Италия

Достопримечательности Флоренции

Топ-60 достопримечательностей во Флоренции и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.

Фильтр

Золотой мост Понте Веккьо

Мост Понте Веккьо, что значит «Старый мост», возведен в 1345 году на месте древнего мостового перехода, снесённого паводком на реке Арно. Трёхпролетный пешеходный мост поддерживают широкие каменные арки, опирающиеся на два мощных пилона. От берега до берега мост плотно застроен двухэтажными домами ремесленников, несколько домишек расположились на платформах, нависающих над водой.

На первом уровне разместились ювелирные магазинчики, что и послужило поводом к неофициальному названию «Золотой мост». В центре застройки моста ювелиров находится сквозная видовая терраса. На ней установлен фонтан и бюст Бенвенуто Челлини – знаменитый скульптор прославился также своими прекрасными ювелирными изделиями. 

Адрес: Ponte Vecchio, 50125

Галерея Уффици

Уффици охватывает целую улицу, выходящую на площадь делла Синьора. В XVI столетии здесь теснились дома с кабинетами чиновников городского магистрата, судейскими аудиториями, часовнями, мастерскими и резиденциями ремесленных гильдий Флоренции. По воле герцога Козимо I зодчий Джорджо Вазари перестроил здания, объединив их единым фасадом в комплекс, где разместилось художественное наследие Медичи.

Сегодня галерея входит в число самых знаменитых музеев планеты, в её залах экспонируется крупнейшее в мире собрание полотен живописцев эпохи Ренессанса, богатые коллекции скульптур античных времен. Здесь вы увидите нетленные шедевры — «Рождение Венеры» кисти Сандро Боттичелли, «Благовещение» Леонардо да Винчи, «Святое семейство» Микеланджело, полотна Чимабуэ, Караваджо, Рафаэля, Верроккьо. 

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо) возводился с 1296 по 1436 год. В его облике гармонично объединена стилистика поздней готики и раннего ренессанса. В XV веке храм был крупнейшей христианской церковью в Европе. Венчающий строение огромный купол виден из любой точки города. У основания его мраморного фонаря — кольцевой балкон, откуда открываются виды на исторический центр города.

Подкупольные росписи и настенные фрески выполнены выдающимися живописцами эпохи Возрождения. В подвальных помещениях открыты для осмотра остатки древней церкви Св. Репарты (IV век) с фрагментами мозаичных полов. На праздничные мессы в Дуомо собираются до 30 000 верующих, под сводами звучат аккорды 7 551-трубного органа.

Площадь Синьории

Площадь Синьории — многовековой центр политической жизни Флоренции. Над её пространством доминирует Палаццо Веккьо с 94-метровой башней Арнольфо. У дворца установлен конный памятник герцогу Тосканы Козимо I Медичи работы Джамболоньи.

Площадь украшают статуи «Давида» Микеланджело и «Геркулеса» Бандинелли. Периметр обрамляют здания, возведённые выдающимися архитекторами позднего Средневековья и Ренессанса. Выделяется фасад дворца Угуччони, галерея Лоджии деи Ланци с группой скульптур.

В 1497 г. францисканец Савонарола устроил в центре площади знаменитый костёр тщеславия, где приказал сжечь «богопротивные» книги, картины, предметы роскоши. Год спустя по приговору суда инквизиции на том же месте взошел на костёр и сам реформатор. У фонтана «Нептун» (1575 г.) об этом напоминает надпись на каменной плите.

Адрес: Piazza della Signoria, 50122

Базилика Санта-Мария Новелла

Базилика Санта-Мария Новелла заложена в 1279 году, строительство завершено в середине XIV века. В облике храма, напоминающего резную шкатулку, улавливается смесь тосканской готики, романской и ренессансной архитектуры. Фасады и интерьеры отделаны белоснежным мрамором, контрастирующим с тёмно-зелёным серпентином. 

Алтарь инкрустирован лазуритом и малахитом, украшен статуями ангелов. Особую ценность представляет алтарная роспись «Троица», созданная художником Томмазо Гуиди. Композиция — совершенный образец перспективного изображения, которым владели флорентийские живописцы XV столетия.

В этом же приделе можно увидеть фрески Гирландайо, изобразившего многочисленное семейство Медичи. В базилике хранятся распятия работы Джотто и Бруннелески, картины Вазари, Бронзино, Ботичелли.

Главные достопримечательности можно посмотреть самостоятельно на прогулке, но путешествие будет гораздо увлекательней, если сходить на обзорную экскурсию по Флоренции с местным гидом.

Палаццо Веккьо

Палаццо Веккьо более семи веков служит резиденцией правительства Флоренции. Главное здание, выходящее на площадь Синьории, стало визиткой города. Строительство началось в 1299 года на руинах римского амфитеатра. В подвалах зодчие сохранили несколько подземных помещений античного сооружения. Древние казематы использовались в качестве тюрьмы.

Дворцы, часовни и галереи строились до середины XVI века. Комплекс зданий с внутренними двориками стоит за фасадом, увенчанным 94-метровой башней. Сегодня здесь располагаются музеи. Среди шедевров, представленных в художественных собраниях Палаццо Веккьо, — «Юдифь» Донателло, «Гений победы» Микеланджело, полотна Бронзино в часовне Элеоноры. 

Адрес: Piazza della Signoria, 50122

Базилика Сан-Лоренцо

Базилика Сан-Лоренцо представляет собою комплекс часовен и монастырских зданий, возведённых с IV по XV век. Первая соборная церковь во имя Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо) освящена в 393 г. В XV веке по проекту Филиппо Брунеллески комплекс перестроили в архитектурном стиле ренессанса. 

Наиболее величественная часть базилики — капелла Медичи, увенчанная огромным 59-метровым куполом. Под сводами капеллы погребены около 50 представителей семьи великих герцогов Тосканы. В анфиладах залов экспонируются работы Донателло, Бронзино, Верроккьо, других мастеров той эпохи.

В комплексе базилики располагается библиотека Лауренциана, в основе собрания — книжная коллекция герцогов Медичи. В залах, спроектированных Микеланджело, хранится около 15 000 манускриптов и старопечатных книг, десятки тысяч гравюр.

Адрес: Piazza di San Lorenzo 9, 50123

Базилика Санта-Кроче

Беломраморная базилика Санта-Кроче (церковь Святого Креста) — шедевр готической архитектуры и пантеон граждан, прославивших Италию. Проект храма создан в 1294 году, предположительно Арнольфо ди Камбио. Строительство завершилось в 1385 году.

Своды базилики поддерживают стрельчатые арки, опирающиеся на восьмигранные колонны, свет проникает через высокие витражные окна. Интерьеры декорированы фресками, выполненными в 1320-1325 годы Джотто и художниками его школы.

Под сводами Санта-Кроче погребены Микеланджело Буонаротти, Никколо Макиавелли, Галилео Галилей, Джоаккино Россини и другие выдающиеся личности. В полу и в стенах базилики вы увидите сотни погребальных плит с инкрустациями и надписями. Здесь установлен саркофаг Данте Алигьери, но кенотаф пуст — великий поэт похоронен в Равенне.

Баптистерий Сан-Джованни

Восьмиугольный баптистерий с шатровой мраморной кровлей возведён, предположительно, в раннем Средневековье. Первое упоминание о нём относится к 897 году. В 1294 году Арнольфо ди Камбио облицевал фасады здания орнаментами из полос двухцветного мрамора. Внутренний свод украшают мозаичные изображения из золотистой смальты. Главный портал обращён к собору Санта-Мария-дель-Фьоре.

Большую художественную ценность представляют три двери в баптистерий. Двойные створки украшают литые позолоченные бронзовые барельефы со сценами библейских и новозаветных событий, аллегорические персонажи. Над створками врат южного входа в XIV веке работал скульптор Андреа Пизано. Объёмные фигуры на северных и восточных вратах созданы в XV веке мастером барельефа и знаменитым ювелиром Лоренцо Гиберти. 

Адрес: Piazza San Giovanni, 50122

Сады Боболи

Сады Боболи — великолепный образец итальянского садово-паркового искусства и ландшафтного дизайна эпохи Возрождения. Парк у стен Палаццо Питти был заложен по воле Элеоноры ди Толедо, супруги Козимо I. Зелёный массив площадью 45 000 кв. м простирается до стоящего на вершине холма Боболи форта Бельведер, служившего сокровищницей герцогов Тосканских.

Гравийные аллеи сада украшают фонтаны, статуи, колоннады, террасы с видами на город. За деревьями прячутся гроты, нимфеумы, лабиринты. На склоне холма построен амфитеатр в античном стиле, где ставились первые в мире оперные спектакли. Рядом со сценой высится древнеегипетский обелиск эпохи фараона Рамсеса II, доставленный из Гелиополиса.

Адрес: Piazza Dei Pitti 1, 50125

Площадь Микеланджело

Площадь Микеланджело построена на холме к югу от центра города в 1869 году, когда Флоренция была столицей Итальянского королевства. На площади стоит терраса с панорамными видами на центральную часть города, раскинувшуюся за рекой Арно.

В центре, на высоком постаменте — бронзовая копия статуи Давида работы Микеланджело, её окружают копии скульптурных композиций, созданных великим мастером для мемориальной часовни Медичи (мраморные оригиналы вы можете увидеть в базилике Сан-Лоренцо).

В ста метрах от монумента возведена лоджия с колоннадой в неоклассическом стиле, где планировалось создать музей скульптурных произведений Микеланджело. Проект воплотить не удалось, но лоджия не пустует, в ней располагается Caffè & Ristorante La Loggia с собственной панорамной верандой.

Адрес: Piazzale Michelangelo, 50125

Квартал Санто-Спирито

Квартал Санто-Спирито расположен на левом берегу реки Арно, являясь частью района Ольтрарно. В этом оживлённом уголке Флоренции, облюбованном ремесленниками, антикварами, реставраторами, до сих пор ощущается дух эпохи Возрождения. Исторические символы квартала — площадь Санто-Спирито, одноимённая церковь, дворец, принадлежащий с XVII века маркизам Фрескобальди.  

В переулочках квартала живы традиции флорентийских художественных промыслов. Тут теснятся миниатюрные лавки с оригинальными изделиями, атмосферные ресторанчики. По вечерам почтенные синьоры выносят стулья и усаживаются у дверей, обсуждая друг с другом новости. Обитатели квартала давно привыкли к толчее туристов возле разместившихся рядом с церковью Санто-Спирито популярных достопримечательностей — садов Боболи, Палаццо Питти, храма Санта-Мария-дель-Кармине.

Адрес: Санто-Спирито

Дом-музей Данте Алигьери

Дом-музей Данте Алигьери — неприметное здание в средневековых кварталах Флоренции, где будущий поэт родился в 1265 году. Подлинных вещей, принадлежавших Данте, не сохранилось, экспонатов в музее немного. На витринах — предметы современной ему эпохи, оружие XIII-XIV веков.

Экскурсовод расскажет о Флоренции того времени, её политическом устройстве, торговых связях. Повествование подкреплено изображениями на плазмах.

В одном из залов создана диорама битвы при Кампальдино в 1289 году. Молодой Алигьери, сражавшийся против приверженцев партии гвельфов, оказался на стороне, проигравшей сражение. За поражением последовало изгнание Данте из Флоренции. Творец «Божественной комедии» умер вдалеке от родины, заразившись малярией. В музее демонстрируется его посмертная маска.

Статуя Давида на площади делла Синьора

Статуя Давида создана Микеланджело в 1504 году. Пятиметровое изваяние предназначалось для украшения одного из контрфорсов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре. По замыслу творца, исполненный силы и уверенности взгляд обнаженного атлета с пращей, зажатой в кулаке правой руки, должен быть обращен к Риму, извечному сопернику Флоренции.

По завершении работы выяснилось, что поднять шеститонную статую на контрфорс не представляется возможным. Скульптуру решили установить на площади делла Синьора, у входа в Палаццо Веккьо, где она и возвышалась до 1873 года. Из-за разрушений мрамора, вызванных дождями и перепадами температуры воздуха, скульптуру переместили в специальный зал галереи Академии изящных искусств. В 1910 года на площади делла Синьора появилась мраморная копия библейского героя.

Адрес: Piazza della Signoria, 50122

Пьяцца-дель-Дуомо

Пьяцца-дель-Дуомо располагается в средневековом ядре города. Piazza del Duomo известна как Соборная площадь благодаря великолепному архитектурному трио, объединившему храм Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо), баптистерий Иоанна Крестителя, и кампанилу Джотто.

На площади также находятся музей Опера-дель-Дуомо, хранящий шедевры великих флорентийских мастеров, Лоджия-дель-Бигалло с одноимённым музеем, дворцы Каноничи и Строцци ди Мантова. Легендарная площадь — традиционное место сбора верующих во время религиозных торжеств. Среди важнейших событий — празднование дня Св. Иоанна Крестителя и Scoppio del carro — сожжение на Пасху тележки, сопровождаемое пиротехническими эффектами.

Адрес: Piazza del Duomo

Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре

Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фьоре, или Музей Дуомо, располагается в западной части Соборной площади. Под сводами средневекового здания в 28 залах собраны выдающиеся скульптурные работы. Многие из них сняты со своих мест под открытым небом, взамен установлены копии. Здесь хранятся подлинники скульптур с фасадов колокольни Джотто, фигуры, украшавшие фасады Дуомо, оригинальные бронзовые врата баптистерия.

В экспозиции, занявшей 3 этажа, вы увидите шедевры именитых мастеров и искусные работы безвестных флорентийских ремесленников. Обратите внимание на «Пьету» Микеланджело. Художник намеревался установить эту скульптурную группу в собственной усыпальнице, но завершить работу не успел. Предположительно, лицо фигуры Святого Никодима в центре группы — автопортрет самого Микеланджело.

Адрес: Piazza del Duomo 9, 50122

Колокольня Джотто

Монументальная 84-метровая колокольня Джотто возвышается у стен кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В величественном сооружении ярко воплощены характерные черты элегантной флорентийской готики XIV века. Кампанила по проекту Джотто возводилась более 60 лет, в строительстве участвовали несколько выдающихся зодчих – Андреа Пизано, Альберто Арнольди, Франческо Таленти. Последний ярус завершен в 1359 году.

Фасады звонницы облицованы разноцветным мрамором, плитами с барельефами сцен из Книги Бытия, в нишах установлены статуи библейских царей и пророков. На верхнем ярусе под колоколами располагается смотровая площадка с видами на древний город. Наверх ведет узкая и крутая каменная лестница с 398 ступенями, уложенными в толще кладки кирпичных стен.

Адрес: Piazza del Duomo, 50122

Центральный рынок

Центральный рынок располагается в здании, построенном в 1874 году. Просторный торговый центр с классическими аркадами спроектировал зодчий Джузеппе Менгони. Внутреннее пространство первого этажа разделено на зоны мясников, торговцев рыбой, молочными продуктами и т.д. На рынке можно запастись колбасами, сырами, оливками, фруктами, овощами, сладостями, выпечкой, другими лакомствами. На втором этаже — рестораны, где подают блюда тосканской кухни.

Здание Центрального крытого рынка окружают киоски и лотки стихийной торговли под открытым небом, это торжище тянется до стен стоящей неподалёку базилики Сан-Лоренцо, которая и дала имя рынку. На прилавках предлагается качественная одежда, обувь, сувениры, изделия ремесленников.

Коридор Вазари

Коридор Вазари появился благодаря герцогу Козимо I, который имел немало врагов и опасался заговоров. Чтобы не выходить на оживлённые улицы, где его могла подстерегать опасность, правитель Тосканы велел придворному зодчему Джорджо Вазари возвести уединенный переход. Он протянулся от Палаццо Веккьо через Уффици и мост над водами Арно к противоположному берегу реки, где находилась резиденция герцога Палаццо Питти и форт Бельведер.

Тайный ход, включавший крытую галерею над застройкой моста Понте Веккьо, получил название коридора Вазари. Работы были выполнены в 1565 году. Зловонный рынок мясников был перемещён с Понте Веккьо, а на его месте разместились ювелирные мастерские и магазины. Сегодня коридор Вазари включен в галерею Уффици. Здесь экспонируется живопись мастеров XVII-XVIII ст. Туристический маршрут завершается в садах Боболи, у грота Буонталенти.

Адрес: Piazzale degli Uffizi

Библиотека Лауренциана

Библиотека Медичи Лауренциана расположена позади церкви Сан-Лоренцо. Вход в неё — монументальная лестница, ведущая в читальный зал. Библиотека основана Козимо Медичи Старым, собравшим в домашнем архиве солидную коллекцию рукописей. Его внук Лоренцо приумножил фонд.

Это самое значительное и ценное собрание манускриптов в Италии. Среди сокровищ — рукописи V века с произведениями Эсхила, Софокла, Вергилия, Библия VI века, тексты Горация с примечаниями Петрарки, автографы Леонардо да Винчи, письма Наполеона.

Лауренциана открылась в 1571 г. Интерьеры — лестница, вестибюль, главный зал — выполнены Микеланджело. После его отъезда из Флоренции строительство здания и внутреннее оформление завершали Триболо, Амманати, Вазари. В работе использовали эскизы и устные рекомендации Микеланджело.

Адрес: Piazza San Lorenzo, 9, 50123

Лоджия деи Ланци

Лоджия деи Ланци — открытая арочная галерея, созданная архитекторами Бенчи ди Чионе и Симоне Таленти (XIV век). Сооружение известно также как «Лоджия Синьория» по имени площади, к которой оно обращено, и «Лоджия Орканьи» — в честь предполагаемого соавтора архитектурного проекта. Изначально галерея служила залом приёмов и собраний Синьории.

В XVI веке Козимо I предоставил лоджию скульпторам, превратившим её в открытое выставочное пространство. Тогда у неё появилось имя «деи Ланци» в честь ландскнехтов — стражей Козимо I. В галерее размещены изваяния исключительной ценности. Среди них — шедевр Бенвенуто Челлини «Персей», скульптурные группы Джамболоньи «Похищение сабинянок», «Геркулес и Кентавр», датируемое I веком, римское воспроизведение утраченной пергамской скульптуры «Менелай с телом Патрокла». 

Адрес: Piazza della Signoria, 50122

Национальный музей Барджелло

Барджелло — художественный музей, расположенный в одноимённом дворце (1256-1354 годы), древнейшем общественном здании Флоренции. Служивший резиденцией верховного городского магистрата, а позже — тюрьмой и местом экзекуций, в 1885 году Барджелло был преобразован в музей изобразительного искусства Средневековья и эпохи Возрождения. Здесь представлена крупнейшая в Италии коллекция скульптур XIV-XVII веков.

В музейных залах хранятся шедевры «Вакх» и «Тондо Питти» Микеланджело, «Давид» и «Святой Георгий» Донателло. Вы также увидите творения Челлини, Джамболоньи, Брунеллески, Гиберти. В помещениях, посвящённых прикладному искусству, демонстрируется собрание майолики, тканей и гобеленов, слоновой кости, серебра, доспехов, монет.

Адрес: Via del Proconsolo, 4, 50122

Тоскана

Тоскана — историческая область в центральной Италии, охватывающая территорию в 23 000 кв. км. Это родина итальянского Возрождения, подарившая миру плеяду гениев — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Данте Алигьери. Тоскана славится романтичными пейзажами, живописными холмами, покрытыми виноградниками. Именно здесь производят знаменитое на весь мир вино кьянти.

Тоскана — второй по посещаемости регион страны, уступает он лишь области Венето. Самые популярные места — Флоренция, бывшая когда-то столицей региона, а также Пиза, Сиена, Сан-Джиминьяно. Старинные районы восьми городов Тосканы внесены в списки Всемирного наследия, а Монтекатини-Терме включен экспертами ЮНЕСКО в категорию «Великие курортные города Европы».

Тоскана омывается Лигурийским и Тирренским морями. Великолепные пляжи вы найдёте на курортах Кастильоне-делла-Пеская, Орбетелло, Монте-Арджентарио, что в провинции Гроссето. Элитный отдых ожидает туристов в курортной зоне Версилия. Популярное направление — Тосканский архипелаг с его легендарными островами Монтекристо и Эльба.

Сан-Миниато-аль-Монте

Базилика Сан-Миниато-аль-Монте — жемчужина Флоренции, яркий образец романского зодчества и одна из красивейших церквей Италии. Она расположена на холме над рекой Арно, откуда открываются чудесная панорама города. Справа находится оливетантский монастырь. Его монахи до сих пор изготовляют знаменитые ликёры, мёд, травяные чаи, которые продают в магазине, примыкающем к базилике.

Строительство Сан-Миниато-аль-Монте началось в 1018 году, надстройки над фасадом датируются XII веком. Завершающие работы финансировала флорентийская гильдия торговцев тканями. Орёл, венчающий треугольный фронтон, был их символом.

Фасад базилики с геометрическим орнаментом, заимствованным у античных римских зданий, — один из шедевров флорентийской архитектуры. Инкрустации созданы из белоснежного каррарского мрамора и тёмно-зелёного серпентина, привезённого из Прато. Интерьеры церкви также украшены художественными инкрустациями. На стенах базилики сохранились фрески, созданные живописцами XIII-XIV столетий.

Кьянти

В центре Тосканы между Флоренцией, Сиеной и Ареццо простирается Кьянти — живописная холмистая местность, занимающая примерно 20 кв. км. В эпоху Средневековья и Возрождения Флоренция и Сиена отчаянно боролись за контроль над этой благодатной землёй. Свидетельства тому — замки и крепости, возвышающиеся на холмах Кьянти. В 1716 году великий герцог Тосканы Козимо III Медичи официально объявил Кьянти винным регионом. В наши дни его территория разделена на 7 зон, где на основе винограда санджовезе производят знаменитое вино кьянти.

Лучший способ познакомиться с этими краями — совершить путешествие по дороге Кьянтиджане, соединяющей Флоренцию и Сиену. По пути вас будут сопровождать восхитительные пейзажи — сменяющие друг друга дубовые и каштановые рощи, виноградники, средневековые городки и деревушки, выросшие у стен древних крепостей. Загляните в крошечную средневековую Вальпайю, осмотрите величественный замок Бролио, прогуляйтесь по улочкам Греве, Кастеллины или Панцано, наслаждаясь ароматами, исходящими из близлежащих винных погребов.

Сан-Джиминьяно

Сан-Джиминьяно — средневековый городок в центре Тосканы, популярный среди туристов не менее, чем Флоренция, Сиена, Пиза. Его улочки взбегают на высокий холм в живописной долине реки Эльза. Издалека на фоне неба видны узнаваемые очертания города. Силуэт образуют высокие каменные башни, благодаря которым Сан-Джиминьяно называют Средневековым Манхэттеном, или Городом башен.

В эпоху Средневековья патрицианские семьи пытались превзойти друг друга в богатстве и могуществе, пристраивая к своим резиденциям «небоскрёбы». Всего в Сан-Джиминьяно было возведено 72 башни, 14 из них дошли до нашего времени. Старейшее из зданий — башня Роньоза начала XIII века, самое высокое — Гросса (54 м). 

В городе прекрасно сохранились архитектурные памятники, построенные в романском и готическом стиле. Яркие образцы зодчества того времени — собор Колледжата и церковь Сант-Агостино со знаменитыми фресками, палаццо Пополо, старый дворец Подеста. Сегодня в некоторых старинных дворцах и церквях расположились музеи, художественные галереи.

Адрес: Координаты: 43°28′05″N 11°02′28″E

Флорентийское аббатство

Аббатство Санта-Мария во Флоренции, более известное как Бадиа Фиорентина, расположено в самом центре города рядом с дворцом Барджелло. Аббатство было основано в конце X века, позже к нему пристроили больницу. В 1285 году здесь провели масштабную реконструкцию, во время которой зодчий Арнольфо ди Камбио перестроил романскую монастырскую церковь в готическом стиле. Шпиль колокольни Флорентийского аббатства — узнаваемый символ города. В 1307 году горожане частично разрушили её, протестуя против отказа монахов платить налоги. Позже колокольню восстановили, сегодня высота здания составляет 70 м. 

В церкви аббатства сохранились следы фресок XIV века, пресвитерий украшают замечательные росписи, созданные двумя столетиями позже. Роскошный резной потолок датируется 1631 годом. В наши дни Бадиа Фиорентина — дом монахов и монахинь Иерусалимского братства. Аббатство открыто для посещения. Ежедневно тут проводятся вечерни и мессы.

Адрес: Via del Proconsolo, 50122

Церковь Благовещения

Недалеко от центра Флоренции находится базилика Сантиссима-Аннунциата (церковь Благовещения). Ещё в 1081 году на этом месте горожане построили небольшую молельню, которую посвятили Деве Марии, но вскоре её забросили. В XIII веке монахи ордена Служителей Марии решили возродить храм и украсить его произведениями искусства, воспевавшими Мадонну.

Монаху Бартоломео, написавшему одну из картин, долго не удавалось отобразить лик Богородицы. Но вмешалось Провидение, и образ проявился на полотне, пока художник спал. Картину назвали «Чудесное Благовещение». Вскоре это имя получила и новая церковь, строительство которой в целом завершилось в 1481 году. Творение монаха стало объектом поклонения. Сегодня картина украшает великолепный алтарь, обрамлённый тонкой резьбой по мрамору.

На протяжении веков церковь расширялась и богатела. Её современный барочный экстерьер и роскошное внутреннее убранство с обилием декора — результат реконструкций XVII и XVIII столетий. Храм украшают картины, фрески, скульптуры, созданные именитыми флорентийскими мастерами на протяжении XV-XVIII веков.

Адрес: Piazza della Santissima Annunziata, 50122

Музей Стибберта

Вдали от популярных туристических маршрутов на невысоком холме расположен любопытнейший музей Стибберта. Здесь демонстрируется превосходная коллекция рыцарской амуниции, а также европейского, исламского, японского оружия XV-XIX веков.

Музей вырос из частного собрания Фредерика Стибберта, гражданина Великобритании, родившегося во Флоренции. Он унаследовал солидное состояние и посвятил жизнь коллекционированию предметов искусства. В 57 комнатах своей роскошной флорентийской виллы Стибберт собрал более 50 000 ценных предметов. Кроме коллекции оружия, в музее демонстрируются картины, скульптуры, антикварная мебель, гобелены, фарфор, этрусские артефакты. Тут также можно увидеть одежду Наполеона, различные оригинальные аксессуары — старинные веера, пуговицы и прочее.

После смерти Стибберта в 1906 году, согласно его завещанию, коллекция и особняк с прилегающим к нему английским парком перешли в собственность города и были открыты для публики. В музее работает кафе, книжный магазин.

Сад Бардини

Сад Бардини раскинулся на холмистой местности, простирающейся от площади Микеланджело до берега Арно. С времён Средневековья эта земля принадлежала знатным флорентийским семьям. Изначально из практических соображений на холме были разбиты фруктовые сады. Позже тут возник парк с извилистыми тропинками, статуями, фонтанами.

В 1913 году живописная местность была куплена коллекционером Стефано Бардини по прозвищу «принц антикваров». Сегодня сад Бардини принадлежит городу. Он объединяет три разные по стилю локации. В центре расположен итальянский сад с парадной барочной лестницей, построенной в XVII столетии. Она завершается небольшим зданием-бельведером. Рядом с ним — шесть фонтанов, у которых высажены розы, гортензии, ирисы. По одну сторону от лестницы тянется участок англо-китайского парка, по другую разбит сад с фруктовыми деревьями.

Адрес: Costa S. Giorgio, 2, 50125 Firenze

Сад Роз

Giardino delle Rose — чудесный сад, раскинувшийся на одном из холмов Флоренции. Он был создан архитектором Джузеппе Поджи в 1865 году, а для широкой публики открылся спустя 30 лет во время фестиваля искусств и цветов. Территория разбита на террасы, с которых можно полюбоваться панорамами города, наслаждаясь благоуханием цветов. На одном гектаре земли высажено около 1000 видов роз, 350 из которых принадлежат к старинным сортам. Сад Роз украшают скульптуры, фонтаны с водяными лилиями. В конце прошлого века в Giardino delle Rose появился экзотический оазис, созданный японским архитектором Ясуо Китайма. Он стал подарком Флоренции от города-побратима Киото.

Адрес: Viale Giuseppe Poggi 2, 50125

Музей Сан-Марко

Художественный музей Сан-Марко расположен на одноимённой площади, в северной части исторического центра Флоренции. Собрание разместилось в старом крыле основанного в XIII веке доминиканского монастыря San Marco. Остальные помещения здания, занимающего целый квартал, принадлежат монахам.

Музей открылся в 1869 году, когда монастырский комплекс был объявлен памятником национального значения. В 1906 году сюда переместили ценные архитектурные фрагменты зданий, снесённых в результате реконструкции района. Вскоре музей пополнился работами одного из величайших художников раннего Возрождения Фра Беато Анджелико, которые ранее хранились в Галерее Уффици.

Визит в музей включает осмотр великолепных помещений монастыря, украшенных картинами, фресками знаменитых флорентийских мастеров. Для осмотра открыты Хосписная комната, Трапезная, Капитул, церковь Сан-Марко.

Адрес: Piazza San Marco, 3, 50121

Базилика Санта-Тринита

Санта-Тринита — одна из важнейших базилик Флоренции, материнский храм валломброзианского ордена. Церковь Святой Троицы была основана в XI столетии, современный облик приобрела в XIV веке, когда к зданию в романском стиле пристроили готические часовни.

В храме около 20 часовен, многие из них украшены выдающимися произведениями искусства. Настоящие шедевры хранятся в капеллах Сассети и Бартолини Салимбени. В первой сохранились фрески Доменико Гирландайо XV века, где святые изображены на фоне улиц и площадей Флоренции. Капелла Бартолини Салимбени украшена произведениями Лоренцо Монако. Они датируются первой половиной XV века, являясь редкими для Италии образцами готических фресок.

Адрес: Piazza di Santa Trinita, 50123

Скульптура «Похищение сабинянок»

Среди статуй в Лоджии Ланци можно увидеть работу выдающегося флорентийского скульптора-маньериста Джамболоньи «Похищение сабинянок». Она была создана между 1579 и 1583 годами для герцога Франческо Медичи. Автор запечатлел эпизод времён войны римлян с сабинянами. Молодой римлянин похищает девушку, на него с ужасом и отчаянием смотрит снизу пожилой мужчина. Композиция создана из цельной глыбы белого мрамора. Героев сюжета Джамболонья расположил по восходящей спирали. Это придало скульптуре лёгкость, динамику и позволило раскрывать детали произведения с разных точек обзора.

Адрес: Piazza della Signoria

Муджелло

Примерно в 25 км от Флоренции в муниципалитете Скарперия-э-Сан-Пьеро находится автодром Internazionale del Mugello. Первые гонки в окрестностях Муджелло прошли в 1914 году, а современная замкнутая гоночная трасса появилась в 1974. Её протяжённость — 5 245 м, количество поворотов — 15. Трибуны автодрома вмещают 50 000 человек. 

С 1988 году трасса принадлежит Scuderia Ferrari — гоночному подразделению итальянского производителя роскошных автомобилей. «Гарцующие кони» используют Муджелло для тест-драйвов. В 2020 году на автодроме состоялась первая гонка Формулы-1, названная Гран-при Тосканы. Ежегодно на Internazionale del Mugello проводятся международные соревнования по шоссейным гонкам на мотоциклах и DTM.

Адрес: Via Senni, 15, 50038

Фонтан Нептуна

Сверкающий фонтан Нептуна украшает площадь Синьории с 1575 года. Он был спроектирован Бандинелли, но создан Амманати, которому помогали именитые мастера, привнесшие в проект свои идеи. Современники подвергли фонтан нещадной критике, но позже его признали образцом маньеристской скульптуры, пошатнувшей каноны академизма Микеланджело.  

Инициатор строительства фонтана — герцог Козимо I, решивший обеспечить чистой водой старейшую часть Флоренции и запечатлеть свою власть в аллегорической форме. В центре композиции — гигантское изваяние Нептуна, возвышающееся на колеснице. Запряжённые в неё лошади, частично скрытые водой, словно вырываются из морской пучины. В чертах лица бога морей улавливается сходство с обликом Козимо Медичи. Мраморную чашу бассейна окаймляют бронзовые фигуры мифических морских существ.

Адрес: Piazza della Signoria, 50122

Дворец Питти

Дворец Питти приобретен герцогом Козимо I в 1550 году у флорентийского банкира Луки Питти. С 1737 года в покоях обосновались герцоги Лотарингские из династии Габсбургов, а с 1865 по 1919 годы во дворце располагалась резиденция герцогов Савойских, королей объединённой Италии. Три династии аристократических фамилий наполняли дворцовые залы великолепными произведениями искусства.

Сегодня в Палаццо Питти разместился ряд музеев — Казначейство великих герцогов Тосканских с богатой коллекцией предметов декоративно-прикладного искусства, Королевские покои с роскошной обстановкой, Музей моды и костюма, Галерея современного искусства. В Палатинской галерее дворца представлено около 500 картин. Среди них вы увидите произведения Рафаэля, Тициана, Караваджо, Тинторетто, Рубенса.

Адрес: Piazza Dei Pitti 1, 50125

Церковь Всех Святых

Церковь Всех Святых, известная как церковь Оньиссанти, возведена близ берега реки Арно в XIII веке. Тогда здесь было предместье Флоренции Борго Оньиссанти, давшее название храму и площади. Барочный облик церковь получила в XVII веке. От первоначальной постройки сохранились кампанила и тимпан над порталом.

Фасад храма работы Маттео Ниджетти (1637 г.) разделён широкими карнизами и украшен замечательными рельефами. В центре фронтона — огромный герб города. Интерьеры создавали великие живописцы и скульпторы. Присмотритесь к фреске «Мадонна Милосердная» Гирландайо, на которой Дева Мария укрывает плащом членов семьи Веспуччи, чьим родовым храмом была церковь. Юноша в красном – это Америго, давший имя Новому Свету.   

Ворота баптистерия «Врата рая»

Врата восточного портала баптистерия принадлежат к ряду выдающихся произведений эпохи флорентийского Ренессанса. Шедевр создан скульптором и ювелиром Лоренцо Гиберти в первой половине XV века. Он трудился над отливкой бронзовых барельефов 27 лет.

На позолоченных панелях представлены эпизоды библейских повествований. С поразительным мастерством переданы плавные складки одежд персонажей, с мельчайшими деталями изображены лица, архитектурные композиции, растения и животные.

В одной из своих книг Джорджо Вазари сообщает, что Микеланджело, поражённый великолепием портала, счел его достойным служить входом в рай. Так портал Гиберти получил второе название — «Врата рая». В 1966 году створы переместили в музей Дуомо, в баптистерии установлена копия ворот.

Адрес: Piazza San Giovanni, 50122

Дворец Строцци

Палаццо Строцци (1489-1539 годы) принадлежит к числу великолепнейших дворцов эпохи Ренессанса. Его велел построить Филиппо Строцци — глава одного из самых состоятельных флорентийских семейств. Фамилия владела дворцом до 1937 года.

Филиппо Строцци разбогател в Неаполе, куда был изгнан из Флоренции из-за конфликта с Медичи. По возвращении на родину он решил превзойти враждебный могущественный род в богатстве и влиянии, и задумал выстроить грандиозный палаццо, для чего потребовалось снести целый квартал.

За образец будущего дворца был взят палаццо Медичи. Здание с тремя высокими этажами, величественными порталами и внутренним двором имеет кубическую форму. Фасады из тёсаного камня придают ему схожесть со средневековым замком. Сегодня здесь размещаются 4 гуманитарных учреждения.

Адрес: Piazza degli Strozzi, 50123

Памятник Данте Алигьери

Памятник Данте Алигьери высится у левого фланга фасада церкви Санта-Кроче. Первоначально монумент украшал центр площади перед базиликой, но был перемещён ближе к храму после наводнения 1966 года. Тогда паводковые воды плескались прямо у ног статуи великого флорентийца. Памятник из ярко-белого каррарского мрамора — шедевр скульптора Энрико Пацци. Его установили в 1865 году, когда во Флоренции проходили празднования 600-летия со дня рождения литературного гения и мыслителя.

Фигура Данте возвышается на постаменте с геральдическими львами по углам. В их лапах — щиты, на которых обозначены названия городов, пожертвовавших средства на создание монумента. Сам поэт, увенчанный лавровым венком, предстает суровым, задумчивым, несколько мрачным, словно скорбит о своем изгнании из города.   

Адрес: Piazza di Santa Croce, 50122

Капелла Медичи

Капеллой Медичи называют мемориальные часовни при флорентийской базилике Сан-Лоренцо. С XV века храм служил домашней церковью семейства Медичи. Первыми представителями могущественного рода, похороненными в Сан-Лоренцо, стали банкир Джованни де Медичи и правитель Флоренции Козимо Медичи Старший. Первого похоронили в ризнице, созданной Брунеллески, второго — в склепе под алтарём.

В 1520 году папа Лев X, урождённый Медичи, задумал построить для фамильных погребений новую ризницу, пригласив для этого Микеланджело. Изваяния над саркофагами запечатлели образы Мадонны, герцогов Медичи, святых покровителей семейства. Особым драматизмом отличаются аллегорические фигуры «Утро», «День», «Вечер», «Ночь», олицетворяющие быстротечность жизни.

В 1604 году была построена роскошная часовня Принцев, где нашли упокоение ещё шесть герцогов Медичи. Она увенчана огромным куполом и украшена мраморными инкрустациями.

Адрес: Piazza della Madonna degli Aldobrandini, 6, 50123

Церковь Санто-Спирито

Одна из главных базилик Флоренции Санто-Спирито находится на левом берегу Арно в квартале Олтрарно. Её строгий элегантный фасад обращён к площади Santo Spirito. Ранее на этом месте располагалась обитель августинцев, но в 1471 году в здешней церкви вспыхнул пожар, уничтоживший часть монастырских построек.

Новый храм проектировал Филиппо Брунеллески. Базилика Санто-Спирито была освящена в 1481 году. В конце XV века при монастырской больнице изучал анатомию 17-летний Микеланджело. В благодарность за предоставленную возможность он подарил монахам деревянное распятие, которое поместили над главным алтарём. Сегодня оно находится в ризнице базилики. Здесь также хранится шедевр выдающегося маньериста Бронзино «Святой Фиакр, исцеляющий больных».

Лаконичные интерьеры церкви оформлены в светлых тонах. Храм украшают картины, фрески, выполненные знаменитыми мастерами эпохи Ренессанса. В трапезной можно увидеть прекрасную коллекцию скульптур XI-XV веков.

Площадь Республики

Piazza della Repubblica — площадь, расположенная в историческом центре Флоренции на месте бывшего римского форума. В средневековую эпоху это пространство было плотно застроено особняками, церквями, мастерскими ремесленников. В XVI веке тут находились еврейские кварталы и синагоги.

Современный облик площади Республики — результат масштабной реставрации, проведённой в 60-х годах XIX века. В тот период площадь и соседние кварталы модернизировались по французскому образцу. На месте старых построек выросли здания в модном тогда стиле историзма. В них открывались кафе, рестораны, кинотеатры, универмаги. Площадь превратилась в популярное место встреч городской буржуазии.

В длинном здании на южной стороне Piazza della Repubblica расположено культовое кулинарное заведение Caffè delle Giubbe Rosse. В начале прошлого века его уютный зал стал местом встреч видных поэтов, писателей, интеллектуалов. В кафе и сегодня проводятся культурные мероприятия, литераторы презентуют свои произведения.

Адрес: Via Ricasoli, 58/60, 50122

Скульптура Персея, победившего Горгону

Бронзовая скульптура Персея, созданная Бенвенуто Челлини в середине XVI века, — шедевр итальянского маньеризма и одно из самых известных изваяний на флорентийской площади Синьории. Выдающееся произведение запечатлело персонажа греческой мифологии Персея, победившего Горгону. Обнажённый герой взирает сверху на распластанное у его ног тело Медузы Горгоны, в его руке — голова чудовища с женским лицом.

Скульптура была создана по заказу герцога Козимо I Медичи. Челлини, будучи в то время ювелиром при дворе французского короля, с энтузиазмом взялся за работу. Предложение герцога давало ему возможность подняться до высот Донателло, Микеланджело и доказать, что не только мастера монументальной скульптуры достойны славы. От Медичи Челлини получил за «Персея» не только деньги, но и собственный дом с мастерской, где и прожил до самой смерти.

Адрес: Piazza della Signoria, 50122 Firenze FI

Вилла Костелло

У подножия холмов, возвышающихся к северо-западу от Флоренции, расположена вилла Кастелло. Укреплённое здание на этом месте стояло примерно с 1427 года. В 1477-м его приобрели представители семейства Медичи.

В XVI веке вилла оказалась в собственности Козимо I Медичи — первого великого герцога Тосканы. Он велел провести здесь систему акведуков, разбить сад. Перестройка здания была поручена архитектору Джорджо Вазари. Сад виллы стал одним из шедевров Высокого Возрождения. Ландшафт украсили фонтаны, скульптуры, на мраморных лестницах установили статуи Медичи, облачённых в римские одеяния.

С 1919 года Кастелло — собственность государства. Часть её ценностей растеклась по музеям, но сохранились некоторые фрески и картины. Сегодня здесь располагается Академия делла Круска. Сад открыт для публики. В центре первой террасы расположен большой бассейн с фонтаном XVI века, окружённый скульптурами. Вторую террасу образует цитрусовый сад, на краю третьей находится грот, богато декорированный изваяниями животных.

Адрес: via di Castello, 47

Музей Стефано Бардини

Стефано Бардини — знаменитый итальянский антиквар, который специализировался на произведениях искусства эпохи Возрождения. В 1881 году он приобрёл во Флоренции несколько зданий, среди них оказалась заброшенная церковь San Gregorio della Pace. Бардини реконструировал храм, превратив его в свою резиденцию. Здесь он разместил реставрационную студию и произведения искусства, которые собирал по всему миру. После смерти антиквара здание и коллекция перешли в собственность государства, согласно его завещанию.

В залах первого этажа разместились этрусские, римские, средневековые скульптуры. На втором этаже представлены картины, коллекции старинных музыкальных инструментов, оружия, мебели, монет, медалей, керамики. В музее демонстрируется также полихромная лепнина XV века.

Адрес: Via dei Renai, 37, 50125

Дворец Медичи Риккарди

Палаццо Медичи Риккарди возвел в XV веке зодчий Микелоццо ди Бартоломео по заказу флорентийского банкира и политика Козимо Старшего — основателя династии герцогов Медичи. Трёхэтажное здание, облицованное гранитными блоками в технике объёмного рустика, стало образцом дворцовых сооружений эпохи Ренессанса.

В палаццо хранились фамильные художественные коллекции, античные римские скульптуры. Собрание послужило прообразом Академии изящных искусств. Тут черпал вдохновение юный Микеланджело, постигали основы мастерства Боттичелли, Беноццо Гоццоли, Паоло Уччелло.

С 1670 году во дворце размещается библиотека Риккардина, собранная семьей Риккарди. Среди раритетов — манускрипт X века с воспроизведением книг Плиния, копии «Божественной комедии» Данте с портретом поэта, рукопись Макиавелли «История Флоренции».

Галерея Академии изящных искусств

Галерея Академии изящных искусств основана в 1784 году великим герцогом Тосканы Пьетро Леопольдо ди Лорена, представителем лотарингской ветви дома Габсбургов. Он объединил экспозицию своего детища с собранием Академии искусств, созданной еще в 1563 году Козимо I Медичи. Экспонаты размещаются в бывшем монастыре Сан-Никколо-ди-Кафаджио. В 1873 году галерею украсили оригиналом статуи Давида работы Микеланджело, ранее стоявшим на площади Синьории.

Галерея — один из лучших художественных музеев Флоренции. Здесь представлены работы мастеров, творивших в XIV-XVII веках, — картины, скульптуры, гипсовые слепки античных изваяний. В одном из залов можно посмотреть коллекцию икон русской иконописной школы, собранную герцогами Лотарингского дома.  

Флорентийская опера

Флорентийская опера, известная как Театро дель Маджио, возведена к северо-западу от исторического центра города. Первый театральный сезон открылся в 2014 году. В зале с прекрасной акустикой размещаются 1800 зрителей, на кровле кубического авангардного здания устроена открытая арена на 2000 мест, отсюда открываются чудесные панорамы. К Театро дель Маджио примыкает большой концертный зал. Театр стал домом для ежегодного фестиваля «Музыкальный май», включающий оперные и балетные постановки, симфонические концерты.  

Во Флоренции зародилось современное оперное искусство, опирающееся на традиции древнегреческих трагедий. Первый оперный спектакль в нашем понимании этого жанра поставлен на сцене резиденции герцогов Медичи в 80-е годы XVI века.

Палаццо Ручеллаи

На средневековой улочке Флоренции Via della Vigna Nuova расположен роскошный трёхэтажный особняк, построенный между 1446 и 1451 годами для знатной семьи Ручеллаи. Влиятельные флорентийские аристократы владели несколькими домами в этом районе, но Палаццо Ручеллаи превзошел своим великолепием все прочие резиденции.

Фасад дворца послужил образцом для светской архитектуры эпохи Возрождения. Три этажа имеют разные классические порядки, как в Колизее. В декоре последовательно применены дорическая, ионическая и коринфская капители. Фасад выполнен из пьетрафорте — крепкого коричневатого камня, из которого выстроена практически вся средневековая Флоренция. 

Часть дворца и сегодня принадлежит семейству Ручеллаи. Помещения на втором и третьем этажах занимает Институт международных отношений. Для туристов доступен внутренний дворик, где часто проводятся художественные выставки.

Адрес: Via della Vigna Nuova, 18, 50123

Капелла Пацци

Во дворе церкви Санта-Кроче расположена капелла, ставшая наследием семьи Пацци — одной из самых могущественных во Флоренции. Возведение капеллы началось в 1441 году по проекту Филиппо Брунеллески. Финансировал работы Андреа де Пацци. Но в 1478 году строительство было прервано вследствие расправы над влиятельным семейством после провала заговора Пацци, направленного против рода Медичи. Завершали работы последователи Брунеллески.

Изящный облик капеллы создают чёткие гармоничные пропорции. Парадное крыльцо сделано по подобию римских триумфальных арок. Внутри у восточной стены находится алтарь, увенчанный небольшим куполом. Он расписан фресками, датируемыми XV веком. На них символически изображены созвездия, наблюдавшиеся в ночном небе Флоренции 4 июля 1442 г.

Адрес: Piazza S. Croce, 16, 50122

Церковь Орсанмикеле

В центре Флоренции на Via dei Calzaiuoli находится церковь Орсанмикеле, имеющая необычный для храма облик. В раннем Средневековье здесь располагался монастырь, рядом были разбиты сады и огороды. В VIII столетии на месте огородов выстроили церковь, которую назвали Сан-Микеле-дель-Орто (по-итальянски orto — «огород»). Храм снесли в 1240 году, чтобы освободить место для лоджии, которая использовалась как зерновой рынок.

Между 1380 и 1404 годами на первом этаже здания устроили церковь для членов могущественных ремесленных и торговых гильдий. В конце XIV века синьория поручила гильдиям украсить фасад статуями святых покровителей. Так родился уникальный скульптурный цикл, созданный флорентийскими гениями — Брунеллески, Донателло, Гиберти и другими мастерами. В XX веке оригинальные статуи заменили копиями, а сами шедевры подняли в музей, расположенный на верхнем этаже. 

В храме сохранились фрески XIV века, тройные стрельчатые окна, украшенные аутентичными витражами, алтарь XVI века, реликварий с инкрустациями из цветного мрамора и позолотой — творение Андреа Орканьи.

Адрес: Via dell'Arte della Lana, 50123

Музей Галилея

Музей Галилея располагается в средневековом Palazzo Castellani на набережной реки Арно. Основой экспозиции послужили коллекции герцогов Медичи, а также правителей Лотарингского дома. В залах представлено уникальное собрание навигационных и астрономических приборов эпохи Возрождения, медицинских инструментов, оборудования лабораторий алхимиков. Здесь можно увидеть первые электрические устройства, старинные хронометры, глобусы, географические атласы и карты звездного неба.

В помещениях верхних этажей размещаются лаборатории, научная библиотека. В её фондах хранится около 150 000 изданий, посвящённых истории науки, среди них — 5000 трактатов древних учёных.

В залах первого этажа нередко проводятся передвижные выставки, устраиваются музыкальные вечера, театрализованные представления. На площади рядом с палаццо в 2007 году установили солнечные часы. Тень стеклянной призмы перемещается по латунному циферблату, закреплённому на мостовой, указывая точное время дня.

Церковь Санта-Мария-дель-Кармине

Небольшой храм ордена кармелитов Санта-Мария-дель-Кармине расположен в квартале Ольтрарно, включающем часть исторического центра столицы Тосканы. Строительство церкви при монастыре кармелитов началось в 1268 году, обитель существует до сих пор.

В XVI-XVII веках церковь, построенная в романо-готическом стиле, приобрела черты барокко. Лишь пристройки по бокам здания хранят аутентичный средневековый облик. В 1771 году храм серьёзно пострадал от пожара, но его важнейшая часть — капелла Бранкаччи — сохранилась. В ней находятся знаменитые фрески Мазаччо и Мазолино — первые шедевры итальянского Возрождения. Потолки капеллы в стиле рококо расписаны знаменитым флорентийским художником Джандоменико в XVIII веке.

Адрес: Piazza del Carmine, 50124

Мост Санта-Тринита

Понте Санта-Тринита — мост через реку Арно, построенный флорентийским зодчим Бартоломео Амманати в 60-х годах XVI века. Он находится между Понте Веккьо и Понте-алла-Карайя. Это старейший в мире мост с эллиптическими пролётами, его общая длина составляет 100 м. Санта-Тринита получил название от расположенной неподалеку церкви Santa Trinità (Св. Троицы).

Мост связывает площади Санта-Тринита и Фрескобальди, где находятся Палаццо Спини-Ферони и Палаццо делла Миссионе. Участок, на котором устроен переход, издавна был важным звеном в городском планировании. Мосты здесь строились с XIII века, но возводили их из дерева, и они разрушались во время наводнений. Санта-Тринита пострадал лишь однажды — в 1944 году во время отступления немецких войск. Мост восстановили в 1958 году, реставраторы использовали оригинальные камни, поднятые со дна Арно.

Адрес: Piazza Santa Trinita

Приют невинных

Приют невинных — архитектурная достопримечательность Флоренции. Здание было построено в 1419 году и стало ярким образцом раннего итальянского ренессанса. Автором проекта выступил Филиппо Брунеллески, получивший заказ от Arte della Seta — гильдии производителей шёлка. Эта средневековая корпорация была богатейшей во Флоренции и занималась благотворительностью.

Приют, известный как Воспитательный дом, создавался для подкидышей. До 1875 года родители могли оставить нежелательных детей в приюте инкогнито. Для этого существовала специальная дверь с зарешёченным окном. Сегодня в здании работают ясли, приюты для детей и женщин, нуждающихся в помощи. 

70-метровый фасад здания обращён к площади Santissima Annunziata. Во внутреннем помещении находится галерея, где демонстрируются произведения искусств, передававшиеся на протяжении веков Воспитательному дому в качестве подарков и по завещаниям. Многие картины, панно, фрески принадлежат выдающимся живописцам.

Адрес: Piazza della Santissima Annunziata, 12, 50121

Бронзовый кабанчик

У входа на Новый рынок (Mercato Nuovo), что у моста Понте-Веккьо, в середине XVI века архитектор Джованни Баттиста дель Тассо возвёл арочную галерею. Это сооружение известно как Loggia del Porcellino. Сотни лет тут продавались изысканные шелка, парча, меха, драгоценные украшения. Название лоджии дала статуя сидящего вепря, установленная перед входом. Это бронзовая копия мраморной античной скульптуры из коллекции Медичи. Флорентийцы ласково называют её «Порчеллино» («свинка»). В 1612 году герцог Козимо II велел установить фигуру животного возле рынка, превратив её в источник воды для местных торговцев.

По традиции, для исполнения желаний нужно забросить монетку в рот бронзового кабанчика и потереть его пятачок. Струйка воды должна толкнуть ваше подношение Фортуне прямо в чугунную решётку водослива. Если монетка промахнется, значит, сегодня не ваш день. Замечено, что в цель попадают только тяжёлые монеты, так что не скупитесь.

Адрес: Piazza del Mercato Nuovo, 6

Мастерская обработки самоцветов

В 1588 году великий герцог Тосканы Фердинандо I Медичи велел основать во Флоренции Opificio — сеть мастерских по обработке полудрагоценных камней и изготовлению инкрустаций. Первоначально мастерские размещались в одном из дворцов Медичи, затем в Галерее Уффици, а с 1796 года — на Виа Альфани. В 1975-м был образован институт Opificio delle pietre dure — Мастерская полудрагоценных камней. Её филиалы расположены в Фортецца-да-Бассо, Палаццо Веккьо и на Виа Альфани, где открыт музей.

На первом этаже небольшого музея Мастерской обработки самоцветов можно познакомиться с процессом производства, увидеть предметы интерьера, украшенные орнаментами в стиле модерн. Слева от вестибюля экспонируются шкафы, столешницы, посуда, инкрустированные камнем. Наиболее примечательные работы — массивный барочный камин, покрытый малахитом, копии известных картин, выполненные инкрустациями из камней. Часть выставочного пространства посвящена особым видам камня, добываемым в окрестностях Флоренции.

Адрес: Via degli Alfani, 78, 50122

Дворец Даванцати

Дворец Даванцати — яркий пример флорентийской архитектуры XIV столетия. Он был построен для состоятельного семейства Давицци, затем не раз менял хозяев, пока в 1578 году не стал собственностью Бернардо Даванцати — богатого купца, учёного, историка. Герб этой фамилии украшает фасад здания. Семья Даванцати владела дворцом до 1838 года.

В начале XX столетия обветшавший палаццо купил торговец произведениями искусства Элиа Вольпи. Антиквар провёл во дворце реставрацию, придав интерьерам аутентичный облик, и организовал музей. Экспонаты постоянно менялись, их продавали на аукционах. В 30-х годах новые хозяева здания продали всю антикварную мебель Испанской художественной галерее. Позже дворец выкупило государство, и в его стенах открылся Музей старого флорентийского дома.

В палаццо демонстрируются произведения искусств, ранее хранившиеся в различных флорентийских музеях. На каждом этаже планировка помещений повторяется, включая в себя главный зал, комнаты, спальни. Полы выложены старинной керамической плиткой, потолки обшиты деревом, стены украшают картины, гобелены. В музее экспонируются антикварная мебель, коллекция кружев XVI-XX веков.

Адрес: Via Porta Rossa, 13, 50123

Достопримечательности в других городах Италии