Топ-60 достопримечательностей в Риме и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.
Руины античного амфитеатра Флавиев — самая известная достопримечательность и визитная карточка Рима. Второе название древнего архитектурного сооружения — Колизей, что в переводе с латинского означает «огромный». Амфитеатр строился императором Веспасианом для проведения зрелищных мероприятий.
Сооружение построено лучшими инженерами римской античности в кратчайшие сроки — всего за 9 лет. Трибуны, эллипсоидным кольцом окружавшие арену, складывались из травертинового камня. Одновременно Колизей мог вместить 50 000 зрителей. При его строительстве впервые была применена стадионная система с несколькими симметрично расположенными входами.
На арене Колизея в античные времена проводились гладиаторские сражения, казни преступников и травля животных, поэтому сооружение называли «храмом смерти». Землетрясение XIV столетия положило начало разрушению Колизея. Обломки камней римляне использовали для возведения новых жилых зданий. Сегодня Колизей взят под охрану государства как памятник архитектуры и одно из семи Новых чудес света.
Согласно Латеранским соглашениям 1929 года, внутри Рима образовано независимое папское государство — Ватикан. Территория католического мини-государства составляет менее половины квадратного километра. Оно находится на Ватиканском холме в северо-западной части итальянской столицы недалеко от правого берега Тибра. По периметру вся территория Ватикана окружена средневековой Леонинской стеной. По легенде, в древности здесь находился этрусский город Ватикум, прорицатели которого предсказывали будущее.
В Ватикане расположена резиденция Папы Римского, государство управляется Святым Престолом. Главное место туристического паломничества в Ватикане — площадь перед Собором Святого Петра. По средам здесь читает проповеди сам папа Римский.
Объединение Италии произошло, когда к Сардинскому королевству присоединились центральная и северная части Италии, а впоследствии — Венецианская область и Рим. Немаловажную роль в процессе объединения сыграл сардинский король Виктор Эммануил II. В честь исторического события на Площади Венеции была создана масштабная монументальная композиция из белого мрамора.
Строительство продолжалось с 1885 года в течение 25 лет. За массивным постаментом, на котором возвышается 12-метровая бронзовая статуя Виктора Эммануила II, находится не менее помпезный портик с колоннадой и барельефами. Архитектурная композиция с времён основания памятника вызывает немало споров. Сами римляне величают монумент не иначе как «свадебным тортом».
Римский Пантеон существует две тысячи лет. «Храм всех богов» строился Марком Агриппой, приближённым императора Октавиана Августа, о чём повествует надпись на портике здания. Считается, что именно отсюда вознёсся в небеса основатель города Ромул. Портик с колоннадой ведёт в ротонду. В здании отсутствуют окна, свет попадает внутрь через отверстие в куполе крыши — окулюс. Несмотря на массивность, древний купол изнутри выглядит просторным и лёгким.
Стены храма облицованы мрамором, внутри ротонды по кругу установлены статуи семи богов. В течение дня солнечные лучи, перемещаясь по храму, поочерёдно освещают каждую скульптуру. Для сбора дождевой воды созданы отводящие ниши. В древние века в стенах Пантеона хоронили известных римских деятелей.
Основной целью строительства фонтана на площади Треви было обеспечение жителей Рима питьевой водой. Изначально никто не предполагал, что скульптурная композиция окажется настолько помпезной. При возведении фонтана зодчие соединили два архитектурных стиля — барокко и неоклассицизм. Строительство фонтана Треви велось в XVIII веке в течение 30 лет. Ширина сооружения достигает 50 метров. Величественный фонтан примыкает к зданию дворца Поли и от этого смотрится ещё масштабнее. Грациозность скульптур и изящество камней, имитирующих скальный утёс, делают понятным смысл изречения немецкого философа Шеллинга о том, что архитектура — это застывшая музыка.
Главные достопримечательности можно посмотреть самостоятельно на прогулке, но путешествие будет гораздо увлекательней, если сходить на обзорную экскурсию по Риму с местным гидом.
Печальный замок — так называют мавзолей, который строился во II веке римским императором Адрианом. Мавзолей Адриана (второе название — Замок Святого Ангела) предназначался для захоронения представителей императорской династии. Цилиндрическая усыпальница построена в парке Адриано, на берегу Тибра. Через реку перекинут каменный мост, украшенный скульптурами.
После набегов варваров в V веке усыпальницы были разрушены, а внутренние помещения разграблены. Остатки интерьерных украшений перенесли в Ватикан, мавзолей окружили неприступной стеной. В XIV столетии бывший мавзолей действительно стал замком — его реконструировали в стиле ренессанса, соединив с Ватиканом каменным коридором. Имя Святого Ангела замок получил в VI веке, когда однажды на крепостной стене явился архангел Михаил, возвестивший об окончании эпидемии чумы.
В начале XVII века для кардинала Боргезе и его семьи была построена роскошная вилла, окружённая живописным парком. Представители династии итальянских аристократов слыли настоящими ценителями высокого искусства. Коллекции Боргезе содержали художественные полотна великих мастеров и уникальные скульптурные композиции.
Впоследствии семейная вилла кардинала стала художественным музеем. На первом этаже разместились скульптуры и мозаики, на втором — полотна Караваджо, Рафаэля Санти, Рубенса, Тициана, Веронезе и других итальянских живописцев. Территория ландшафтной зоны занимает 80 гектаров. Здесь можно посетить зоопарк и покататься на лодке по озеру.
В античные времена на месте современной Пьяцца Навона был стадион, в Средние века место использовалось как площадка для цирковых представлений, позднее на прямоугольном пространстве разместился городской рынок. В XVII столетии вокруг рыночной площади появляются первые здания в барочном стиле. Спустя время её периметр был застроен дворцами и храмами, а в центре площади появились фонтаны.
Южную часть Пьяцца Навона украшает фонтан Мавра, северную — фонтан Нептуна. Первоначально оба фонтана были без скульптур. Фигуру Мавра создавал знаменитый зодчий Бернини, остальные фонтанные композиции появились уже в XIX веке. В самом центре Пьяцца Навона находится Фонтан Четырёх рек. Также площадь украшают несколько палаццо и две старинные церкви.
В XVII столетии у подножия римского холма Пинчо была заложена городская площадь. В те времена она называлась Французской, а сегодня именуется Площадью Испании. Периметр площади несколько веков застраивался изысканными особняками. Южную часть украшает Колонна Непорочного зачатия Девы Марии.
Главная достопримечательность этого места — Испанская лестница, насчитывающая 138 ступеней различной ширины и высоты. Барочное сооружение спускается с холма Пинчо к фонтану Баркачча, который был построен в память о сильном наводнении в Риме конца XVI столетия. Площадь Испании — любимое место поклонников высокой моды. Здесь расположены бутики известных мировых брендов.
В VIII веке до нашей эры, когда была осушена болотистая местность между тремя римскими холмами, в долине построили каменное сооружение. Одна его половина предназначалась для лавочной торговли, другая служила трибуной для проведения церемоний, выступлений, вынесения приговоров. Так возник Римский Форум, который со временем стал центром городской жизни. Здесь строились храмы, устанавливались памятники, прокладывались дороги.
Начиная со Средневековья, Римский Форум стал терять своё значение — в городе появлялось всё больше новых районов. Заброшенные античные постройки римляне разбирали на стройматериалы. Лишь в XIX веке начались раскопки зданий Форума. Сегодня они находятся под охраной государства как уникальные исторические объекты.
Собор Святого Павла за городскими стенами входит в число великих папских базилик. Строился он в IV веке на месте предполагаемого захоронения Святого Павла, и в те времена действительно находился за чертой города. Базилика Святого Павла, в отличие от других главных папских храмов, менее всего подвергалась перестройкам.
Собор поражает красотой и простором помещений. Внутри здания по всему периметру расположены медальоны с мозаичными портретами всех Римских пап. Когда-то портреты были расписными, но почти все они сгорели при пожаре. В крипте базилики хранится саркофаг с мощами Святого Павла. В левой апсиде установлен 48-регистровый орган работы мастера Фаринати.
На Эсквилинском холме находится одна из четырёх главных католических базилик, построенных во имя Девы Марии. Первая церковь Санта Мария Маджоре возведена на Эсквилине в IV веке нашей эры. Через столетие базилика сменилась другим зданием, которое в течение 14 веков расширялось и достраивалось.
В XIV столетии при Санта Мария Маджоре возвели самую высокую в Риме 75-метровую колокольню. Внутренние интерьеры церкви с кессонированным позолоченным потолком украшают мозаичные панно на библейские сюжеты. В базилике можно увидеть папские захоронения, а также надгробие выдающегося архитектора Бернини. Внутри церкви находятся три капеллы — Сикстинская, Паолинская и Сфорца.
Piazza di Santa Maria Maggiore
На территории государства Ватикан с XVI века находится комплекс музеев, основанный папой Юлием II. Начало музейной коллекции положила древнегреческая мраморная скульптура, найденная на Эсквилинском холме. Сегодня комплекс включает несколько музеев с пятью десятками залов, в том числе знаменитую Сикстинскую капеллу, стены которой расписаны фресками работы Микеланджело.
Произведения византийской и европейской живописи выставлены в Ватиканской пинакотеке. Скульптуры представлены в нескольких музеях: Этрусском, Египетском, Кьярамонти, Пия-Климента. Среди ватиканских музеев есть галереи географических карт и канделябров, библиотека рукописей, станцы и лоджии Рафаэля. В 70-х годах прошлого века был открыт музей истории Ватикана.
Одна из главных достопримечательностей Ватикана — Сикстинская капелла, место проведения конклавов, на которых избирается папа римский. Стены капеллы расписаны величайшими мастерами Возрождения — Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Синьорелли. Но наибольшую известность она получила благодаря фрескам Микеланджело, украсившим своды и алтарную стену.
На потолке изображены сцены из библейской Книги Бытия, по боковым сторонам свода — предки Христа, пророки и сивиллы, предсказавшие пришествие Спасителя. Над ними обнажённые фигуры держат гирлянды с папскими символами и медальонами. Фреска «Страшный суд» на алтарной стене изображает истерзанные души мёртвых, готовящиеся испытать гнев Божий.
С 1980 по 1994 год над восстановлением фресок капеллы работали реставраторы. Благодаря уверенной руке Джанлуиджи Колалуччи, возглавившего команду мастеров, творение Микеланджело засияло новыми красками. Мир искусства, привыкший к пастельным цветам гения Ренессанса, до сих пор критикует реставраторов. Те же отвечают, что просто удалили с фресок слои пыли и грязи.
Образец элегантной роскоши вилла д’Эсте находится на окраине города Тиволи. Она расположена на месте бывшего монастыря, переделанного в XIII столетии под резиденцию городского губернатора. В 1550 году папа Юлий III назначил на этот пост кардинала Ипполито д’Эсте, сына Лукреции Борджиа и внука понтифика Александра VI.
Почитатель римских древностей, прелат поручил реконструкцию зодчему Пирро Лигорио, хорошо изучившему античный стиль. На монастырской территории разбили сады, украсив их фонтанами. Строительство завершилось в 1572 году незадолго до кончины кардинала. После обнищания семейства д’Эсте виллу унаследовали Габсбурги, которых не очень волновало состояние имения. В 1918 году заботу о памятнике архитектуры взяло на себя государство.
Садовые террасы полны очарования. Здесь множество фонтанов, бьющих из гротов, каменных расщелин, тонких труб, подведённых к статуям. Одно из самых изумительных зрелищ — аллея Ста фонтанов, в центре которой расположен великолепный Fontana dei Draghi. В саду есть бар и ресторан, но цены в них очень высокие.
Именно в Трастевере — старинном районе Рима — можно ощутить дух настоящей Италии. В переводе с итальянского Трастевере — Заречье. Район действительно находится на противоположной от центра стороне Тибра на холме Яникул. В этом месте в разное время селились этруски, евреи, сирийцы — в Трастевере сложился неповторимый дух многонационального городского района.
Хитросплетение узких улиц, вымощенных брусчаткой, ведёт к уютным тавернам с домашней едой, крошечным лавкам, увитым плющом домам. В районе находится одна из старейших городских церквей — Санта-Мария-ин-Трастевере. С горы Джаниколо весь Рим открывается как на ладони.
Церковь Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме — одна из четырёх великих католических базилик. Собор был построен в IV столетии у Латеранского дворца и освящён в честь Христа Спасителя. Внутри находится Священная лестница, по которой Христос поднимался на суд к Понтию Пилату. Интерьеры базилики в античные времена поражали роскошью — гранитные напольные плиты, колонны из зелёного мрамора, отделка позолотой и мозаикой. Спустя несколько веков церковь стала носить имя Иоанна Крестителя.
В Латеранском дворце долгое время находилась папская резиденция. Когда религиозный центр переместился в Авиньон, базилика Сан-Джованни-ин-Латерано постепенно пришла в упадок, чему также способствовали пожары. В XVII веке при перестройке храма были сделаны подробные чертежи. Благодаря сохранившимся эскизам сегодня мы имеем представление о былом величии Сан-Джованни ин Латерано.
Piazza di S. Giovanni in Laterano, 4
Фонтан Четырёх рек построен в XVII столетии и находится на площади Навона. Фонтан представляет собой скульптурную композицию из мужских фигур, символизирующих главные реки четырёх частей света — европейский Дунай, американскую Ла-Плата, африканский Нил, азиатский Ганг. В центре композиции установлен 16-метровый египетский обелиск, вершину которого венчает голубь с веткой оливы.
Проект композиции создавался итальянским архитектором Бернини, фигуры ваяли его ученики. Возле фонтана Четырёк рек облюбовали место уличные музыканты и мимы. Путешественники обязательно бросают в водоём монетку, чтобы вновь вернуться на это место.
Виа деи Фори Империали (улица Императорских Форумов) — проспект длиной 850 м, пролегающий через самое сердце древних построек Рима. Именно здесь Нерон создал искусственное озеро для украшения своего дворца, а Веспасиан велел засыпать его и возвести на этом месте амфитеатр. Он стал известен как Колизей.
Под Виа деи Фори Империали погребена часть Римских форумов. По приказу Муссолини в 1924-1932 годах бульдозеры сравняли с землёй один из старейших кварталов города. Дуче пожелал символически связать Колизей и площадь Венеции, ставшую центром фашистского государства. Кроме памятников эпохи Римской империи, уничтожили храмы, дворцы, жилые здания, построенные в этом районе позже. Теперь по обе стороны проспекта видны только остатки форумов Траяна, Августа, Нервы.
По воскресеньям 4-полосная улица с интенсивным трафиком превращается в пешеходную. В 2013 году городские власти пошли навстречу горожанам, учёным, историкам и запретили движение частного автотранспорта на южном отрезке улицы.
Центральное архитектурное сооружение Ватикана и главный храм Римско-католической церкви — Собор (базилика) Святого Петра. Общая площадь собора превышает 23 000 кв. м, а высота купола — 132 м. Первая базилика на месте захоронения останков святого Петра датируется IV веком. Современное здание возведено в XVI столетии, а в XVII веке перед храмом построили площадь Святого Петра, создав единый архитектурный ансамбль.
Над возведением собора трудились лучшие итальянские архитекторы, скульпторы и художники. Интерьер храма поражает роскошью — бронзовые витые колонны, витражи, мозаичные медальоны, мраморные изваяния. Ватиканская базилика вмещает 60 000 человек. В семь раз больше может поместиться на соборной площади.
В XVIII веке по заказу кардинала де Тансена в центре Рима на площади Испании была построена роскошная уличная лестница в стиле барокко. Испанская лестница спускается от церкви Тринита-деи-Монти до фонтана Баркачча и отличается от большинства подобных сооружений необычной конструкцией. Ступени неодинаковы по ширине и высоте, их поверхности в разных частях могут быть выпуклыми и вогнутыми. Испанская лестница «стекает» с холма Пинчо, как волна, расширяясь книзу.
Визуально лестница поделена на три части — центральную и две боковых. Боковые марши в середине расходятся, огибая розовые кусты цветущей азалии. У церкви Тринита-деи-Монти лестничный марш венчает смотровая площадка, откуда открывается прекрасная панорама Площади Испании и окрестных сооружений.
Капитолийский холм — один из семи холмов, на которых стоит Рим. В античные времена на холме стояла неприступная крепость, центром которой был Капитолийский храм Юпитера. В VI веке храм полностью разрушился. С трудом восстановленная археологами часть фундамента и фрагмент одной из стен хранятся в музее Палаццо Консерватори.
В Средневековье вершину холма украшало единственное сооружение — базилика Санта-Мария-ин-Арачели, остальную площадь занимал городской рынок. В XVI столетии на Капитолийском холме построено ренессансное здание Дворца сенаторов, в котором сегодня расположилась римская мэрия.
В IV веке нашей эры между Эсквилинским и Палатинским холмами была построена Триумфальная арка. Воздвигнута она в честь победы императора Константина в битве с Максенцием у Мультийского моста. Арка Константина — старейшее триумфальное сооружение Рима и единственное, построенное в честь событий гражданской войны.
Триумфальная арка выполнена из мрамора и кирпича, украшена тематическими барельефами, медальонами, памятными надписями. Памятник состоит из высокой центральной арки и второстепенных боковых. Лицевую часть сооружения украшают колонны из жёлтого африканского мрамора. На римских Олимпийских играх 1960 года у Триумфальной арки Константина финишировал забег марафонцев.
На берегу Тибра, южнее Палатинского холма, находится холм Авентин. До сих пор нет однозначного мнения о происхождении его названия. Согласно легенде, на Авентин демонстративно удалялись плебеи в периоды их противостояний патрициям.
Авентин — красивейший из римских холмов. В Средние века он считался самым фешенебельным местом Рима. Здесь сохранились старинные храмы и виллы. Парк-розарий Сан Алессио весной наполняется чарующим ароматом роз. В Апельсиновом саду растут цитрусовые деревья, раскидистые сосны-пинии, цветущие олеандровые кустарники.
По преданию, на Народной площади Рима был похоронен император Нерон. После того как римляне извлекли тело и выбросили в реку, на месте гробницы построили церковь Санта-Мария-дель-Пополо. Почему площадь назвали Народной — доподлинно неизвестно, но здесь нередко устраивались собрания и публичные казни преступников. Современный архитектурный ансамбль Пьяцца дель Пополо создан зодчим Валадье.
Центр Народной площади украшает египетский обелиск высотой 36 метров. Отсюда в три стороны расходятся улицы Корсо, Бабуино и Риппето. Главная достопримечательность площади — парные церкви-пропилеи Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта-Мария-ин-Монтесанто. Базилики окаймляют проход со стороны площади на улицу Виа дель Корсо, весьма популярную у любителей модных вещей.
Колонна Траяна в Риме — один из наиболее впечатляющих монументов Императорских форумов. Воздвигнутая в 113 году 33-метровое триумфальное сооружение напоминает о правлении императора Траяна и его победах в сражениях с даками. Для строительства форума была срыта часть Капитолийского холма, а для установки монумента пришлось сносить рыночные прилавки.
Хорошо сохранившийся внешний рельеф колонны включает изображения более 2500 фигур. Изначально они были расписаны разноцветными красками. Внутри монумента, выполненного из каррарского мрамора, предположительно, хранились золотые урны с останками Траяна и его жены Помпеи Плотины. В 1587 году венчавшая колонну статуя императора была заменена каменным изваянием апостола Петра.
Под землёй вдоль Аппиевой дороги на 20 км протянулись катакомбы Святого Каллиста. Они появились в конце II века на окраине Рима и получили название от имени диакона, будущего папы Каллиста I. В раннехристианскую эпоху катакомбы служили местом погребений, так как в пределах города хоронить умерших запрещалось.
Проходы и залы постепенно высекали в мягкой пористой породе — туфе. В катакомбах устроены тысячи погребальных ниш, каждое углубление служило местом упокоения для 2-3 человек. Предположительно, здесь погребено около 100 000 человек.
Рядом с неизвестными христианами в катакомбах покоятся останки шести провозглашённых святыми римских понтификов. Для осмотра доступна папская крипта, склеп Св. Цецилии, настенная живопись с литургическими фресками первых христианских общин.
Примерно в 25 км от Рима на склоне Сабинских холмов расположен город Тиволи. В I столетии до н. э. живописную местность облюбовали знатные римляне, поэты. Тут они строили элегантные виллы, разбивали сады. Император Адриан задумал возвести в Тиволи загородный дом, а построил чуть ли не целый город — многочисленные постройки разместились в огромном парке, раскинувшемся на 60 гектарах. Многие здания резиденции сохранились до сих пор, хотя им уже более 1800 лет. В ходе раскопок, которые изначально велись с целью добычи мрамора, за период с XV века было обнаружено более 300 статуй. Сегодня они украшают лучшие музеи мира.
Поднявшись от владений Адриана по склону холма, вы окажетесь в старом Тиволи. Его украшение — вилла д’Эсте, бывший монастырь бенедиктинцев, превращённый в XIII веке во дворец губернаторов. В 1550 году занявший этот пост кардинал Ипполит д’Эсте велел разбить на территории сады, украсить их фонтанами, которые стали образцом для целых поколений архитекторов. В городе сохранились руины античных храмов, амфитеатр, крепость папы Пия II, кафедральный собор.
Обширный выставочный комплекс на вершине Капитолийского холма называют Капитолийскими музеями. Первые экспозиции размещались во Дворце консерваторов и Палаццо Нуово. Их открыли для публики в 1734 году по распоряжению папы Климента XII. Часть музейной коллекции занимает помещения соседнего Палаццо Каффарелли-Клементино и первый этаж Дворца сенаторов.
Поднявшись по парадной лестнице на площадь Кампидольо, поверните налево, и вы окажетесь у Дворца консерваторов. В его патио находится конная статуя Марка Аврелия — единственная монументальная римская скульптура, дошедшая до наших дней целиком. В залах дворца хранятся легендарные творения — «Капитолийская волчица», «Умирающий галл», бюсты императоров, мозаики.
По подземному переходу можно пройти в Палаццо Нуово. Здесь экспонируется более 400 скульптур, портретные бюсты римских правителей, полководцев, фрески XVI-XVII столетий, гобелены. В картинной галерее представлены полотна Тициана, Рубенса, Веласкеса, Веронезе.
Холм Яникул расположен на границе живописного римского района Трастевере. На его вершине проложена полукилометровая аллея по которой римляне любят гулять на закате, любуясь древним городом. Открывающаяся панорама охватывает просторы от собора Св. Петра до археологической зоны. На склонах возвышенности ярусами расположены фонтаны.
Согласно легенде, в XVII веке до н. э. на холме Яникул предводителю этрусков Тарквинию был дан вещий знак — пролетавший орёл сел ему на плечо. Тарквиний воспринял это как предзнаменование того, что его ожидает царский венец, и не ошибся.
В 70-х годах XIX века после избавления Рима от папского правления на холме собирались антиклерикально настроенные граждане, прославлявшие своего героя Джузеппе Гарибальди. Позже здесь установили бюсты героев Рисорджименто, памятники Гарибальди и его жене — бесстрашной Аните. На холме находится церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио, построенная в XV столетии на предполагаемом месте мученической смерти апостола Петра.
Via Garibaldi, Salita di Sant'Onofrio
Созданный в 40-е годы XVII столетия фонтан Тритона — великолепный образец монументального искусства эпохи итальянского барокко. Динамичная скульптурная композиция принадлежит резцу скульптора и архитектора Джованни Лоренцо Бернини.
Четыре дельфина поддерживают статую бога Тритона, дующего в раковину. Из её створок ниспадает струя воды. У переплетённых хвостов морских обитателей вырезан рельефный герб семьи Барберини, увенчанный папской тиарой.
Фонтан установлен на площади перед фасадом дворца Барберини. Материалом мастеру послужил розовый травертин, некоторые элементы вырезаны из мрамора. Площадь украшает ещё одно творение Бернини — небольшой фонтан Пчёл, геральдического символа семейства Барберини.
В базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи находится шедевр Микеланджело — статуя Моисея, восседающего на троне в центре незаконченной гробницы папы Юлия II. Работа над помпезным надгробием понтифика сопровождалась проблемами и постоянными корректировками. Из-за этого Микеланджело называл растянувшийся на 40 лет творческий процесс трагедией всей своей жизни.
В 1505 году Юлий II задумал построить колоссальный памятник самому себе. Он должен был украсить его будущую погребальную комнату в соборе Св. Петра. Осуществление идеи было поручено Микеланджело, и тот отбыл в Каррару выбирать мрамор. В его отсутствие из-за козней завистников мастера Юлий охладел к проекту, а в 1513 году он умер. Наследники папы продолжили договор с Микеланджело, но памятник должен был стать скромнее. Кроме Моисея, Микеланджело успел создать только статуи Рахили и Лии.
Пророк одной рукой придерживает скрижали, второй — перебирает бороду. Он в гневе на свой народ, нарушивший божественный запрет. Автор считал «Моисея» своим самым реалистичным творением. Говорят, завершив работу, он ударил по скульптуре молотком, воскликнув: «Почему ты молчишь?». След от удара виден на колене Моисея.
Piazza di San Pietro in Vincoli, 4/a
В ренессансной вилле Джулия располагается Национальный музей этрусского искусства. В середине XVI столетия роскошное здание построил зодчий Бартоломео Амманати по заказу римского понтифика Юлия III.
В музее собраны коллекции предметов античного искусства цивилизации этрусков. Артефакты раскопаны археологами в окрестностях Рима, в центральных и северных регионах Италии, заселённых некогда этим древним народом. В залах представлены резные саркофаги, погребальные урны, статуэтки, обнаруженные в некрополях. Привлекает внимание «Саркофаг супругов» со скульптурным изображением семейной пары, относящийся к VI веку до н. э.
В экспозиции также представлены бронзовые сосуды, керамические вазы, украшения. В отдельном зале выставлена архаическая скульптура Аполлона, найденная в руинах этрусского города Вейи, разрушенного римлянами в 396 году до н. э.
Палаццо Колонна — дворец, занимающий целый квартал в центре Рима. Общая площадь постройки — около 3 гектаров. Частично дворец возведён на руинах древнего серапеума. C XIII столетия им владеет семейство Колонна — старинный римский патрицианский род. Этим периодом датируется древнейшая часть палаццо. В середине XVII века сооружение вошло в состав огромного дворцового комплекса, который объединил несколько соседних зданий, также принадлежавших роду Колонна.
Расширение и украшение палаццо продолжалось до 1714 года, когда здесь открылся театр. В этом же столетии было построено самое известное крыло здания — галерея Колонна, где разместилась семейная коллекция произведений искусства. Галерея открыта для посещения. Её свод украшен фресками знаменитых художников XVII столетия. В залах выставлены полотна мастеров, творивших в XV-XVIII веках, в том числе Бронзино, Тинторетто, Веронезе. В галерее Колонна снималась финальная сцена киношедевра «Римские каникулы».
На римском холме Авентин простирается парк Савелло. Горожане именуют его Апельсиновыми садами. Когда-то на холме собирались плебеи, выступавшие против патрициев. Тут они составляли планы по организации первых забастовок. Затем Авентин стал местом проведения языческих ритуалов. В XIII столетии знатная семья Савелли построила на холме крепость.
Парк на возвышенности разбили в 30-е годы прошлого века. Апельсиновые деревья окружают древнюю базилику Санта-Сабина, которой в 1936 году вернули первоначальный облик. Её аскетичный интерьер напоминает о строгом стиле фашистской архитектуры.
Центральная аллея садов совмещена с бельведером, откуда открывается вид на Ватикан. Главная площадь названа в честь Фиоренцо Фиорентини — актера, инициировавшего проведение в парке летних театральных сезонов. Площадь Пьетро д’Иллирия украшена фонтаном. Для его строительства использовали римскую термальную ванну и монументальную мраморную маску.
Пешеходный мост Сант-Анджело выстроен в Риме примерно в 134 году по приказу императора Адриана. Каменный переход через Тибр вёл из центра античного Рима к монументальной гробнице правителя, находящейся на правом берегу реки. Некогда вход на мост был украшен триумфальной аркой, но её снесли в середине XV века — древнее сооружение затрудняло доступ толп паломников в Ватикан. Однажды наплыв верующих был настолько велик, что ограждения обвалились, сотни людей упали в реку и утонули.
Арочная конструкция 135-метрового моста Святого Ангела облицована травертиновыми плитами. Вход со стороны левого берега с 1535 года предваряют скульптуры апостолов Петра и Павла. В 1669-м скульптор Джованни Бернини изваял на парапетах парные статуи ангелов, держащих в руках предметы Страстей Господних — терновый венец, гвозди, бич, копье, саван.
Среди Императорских форумов Рима, похороненных под Виа деи Фори Империали, крупнейшим был форум Траяна. Его воздвигли между 107 и 113 годами н. э. в честь победы Траяна над даками. Руководил проектом один из величайших зодчих Рима Аполлодор Дамасский, занимавший пост главного архитектора при императоре Траяне. Позади форума Аполлодор построил 5-этажный крытый рынок, хорошо сохранившийся до нашего времени. В ту эпоху возведение подобного рынка было революционной затеей, какое-то время он считался одним из чудес света.
Форум Траяна включал многочисленные крытые колоннады, триумфальную арку, базилику, библиотеку. Лучше других сохранилась колонна Траяна, возведённая в 113 году. Восстановлен также ряд колонн, которые формировали базилику.
Виа дель Корсо — магистраль, соединяющая Пьяцца-дель-Пополо и площадь Венеции. Прямая, как линейка, полукилометровая улица ведёт свою историю от древней виа Фламиниа. Она была проложена в 219 году до н. э. и перестроена в эпоху Средневековья, получив название «виа Лата» — «Широкая улица». Наименование «Корсо» («скачки») относится к XV столетию, когда папа Павел II организовал здесь состязания, имитирующие античные игры. Забеги устраивались не только для лошадей, но и для проституток, калек, евреев. Их описывал Гёте, живший на Корсо в доме № 19.
Сегодня Корсо — модная улица, центр притяжения для римлян и туристов. Piazza Colonna, украшенная колонной Марка Аврелия, делит Корсо пополам. Отсюда до площади Венеции улицу украшают величественные дворцы, в большинстве из них сегодня располагаются офисы банков. Частично пешеходный участок до площади Пополо занят дорогими магазинами. Во дворцах Дориа-Памфили и Русполи расположены галереи искусств.
Одно из значимых светских зданий Рима — вилла Фарнезина, расположившаяся в районе Трастевере. Она была возведена в 1508 году для очень состоятельного тосканского банкира Агостино Киджи. В конце XVI века здание выкупил кардинал Алессандро Фарнезе, благодаря которому оно и получила нынешнее название.
Первый хозяин виллы, покровитель искусств, поручил её строительство и оформление тогда ещё молодому Бальдассаре Перуцци. Здание было задумано как 2-этажный летний павильон. Крылья одного из фасадов обращены к саду, между ними расположена лоджия, которая когда-то служила сценой для театральных представлений.
Основные помещения виллы открыты для посещения. Торжественные верхние залы украшены фресками Перуцци с видами Рима. Ещё одна его работа — «Три грации» — находится на первом этаже. Здесь же можно полюбоваться фресками Рафаэля. Бывшую спальню Киджи украшает фреска Садомы со сценами бракосочетания Александра Македонского и Роксаны.
Аппиева дорога строилась в 312 году до нашей эры по приказу римского военачальника Аппия и соединяла Рим с Капуей. Через несколько веков дорога протянулась дальше, став важной экономической артерией, по которой в Рим доставлялись товары из других стран.
У древних римлян считалось престижным располагать вдоль Аппиевой дороги гробницы. Подземные камеры, мавзолеи, колумбарии расположены на всём пути — в границах Рима хоронить людей запрещалось. Въезд в город украшают монументальные ворота Порта Аппия, построенные Аврелием в III веке. Сегодня это государственная дорога, местами сохранившая древнее булыжное покрытие.
Древнеримские термы императора Каракаллы построены в III веке нашей эры. Они занимали площадь 11 000 кв. м. и вмещали одновременно 1500 человек. В V веке их считали одним из чудес Рима. Жители приходили сюда не только мыться, но и разнообразить свой досуг общением и развлечениями. Вода в термы Каракаллы подавалась из близлежащих акведуков.
Каменно-кирпичные стены были облицованы мрамором, оконные рамы отливались из бронзы, а полы выкладывались мозаикой. Во времена завоевания Рима варварами акведуки были перекрыты, и термы Каракалла постепенно обветшали. До наших дней от терм дошли только руины. Сохранились остатки бассейнов, на стенах — фрагменты мозаики и расписной штукатурки. Сегодня это музейный комплекс и дополнительная концертная площадка Римской оперы.
Viale delle Terme di Caracalla
У подножия Капитолийского холма находится площадь, имя которой дал расположенный на ней дворец Палаццо Венеция. Площадь заняла пространство между дворцом и знаменитой церковью Сан Марко. В число главных достопримечательностей площади, помимо дворца и собора Сан Марко, входит монументальный памятник Витториано.
Во время Второй мировой войны в Палаццо Венеция находилась резиденция Муссолини. С балкона дворца он объявил войну Франции и Англии. Также на площади Венеции находятся церковь Санта Мария ди Лорето и полуразрушенная базилика Ульпия. От площади веером расходятся шесть улиц.
Рим стоит на семи холмах, главный из них — Палатин. На этой возвышенности, по легенде, выросли Рем и Ромул — основатели города. Первые поселения на Палатине появились ещё до нашей эры. Как и во всех городах, центральная часть считалась самой престижной — во времена Римской империи на Палатине строили дворцы знатные горожане. Сегодня на Палатинском холме можно увидеть руины роскошных императорских дворцов — Тиберия, Августов, Флавиев.
В Средние века величественные постройки были разрушены. На месте императорских дворцов выросли Фарнезские сады и виллы. Благодаря Наполеону III, который выкупил сады у римского правительства и произвёл на территории Палатина раскопки, мы имеем возможность увидеть красоту античных стен.
На холме Авентин у стен церкви Санта-Мария-ин-Космедин находится необычная скульптура в виде маски — Уста Истины. Скульптура выполнена в форме медальона диаметром 1,75 м, в середине которого изображено мужское лицо (по мнению большинства — Тритона) с приоткрытыми устами.
Предположительно, возраст скульптуры составляет около 1000 лет. По легенде, этой маской проверяли в старину правдивость сказанного. Каждый проверяемый на честность должен был положить руку в отверстие рта Тритона. Солгавшему маска откусывала руку. Памятник античной культуры получил широкую известность после выхода фильма «Римские каникулы».
Piazza della Bocca della Verita, 18
На Оппио — одном из семи холмов Рима — расположена базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи. Начало строительства датируется первой третью V века. Церковь претерпела несколько реконструкций, современный облик ей придали во время реставрации 1471-1505 годов.
Интерьеры базилики украшены впечатляющими дорическими колоннами, кессонный потолок покрыт фресками работы Джованни Пароди (XVIII в.). Реликвия храма — цепи, в которые, согласно легенде, заковали св. Петра в Иерусалиме. Священные оковы выносят для обозрения лишь в день памяти апостола 29 июня. В базилике хранится шедевр Микеланджело — статуя Моисея, восседающего на троне. Она была задумана как доминанта гробницы папы Юлия II. Микеланджело считал изваяние пророка своим наиболее реалистичным произведением.
Piazza di San Pietro in Vincoli, 4/a
На северо-востоке исторического центра Вечного города высится холм Пинчо. Многие знатные семьи Древнего Рима строили в этой живописной местности виллы, разбивали сады. В античную эпоху Пинчо назывался Холмом садов. В IV веке на северном склоне располагалась вилла семейства Пинчи, отсюда и современное название возвышенности.
Примерно с VI по XVIII столетия большая часть Пинчо пустовала. В эпоху Ренессанса на склонах холма построили поместье Медичи, позже была возведена вилла Боргезе с ландшафтным парком. Идея создать на холме первые в городе общественные сады принадлежала французам, под оккупацией которых Рим пребывал с 1808 по 1814 год. Проект разработал итальянский архитектор и ландшафтный дизайнер Джузеппе Валадье. Он соединил холм с Пьяцца-дель-Пополо, устроив парк прямо над площадью.
На Пинчо зодчий начал возводить свою резиденцию, но не успел в ней пожить. В начале XX столетия в здании открылся ресторан, где собирались римские интеллектуалы, богема. Он и сегодня остаётся элитным заведением. Территорию парка украшают фонтаны, скульптуры, павильоны. Здесь же можно увидеть знаменитые водяные часы.
Координаты: 41°54′42″N 12°28′47″E
Вилла Адриана — крупнейший памятник древности, расположенный у подножия холма, на котором стоит город Тиволи. В 117 году император Адриан решил возвести в этом месте загородную виллу, но, обладая неограниченными средствами и властью, построил целый город.
В комплекс вошли не только дворцы, конюшни, казармы, термы. Адриан, вдохновлённый архитектурой Древней Греции и Египта, велел украсить территорию копиями знаменитых храмов и скульптур. Сохранился канал, который вёл к храму Сераписа, построенного по подобию серапеума в Александрии. Водоём обрамляют статуи — копии кариатид афинского Акрополя. Неподалёку на возвышенности расположены прекрасно сохранившийся храм Аполлона и башня, в которой, предположительно, размещалась обсерватория.
В парке спрятался театр Мариттимо. Эта миниатюрная вилла служила императору убежищем от придворной суеты, к ней можно было добраться по деревянным разводным мостам. Отсюда через оливковую рощу можно пройти к Нимфею. Ниже располагаются огромные термы.
Базилика Святого Климента — яркий образец римских многослойных храмов. Они возникли благодаря тому, что каждое новое здание строилось на месте предыдущего. За фасадом базилики Святого Климента, датируемым XVIII веком, скрываются три культурных слоя. Войдя в нижнюю церковь, вы попадаете в начало прошлого тысячелетия. В скромном помещении храма, построенного в IV веке, сохранилось несколько прекрасных фресок. Под ним раскопан слой, относящийся к I веку. Он обнажил культовое пространство, посвящённое древнему персидскому богу Митре. Его почитали римские легионеры.
В главном нефе верхней церкви, возведённой в XII веке, впечатляет грандиозная мозаика в апсиде на тему сакрального символа — древа жизни. Епископская кафедра и главный алтарь сохранились от раннехристианской церкви. Боковая капелла Св. Екатерины расписана фресками периода раннего Ренессанса. Некоторые из них, возможно, созданы Мазаччо — гениальным художником эпохи раннего Возрождения.
Термы Диоклетиана конца III – начала IV века были крупнейшим банным комплексом Рима. Постройки занимали свыше 13 гектаров. Главную площадь окружали портики и трибуны, где римляне любили отдыхать и вести беседы. На территории разбили сады, построили фонтаны, библиотеку, залы для собраний и занятий спортом. Часть внутреннего пространства терм сегодня обращена к площади Республики.
После заката Римской империи термы Диоклетиана подвергались разрушениям. Мраморная и позолоченная облицовка построек использовалась для возведения дворцов римских аристократов. В 1561 году внутри тепидария (центрального зала термального комплекса) по проекту Микеланджело был построен храм Санта-Мария-дельи-Анджели. Центральный портал находится напротив главного входа в термальные ванны.
В 1598-м на руинах круглой башни, встроенной в одну из стен, возвели церковь Сан-Бернардо-алле-Терме. В сохранившихся залах терм сегодня размещены археологическая и протоисторическая экспозиции Национального римского музея.
После колоссального пожара, охватившего Рим в 64 году, император Нерон велел возвести на месте своего разрушенного дворца на холме Палатин новую резиденцию. Под строительство была расчищена огромная территория — около 120 гектаров.
Золотым домом резиденцию Нерона назвали благодаря роскошному оформлению с использованием золота, драгоценных камней, слоновой кости. Взор императора услаждали произведения искусства и его собственная гигантская статуя в вестибюле. На территории разбили сады, виноградники, выкопали озеро. Впоследствии на месте засыпанного озера Веспасиан построил Колизей, а над частью залов разрушенного и разграбленного Золотого дома Траян возвёл термы.
Скрывшиеся под землёй руины были случайно обнаружены в XV веке. Сегодня уцелевшие произведения искусства можно увидеть, спустившись в подземелье на территории парка Colle Oppio вблизи Колизея.
На римской площади Капо-ди-Ферро в палаццо Спада разместилась одноимённая художественная галерея. Дворец с пышным фасадом, украшенным лепниной, был возведён в 1540 году для епископа Джироламо Каподиферро. В XVII веке архитектор Франческо Борромини реконструировал его по заказу нового хозяина — кардинала Бернардино Спада.
Во внутреннем дворике зодчий создал шедевр оптической иллюзии — коридор с аркадами. Кажется, его длина не менее 30 метров, но в действительности — всего 8,82 м. Борромини плавно поднял пол и укоротил дальние колонны, чтобы создать ложное ощущение перспективы. В конце коридора установлена миниатюрная статуя, но издалека она кажется размером в натуральную величину.
Во дворце кардинал собирал произведения искусств. В дальнейшем коллекцию пополняли члены его семьи. В 4 залах представлены великолепные картины, в том числе работы Рубенса, Гверчино, Тинторетто.
На самом высоком из семи холмов Рима Квиринале находится одна из трёх официальных резиденций президента Италии. В распоряжении главы государства и президентских служб — огромный Квиринальский дворец, чья площадь составляет 110 500 кв. м. Внутреннее пространство резиденции вмещает 1200 комнат.
История здания восходит к 1583 году. Его построили при понтифике Григории XIII в качестве летней папской резиденции. В дальнейшем дворец расширялся, неоднократно использовался как место проведения конклавов. В 70-е годы XIX века папам пришлось уступить место итальянской короне, а в 1946 году дворец получил статус президентской резиденции.
В роскошных помещениях, украшенных произведениями искусства, глава государства принимает почётных гостей, в Банкетном зале устраиваются грандиозные рауты. В определённые дни во дворец можно попасть с экскурсией по предварительной записи. По воскресеньям в дворцовой часовне Св. Петра и Павла дают концерты для широкой публики. В День Республики 2 июня для граждан открывается доступ в дворцовые сады.
На Пьяцца-делла-Республика в главном зале терм Диоклетиана расположен храм Санта-Мария-дельи-Анджели. В 1561 году папа Пий IV передал руины античных терм монахам-картезианцам. Тогда же он обратился к Микеланджело с просьбой возвести в этом месте базилику. 86-летний мастер взялся за работу, и спустя год церковь была построена.
Микеланджело восстановил зал тепидария, а портал церкви расположил напротив главного входа в бывшие термальные ванны. Привычного фасада храм не имеет. Среди его достопримечательностей — скульптуры, картины художников XVI-XVIII веков, в том числе полотно Доменикино «Страдания св. Себастьяна». Внимание привлекает латунная полоса — «Линия Клементина». Это меридиан, нанесённый на поверхность пола с научной точностью и служивший гномоном.
В базилике похоронены многие знаменитые граждане Италии. Здесь же представали перед алтарём королевские особы. И сегодня в церкви проводятся церемонии, в том числе похороны солдат, погибших за границей.
Между двумя римскими холмами Авентином и Палатином находится старинный ипподром. В древние времена здесь проходили конные состязания. Огромная площадка могла одновременно вмещать дюжину колесниц. О первых античных скачках упоминается ещё в 500 году до нашей эры. Состязания проводились в течение 10 веков, после чего переместились на кольцевые ипподромы.
Во времена Цезаря на территории Большого цирка появились постройки — стойла для лошадей, ворота для въезда колесниц, арка для триумфального шествия победителя. В XIX веке часть ипподрома заняла газовая фабрика, а кирпичи из стен древних построек местные жители разбирали на свои нужды. Вблизи древних руин часто проводятся фестивали и рок-концерты.
Via dell'Ara Massima di Ercole
В XIV веке в исторической части Рима французским переселенцем была построена башня, получившая название Арджентина — по латинскому названию города Страсбурга (Аргенторатум). Район нынешней площади много веков был застроен жилыми домами и церквями. В начале XX столетия место расчистили для закладки площади. При раскопках были обнаружены руины четырёх античных храмов времён Римской республики.
Предполагается, что именно здесь был убит Цезарь. Догадки подтверждает найденная в 2012 году плита, которую после убийства полководца установили на месте, где находилось его кресло. Сегодня площадь Торре-Арджентина — античный музей под открытым небом. Старинные стены стали пристанищем для несметного количества бродячих кошек.
Арка Тита — древнейшая из сохранившихся триумфальных арок Рима. Она расположена в самой высокой точке Via Sacra, ведущей от Римского форума к Колизею. О времени постройки известно по надписи посвящения. Она гласит, что арка возведена в честь побед Тита и его отца Веспасиана в Палестине. Инициатором строительства был брат Тита Домициан, ставший римским императором в 81 году н. э.
Довольно простое по форме сооружение послужило моделью для многих триумфальных арок, строившихся в Европе с XVI века. Высота Арки Тита — 14,5 м, ширина — 13, 5 м, длина сквозного прохода — 4,75 м. В центре свода изображён Тит, которого уносит в небо орёл. На внутренних панелях запечатлены трофеи римлян — сокровища Иерусалимского храма. Их несут слуги императора. В изображении процессии отчётливо различима менора. Вероятно, изначально трофеи были окрашены в золотой цвет. До 1948 года, когда было образовано государство Израиль, раввинат Рима запрещал иудеям проходить под аркой Тита.
На западных склонах холма Яникул простирается обширный дворцово-парковый комплекс Вилла Дориа Памфили. Его история восходит к середине XVII столетия, когда в этой живописной местности был построен загородный дом для принца Камилло Памфили. Выкупив соседние виноградники, аристократ разбил на их месте сады в стиле барокко. В XVIII веке принцы Памфили породнились с семейством Дориа, с тех пор виллу стали называть «Дориа Памфили». Сегодня старинное здание используется правительством Италии, а парк открыт для публики.
В выходные и праздничные дни в парке под сенью сосен, дубов и вязов устраивают пикники горожане. Аллеи украшают экзотические деревья — пальмы и авокадо. В Секретном саду можно побродить по лабиринту самшитов, подстриженных в форме геральдических знаков прежних хозяев виллы. Среди примечательных построек парка — арка Четырёх Ворот у входа, оранжереи XIX века, великолепные фонтаны. Для детей устроены игровые площадки, перекусить можно в одном из кафе.
Храм Санта-Мария-Ин-Трастевере — старейшая в Риме церковь из освящённых во имя Богородицы. Её основание датируется III веком. В целом общая структура храма была окончательно сформирована в IV веке. Современный облик базилики — результат реконструкции и расширения, проведённых в 1136-1148 годах. Храм сохранил средневековые черты, несмотря на последующие дополнения в стиле барокко.
Интерьеры церкви украшены мозаичными панно XII-XIII столетий. Среди них есть работы именитого художника Пьетро Каваллини, сделанные в византийской манере. В церкви находится уникальная икона «Мадонна делла Клеменца» («Милосердная»). Она создана между VI и IX веками неизвестным автором, предположительно, византийского происхождения. Это одна из пяти старейших икон с изображением Марии.
Piazza di Santa Maria in Trastevere
У римского моста Фабричо, переброшенного через Тибр, возвышаются массивные стены древнего сооружения. Это остатки театра Марцелла, построенного в последние годы Римской республики. Его возвели из бетона, туфа и облицевали травертином. Сооружение, вмещавшее около 17 000 человек, послужило моделью для Колизея.
В IV веке театр пришёл в упадок. В эпоху Средневековья его сохранившиеся части дополнялись пристройками и использовались как жилые помещения. В XVI столетии полуразрушенное здание перестроили в дворец влиятельной семьи Орсини. Метаморфоза произошла благодаря архитектору Бальдассаре Перуцци, которому удалось возвести над античными руинами новые этажи. Орсини владели зданием до экспроприации 30-х годов прошлого века.
Сегодня для осмотра открыты реконструированные аркады нижнего уровня театра. Верхние надстройки — жилые. В основном здесь размещаются роскошные апартаменты. На обширной лужайке перед зданием живописно разбросаны мраморные обломки деталей внутреннего и внешнего оформления театра. В летнее время здесь выступают оркестры.
На вершине холма Пинчо в XVI веке была построена роскошная вилла в стиле маньеризма. Возводил поместье для своей семьи архитектор Липпи. Впоследствии его наследники продали виллу кардиналу Фердинанду Медичи, который создал вокруг неё великолепную садово-парковую зону. После смерти последнего Медичи долгое время в стенах виллы жили молодые художники, скульпторы, архитекторы — стипендиаты Римской премии искусств.
В середине XX века вилла Медичи была отреставрирована с восстановлением многих утраченных элементов декора. Найденные при раскопках статуи и барельефы заняли своё место на садовых аллеях и фасаде здания.