Топ-50 достопримечательностей в Венеции и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.
Палаццо Дукале, или Дворец дóжей, — памятник средневековой архитектуры, в котором соединились черты византийского и готического стиля с элементами ренессанса. Во Дворце дожей одновременно размещались правители, судебная, законодательная и исполнительная власть, заседал тайный совет и содержались преступники. Политическая жизнь кипела в нём до конца XVIII века.
В архитектуре Дворца вытянутые готические линии смягчаются элементами ренессанса — плавными формами ажурных балконов второго этажа. Благодаря двум арочным галереям массивное здание из мрамора обретает лёгкость. Стены украшены атрибутами Святого Марка — скульптурными изображениями львов и книг. Внутренняя отделка дворца роскошна. Стены украшены росписью и картинами великих итальянских мастеров.
Главная улица Венеции — Гранд-канал длиной 3,8 км. Водный путь начинается от площади Святого Марка, проходит почти через весь город и заканчивается у железнодорожного вокзала Санта-Лючия. У Гранд-канала нет набережных, берегами служат дома. У каждого из них два выхода — на сушу и на воду. Передвигаться по каналу можно на гондоле, речном такси или вапоретто (речном трамвае). Берега соединяют всего четыре моста.
Вдоль Гранд-канала выстроились немые свидетели истории — старинные дворцы, великолепные храмы, разноцветные дома. В начале сентября на Гранд-канале начинается регата с парадом и состязанием гондольеров. Здесь же проходят красочные события венецианского карнавала.
Центром экономической жизни города и первой переправой через Гранд-канал всегда был мост Риальто. Прообраз современного сооружения существовал ещё в XI веке, тогда между берегами была протянута вереница лодок. Оригинальный архитектурный вид Риальто приобрёл в конце XVI века, его мраморная арочная галерея — визитка города. С моста вам откроется великолепный вид на Гранд-канал и старинные здания районов Сан-Поло и Сан-Марко. Место издавна вдохновляло художников, а сейчас туристы воспринимают его как одно из лучших мест для фотосессий.
Ponte di Rialto, Sestiere San Polo
Главный храм города — великолепный собор Святого Марка, строительство которого началось в 1063 году. Считается, что образцом для него послужил Константинопольский собор Двенадцати апостолов. Со временем облик храма менялся — фасады и интерьеры покрывались мозаичными картинами, появилась мраморная облицовка, были построены несколько капелл. В XIII веке над собором поднялись пять куполов, западный фасад украсила квадрига. Внутри был установлен «Золотой алтарь» с 80 эмалевыми миниатюрами, выполненными византийскими мастерами в X–XII веках. В XVIII веке на пяти порталах обновили мозаичные тимпаны. Расширение и украшение храма продолжалось несколько столетий.
В соборе короновали дожей, молились об уходящих в дальний путь мореходах и о спасении во времена стихийных бедствий. Собор славился великолепной акустикой, которая в разное время привлекала великих музыкантов и композиторов. Тридцать лет с 1613 года и до самой смерти бессменным капельмейстером собора был композитор Клаудио Монтеверди. С момента основания в соборе хранятся мощи Святого Марка. Сокровищница храма полна драгоценных реликвий и произведений искусства.
Остров Бурано — это ярко раскрашенные домики, «падающая» колокольня церкви Сан-Мартино, удивительные кружева местных рукодельниц, оригинальное печенье буссола — кулинарная визитка острова. Сейчас даже жители Бурано не смогут объяснить, откуда взялся обычай красить дома в разные цвета. Но они обязательно расскажут вам несколько забавных легенд на эту тему. Старинная традиция свято соблюдается — жители острова не имеют права перекрашивать свой дом в другой цвет без разрешения администрации Бурано.
Старинному ремеслу кружевниц посвящён Музео дель арлетто — Музей кружев. С XVI века развивается кружевная мануфактура Бурано. Кружева здесь делают по-особому — не плетут, а вышивают иглой. Местная «пизанская башня» — колокольня Сан-Мартино — из-за просадки грунта отклонилась от вертикали на 1,8 метра. От окончательного падения её спасает стена соседнего дома. Жители не дают снести башню, считая её символом Бурано. На единственной площади острова, названной в честь мастера комической оперы, органиста и композитора Бальтазара Галуппи, можно полакомиться местным фирменным ризотто, приготовленной по особым рецептам рыбой, сладким лакомством буссола.
Достопримечательности Венеции и окрестностей, которые лучше посмотреть на прогулке с местным гидом.
Первая сторожевая башня на месте кампанилы Сан-Марко появилась в IX веке. В современном виде колокольню собора Святого Марка перестроили из старой башни, прослужившей четыре столетия. Именно тогда её вершину увенчал конический купол с флюгером в виде золотой фигуры архангела Гавриила. Кампанила заново отстроена в 1912 году — её предшественница обрушилась в 1902-м. На вершине башни есть 5 колоколов, каждый из которых звонит в особых случаях (начало и окончание рабочего дня, полдень). Со смотровой площадки вы увидите Венецию и лагуну, в хорошую погоду видны вершины Альп.
Район Санта-Кроче называют воротами города, он встречает гостей Венеции. Благодаря удобной транспортной развязке оттуда отправляются экскурсионные автобусы и маршруты вапоретто. Мост Конституции соединяет район с железнодорожным вокзалом. В Средние века здесь располагался монастырь Святого Креста, где хранилась драгоценная реликвия — гвоздь с распятия Иисуса Христа. Сейчас монастырь разрушен, на его месте разбиты сады Пападополи. В величественном палаццо Фондако-деи-Турки разместились экспозиции Музея естественной истории. На Гранд-канал парадным фасадом выходит Сан-Симеоне Пикколо — церковь с необычной архитектурой в стиле неоклассицизма с элементами эклектики. Венецианцы называют её куполом без церкви.
Венецианская лагуна отделена от Адриатики островами Лидо и Пеллестрина. С морем её соединяют три пролива — Лидо, Маламокко и Кьоджа. Площадь лагуны — 550 кв. км, по ней разбросано более сотни больших и маленьких островов. Самые интересные из них — Венеция, Джудекка, Торчелло, Мурано, Ла Чертоза, Бурано, Сан-Микеле, Сант-Элена. Зимой и весной уровень воды в лагуне поднимается, приходит сезон «высокой воды», которая затапливает большую часть города. Полюбоваться просторами лагуны и архитектурой Венеции со стороны моря можно во время поездки на один из островов.
Венецианский Арсенал — огромная корабельная верфь и крупнейшее промышленное предприятие в средневековой Европе. Переоценить значение Арсенала для Венеции невозможно, здесь ковалась морская, экономическая и политическая мощь республики. Первая верфь с начала XII века строила и снаряжала боевые корабли для крестовых походов. Через два столетия Арсенал расширили, на его территории появились склады оружия и строительных материалов для судов. Во время войны с турками в цехах начали отливать пушки. Арсенал давал работу почти всему населению Венеции.
Сегодня территория бывших верфей закрыта для посещения, здесь располагается морская база Министерства обороны. Попасть внутрь можно только по билетам на мероприятия Венецианского Биеннале искусств, который один раз в два года проводится в бывших цехах Арсенала. Узнать об истории огромного предприятия можно в расположенном рядом Военно-морском музее. Единственное место, доступное для осмотра — Главные ворота постройки XV века, к которым ведёт деревянный островерхий мост. Вход в виде триумфальной арки украшает рельеф Крылатого льва святого Марка и две скульптуры львов, доставленные из Греции.
Построенная в 1492 году церковь Санта-Мария-Формоза соответствует своему названию — formosa в переводе с итальянского языка означает «пышная». К основному белому зданию примыкают три полукруглые апсиды кремового цвета, основной объём расширяют боковые капеллы. Здание венчает восточный купол. Многоярусная барочная кампанила возведена позже — в 1604 году. Скромный интерьер украшают великие произведения искусства — полиптих Пальмы иль-Веккьо «Святая Варвара со Святыми» и картина Виварини «Мадонна Мизерикордия».
Calle Seconda de la Fava, 5263
Пунта-делла-Догана — треугольное здание бывшей таможни XVII века, занимающее одноимённый участок суши в районе Дорсодуро, где Гранд-канал соединяется с каналом Джудекка. Строительство продолжалось пять лет с 1677 по 1682 год, некоторые части здания достраивались позже. Небольшую башню над входом венчает скульптурная композиция работы Джузеппе Бенони — два атланта, держащие на руках земной шар со статуей богини Фортуны.
В начале XXI века, когда власти Венеции планировали капитальную реконструкцию давно пустующего здания, к ним обратился французский миллиардер Франсуа Пино с предложением профинансировать работы и открыть в Пунта-делла-Догана музей современного искусства. В ходе реставрации главному фасаду вернули первоначальный вид, каким он был в XVII веке. На внешних стенах восстановили лепнину, а историческую кладку под облупившейся штукатуркой оставили нетронутой, чтобы сохранить старинный вид здания. Внутреннее пространство было перепланировано — вместо многочисленных помещений, появились большие прямоугольные залы с огромными окнами.
В музее размещена коллекция произведений искусства, принадлежащая Франсуа Пино. В экспозиции представлены более 2000 картин, 141 полотно выставляется на постоянной основе, остальные участвуют во временных выставках.
В конце XI века венецианский флот оказал помощь Константинополю в разгроме армии царя Тира. В качестве трофея Венеция получила три монолитные колонны из гранита, которые в город доставили морем. При разгрузке одна из них утонула в лагуне, две другие выгрузили на берег. Почти 70 лет пролежали колонны — никто не брался за их установку. Только в 1196 году за дело взялся инженер Никколо Баратьери. Он использовал известный морякам приём «мокрой верёвки», когда пеньковый канат, смоченный водой, туго затягивает груз. В качестве платы за труд он выхлопотал себе право установить между колонами три игральных столика, чтобы получать с них постоянный доход. Позднее это пространство стало местом публичной казни.
Колонны Святого Марка и Святого Теодора установлены на маленькой площади, примыкающей к Сан-Марко и выходящей на канал. Восточную колонну Святого Марка венчает скульптура крылатого льва, западную Святого Теодора — статуя воина Феодора Тирона с лежащим у ног крокодилом.
Церковь Санта-Мария-дель-Джильо появилась в XVII веке благодаря адмиралу Антонио Барбаро — губернатору Далмации и Падуи и послу Республики в Риме. Он завещал городу огромную по тем временам сумму на возведение нового храма. К ней он приложил готовый проект фасада. Власти решили использовать деньги на реконструкцию полуразвалившейся церкви на площади Дзобениго. Работы поручили архитектору Джузеппе Сарди, который в точности исполнил завещание адмирала.
Реконструированная церковь выполнена в модном тогда стиле барокко, постаменты шести спаренных колонн украшены барельефами с картами городов, связанных с ростом адмиральской карьеры. В нишах между колоннами размещены статуи членов рода Барбаро, над ними — сам адмирал в окружении скульптур, символизирующих Добродетель, Мудрость, Славу и Честь. Интерьер оформлен полотнами и росписями выдающихся итальянских художников XVII века. Сокровище церкви — единственная в Венеции картина Рубенса «Святое Семейство».
Campo Santa Maria del Giglio San Marco
Мурано — остров в Венецианской лагуне, который прославили мастера-стеклодувы. Современные ремесленники продолжают традиции своих предков. В многочисленных лавочках продаются милые стеклянные безделушки, посуда, ювелирные украшения, зеркала. Венецианское стекло столетиями прославляло свою родину, а мастера имели привилегии — их дочери могли вступать в брак с аристократами. В летней резиденции дожей Палаццо да Мула работает выставка муранского стекла. А ещё на Мурано стоит посмотреть маяк и старинную церковь Сан-Пьетро-Мартире с работами Беллини.
Дворец Ка-д’Оро (Золотой дом) — элегантный образец поздней готики. Он называется золотым благодаря своему первому владельцу — прокуратору Марино Контарини, который использовал для инкрустации мраморной отделки дома сусальное золото. Впоследствии одним из известных владельцев дворца был князь Трубецкой. В 1894 году Ка-д’Оро купил Джорджо Франкетти, отреставрировал его и разместил в нём свою коллекцию живописи и средневековых произведений декоративно-прикладного искусства. После его смерти дворец вместе галереей по завещанию отошёл государству.
В середине XIX века на острове Мурано в Палаццо Джустиниан открылся Музей стекла. В богатых экспозициях раскрывается история стеклодувного искусства. В давние времена все мастерские перенесли на остров Мурано, опасаясь пожаров от стеклодувного производства, где использовался открытый огонь. Мастеров наградили особыми привилегиями — правом носить оружие и заключать браки с аристократами. При этом выезд за пределы Венеции им запрещался, дабы сохранить в секрете технологии изготовления муранского стекла.
Расположенные в хронологическом порядке выставки позволяют проследить, как развивалось и совершенствовалось производство. Самые старые изделия датируются I–II веками нашей эры. Средневековая история предстанет перед вами в Зале Славы. Здесь вы увидите роскошные люстры, археологические находки с раскопок базилики Святых Марии и Донато. XVI–XIX века — это шедевры сложных форм, хрустальные чаши и кубки, фамильные гербы венецианских аристократов, изделия в стиле барокко. Современное стеклодувное искусство представлено дизайнерскими модернистскими экспонатами.
Сердце и душа Венеции находится на площади Сан-Марко. К ней можно выйти по суше или причалить на вапоретто. Вы увидите дворец Дожей, собор Святого Марка, часовую башню Оролоджо, колонны Марка и Теодора с изваяниями крылатого льва и святого Теодора. Величественная архитектура старинных зданий, голуби, бой часов наполняют площадь особым колоритом и создают неповторимую атмосферу старой Венеции.
Одна из самых известных венецианских достопримечательностей — Мост вздохов, построенный в 1602 году архитектором Антонио Контином. Сооружение соединяет Дворец Дожей с тюрьмой. Тема вздохов связана с печальными эмоциями осуждённых, отправляющихся в заключение. Посмотреть мост изнутри можно только с экскурсией в Палаццо Дукале. Со стороны набережной можно любоваться архитектурным шедевром бесплатно. По легенде, влюбленные пары, которые целовались под мостом на закате, обретают вечную любовь. Возможно, поэтому место так популярно среди туристов.
«Ла Фениче» в переводе с итальянского означает «Феникс». История оперного театра, открывшегося в 1792 году, полностью оправдывает его название. Подобно птице, возрождающейся из пепла, ему доводилось возвращаться к жизни после многочисленных опустошительных пожаров. Последний случился в 1996 году, восстановительные работы закончились в 2003-м. Новый сезон труппа открыла оперой Верди «Травиата». Каждый раз после пожаров архитекторы старались сохранить оригинальные детали интерьера и внешнего облика здания в стиле неоклассицизма.
Парадный фасад театра выходит Кампо-Сан-Фантин. Над входом расположена эмблема театра — птица Феникс с расправленными крыльями, поднимающаяся из языков пламени. Для театра писали оперы прославленные композиторы — Россини, Монтеверди, Беллини, Верди. В XXI веке на оперной сцене наряду с классикой звучат произведения современных композиторов.
Базилика Санта-Мария-делла-Салюте расположена в районе Дорсодуро напротив Дворца Дожей. Церковь построили в конце XVII века в честь победы над эпидемией чумы — страшная болезнь унесла жизни трети жителей города. В центре алтаря — фигура Девы Марии, изгоняющей чудовищную старуху-чуму. Каждый год 21 ноября в соборе проходит служба в память о чудесном избавлении от напасти. Фасады базилики в стиле барокко щедро отделаны декором и украшены статуями. Не менее богато и внутреннее убранство храма. На стенах вы увидите картины Джордано, Тинторетто, Тициана. Пройти в церковь можно по понтонному мосту через Гранд-канал от палаццо Дукале.
Белоснежный мраморный фасад церкви Сан-Джорджо-Маджоре возвышается на одноимённом острове прямо напротив площади Сан-Марко. Базилика принадлежит бенедиктинскому монастырю, который занимает весь остров. Кроме церкви, архитектурный ансамбль включает колокольню, «Кипарисовый двор» и трапезную. В середине прошлого века обветшавшие монастырские постройки и храм были восстановлены, а прилегающая территория — облагорожена. Внутри вы увидите подлинные работы Тинторетто, необычный алтарь с фигурой Христа на шаре. Подниматься на колокольню лучше до начала церковной службы, чтобы не попасть под оглушительный перезвон колоколов.
Часовая башня Сан-Марко — шедевр архитектурной и инженерной мысли эпохи Раннего Возрождения в Италии. Её построили в 1499 году по проекту знаменитого зодчего Мауро Кодуччи, создателя многих узнаваемых архитектурных ансамблей Венеции. На крыше башни висит колокол, по сторонам которого стоят фигуры старика и юноши. Каждый час по колоколу сначала бьёт с старик, символизирующий уходящее время, затем юноша, олицетворяющий будущее. Ниже в нише на фасаде расположен символ Венеции — скульптура крылатого льва с открытой книгой. Часы над аркой показывают время, фазы луны и положение солнца. На мраморном циферблате — римские цифры, по окружности расположены золотые знаки зодиака, в центре на синем фоне звёздного неба — Земля и Луна. Над часами на балконе — фигура Богоматери с младенцем. На Богоявление и Вознесение открываются створки, выходят ангелы и три волхва, проходя, они кланяются Богородице и удаляются.
Посещение блошиного рынка — это возможность узнать душу Венеции и насладиться местным колоритом. На прилавках найдётся много интересного — старинные изделия из муранского стекла, картины, посуда, книги, гравюры, сувениры, часы, подсвечники. Отправляться за покупками нужно с утра, чтобы успеть купить действительно редкие вещицы. Они будут напоминать вам о путешествии и дарить приятные эмоции. Рынок работает каждое первое воскресенье месяца. В районе Каннареджо на маленькой площади Campo Santa Maria Nova ежедневно собираются торговцы более простыми и дешёвыми товарами.
Маленькая площадь, или Пьяцетта, как ласково называют её местные жители, предваряет знаменитую площадь Сан-Марко. Начинается она двумя величественными колоннами Святого Марка и Святого Теодора. Первая увенчана бронзовым львом, вторая — фигурой Святого Теодора, стоящего на крокодиле. Колокольня Святого Марка на пьяцетте — одно из самых высоких и узнаваемых зданий Венеции.
В районе Сан-Марко есть достопримечательность, которую называют одним из тайных сокровищ Венеции. Дворец Контарини дель Боволо, построенный в XV веке, прячется в небольшом переулке, и поэтому незаслуженно обойдён вниманием туристов. В компактном, вытянутом в высоту палаццо соединились черты готики, византийского стиля и раннего ренессанса. Его главное украшение — круглая угловая башня с внешней винтовой лестницей, давшей дополнительное название палаццо — «боволо» в переводе с венецианского диалекта означает «улитка».
Лёгкость строению придают многочисленные арки на тонких колоннах, украшающие лестницу и спиралью обвивающие башню снизу доверху. Лестница выводит на четыре лоджии, тоже декорированные аркадами. На верхнем балконе находится смотровая площадка, откуда открывается вид на терракотовые крыши и купола соборов центральной части Венеции.
Базилику Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари (Святой Марии Словущей или Успения девы Марии) построили францисканцы в 1443 году. Внешне не примечательная церковь в стиле поздней готики наполнена бесценными сокровищами. Строгий сдержанный интерьер украшен работами великих итальянских художников и скульпторов эпохи Возрождения.
Готический фасад базилики декорирован пилястрами, капителями, башенками в венециано-византийском стиле, 70-метровая кампанила — вторая по высоте после колокольни собора святого Марка. В соборе похоронены многие знаменитые люди и граждане Венеции. В конце прошлого столетия были реконструированы старинные органы. Каждую пятницу в базилике Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари проходят органные концерты.
Крупнейшая национальная библиотека Венеции Марчиана (библиотека святого Марка) основана во второй половине XV века. Начало огромному собранию положил кардинал Виссарион, передавший в библиотечный фонд 750 бесценных рукописных книг. Сегодня в Марчиане хранится 1 миллион печатных изданий, 24 000 книг начала эпохи книгопечатания, 13 000 рукописей. В дальнейшем коллекция редких изданий пополнялась дарами богатых венецианских семейств, книгами из монастырей.
Дом для библиотеки начали строить в первой половине XVI века. Ренессансное здание было пышно декорировано скульптурами, колоннами, аркадами. Интерьеры украшали фресками знаменитые художники того времени Андреа Мендолла, Паоло Веронский, Франческо Сальвиати. Через несколько десятилетий рядом с библиотекой в том же архитектурном стиле возвели монетный двор. В начале XX века его присоединили к библиотеке.
Построенный в XV веке францисканцами величественный готический собор Санти-Джованни-э-Паоло хранит крупнейшую в Венеции коллекцию скульптуры. Строительство и отделка храма продолжались почти два века, освящение состоялось в 1430 году. Базилика стала местом упокоения 18 дожей, видных военных деятелей, известных художников. Наиболее впечатляющие памятники работы отца и сыновей Ломбарди установлены на надгробиях дожей Пьетро Мочениго и Микеле Морозини. Стены собора Сан-Дзаниполо украшены росписями Джованни Беллини, картинами Паоло Веронезе, Лоренцо Лотто.
Необычная для венецианской архитектуры церковь Иль Реденторе возвышается на набережной острова Джудекка. В своём проекте венецианский архитектор Антонио Палладио гармонично соединил черты христианского и мусульманского храмового зодчества. Церковь была построена в конце XVI века в знак благодарности Спасителю за избавление от эпидемии чумы, унесшей за год треть населения Венеции. Антонио Палладио использовал в строительстве свои знаменитые расчёты по пропорциям храма. Здание кажется выше, чем на самом деле. Основной объём в форме креста венчает огромный белый купол, за ним видны две звонницы, напоминающие минареты. Пятнадцать ступеней, ведущие в храм, символизируют восхождение к вере. Портал украшен колоннами, над фронтоном и на куполе возвышаются фигуры Иисуса Христа.
Внутренне убранство Иль Реденторе — это уникальное собрание произведений искусства эпохи Возрождения. Вы увидите фрески, мозаики, полотна известнейших художников того времени — Тинторетто, Вазари, Винченцо, Бастиани, Виварини и других итальянских мастеров.
Redentore, Sestiere Giudecca, 30133 Venezia VE
В районе Кастелло находится одна из самых больших и красивых зелёных зон Венеции. Сады Биеннале были заложены в 1807 году по приказу Наполеона. К 1811 году на месте осушённых болот вырос парк. Сегодня Венецианские сады — это тенистые аллеи, бесплатные аттракционы, уютные уголки для отдыха, игровые площадки и место проведения Биеннале искусств.
Прогулку среди живописной природы можно совместить с познавательной экскурсией. В парке вы найдёте павильоны, принадлежащие Италии, США, Германии, России, Канаде, Венгрии, Бразилии и другим государствам. Все они построены в разных архитектурных стилях. Внутри размещаются постоянные и временные выставки произведений изобразительного искусства этих стран. Кроме павильонов, парк наполнен прекрасными скульптурными композициями и памятниками.
Красивейший палаццо Дарио на Гранд-канале венецианцы называют проклятым. В 1487 году его построил неизвестный архитектор по заказу знатного горожанина Джованни Дарио. От других палаццо дворец Дарио отличает асимметричный декор фасада в виде сферических узоров и балконов, украшенных арками.
Дворец предназначался для дочери Дарио, которая выходила замуж за богатого купца из семьи Барбаро. Беды с владельцами палаццо начались после смерти Дарио. Разорился и был убит его зять Винченцо Барбаро, потом умерла и дочь Мариетта. Несчастья и неестественные смерти преследовали членов семьи до начала XIX века, пока они, наконец, не избавились от дворца, продав его армянскому торговцу драгоценностями. Трагедии случались со всеми владельцами Ка-Дарио. Последняя смерть в палаццо произошла в 1993 году, жертвой стал крупный итальянский промышленник, замешанный в громком коррупционном скандале. Сегодня прекрасный образец архитектуры эпохи Ренессанса находится на реставрации, деньги в восстановление палаццо вкладывают американские владельцы здания. Суеверные жители Венеции обходят проклятый дворец стороной.
Одна из древнейших в Европе базилика Санта-Мария-Ассунта на острове Торчелло заложена в VII веке. Сохранившееся до наших дней здание построено в IX и перестроено в XI столетии. От первой церкви до наших дней дошёл фундамент и часть баптистерия. Кроме собора, храмовый ансамбль включает кампанилу и небольшую церковь Санта-Фоска. Благодаря длительному строительству и дальнейшим перестройкам в здании базилики соединились несколько стилей — венецианский, византийский и ранняя готика. Сдержанный фасад украшен колоннами, соединёнными арками. Внутри два ряда колонн разделяют пространство на три нефа. Наборный мозаичный пол из серого и розового мрамора вместе со светлыми стенами делают аскетичный интерьер величественным и торжественным. Атмосферу чистоты и покоя поддерживает обильный дневной свет, льющийся через окна.
Широкую известность собору Санта-Мария-Ассунта принесли хорошо сохранившиеся византийские мозаики XI–XII века. В главной апсиде на золотом фоне изображена Дева Мария с младенцем, на другой стене храма — сцены с изображением Страшного Суда. Сегодня церковь не является действующей, а работает как музей.
Fondamenta dei Borgognoni, 30142
В недостроенном палаццо Веньер дей Леони на берегу Гранд-канала расположен музей Пегги Гуггенхайм. Богатая американка провела последние 30 лет жизни в Венеции (с 1949 по 1979 год), занимаясь коллекционированием шедевров современной живописи. В музее вы увидите произведения Пикассо, Дали, Модильяни, Кандинского, Миро, немецкого художника Макса Эрнесто — третьего мужа госпожи Гуггенхайм. В тёплое время года часть экспозиции выставляется в саду, где похоронена владелица коллекции рядом со своими четырнадцатью любимыми собаками.
Лидо — один из двух островов, отделяющих Венецианскую лагуну от Адриатического моря. Здесь царит иная атмосфера, чем в Венеции — более домашняя и без суеты. Остров не входит в число достопримечательностей из разряда must see, и от этого он становится более притягательным для поклонников изысканного «камерного» отдыха. Остров Лидо — это зелень, постмодернистские дома конца XIX – начала XX века, монастырь Святого Николая с частицами мощей Чудотворца, рестораны и уютные отели. Бонус для тех, кто приезжает на Лидо — отдых на пляже и возможность окунуться в теплые волны Адриатики. Если вы приехали в Венецию в конце августа, не пропустите знаменитый Венецианский кинофестиваль, который тоже проходит на острове Лидо.
Остров Сан-Микеле — венецианский некрополь, где упокоилось немало известных людей и венецианских аристократов. Когда-то на острове была крепость и монастырь, затем тюрьма, а в начале XIX века его превратили в кладбище. Главная достопримечательность острова — церковь Сан-Микеле-ин-Изола XV века, построенная по проекту Мауро Кодуччи. На острове похоронены Иосиф Бродский, Сергей Дягилев, Игорь Стравинский и его супруга. На могиле Бродского есть «почтовый ящик», ручка и бумага — можно написать записку поэту. На надгробии Дягилева всегда лежат балетные пуанты.
Городской музей Коррера — это богатейшее собрание живописных полотен, исторических документов и символов Венеции. В 1830 году ушёл из жизни знатный венецианец и коллекционер, аббат Теодоро Коррер. Он завещал городу свою коллекцию, ставшую основой нового музея. В наши дни значительно выросшие фонды музея поделены на три большие экспозиции. Первая демонстрирует полотна, рисунки, графику с историческими видами Венеции, где детально изображается повседневный городской пейзаж. Вторая — это картинная галерея с работами знаменитых венецианских художников. Третья — музей Рисорджименто, посвящённый истории Венеции XIX века.
Остров Джудекка — это вытянутая полоска суши, расположенная прямо напротив площади Сан-Марко и состоящая из восьми островков, соединённых мостами и единой набережной. В Средние века на Джудекке стояли семь монастырей, потом здесь стали строить виллы купцы. За ними потянулась венецианская знать, окружившая свои дворцы пышными садами и парками, где устраивались весёлые вечеринки. В XIX столетии часть монастырей снесли, и на их месте выросли фабрики, заводы и жилые кварталы с плотной застройкой.
Главной достопримечательностью острова считается вид с набережной на районы Сан-Марко и Дорсодуро. Из архитектурных памятников стоит посмотреть неоготическое здание «Дом трёх глаз», старинные церкви — Санта-Эуфемия IX века, Иль Реденторе и Санта-Мария делла Презентацьоне, построенные в конце XVI столетия. Некоторые старые заводы переделали в отели и арт-пространства с художественными выставками.
Остров Торчелло на севере лагуны — место, откуда начиналась история Венеции. C V по IX век остров активно заселялся, осваивался и процветал. В то время население Торчелло приближалось к 20 000 человек. Археологи обнаружили на острове следы 16 монастырей, множества церквей, роскошных дворцов. Всё закончилось печально — к XIV веку в результате климатических перемен навигация стала невозможной, и торговые суда перестали заходить на Торчелло. К тому же заиленные каналы и болота принесли эпидемию малярии, которая окончательно опустошила местность.
Туристы приезжают на Торчелло, чтобы увидеть древние памятники — постройки времён античности, Мост дьявола, Трон Аттилы. Самая старая церковь лагуны Санта-Мария-Ассунта возведена в VII веке и с тех пор не перестраивалась. В ней сохранились прекрасные византийские мозаики с изображением Девы Марии и сцен Страшного суда. А ещё на Торчелло много небольших очаровательных садов, древних скульптур и вполне современных кошек, которые чувствуют себя на острове полноправными хозяевами. Местные атмосферные ресторанчики — удачное место для знакомства с настоящей венецианской кухней.
Среди палаццо венецианской знати, выстроившихся вдоль Гранд-канала, стоит пышный барочный дворец Ка-Реццонико, возведённый по проекту Бальдассаре Лонгена. По причине финансового краха заказчика и скоропостижной смерти архитектора строительство затянулось почти на сто лет. В середине XVIII века незаконченное здание приобрёл знатный род Реццонико из Ломбардии. Через полвека после торжественного открытия палаццо опустел. На протяжении двух веков он менял хозяев и к 30-м годам прошлого столетия лишился многих ценностей и предметов внутреннего убранства.
В 1935 году здание купил муниципалитет Венеции, чтобы организовать в нём экспозицию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства XVIII столетия. За фасадом, пышно декорированным балконами, колоннами и арочными окнами, скрываются роскошные интерьеры с элегантной старинной мебелью, скульптурами, гобеленами, изящным фарфором и посудой. Стены расписаны фресками, украшены полотнами и панно видных итальянских мастеров. В экспозиции вы увидите коллекцию мраморных бюстов, театральных кукол, одежды венецианской знати.
Dorsoduro, 3136, 30123 Venezia VE
Мост Скальци — одна из многочисленных переправ, соединяющих берега Гранд-канала. Первый каменный мост был построен в 1856 году. Индустриальный стиль, который применил автор проекта инженер Альфред Невилл, по мнению венецианцев, совершенно не соответствовал общему архитектурному стилю города. В 1932 году власти Венеции распорядились построить новый мост, который более соответствовал району Риальто. Название Скальци (в переводе — «мост босяков») переправа получила от расположенной рядом церквушки «босоногих» монахов-кармелитов.
Арочная каменная конструкция поднимается над водой на семь метров. Визуальную лёгкость мосту придаёт тонкая верхняя часть арки. Мост Скальци — единственная сухопутная дорога от вокзала Санта-Лючия до автостанции на площади Рома.
Ponte Scalzi, Fondamenta Scalzi Cannaregio 30121
Венецианский круизный порт — один из крупнейших в Средиземноморье. Место швартовки паромов, круизных судов, прогулочных катеров находится между площадью Рима и Тронкетто. Porto di Venezia располагает 26 грузовыми и 10 пассажирскими терминалами, ежегодно через него проходит до 600 круизных лайнеров. Из венецианского порта каждый день курсируют туристические суда к берегам Хорватии и Словении.
Район Сан-Поло расположен на левой стороне Гранд-канала между Санта-Кроче и Сан-Марко. С правым берегом его соединяет мост Риальто. Сан-Поло — это старинные палаццо, узкие улочки, многочисленные ажурные мосты, древние церкви и музеи. Сан-Джакомо-ди-Риальто — старейшая базилика Венеции, построенная в IX веке. В Сан-Рокко и Скуола Гранде ди Сан-Рокко хранятся знаменитые картины Тинторетто. С времён Средневековья Сан-Поло был центром торговли. Здесь и сегодня расположено множество торговых лавок и магазинов, которые предлагают туристам интересные вещицы на память о Венеции.
Художественный музей Галерея Академии хранит крупнейшую в мире коллекцию полотен знаменитых венецианских живописцев. Правители Венеции всегда слыли покровителями искусств и не скупились на щедрую плату за картины. В 1750 году в Венеции учредили Академию изящных искусств. В начале XIX века она получила статус королевской, а в 1817 году открылась художественная Галерея, где разместилась богатое собрание живописи, которую собрали Пьетро Эдвардс и Теодоро Коррер. В Галерее Академии вы увидите творения Тициана, Тинторетто, Веронезе, Джованни Беллини, Карпаччо. Многие произведения поражают грандиозными размерами, потому что писались для дворцов.
Кафе «Флориан» на площади Святого Марка работает с 1720 года и носит имя своего первого владельца. В то время это было первое кафе в Венеции, куда допускались женщины. Популярность «Флориана» постепенно росла, и со временем кафе стало местом, где отдыхала местная и заезжая богема, за чашечкой кофе велись задушевные разговоры, заключались торговые сделки, обсуждались премьеры театральных постановок.
Интерьер кафе не менялся с 1858 года. По-прежнему его украшают портреты знаменитых венецианцев, картины, зеркала, отделка из дерева. В разное время здесь бывали выдающиеся люди — Байрон, Руссо, Гёте, Хемингуэй, Модильяни, Пруст, Казанова, Бродский, Стравинский. Вы можете насладиться ароматным кофе в одном из залов или за столиком на улице под музыкальное сопровождение живого оркестра. Правда, тем, кто сидит на улице, придётся доплатить за музыку значительную сумму.
История необитаемого ныне острова Повелья трудна и весьма печальна. В V веке на нём поселились жители Падуи, спасавшиеся бегством от нашествия варваров. Спустя девять столетий население покинуло остров в результате нападения генуэзцев. Долгое время он пустовал, пока власти Венеции не построили на нём форт, стены которого сохранились до наших дней. В XVIII веке остров превратили в карантинную зону для моряков, а в 1922 году открыли лечебницу для душевнобольных. Во второй половине XX века остров Повелья окончательно опустел. Сейчас он закрыт для посещения, подступы к нему охраняет морская полиция. С воды видны только остатки бывшей крепости и полуразрушенные старые постройки.
На правом берегу Гранд-канала стоит прекрасное произведение двух архитекторов — Бальдассаре Лонгена и его ученика Антонио Гаспари. Барочный дворец Ка-Пезаро построен в начале XVIII века. Несколько тяжеловесная нижняя часть фасада с двумя большими арочными окнами, компенсируется лёгкостью верхних этажей, украшенных арками, которые опираются на тонкие изящные колонны. В интерьере сохранились старинные фрески.
За время существования у палаццо сменилось много владельцев. Последняя хозяйка дворца Феличита Бевилаква Ла Масса завещала после своей смерти открыть в здании музей. Её распоряжение было исполнено в 1902 году, власти открыли во дворце музей современного искусства. Первые 16 лет выставки молодых художников проводились на деньги венецианских меценатов. До конца прошлого столетия фонды музея пополнялись произведениями итальянских и зарубежных художников. Сегодня в экспозициях представлена скульптура и живопись XIX–XX веков. В отдельные выставки выделены графические работы и искусство Востока.
В XV веке у Венеции уже существовали крепкие экономические связи с германскими городами. В частности, немцы возили сюда серебро, из которого чеканили венецианскую монету гроссо, ставшую международной европейской валютой в XIV веке. Центром торговли в Венеции был квартал Риальто. Здесь в XIII веке было построено первое Немецкое подворье — Фондако-деи-Тедески, где купцы из Германии жили, торговали и держали склады. В 1505 году подворье сгорело в большом пожаре, но было быстро восстановлено. Именно это здание в стиле ренессанса с просторным внутренним двором, пятью большими арками и зубчатым карнизом можно увидеть сегодня в районе Гранд-канала. После большой реконструкции в 2016 году Фондако занимает люксовый торговый центр со смотровой площадкой на крыше.
Calle del Fontego dei Tedeschi, Rialto Bridge, 30100
Дворец Вендрамин Калерджиа можно было бы назвать типичным образцом венецианского ренессанса, если бы не одна деталь. Его фасад украшен не одной лоджией, фокусирующей взгляд на центре здания, а рядом лёгких балконов на втором этаже, создающим впечатление ажурного пояса. Украшением фасада служат и венецианские сдвоенные окна, разделённые лёгкими колоннами с маленькими арками наверху. Над созданием архитектурного шедевра трудились два известных мастера — Мауро Кодуччи и Пьетро Ломбардо. Дворец строился на рубеже XV–XVI веков. На протяжении нескольких столетий палаццо владели знатные граждане Венеции, одним из них был аристократ Витторио Калерджиа, затем — члены семьи Вендрамин. С 1995 года во дворце работает Музей Вагнера.
Sestiere Cannaregio, 2040- Ca' Vendramin Calergi
Прекрасно сохранившаяся доминиканская церковь Санта Мария дель Розарио (или просто церковь Джезуати) украшает район Дорсодуро с 1755 года. Проект создал архитектор Джорджо Массари. Классический фасад декорирован в стиле рококо. Коринфские колонны поддерживают треугольный фронтон, центральный портал окружают четыре ниши со скульптурами, символизирующими четыре человеческих добродетели. Внутренние стены покрыты фресками работы Джованни Тьеполо. Старейшая картина в храме принадлежит кисти Тинторетто и располагается в одном из алтарей. Интерьер украшен многочисленными скульптурами XVIII века.
Fondamenta Zattere ai Gesuati, 795
Бартоломео Коллеони был одним из немногих удачливых кондотьеров, сумевших сколотить состояние на войнах между малыми итальянскими государствами. С 1455 года он возглавлял армию Венецианской республики, покровительствовал искусствам и оставил городу немало денег на благотворительность. Через четыре года после смерти генерал-капитана в 1479 году Венецианский сенат согласно воле усопшего решил установить ему памятник. Украшающая площадь Санти-Джованни э Паоло конная статуя кондотьера отлита по макету скульптора Андреа Верроккьо. Памятник торжественно открыли в 1496 году. Скульптура установлена на высоком постаменте, украшенном рельефами с изображением герба Коллеони.