Топ-60 достопримечательностей в Неаполе и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.
Вулкан Везувий возвышается на побережье Неаполитанского залива Тирренского моря в 9 км к востоку от Неаполя. Склоны горы изрезаны окаменевшими потоками лавы, соседствующими с виноградниками, оливковыми и сосновыми рощами. Конус вулкана (1281 м) включён в национальный парк, созданный в 1995 году.
До площадки на высоте 1000 м можно доехать на экскурсионном автобусе или на такси. Тут работает информационный павильон, где предлагаются карты дальнейшего маршрута.
Вершину опоясывают 11 обустроенных пешеходных троп общей протяжённостью 54 км. Во время прогулки перед вами откроются живописные панорамы окрестностей. Одна из дорожек ведёт к кратеру. На маршруте группы туристов сопровождают сотрудники заповедного парка.
Мемориальная капелла герцогов Сан-Северо возведена в 1590 году. Переступив порог часовни, известной также как Пьетателла, вы попадёте в мир великолепных скульптур, резных барельефов эпохи расцвета барокко и рококо. Здесь можно увидеть шедевры Антонио Коррадини. Созданные резцом мастера мраморные вуали, покрывающие тела аллегорических фигур, кажутся невесомыми и прозрачными. Вершиной его творчества стала композиция, изображающая снятого с распятия Христа, прикрытого плащаницей. В такой же технике выполнена статуя «Целомудрие».
Своды усыпальницы расписаны яркой фреской «Небесная слава» (1749 год). По преданию, князь Раймондо де Сан-Северо, изобретатель и алхимик, собственноручно приготовил не выцветающие краски для приглашённого им художника Франческо Руссо. В центре картины изображён голубь, излучающий сияние.
Амальфитанское побережье находится на южной окраине полуострова Сорренто в полутора часах езды от Неаполя. Прибрежная полоса с великолепными горными пейзажами и девственной природой протянулась на 50 км, соединяя два города — Сорренто и Салерно. Амальфитанское (Амальфийское) побережье находится под защитой ЮНЕСКО.
Вдоль берега раскинулись уютные городки и деревушки — Амальфи, Позитано, Равелло, Майори. Прибрежная дорога-серпантин, буквально вырезанная в скалах, пролегает над горными обрывами, петляет вдоль виноградников, живописных бухт, пляжей, оливковых и лимонных рощ. Отсюда открывается красивый вид на акваторию Тирренского моря.
Кастелло Арагонезе — главная архитектурная достопримечательность острова Искья. Первые упоминания о крепости относятся к V веку до нашей эры. Современное название замку дали в Средние века, когда он принадлежал арагонской династии. Вулканический холм, на котором возвышается Арагонский замок, соединяется с основной частью острова Искья каменным мостом. На замковой территории сохранился монастырь ордена Клариссе с прилегающим к нему кладбищем. Достопримечательность Кастелло Арагонезе — Музей пыток с полным арсеналом орудий для наказания узников.
Координаты: 38°06′19″ с.ш. 15°38′39″ в.д.
Твердыня Кастель-дель-Ово (Яичный замок) построена в XII веке по приказу короля Сицилии Рожера II. Замок в нормандском стиле расположен на прибрежном островке, соединённом с городскими улицами мостовым переходом. Укрепления возведены на руинах древнего монастыря, разрушенного маврами.
В XIII веке под защитой крепостных стен хранилась королевская сокровищница, затем здесь устроили тюрьму. Среди её узников был автор утопического трактата «Город Солнца», теолог и мыслитель Томмазо Кампанелла.
В замке вы найдёте небольшой музей, под сводами древних залов устраиваются передвижные выставки, на стенах есть смотровые площадки, открывающие панорамы Неаполитанского залива. Рядом находится яхтенная марина Порто Маринари, на прилегающих улочках вас ожидают атмосферные рестораны.
Достопримечательности Неаполя и окрестностей, которые лучше посмотреть на прогулке с местным гидом.
Усеянная достопримечательностями улица Виа Толедо приведет вас на самую просторную площадь города — Пьяцца-дель-Плебишито. Её архитектурный ансамбль формирует полукруг колоннад базилики Сан-Франческо ди Паола и расположенный напротив впечатляющий дворцовый комплекс Палаццо Реале. В центре площади установлены конные памятники неаполитанским монархам Карлу III и Фердинанду I.
С юга и севера к площади обращены неоклассические фасады двух дворцов. Палаццо Салерно занимает военное ведомство, в Палаццо делла Префеттура располагаются службы городского префекта. С тыльной стороны этого здания с 1890 года находится культовое Caffè Gambrinus, где бывали многие мировые знаменитости – Эрнест Хэмингуэй, Оскар Уайльд, Зигмунд Фрейд, Сильвио Берлускони, Ангела Меркель.
Катакомбы, построенные по приказу Фердинанда II Бурбона в середине XIX века, служили тайным выходом из дворца на случай переворота или восстания. Подземные тоннели находятся на глубине 30 метров, общая длина ходов составляет более 500 м. Они соединяли королевский дворец с казармами.
После падения династии Бурбонов катакомбы использовались как склад, во время Второй мировой войны здесь находились бомбоубежище и госпиталь. Позднее в тоннелях была образована настоящая свалка, куда свозили старую бытовую технику и аварийные автомобили. Сегодня катакомбы частично расчистили и превратили в подземную галерею, открытую для туристических экскурсий.
Толедо — одна из главных артерий исторической части города, торговая улица и популярный у туристов променад. Виа Толедо, построенная в XVII веке, соединила две центральных площади — Пьяцца Данте и Пьяцца Триест-э-Тренто. Всегда шумная улица пестрит фруктовыми рынками, сувенирными лавками, уютными кафе. Многочисленные дорогие бутики и магазины мировых брендов открываются во второй половине дня после сиесты. А до этого времени променад заполнен беззаботно гуляющими прохожими. От Виа Толедо в разные стороны разбегаются крошечные ручейки-улицы, которые хранят дух старинного Неаполя.
На месте парка Каподимонте когда-то находились королевские охотничьи угодья. В XVIII веке здесь был разбит ландшафтный сад в английском стиле и построен роскошный дворец. Парк Каподимонте — один из крупнейших в Италии. На площади 130 гектаров произрастает 400 видов растений, которые выращивались на протяжении 250 лет.
В бывшем королевском дворце, где правители хранили богатейшую коллекцию изобразительного искусства, скульптур, мебели, фарфора, сегодня открыт художественный музей Каподимонте. На территории сада находится исторический фонтан Бельведере и смотровая площадка с панорамным видом на городские кварталы.
Неаполь стоит на вулканическом туфе — пористой горной породе, порождённой извержениями Везувия. Ещё древние греки, обосновавшиеся тут около 2500 лет назад, добывали этот прочный камень для возведения домов и укреплений. За прошедшие века под городом образовался многокилометровый лабиринт рукотворных галерей, колодцев, цистерн для сбора воды и шахт, по которым добытые блоки туфа доставлялись на поверхность.
В пещерах под площадью Гаэтано устроены два музея неаполитанских подземелий. Местные гиды предлагают экскурсии по подземному Неаполю в сопровождении спелеологов. Вы познакомитесь со скрытыми в недрах древними акведуками, увидите тайники контрабандистов. В программе тура — посещение римского театра, некогда похороненного под пеплом.
Неаполитанский Национальный археологический музей располагается в просторном дворце Палаццо дельи Студи, построенном в XVI веке. В подвальных помещениях представлена замечательная коллекция египетских древностей, собранная кардиналом Стефано Борджиа.
Шесть залов занимают античные скульптуры, витрины с драгоценными украшениями, оружием, монетами и медалями, принадлежавшими аристократическому семейству Фарнезе. Мировую известность музею принесли артефакты и произведения искусства, обнаруженные при раскопках Помпей и Геркуланума. Среди них – мозаичное изображение победоносной битвы армии Александра Македонского с войсками Дария, властелина Персии.
Художественный музей Каподимонте располагается в королевском дворце XVIII века. Основу экспозиции составляют коллекции древностей и предметов искусства, собранные династиями Бурбонов и Фарнезе, герцогов Савойских и других аристократических семей.
На стенах галерей Палаццо-ди-Каподимонте размещены полотна великих живописцев, среди них – картины Рафаэля, Тициана, Брейгеля Старшего, Эль Греко. В Оружейной палате хранятся средневековые доспехи и мечи, огнестрельное оружие XVIII-XIX столетий. В отдельном зале – гобелены с изображением батальных сцен. В монарших покоях сохранились роскошные интерьеры и старинная мебель. Чудесная отделка украшает Фарфоровый салон.
После осмотра галерей прогуляйтесь по ландшафтному парку на горе Каподимонте. Отсюда открываются замечательные виды на Неаполь и бирюзовые воды морского залива.
Францисканская церковь Святой Клары Ассизской (Санта-Кьяра) — часть монастырского комплекса, включающего небольшой музей. Базилика возведена в первой половине XIV века в готическом стиле. Вход обозначен объёмным порталом с остроконечной аркой, фасад украшен круглым окном с витражом. В капеллах под сводами нефа погребено несколько неаполитанских монархов и королев. Во время Второй мировой войны церковь была обращена в руины, в 1953 году её восстановили.
К базилике Санта-Кьяра можно пройти по монастырскому саду и внутреннему двору с фонтанами через красивую арочную колоннаду, декорированную майоликой. Для осмотра открыта археологическая площадка с фундаментами сооружений римской эпохи.
Раннехристианские катакомбы Сан-Гаудиозо находятся в северных кварталах Неаполя. Вход в лабиринты устроен под алтарём барочной базилики Санта-Мария-делла-Санита, богато украшенной живописью мастеров позднего Возрождения и эпохи барокко.
В стенах подземных галерей вырезаны арочные углубления, в этих нишах погребали умерших прихожан, проповедников и епископов. Среди них был и Святой Гаудиозо. Здесь сохранились высеченные в скале часовни, фрески и мозаики V-VI столетий.
В раннем Средневековье оползни на тысячелетие перекрыли вход в катакомбы. Подземелье обнаружили в XVI веке доминиканцы, построившие над пещерами церковь. На протяжении последующих трёхсот лет здесь хоронили знатных горожан.
Железнодорожный музей Пьетрарса находится в 8 км к юго-востоку от центра Неаполя на территории бывшего Королевского механического завода. У входа стоит чугунная статуя венценосного основателя предприятия Фердинанда II де Бурбона, отлитая в местных мастерских.
В павильонах и на открытых площадках представлено 55 паровозов, дизель-поездов, электровозов, старинных вагонов. Среди экспонатов — восстановленный паровой локомотив Баярд выпуска 1836 года, воплотивший передовые идеи итальянских инженеров того времени и развивавший скорость до 60 км/час.
Туристы знакомятся с собранием реликвий железных дорог Италии, моделями магистралей, железнодорожных станций, мостов. Интересно осмотреть роскошный поезд неаполитанских королей и отделанный красным деревом с позолотой президентский пульман «Савой».
Остров вулканического происхождения Искья расположен в Тирренском море. Это самый крупный и красивый остров в Неаполитанском заливе, покрытый сосновыми лесами, оливковыми, лимонными рощами. Картину дополняют прекрасные пляжи и лазурное море. На острове находятся три потухших вулкана, в недрах которых рождаются целебные термальные источники. Там, где они выходят на поверхность, созданы лечебно-курортные зоны. На Искье сосредоточено самое большое в Европе количество природных бассейнов с минеральной водой. «Изумрудный остров» богат историческими и археологическими памятниками. Для любителей дикой природы проложены треккинговые маршруты.
Уже несколько столетий Капри удерживает звание самого популярного островного курорта Италии. Роскошные виллы строились здесь с времён Римской империи. Капри — любимое место мировой богемы. Здесь подолгу жили известные писатели, художники, музыканты. На острове с пышными зарослями бугенвиллеи, узкими улочками, прелестными пастельными домиками и лимонными рощами царит особая атмосфера, привлекающая сюда огромное количество гостей.
Капри окаймляют уютные пляжи и обрывистые скалы. В известковой горной породе, из которой состоит остров, ветры и дожди выточили причудливые пещеры и гроты. Самый известный — Гротта-Аззура, или Голубой грот, дно которого затоплено морской водой невероятного лазурного цвета. Некоторые прибрежные гроты доступны только с моря. Из исторических достопримечательностей стоит обратить внимание на старинные римские виллы.
Селение Позитано — популярный курорт Амальфитанского побережья. Деревушка притаилась в ущелье среди гор, со всех сторон прикрывающих её от ветров. Небольшие домики, украшенные майоликой, террасами спускаются к морю, по узким улочкам можно пройти только пешком, а пляжи славятся своей чистотой и бирюзовым морем.
В селении кипит ночная жизнь с шумными клубными вечеринками. Позитано облюбовали кинорежиссёры — здесь снято более 30 фильмов. Местная достопримечательность — церковь Санта-Мария-Ассунта, построенная в XIII столетии, с чудотворной иконой «Чёрная мадонна». Недалеко от селения расположен пик Монте-Файт — высочайшая вершина полуострова.
Координаты: 40°37′41″ с.ш. 14°29′03″ в.д.
Сан-Доменико-Маджоре — монастырь с готической церковью, построенный монахами-доминиканцами на рубеже XIII–XIV веков. Одной стороной церковь выходит на площадь Сан-Доменико-Маджоре, другой — на переулок с таким же названием. Церковь несколько раз перестраивали, добавив в её оформление элементы барокко.
Интерьеры храма украшены фресками, в церковной сокровищнице хранятся старинные драгоценности неаполитанской знати, облачение высших католических иерархов. В Сан-Доменико-Маджоре установлен старинный орган XVIII столетия. Сегодня в монастырских зданиях располагается музейный комплекс Museo Doma San Domenico Maggiore.
Низида — миниатюрный остров в Неаполитанском заливе, часть Флегринского архипелага, куда входят острова Капри, Искья, Прочида и Вивара. Площадь крохотного участка суши — всего 700 кв. м. Низида так и переводится с греческого — «маленький остров». С побережьем его соединяет искусственная насыпь. Во время Второй мировой войны на острове содержались заключённые. Сегодня здесь находится один из штабов НАТО.
Координаты: 40°47′43″ с.ш. 14°09′48″ в.д.
Церковь Сант-Анна деи Ломбарди была построена в 1411 году и находилась под покровительством арагонских королей. Сначала она принадлежала монастырю Санта-Мария-ди-Монте-Оливето. Имя Сант-Анна деи Ломбарди храм получил в первые годы XIX века.
В течение двух столетий Сант-Анна деи Ломбарди наполнялась шедеврами живописи и скульптуры, превратившись в бесценную сокровищницу произведений великих мастеров позднего Средневековья. Главное достояние музея — сакристия с фресками Вазари, терракотовая композиция «Оплакивание Христа», созданная Гвидо Маццони в конце XV века. Капеллы украшены скульптурами и картинами. У входа стоит старинный позолоченный орган.
Барочная церковь Сан-Карло алле-Мортель находится в самом центре Испанского квартала. Здание возводилось по проекту архитектора Джованни Мазента в начале XVII столетия. Роскошный фасад с капителями и скульптурами был закончен лишь столетие спустя. Внутреннее помещение выполнено в форме латинского креста с тремя приделами. В соседнем доме справа от церкви сохранились остатки монастыря, в левом здании бывшего церковного колледжа — фрески работы Франческо Солимены.
Мини-архипелаг из двух крохотных островов Гайола, соединённых между собой узким каменным мостиком, находится близ мыса Посиллипо в зоне повышенной вулканической активности. Земная кора здесь вертикально перемещается вверх и вниз, благодаря чему отдельные участки суши то выступают из воды, то оказываются затопленными. Подводный археологический парк «Гайола», созданный в 2002 году, — одно из таких мест, где на несколько метров под воду ушёл участок земли с развалинами древнеримских вилл.
Парк облюбовали дайверы, которые с большим интересом изучают затопленные постройки — остатки театра, одеона, нимфея. Не менее пристальное внимание туристов приковано к руинам виллы, построенной на одном из островов в XIX веке писателем Норманом Дугласом. Острова считаются проклятыми — все бывшие хозяева островной виллы погибли, умерли от болезней или покончили с собой.
Координаты: 40°47′30″ с.ш. 14°11′13″ в.д.
Сокровищница Святого Януария хранит в своих стенах богатейшую коллекцию старинных ювелирных изделий и предметов, инкрустированных драгоценными камнями, золотом, серебром. Один из богатейших музеев в мире создан в начале XXI столетия. В капелле сокровищницы хранится серебряный бюст Святого Януария.
Среди музейных экспонатов можно увидеть христианский головной убор священнослужителей, украшенный 4000 драгоценных камней, ожерелье из чистого золота с крестами, усыпанными бриллиантами, рубинами, сапфирами и изумрудами, мантию, на которой каменьями и эмалями выложены геральдические знаки. Сама сокровищница считается одним из шедевров барочной архитектуры. Вход в неё украшен серебряными дверями работы архитектора Козимо Фанцаго.
Эколого-археологический парк Паусилипон включает руины древнеримской виллы, построенной до нашей эры, и часть амфитеатра с местами для заседаний. В античные времена в этой части региона, расположенной между мысом Трентареми и долиной Гайола, селились богатые и влиятельные римляне. В парк можно попасть со стороны холма Посиллипо через 770-метровый тоннель Сеянус, пробитый ещё в античные времена, чтобы соединить Императорскую виллу с Флегрейскими полями.
Санта Мария-делле-Аниме-дель-Пургаторио-ад-Арко расположена в исторической части города. Храм построен в начале XVII века на средства благотворительного общества, основанного неаполитанскими аристократами. Цель создания церкви — достойное захоронение малоимущих горожан и помощь беднякам. В просторечии церковь звалась «чистилищем», а «аркой» именовали расположенное рядом сооружение, которое позже снесли.
Фасад церкви «Чистилище и Арка» декорирован каменными черепами. От алтаря длинный коридор ведёт к захоронению бедных горожан. Нижний ярус церкви выполнен в виде Чистилища, в центре которого находится безымянная могила.
Мирабилис — крупнейшая в Италии древняя цистерна-водохранилище. Бассейн расположен в коммуне Баколи. Сводчатое каменное перекрытие цистерны держится на 48 столбах. Площадь водохранилища составляет 2 тысячи кв. м, глубина — 11,4 м. Бассейн способен вместить 12 300 кубометров воды.
Мирабилис был построен во второй половине I века до нашей эры, он обеспечивал водой городских жителей и военных Мизенского флота. Вода поступала в резервуар по акведуку, проложенному из горной части Апеннин. Сегодня бассейн находится в частной собственности, посетить его можно в составе экскурсии.
Via Piscina Mirabile, 27
Барочный дворец Палаццо Реале, возведённый в первой половине XVII столетия, был главной резиденцией правителей Королевства Обеих Сицилий. Впоследствии здание не раз перестраивалось и расширялось. В ходе реконструкций фасады, украшенные гербами и статуями монархов, приобрели неоклассические черты.
Для осмотра открыты королевские апартаменты с великолепным декором, скульптурами, картинными галереями, мебелью в стиле барокко. Для посетителей доступна часовня с многофигурным вертепом, придворный театр, внутренний двор и декоративный сад у северного крыла. За его кованой оградой находится здание оперного театра Сан-Карло.
Во дворце размещается Национальная библиотека с книжными собраниями, принадлежавшими аристократическим семействам, частным коллекционерам и упразднённым монастырям. Здесь хранятся свитки, обнаруженные при раскопках одной из вилл в Геркулануме, погребённой под пеплом во время извержения Везувия в 79 году н. э.
Первые раскопки в Помпеях были предприняты по приказу неаполитанского короля Карла де Бурбона в 1748 году. Сегодня от многометрового слоя слежавшегося пепла и обломков горных пород освобождено несколько кварталов древнего города. Перед путешественниками предстают общественные здания, окружавшие форум, театры, термы, жилые постройки. На стенах домов сохранились предвыборные граффити – накануне катастрофы жители города готовились к выборам местной власти.
Большинство найденных при раскопках артефактов хранится в Национальном археологическом музее Неаполя. Там же представлен большой макет древнего римского города, воссозданного в мельчайших деталях.
Территория раскопок находится в ведении Археологического парка Помпеи. На холме построен музей «Антиквариум», где выставлены фрески, статуи, предметы быта.
В ноябре 1737 года ко дню рождения монарха Карла Бурбонского в Неаполе открылся оперный театр, названный в его честь. Театр возведён возле северного крыла Палаццо Реале. Из дворца был устроен скрытый вход в королевскую ложу, он сохранился по сей день.
Великолепное здание театра – крупнейшего в Европе того времени – послужило образцом для всех последующих подобных сооружений. После пожара, случившегося в 1819 году, театр перестроили в неоклассическом стиле. В первой трети XIX века этот храм Мельпомены возглавляли великие композиторы Джоакино Россини и Гаэтано Доницетти. На сцене Teatro San Carlo выступали все мировые оперные звёзды последних трёх столетий.
Здание Оперы Сан-Карло включено в списки объектов Всемирного культурного наследия. Масштабная реставрация интерьеров и фасадов с установкой современных инженерных коммуникаций проведена в 2009 году.
Замок Кастель-Нуово (Новый замок) построен в XIII веке на побережье Неаполитанского залива по приказу сицилийского короля Карла I Анжуйского. В переплетении интриг и войн за наследственные земли над твердыней развевались знамена то французских, то арагонских королей. Узнаваемый силуэт Нового замка, опоясанного высокими каменными стенами с пятью круглыми башнями, стал одной из туристических визиток Неаполя.
Между башнями Торре-ди-Меццо и Торре-ди-Гуардия возвышается мраморный входной портал, возведённый в виде триумфальной арки. Миновав ворота, вы попадаете во внутренний двор крепости. Справа в южном крыле расположен музей. С замком связаны драматичные истории и легенды, здесь гостили писатели Джованни Боккачо и Франческо Петрарка, живописец Джотто. Castel Nuovo лучше посещать в сопровождении гида.
Готический собор Святого Януария (современное официальное название – собор Успения Святой Марии), посвящённый небесному покровителю Неаполя, возведён в XIII столетии на руинах двух раннехристианских базилик. В его стенах сохранились фрагменты древних церквей, крещальня эпохи императора Константина Великого (IV век), мозаичные композиции. В богато украшенных интерьерах есть работы живописцев Луки Джордано и Перуджино, Вазари.
К основному зданию храма на протяжении столетий пристраивались капеллы. В одной из них находится сокровищница, где демонстрируются драгоценные статуи, золотая церковная утварь, облачения и аксессуары, усыпанные тысячами самоцветов. Главная реликвия — герметичный сосуд в окладе из чеканного серебра, наполненный кровью Сан Дженнаро (Януария). С часовней соединяется специально построенное здание музея, где представлены не менее ценные экспонаты.
Загородный королевский дворец неаполитанских Бурбонов в Казерте заложен во второй половине XVIII столетии. Поэтапное строительство было завершено лишь к середине XIX века. В облике роскошной резиденции сочетаются барокко, ампир и классика.
В замкнутой прямоугольной структуре здания устроен просторный внутренний двор, разделённый флигелями и аркадами на четыре части. Во дворце – 1200 богато декорированных покоев, театр, церковь. Общая площадь помещений – 47 000 кв. м. Для осмотра открыты королевские апартаменты, анфилады залов с картинными галереями и коллекцией фарфора.
Дворец окружён ландшафтным парком, раскинувшимся на 120 гектаров. Среди его достопримечательностей — акведук, питающий искусственные реки, каскадные водопады, фонтаны, украшенные скульптурными композициями. Парково-дворцовый ансамбль включён в список Всемирного наследия.
Первые захоронения на кладбища Фонтанелле восходят к XVI столетию. Изначально здесь находился заброшенный карьер по добыче камня, куда переносили останки из могил переполненных городских погостов. Позднее пещеры бывшего карьера стали местом погребения сотен тысяч горожан, погибших от чумы в 1656 году, умерших от голода в не урожайном 1764 году и поражённых эпидемией холеры 1836 года. Сюда же отвозили тела бедняков, не оставивших средств на достойное погребение. В недра горы ведут четыре туннеля. Главный вход устроен в кладбищенской церкви, построенной в 1884 году. В пещере находится подземная часовня.
Соборная церковь Сан-Франческо ди Паола возведена на площади Пьяцца-дель-Плебишито в первой трети XIX столетия. Центральная часть здания, напоминающая римский Пантеон, выполнена в виде огромной ротонды. Купол вознесён на 53 м, его диаметр – 36 м. Вход оформлен мраморной лестницей. Классический портик с треугольным фронтоном увенчан аллегорическим изображением Религии, статуями Святого Франциска из Паолы и Святого Фердинанда Кастильского.
К порталу примыкает встроенная полукруглая колоннада дорического ордера, огибающая главную площадь города. Внутренний интерьер под кессонным сводом богато отделан мрамором, резными деталями. По периметру расположены несколько часовен, украшенных скульптурами и картинами. Главный алтарь выполнен из порфира, отделан лазуритом и узорчатым агатом.
Замок Кастель-Сант-Эльмо построен в первой половине XIV столетия. После взрыва пороховых погребов в XVI веке укрепления были перестроены и стали образцом фортификационного искусства той эпохи. Долгое время казематы крепости служили военной тюрьмой. В конце минувшего столетия в замке проведена масштабная реставрация, с 1988 года строения открыты для публики.
В залах крепости Сант-Эльмо располагается экспозиция музея Napoli Novecento, где выставлена современная скульптура. Вы познакомитесь также с интересными графическими и живописными работами неаполитанских художников XX века.
Замок возведён на холме, возвышающемся над морем на 250 м. С его стен открываются круговые панорамы Неаполя, отчетливо виден конус Везувия, на десятки километров просматривается Неаполитанский залив.
Пьяцца дель Джезу Нуово располагается в пешеходной зоне Старого Неаполя. Площадь окружена памятниками архитектуры, сочетающими стиль ренессанса и неаполитанского барокко. Впечатляют фасады дворца Пиньятелли, палаццо Пандола. Напротив находится церковь Gesù Nuovo, расположенная в перестроенном дворце Сан Северино. Сохранился ренессансный дворцовый фасад с пирамидальными декоративными элементами из тёсаного коричневого камня.
В центре площади возвышается 22-метровый обелиск Непорочного Зачатия, установленный в середине XVIII века. Многофигурная мраморная композиция, увенчанная позолоченной статуей Девы Марии, признана одним из лучших образцов монументальных скульптур в стиле барокко. В декабре 1997 года на площади установлена мемориальная доска с текстом декларации ЮНЕСКО, объявляющей застройку центрального района Неаполя объектом Всемирного культурного наследия.
В начале 1890-х годов центр Неаполя украсил коммерческий пассаж, построенный по воле короля Умберто I Савойского. Сооружение спроектировал архитектор Эммануэле Рокко. В крестообразном здании разместились шикарные магазины модных брендов, ювелирные салоны, рестораны и кафе. Внутреннее пространство укрыто прозрачной кровлей. Мостовая вымощена узорчатым цветным мрамором. В центре выложена инкрустация, изображающая розу ветров в зодиакальном круге.
Под своды галереи ведут четыре входа. Парадный портал с колоннадой и аллегорическими скульптурами обращён к оперному театру Сан-Карло. На втором этаже находится музей коралловых украшений. Galleria Umberto I внесена в список объектов Всемирного культурного наследия.
Базилика Сан-Лоренцо-Маджоре возведена в XIII столетии на руинах обветшавшего раннехристианского храма. Это главная церковь одноимённого монастыря. С нарядным барочным фасадом светло-охристого цвета контрастирует готическая башня четырёхъярусной колокольни, сложенной из потемневшего тёсаного камня.
Широкий неф с крестовыми сводами обрамляют арочные колоннады. За ними устроено 16 приделов с часовнями, украшенными живописью и скульптурами. Главный алтарь создан скульптором эпохи Ренессанса Джованни да Нола.
В подземном археологическом раскопе демонстрируются остатки рыночной площади с античными постройками. В примыкающих к церкви монастырских помещениях экспонируются старинные костюмы, религиозные картины. Богатством отделки выделяется зал Капитула. На внутреннем дворе располагается музей.
Над Неаполем господствует холм Вомеро. В старину аристократы строили здесь загородные резиденции. Сегодня холм Вомеро – один из самых густонаселенных районов в городе. Центр застройки – площадь Piazza Vanvitelli, где пересекаются главные улицы Скарлатти и Бернини. На площади находится станция метро, торговая галерея Ванвителли.
Среди достопримечательностей Вомеро — старинные церкви и монастыри, королевская вилла Флоридиана, где располагается интересный музей керамики. Лучшие виды на город и Неаполитанский залив открываются из монастыря Certosa di San Martino и со стен средневекового замка-музея Castel Sant'Elmo. Для подъёма на возвышенность построены три фуникулёра. Нижняя станция Funicolare Centrale находится на оживлённой улице Виа Толедо.
Монументальный фонтан Нептуна создан на рубеже XVI-XVII столетий. В 1601 году он украсил портовый арсенал. Круглую мраморную чашу окружает балюстрада с четырьмя ступенчатыми постаментами, на них размещены скульптуры львов с геральдическими щитами. Воду в бассейн изливают фантастические морские монстры, дельфины, тритоны. В центре композиции нимфы и сатиры поддерживают резную раковину, на ней возвышается фигура Нептуна с трезубцем в руке.
Впоследствии сооружение не раз переносили в разные места города. В 2000 году его в очередной раз демонтировали в связи со строительством метро на площади Джованни Бовио. С мая 2015 года отреставрированный «кочевой» фонтан установлен на Пьяцца Муничипио напротив Палаццо Сан-Джакомо, где размещается городской муниципалитет.
Домашняя арена футбольного клуба «Наполи» в декабре 2020 года официально переименована в честь Диего Марадоны. Сразу после окончания строительства в 1959 году спортивное сооружение получило имя «Стадио дель Соле» («Стадион Солнца»), позднее он стал называться «Сан-Паоло». До реконструкции главный стадион Неаполя вмещал 80 000 зрителей, но большинство из них смотрели матч стоя. Через 30 лет перед играми чемпионата мира «Сан-Паоло» был переоборудован, обновлённые трибуны теперь рассчитаны на 60 240 мест. Легендарный футболист, в честь которого назван стадион, играл за итальянский клуб в течение семи лет.
Ботанический сад в Неаполе был основан Фердинандом VI Бурбоном в начале XIX века. Парк заложили на церковных землях вокруг замка XVII века. Ботанический сад Неаполя — один из крупнейших в Италии. На 12 гектарах собрано 25 000 представителей флоры из разных стран и климатических поясов. Здесь растут пальмы, хвойные, цитрусовые деревья, растения средиземноморского побережья, орхидеи, папоротники, другие растения, высаженные в зонах пустынь, болот, альпийских лугов. Для этого в саду построены оранжереи с соответствующим климатом. В центре парка установлен памятник его первому директору — Мишелю Теноре.
Монастырь с церковью Святого Григория Армянского скрыт внутри средневекового городского квартала на одноимённой улице. Сан Грегорио Армено построен в X столетии на руинах древнего храма Цереры. Его основали монахини, в период иконоборчества бежавшие из Византийской империи с мощами святого Григория, епископа Армении.
Собор — одна из интереснейших культовых построек Неаполя, выдержанная в стиле барокко. Интерьеры церкви с одним нефом богато декорированы каменной резьбой, позолотой, ажурными деталями, фресками, колоннами и скульптурами. Во внутреннем дворе разбит монастырский сад с фонтаном из белого мрамора.
Озеро Аверно образовалось в котловине вулканического кратера, затопленного водой. В переводе с греческого название означает «лишённый птиц». Предполагается, что в древние века остаточные вулканические испарения отгоняли от него всякую живность. На берегу Аверно находятся два древнегреческих грота — Кумской сивиллы и ди Коччео, соединявший древний город Кумы с озером Аверно.
Во времена расцвета Римской империи озеро стало обитаемым и безопасным для животных и человека. На его берегах как грибы начали расти виллы и термы богатых римлян. При Цезаре на Аверно начали строить военный порт, руины которого и сегодня выступают над поверхностью озера.
Координаты: 40°50′18″ с.ш. 14°04′30″ в.д.
Руины храма Сераписа в неаполитанском пригороде Поццуоли — всё, что осталось от некогда шумного и оживлённого античного рынка. До наших дней от храма Сераписа сохранились остатки стен и три входные колонны. Развалины храма расположены на территории Флегрейских полей с повышенной сейсмической активностью. Здесь происходит редкое природное явление брадисейсм, когда участки суши вертикально поднимаются и опускаются. Брадисейсм коснулся и руин Сераписа. Нижние части колонн изъедены морскими моллюсками. Это говорит о том, что они долго были погружены под воду.
Картезианский монастырь Чертоза-ди-Сан-Мартино построен на холме Вомеро в XIV столетии. Белокаменное здание в стиле неаполитанского барокко видно из любой точки города. В свою очередь, с территории монастыря открывается эффектная панорама исторических кварталов и прибрежной зоны.
В начале XIX века монастырь Чертоза-ди-Сан-Мартино был упразднён, а в его стенах открылся Национальный музей Сан-Мартино. В 90 залах размещены произведения искусства и предметы, принадлежавшие неаполитанской знати. Внутренний двор бывшего монастыря оформлен изысканными фонтанами, аккуратными газонами и резными каменными перилами с черепами.
На мысе Сирен у самой кромки воды возвышается величественное здание — дворец Донны Анны. Его построили в XVII веке по проекту известного архитектора Козимо Фанцаго. Дворец в стиле барокко носил имя своей владелицы, испанской герцогини Донны Анны Кафары. Он отличался нетривиальной архитектурой и ещё при жизни хозяйки успел обрасти мрачными легендами. Из-за преждевременной смерти Донны Анны дворец остался недостроенным. Сегодня старинный особняк в барочном стиле частично занимают квартиры состоятельных горожан. С верхних этажей дворца открывается великолепный вид на залив и вулкан Везувий.
Дворец Зеваллос-Стильяно построен в XVII веке для семьи влиятельных неаполитанцев Зеваллос. Здание спроектировал архитектор Козимо Фанцаго. Дворец украшал гербовый портал, колонны из мрамора, фрески и витражные потолки.
С течением времени особняк стал переходить из рук в руки и ветшать. Последние владельцы, аристократы Стильяно, продали дворец одному из банков. В XIX столетии в его залах открылась художественная галерея, в которой сегодня представлено более 120 произведений неаполитанских художников и скульпторов XVII–XIX веков. Здесь выставлено предсмертное полотно Караваджо «Мученичество Святой Урсулы», пейзажи голландских мастеров ван Виттеля и Антони Сминка ван Питлоо, живших в Неаполе. В стенах дворца Зеваллос-Стильяно проводятся конференции, выставки, концерты.
Всемирную известность церкви Пио Монте делла Мизерикордия принесла картина Караваджо «Семь деяний милосердия», украшающая главный алтарь. Сама церковь построена в начале XVII века на деньги дворянского благотворительного общества. Позже им были выкуплены соседние здания, где разместилась церковь, музей и само общество.
В XVIII веке церковь была реконструирована архитектором Франческо Антонио Пиккьятти и освящена папой римским Павлом V. Внутреннее помещение выполнено в форме восьмиугольника с семью приделами и шестью часовнями. Капеллы, алтари и фасад здания украшены скульптурами Андреа Фалькони. Стены отделаны лепниной и светлым мрамором. Одно крыло здания отдано под библиотеку и исторический документальный архив. В другой части находится картинная галерея, коллекция которой насчитывает около 150 произведений итальянских мастеров.
Античный амфитеатр в пригородном Поццуоли был заложен при Веспасиане в I веке нашей эры. Длина сооружения в форме эллипса достигала 149 метров, ширина — 116 м, трибуны вмещали 40 000 человек. В позднеантичный период амфитеатр был заброшен и частично погребён под слоем пепла извергавшегося вулкана Сольфатара. В Средние века облицовка фасадов из травертинового мрамора, колонны, скульптуры были вывезены и использованы для строительства других зданий. Отлично сохранился подвальный ярус с подъёмными механизмами, который сегодня представляет историческую и архитектурную ценность.
Corso Nicola Terracciano, 75, 80078 Pozzuoli
Старинная вилла принца Диего Арагона Пиньятелли Кортеса — украшение ривьеры Кьяйя, престижного района на неаполитанском побережье. Особняк в стиле неоклассицизма с портиком и колоннами был подарен государству принцессой Розиной Пиньятелли в середине прошлого столетия. Интерьеры особняка, где разместились экспозиции Музея Пиньятелли, сохранили первоначальный вид. Во время экскурсии посетители знакомятся с коллекцией картин, королевского фарфора, обширной библиотекой. На вилле также открыт музей карет.
Сан Джованни Карбонара — церковь, которая послужила усыпальницей королю Владиславу, представителю Анжуйской династии. Храм построили в XIV столетии на территории «carbonara», где раньше сжигали городской мусор. С виду ничем не примечательное здание скрывает интерьеры с обилием мраморных скульптур, капеллами-памятниками, каменной резьбой. Главные элементы убранства — 18-метровая статуя короля Владислава и его мавзолей с многоярусной скульптурной композицией. Стены церкви расписаны великолепными фресками работы Беневенто. В первозданном состоянии сохранился мозаичный пол, которому уже более шестисот лет.
В 3 км к западу от центра Неаполя расположен парк Вергилиано. Улица Салита делла Гротта приведёт вас к входу в узкую галерею, уходящую в недра каменистого холма. Римский географ Страбон сообщает, что этот 711-метровый туннель проложен в I веке до н. э. по приказу полководца Марка Агриппы, чтобы сократить путь и облегчить доставку грузов по военной дороге.
У восточного входа в подземный переход находился колумбарий времён античного Рима. По преданию, на этом кладбище был похоронен великий поэт Публий Вергилий Марон, признанный классиком ещё при жизни. Его усадьба располагалась неподалёку. Уже к Средним векам от древних крипт не осталось и следа. Могила Вергилия была утрачена. Сейчас в арочном углублении в скале, увитой плющом, на мраморной колонне установлен бюст автора «Энеиды».
В античном городе Геркуланум, погребённом под пеплом извергающегося Везувия две тысячи лет назад, раскопаны каменные мостовые, рыночная площадь, руины храмов. В одном из домов обнаружена целая библиотека папирусных свитков. Часть сильно повреждённых рукописей удалось развернуть и прочесть. Выяснилось, что это произведения античных философов.
В некоторых жилых зданиях хорошо сохранились фрески, мозаики, статуи. Для осмотра доступны термы, винодельни, торговые лавки, таверны и другие постройки. Территория раскопок включена в археологический парк. Здесь открыт музей, показывающий находки с помощью виртуальных технологий (Via IV Novembre, 44). Раскопки Геркуланума внесены в списки Всемирного наследия.
В мезонине здания Национального археологического музея несколько комнат отведены под экспонаты Тайного кабинета. Это интригующее собрание артефактов состоит из предметов, статуэток и фривольных изображений эротического и откровенно сексуального характера. Они обнаружены при раскопках Помпей — на улицах, в личных покоях горожан и в лупанариях (публичных домах).
Король Франциск I де Бурбон, занимавший неаполитанский престол в первой трети XIX столетия, приказал запереть шокирующие находки в тайном кабинете. Позже революционер Джузеппе Гарибальди велел взломать дверь секретной комнаты и позволил осматривать находки всем желающим. Но вскоре моралисты и консерваторы наложили табу на допуск к коллекции, подрывающей христианскую нравственность. Только в 2000 году доступ в Тайный музей был открыт для посетителей.
Шпилями Неаполя горожане называют несколько обелисков, воздвигнутых на городских площадях в знак избавления от эпидемий. Они олицетворяют также память о жертвах природных катаклизмов и других бедствий, или же являются религиозными символами.
Среди знаковых монументов — два барочных обелиска Непорочного Зачатия Девы Марии, установленные в XVIII веке. Один из них высится на Пьяцца дель Джезу Нуово, другой украшает улицу Виа Уго Фалькандо.
В центре площади Сан-Доменико-Маджоре находится 26-метровая пирамидальная колонна, увенчанная статуей Святого Доминика (XVII век). Монумент на Пьяцца Сан-Гаэтано построен в благодарность за избавление от чумы, поразившей город в 1656 году. Старейший шпиль вы найдёте на Пьяцца Систо Риарио Сфорца. Памятник поставили в XIV столетии, затем перестроили после землетрясения и извержения Везувия в 1631 году.
В начале XIX века король Фердинанд IV де Бурбон построил на холме Вомеро загородную резиденцию. Вилла названа в честь его жены, носившей титул герцогини Флоридии. Портрет королевской четы встречает посетителей в вестибюле.
Ныне здесь находится Национальный музей керамики Duca di Martina. В залах представлена многогранная коллекция герцога ди Мартина, чьё имя носит музей. Экспозицию открывает майолика эпохи Возрождения, изготовленная мастерами из разных регионов Италии. Достойны внимания изделия из венецианского стекла. Здесь же демонстрируется собрание предметов восточного искусства — китайский фарфор и нефрит XIV-XIX столетий, японская бронза.
В залах второго этажа хранится мейсенский и французский фарфор, декоративные предметы из слоновой кости, кораллов. В помещениях расставлена старинная мебель. В парке, окружающем виллу, построены панорамные террасы, откуда открываются великолепные виды Неаполя.
Кумы — первая древнегреческая колония на территории Италии. Она расположена на побережье Тирренского моря в получасе езды от Неаполя. Кумы основаны в VIII веке до нашей эры переселенцами с анатолийских территорий. Несколько столетий процветающий торговый город занимал доминирующее положение на побережье, влияя на культуру этрусков и италийских племён. В V веке на Кумы было совершено два нападения. Второе увенчалось успехом — город захватили самниты. Власть римлян воцарилась в древней колонии в середине IV века нашей эры, а в начале XIII город был разрушен неаполитанцами.
Изучение античных Кум началось в 1600 году. Археологи обнаружили остатки подвалов, погребов, захоронений, статуй. Самой ценной находкой стал храм Зевса. Сегодня на территории бывшей колонии можно увидеть руины храма, древние тоннели, ведущие в пещеру Кумской Сивиллы.
Координаты: 40°50′55″ с.ш. 14°03′13″ в.д.
Парк Вирджилиано, заложенный в 30-х годах прошлого века, расположен на живописной вершине холма Позилиппо. После войны он некоторое время назывался парком Памяти. Позднее ему присвоили имя римского поэта Вергилия.
Ландшафтный дизайнер Пьетро Порчинаи создал каскадные террасы и панорамные площадки. Вдоль аллей высажены оливковые, дубовые деревья, кусты мирта и розмарина. Со смотровой площадки открывается панорамный вид на город и Везувий. Под парком проходит пещерный тоннель, который ведёт к развалинам древней виллы Паусилипон.