картины итальянских художников.
С момента открытия и по сей день музей занимает старинный особняк, принадлежавший Польди-Пеццоли. За два столетия коллекция пополнилась новыми произведениями искусства и предметами антиквариата.
Порта Венеция — так раньше назывался городской сад, который сегодня считается старейшим в Милане. Парк Порта Венеция основан в конце XVIII века. Первые ландшафты с длинными аллеями и геометрическими цветниками создавал итальянский архитектор Джузеппе Пьермарини. Позже на территории сада появились здания Музея естественной истории и Планетария.
За столетия территория городского сада расширилась и сегодня превышает 17 гектаров. Жители называют Порта Венеция Общественным парком (Giardini Pubblici). В 2002 году ему было присвоено имя итальянского журналиста Индро Монтанелли. Офис газеты, которой владел Монтанелли, находился перед входом в сад, и журналист каждое утро отдыхал здесь на скамейке в тени вековых деревьев.
Одна из наиболее известных костниц Италии — церковь Сан Бернардино алле Осса в Милане. Стены церковной часовни полностью покрыты костями и черепами казнённых тюремных узников и жертв чумной эпидемии. Также в часовне находится фамильная усыпальница семьи Христофора Колумба.
Церковь Сан Бернардино алле Осса появилась в XVII веке на месте костницы, которую разрушила упавшая на неё колокольня базилики Святого Стефана Маджоре. При этом пострадала и сама базилика, поэтому было принято решение о строительстве новой церкви с часовней-склепом. Барочное здание, впоследствии расширенное, изначально имело один неф, мраморный алтарь и два придела. Церковный купол расписан венецианскими фресками.
В феврале 2003 года в Милане открылся новый музей современного изобразительного искусства. Экспозиции, принадлежавшие местным коллекционерам супругам Антонио Босхи и Мириеде Ди Стефано, разместились в особняке первой половины XX века. После смерти супругов коллекция и дом, в котором сегодня располагается музей, были переданы в дар родному городу. В собрание входит около 2000 скульптур, живописных и графических полотен. Все они созданы итальянскими мастерами XX столетия. Экспозиции занимают 11 музейных залов.
Столица мировой моды славится не только магазинами. В 2015 году к 40-летию образования модного дома Армани в городе открылся музей Armani/Silos. Коллекции, демонстрирующие многолетние достижения итальянского дизайнера, разместились в здании строгих геометрических форм. По всему периметру на уровне верхнего этажа музей опоясывает цепь балконов. На 4 этажах выставлены сотни предметов одежды и аксессуаров, созданных модным домом Армани. На мониторах в залах второго этажа демонстрируется цифровой архив дизайнерских эскизов.
С конца XIX века в центре Милана в фамильном наследном доме поселилась семья аристократов Багатти-Вальсекки. Представители рода много лет коллекционировали старинные предметы искусства, оружие, мебель. В течение жизни семейная коллекция росла и пополнялась новыми раритетами.
В конце прошлого века особняк был передан городу, а в доме открылся частный музей. Большую ценность представляют собой не только коллекции антиквариата семьи Багатти-Вальсекки, но и сами интерьеры особняка — гостиная с огромной фреской, спальня с родовым гербом на потолке, галерея с длинным латинским изречением во всю стену.
В центре города на площади Сан-Феделе, находится одноимённая иезуитская церковь. Здание с карнизами, нишами и барельефами на фасаде построено в стиле маньеризма по проекту архитектора Пеллегрино Тибальди. Инициировал строительство архиепископ Сан Карло Борромео. Церковь была построена в XVI веке, в середине XVII века над алтарём возвели высокий купол.
В интерьерах привлекают внимание малые капеллы, расписанные фресками. В Сан-Феделе хранится знаменитая «Пьета» — картина с изображением скорбящей Богоматери, написанная итальянским мастером Симоном Петерциано. Сюда же из разобранной в XVIII столетии церкви Санта Мария Ла Скала были перенесены деревянные хоры с инкрустациями. Перед церковью установлен памятник писателю Алессандро Мандзони. С 1814 года на этом месте стоял театр Мандзони, разрушенный бомбардировками в 1943 году.
В конце XV века герцог Лодовико Сфорца заказал Леонардо да Винчи конную статую в память о своём отце. Скульптура задумывалась грандиозной — высотой 7,5 метров. Но да Винчи успел сделать лишь эскиз и глиняную модель будущей статуи. В 1499 году глиняный конь был уничтожен французскими солдатами. Попытки воссоздания модели по сохранившемуся эскизу были предприняты в 70-х годах прошлого века. На рубеже тысячелетий отлитую в бронзе скульптуру установили на миланском ипподроме Сан-Сиро.
Один из самых красивых кварталов Милана находится в историческом центре вблизи парка Семпионе. Район называется Брера, и здесь же начинается одноимённая улица. Она протянулась от Палаццо Брера, где находится Академия изобразительных искусств, до улицы Понтаччо.
Брера — богемная улица. Её часто именуют миланским Монмартром. Десятки лет назад здесь начали селиться творческие люди — художники, поэты, музыканты. Первые этажи и сегодня заняты художественными галереями, авторскими ремесленными лавками, уютными кафе.
В сердце Милана, укрытая зеленью пышного сада, стоит вилла Некки-Кампильо — шедевр, созданный одним из самых известных итальянских архитекторов-рационалистов Пьеро Порталуппи. Её построила в 1935 году семья одного из богатейших местных промышленников Анджело Кампильо, женатого на Джиджине Некки. Вилла — знаковое место в Милане, здесь воплотились самые передовые технологии своего времени и дизайнерские фантазии автора проекта. Не ограниченный в средствах, он использовал в отделке дорогие сорта мрамора и дерева, сам проектировал мебель, создавал декор. С началом Второй мировой войны семья перебралась в провинцию, а на вилле итальянские фашисты устроили штаб-квартиру.
В 1950-х годах вернулись хозяева особняка и, желая избавиться от неприятных воспоминаний, наняли нового архитектора Томмазо Буцци, чтобы он изменил планировку и подправил интерьеры дома. Не вмешиваясь в первоначальную концепцию, мастер создал прекрасный образец эклектики. Во внутренней отделке современные тенденции получили дополнение — немного историзма. Некоторые комнаты он оформил в стилях XIII–XIX веков, добавив блеска и роскоши, к которым тяготела миланская буржуазия на излёте XIX столетия.
Последняя представительница семейства Некки-Кампильо, Недда, ушла из жизни в 2001 году, оставив виллу в наследство городу. Власти превратили её в музей, дополнив исторические интерьеры коллекциями изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Анфилады комнат и залов украшают картины венецианских живописцев, полотна художников XVIII–XIX веков, работы современных мастеров, в их числе произведения Модильяни и Пикассо. Красивый сад, окружающий виллу — приятное место для отдыха и прогулки, зелёный островок в центре большого шумного города.
Улица Данте – идеальное место для пеших прогулок благодаря множеству памятников архитектуры, исторических зданий и магазинов. Популярный участок туристических маршрутов известен современными барами, уютными кафе и шикарными ресторанами. Пешеходной зоной улица стала в конце 90-х годов прошлого столетия по приказу городских властей.
Отсутствие новостроек позволило сохранить старинную атмосферу Италии, самым знаменитым зданием считается Piccolo Teatro. На его сцене сыграно немало постановок, но первой была пьеса «На дне» русского классика Максима Горького. Согласно документу «План Беруто» улицу должны были переименовать, и лишь вмешательство архитектора Луки Бельтрами позволило сохранить первоначальное название.
В северной части исторического центра находится Церковь Святого Марка. Первые упоминания о ней датируются XIII веком. Церковь построена и названа в честь покровителя Венеции, оказавшего помощь Милану в войне с Барбароссой.
Изначально храм был возведён в готическом стиле с одним нефом и двумя приделами. Спустя несколько веков к нему сделали пристройки в барочном стиле, а стены украсили средневековыми фресками.
Храм известен тем, что в монастыре при церкви в течение нескольких месяцев жил и постигал основы музыки композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Также в её стенах состоялось первое исполнение «Реквиема» Джузеппе Верди.
Навильо Гранде — самый большой из четырёх каналов района Навильи. От центральных кварталов он тянется до городка Торнавенто. Раньше водная артерия использовалась в хозяйственных целях — для орошения, перевозки грузов, работы ветряных мельниц и снабжения города водой. Сегодня Навильо Гранде — архитектурная достопримечательность и место паломничества туристов. По берегам канала собираются торговцы антиквариатом и цветами, уличные музыканты и художники.
В Национальном музее науки и техники Леонардо да Винчи вас ждёт удивительный мир изобретений. Изначально проект создавался как интерактивная выставка, но сейчас центр включает более 200 экспонатов, рядом с которыми расположены индивидуальные экраны. На видео вы можете увидеть смоделированное действие каждого образца.
На стеклянных стеллажах выставлены рукописи и чертежи Леонардо да Винчи, где мастер проектировал механических роботов. В музее размещена знаменитая подводная лодка, старинные самолёты, трамваи и поезда. Через телескоп можно полюбоваться космосом, а в секции материалов представлены процессы добычи различного сырья.
Церковь Санта-Мария-делле-Грацие построена в XV столетии по велению графа Вимеркати. Меценат преподнёс ордену доминиканцев в подарок участок земли, где было решено возвести храм. На финальном этапе в строительство вмешался Лодовико Сфорца, который решил переделать церковь под личную усыпальницу. Приглашённый архитектор продолжил работу над проектом, а впоследствии в здании обосновался Суд инквизиции.
Потолки и стены украсили сцены из библейской жизни, ремонт продолжался до конца XVII столетия. Основная достопримечательность церкви – картина «Тайная вечеря», расположенная в трапезной. Работа мастера чудом уцелела при бомбёжках в период Второй мировой войны, когда рухнула соседняя стена.
Базилика Сан-Лоренцо-Маджоре построена в виде четырёхлистника. Историки предполагают, что церковь перестраивалась после разрушения. Достоверной информации о дате возведения храма нет, поэтому сведения основаны на научных исследованиях. Фундамент базилики относится к IV столетию, имеются документальные записи о реставрации здания в XVI веке.
Внутреннее убранство храма почти наполовину утеряно, но сохранилась фреска работы Карло Урбино. В базилике вы можете увидеть скульптуру Падре Пио, прославившегося наличием стигматов на ногах и руках. Из-за неустойчивой почвы и болотистой местности храм возвели на искусственном холме неподалёку от Амфитеатра.
Отличительная черта церкви Сан-Маурицио – деление внутреннего пространства на две части. Между просторным задним залом и передним установлена стена без дверного проёма. Необычная архитектура объясняется тем, что церковь принадлежала монастырю, а послушницы жили в затворничестве.
Передний зал предназначался для прихожан, монахиням разрешалось участвовать в богослужении через зарешёченное окошко, расположенное в арке над алтарём. Жемчужиной храма остаются расписные фрески, над которыми работали художники школы Леонардо. Яркие картины покрывают все стены церкви, демонстрируя жития святых и будни придворных меценатов.
Галерея Амвросиана была открыта в начале XVII столетия, и представляла собой общественную библиотеку. В стенах заведения до сих пор хранятся труды Петрарки, атлантический кодекс Леонардо да Винчи и самое старое издание «Илиады», датируемое V веком. Первым меценатом Амброзианской библиотеки стал кардинал Федерико Борромео, подаривший более 200 предметов искусства из личной коллекции.
Сейчас экспонаты выставлены в 23 залах, одним из популярнейших произведений остается репродукция картины «Тайная вечеря». В художественной галерее представлены работы Рафаэля, Тициана, Караваджо, Боттичелли. В библиотеке собрана богатая коллекция набросков и чертежей Леонардо да Винчи, а сама экспозиция меняется каждые 3 месяца.
Миланский амфитеатр построен во II-III столетии, когда город активно развивался. Сооружение возвели рядом с воротами Тичинезе за пределами Милана. Вместимость амфитеатра позволяла принять около 4000 посетителей, а пик активного использования арены пришёлся на IV столетие. В этот период город был столицей Западной Римской Империи, где проводились гладиаторские бои и показательная охота. С развитием христианства арена была заброшена из-за запрета на сражения в качестве развлечений. В VI столетии амфитеатр разрушили варвары, а остатки строения хранятся в музее Antiquarium Alda Levi.
Дворец Правосудия построен по проекту архитектора Марчелло Пьячентини в первой половине XX столетия. Монументальное здание включает 65 судебных залов и более 1000 комнат. Дворец Правосудия – действующий орган юстиции и уникальный архитектурный памятник. Лаконичная цветовая гамма и чёткие линии придают дворцу Правосудия особую строгость и торжественность.
Внутри здание украшено скульптурами, фресками, рельефами и мозаиками, по которым можно проследить историю правосудия Италии. Дворец выделяется среди окружающих зданий пугающей массивностью, но внутрь пускают всех желающих. Можно сделать памятные фотографии и насладиться стилем современной архитектуры.
Музей Фонда Прада представляет собой художественный квартал, который расположен на территории бывших ангарных складов. Авангардный эпицентр современного искусства основан внучкой знаменитого модельера и её супругом. Представленная коллекция отличается высоким стилем, и вызывает сильный эмоциональный отклик у посетителей. Музей включает три постоянные выставки – Атлас, Гротескный процесс, Дом с привидениями.
Временные экспозиции меняются, но посетителей музея всегда ждёт много интересного. На ресепшене вежливо и подробно подскажут, в какой последовательности осматривать инсталляции. Фотографировать в залах запрещено, чтобы люди прониклись концепцией каждого экспоната.
Первоначально музей Триеннале существовал в виде регулярных выставок, которые экспонировались один раз в три года. Отсюда и берёт начало название музея. Самая первая выставка была организована в Монце в 20-е годы прошлого века. Спустя десятилетие для выставочных экспозиций построили здание на территории парка Семпионе.
За время существования музея в нём было проведено 13 международных выставок искусства и дизайна. В 2007 году открылась постоянно действующая экспозиция итальянского дизайна, архитектуры, сценического и визуального искусства. В музейном магазине можно приобрести редкие тематические книги.
Viale Emilio Alemagna, 6, 20121
В середине прошлого века небоскрёб, построенный в Милане для концерна «Пирелли», стал самым высоким сооружением в городе и вторым по высоте в Италии. Проект башни принадлежит итальянскому архитектору Джио Понти. Эффектная высотка притягивала к себе взгляды итальянских кинорежиссёров — здание увековечено в одном из фильмов Микеланджело Антониони. Также Башня Пирелли известна трагическим случаем начала нынешнего столетия, когда в неё врезался частный самолёт.
UniCredit Tower построена в 2011 году по проекту аргентинского зодчего Сезара Пелли. Высота основной башни главного небоскрёба Италии превышает 230 метров. Оригинальная конструкция из стекла и стали с длинным шпилем выглядит очень эффектно.
В 2012 году здание получило премию ежегодного конкурса Emporis Skyscraper Award, которая присуждается за выдающиеся успехи в дизайне высотной архитектуры. Внутренняя территория трёх башен составляет 25 000 кв. м, площадь наружного стекла — около 70 000 кв. м. На 30 этажах здания размещается штаб-квартира компании UniCredit.
Главная улица Милана с недорогим шопингом носит латиноамериканское название Корсо Буэнос-Айрес. Доступность цен и огромное количество магазинов одежды, аксессуаров, ювелирных украшений делает улицу необычайно оживлённой в любое время года.
Ежедневно сюда приходят около ста тысяч человек, а во время распродаж на Корсо Буэнос-Айрес и вовсе не протолкнуться. После активного шопинга гости города любят гулять по Буэнос-Айрес, чтобы насладиться видами архитектурных шедевров XIX-XX веков.
В список миланских памятников античной культуры входит древнеримская колоннада VI века, которая расположена возле фасада базилики Сан-Лоренцо. По предположению историков, колонны ранее принадлежали другому, более древнему сооружению. Площадь, на которой сегодня находится колоннада, образована около столетия назад. До этого античная постройка была окружена жилыми домами.
Сооружение состоит из 16 колонн, увенчанных разновысокими капителями коринфского ордера. Наверху их соединяет мраморно-кирпичный архитрав. Две центральные колонны с кирпичной аркой образуют главный пролёт.
Corso di Porta Ticinese, 20123
Площадь в центре Милана славится расположенными на ней красивыми палаццо — делла Раджоне, Джуреконсульти, Лоджия дельи Осии, Скуоле Палантини. С двух сторон Пьяцца Дей Мерканти обрамлена не менее известными Пьяцца дель Дуомо и Пьяцца Кордузио.
В давние времена площадь была местом сбора ремесленников и торговцев, на ней публично казнили преступников. Позднее здесь стали проводиться главные миланские ярмарки. Торговые традиции частично сохранились по сей день — по периметру площади расположены кафе и рестораны, магазины сувениров и антиквариата.
У ипподрома Сан-Сиро на месте бывшего военного аэродрома разбит огромный ландшафтный парк Альдо Аньяси (прежнее название — Парк Тренно) площадью 59 гектаров. Большую часть территории занимают ухоженные газоны и лужайки. Туристов здесь почти не бывает, зону отдыха заполняют местные жители. Они катаются на велосипедах, занимаются спортом на многочисленных площадках, устраивают семейные пикники. Для молодёжи работают досуговые центры. Главная достопримечательность самого большого парка Милана — военное кладбище времён Второй мировой войны.
Лайнате, PO Via Italia
Центральный вокзал – яркий представитель архитектурного стиля арт-деко. Открытие Милано Чентрале состоялось в 1931 году, когда полуразрушенная страна переживала послевоенный экономический кризис. Открытие туннеля Семпион спровоцировало увеличение пассажирского потока, поэтому было принято решение построить новое здание вокзала. Старое располагалось на площади Революции и эксплуатировалось более 50 лет.
Первоначальный эскиз вокзала предполагал скромный и простой вариант, а работы велись с перерывами из-за дефицита финансирования. С каждым этапом возобновления строительства декор и форма Милано Чентрале усложнялись, поскольку главной задачей власти была демонстрация силы и величия режима.
Музей естественной истории в Милане впервые упоминается в первой половине XIX столетия, когда знаменитый исследователь Джузеппе де Кристофорис предоставил к просмотру свою частную коллекцию. Экспозиция демонстрировалась в закрытом клубе, а с 1844 года посещать выставку могли все желающие. В 23 залах представлены увлекательные разделы – минералогия, палеонтология, естественная история человека, зоология позвоночных и беспозвоночных. Вы узнаете про фауну и флору разных географических зон, познакомитесь с обитателями моря и проследите путь развития животных от динозавров до современных представителей.
Главный корпус Миланского университета находится в здании бывшей больницы, которая была построена в XV столетии по инициативе герцога Франческо Сфорца. Аристократ стремился обеспечить город одним крупным госпиталем, где врачи оказывали бы любые виды медицинской помощи. До строительства здания по Милану были разбросаны мелкие хосписы, и в 1456 году Франческо выделил большой участок земли под строительство.
Миланский университет – единственное учебное заведение в Италии, которое входит в Лигу европейских исследовательских университетов. Официальная дата основания ВУЗа – осень 1923 года, когда под одной крышей объединились Клинический институт усовершенствования и Миланская академия.
Католический университет расположен в здании бывшего монастыря при храме Святого Амвросия. Частный ВУЗ был основан в 1921 году группой итальянских профессоров и священников, поэтому считается сравнительно молодым учебным заведением. Красивый внутренний дворик соединяет университет с собором, а летом территорию украшают цветущие розы.
С момента основания в ВУЗе учились только студенты-католики, сейчас поступить в престижное учебное заведение может любой желающий. После открытия университета на первый курс зачислили 68 студентов, которые учились на факультетах общественных наук и философии. Современный ВУЗ насчитывает 14 факультетов и свыше 40 тысяч студентов.
На главной площади Милана Пьяцца дель Дуомо установлен помпезный памятник первому королю Италии Виктору Эммануилу II. 15-метровый монумент создан во второй половине XIX века архитектором Роза. Пьедестал из красного каррарского мрамора с белокаменной лестницей обрамлён барельефом с изображением входящих в город пьемонтских солдат. С двух сторон постамент охраняют рычащие каменные львы. Венчает роскошную композицию бронзовая конная скульптура короля.