Топ-50 достопримечательностей в Венеции и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.
Палаццо Дукале, или дворец Дожей – памятник средневековой архитектуры, в котором соединились черты византийского и готического стиля с элементами ренессанса. Во Дворце Дожей одновременно размещались правители, судебная, законодательная и исполнительная власть, заседал тайный совет и содержались преступники. Политическая жизнь кипела в нём до конца XVIII века.
В архитектуре Дворца вытянутые готические линии смягчаются элементами ренессанса – плавными формами ажурных балконов второго этажа. Благодаря двум арочным галереям массивное здание из мрамора обретает лёгкость. Стены украшены атрибутами Святого Марка – скульптурными изображениями львов и книг. Внутренняя отделка дворца роскошна. Стены украшены росписью и картинами великих итальянских мастеров.
Главная улица Венеции – Гранд-канал протяжённостью почти 4 километра. Водный путь начинается от площади Святого Марка, проходит почти через весь город и заканчивается у железнодорожного вокзала Санта-Лючия. У Гранд канала нет набережных, берегами служат дома. У каждого из них два выхода – на сушу и на воду. Передвигаться по каналу можно на гондоле, речном такси или вапоретто (речном трамвае). Берега канала соединяют всего четыре моста.
Вдоль Гранд канала выстроились немые свидетели истории – старинные дворцы, великолепные храмы, разноцветные дома. В начале сентября на Гранд канале начинается регата с парадом и состязанием гондольеров. Здесь же проходят красочные события венецианского карнавала.
Центром экономической жизни города и первой переправой через Гранд канал всегда был мост Риальто. Прообраз современного сооружения существовал ещё в XI веке, тогда между берегами была протянута вереница лодок. Оригинальный архитектурный вид Риальто приобрёл в конце XVI века, его мраморные арки – визитка города.
С моста вам откроется великолепный вид на Гранд-канал и старинные здания районов Сан-Поло и Сан-Марко. Центральный пассаж недалеко от моста представлен множеством сувенирных лавок и кондитерских. Место издавна вдохновляло художников, а сейчас туристы воспринимают его как одно из лучших мест для фотосессий.
Ponte di Rialto, Sestiere San Polo
Венецианская лагуна – это водное пространство с островами, омывающее город на воде. От Адриатики она отделена проливами Порто ди Лидо, Маламокко, Кьоджа. Зимой и весной уровень воды поднимается, приходит сезон «высокой воды». Самые крупные острова залива – Венеция, Джудекка, Торчелло, Мурано, Ла Чертоза, Бурано, Сан Микеле, Сант Элена. Полюбоваться просторами лагуны можно во время поездки на один из ее островов. Вы увидите архитектуру Венеции со стороны моря.
Пунта-делла-Догана — треугольное здание бывшей таможни XVII века, занимающее одноимённый участок суши в районе Дорсодуро, где Гранд-канал соединяется с каналом Джудекка. Строительство продолжалось пять лет с 1677 по 1682 год, некоторые части здания достраивались позже. Небольшую башню над входом венчает скульптурная композиция работы Джузеппе Бенони — два атланта, держащие на руках земной шар со статуей богини Фортуны.
В начале XXI века, когда власти Венеции планировали капитальную реконструкцию давно пустующего здания, к ним обратился французский миллиардер Франсуа Пино с предложением профинансировать работы и открыть в Пунта-делла-Догана музей современного искусства. В ходе реставрации главному фасаду вернули первоначальный вид, каким он был в XVII веке. На внешних стенах восстановили лепнину, а историческую кладку под облупившейся штукатуркой оставили нетронутой, чтобы сохранить старинный вид здания. Внутреннее пространство было перепланировано — вместо многочисленных помещений, появились большие прямоугольные залы с огромными окнами.
В музее размещена коллекция произведений искусства, принадлежащая Франсуа Пино. В экспозиции представлены более 2000 картин, 141 полотно выставляется на постоянной основе, остальные участвуют во временных выставках.
Главные достопримечательности можно посмотреть самостоятельно на прогулке, но путешествие будет гораздо увлекательней, если сходить на обзорную экскурсию по Венеции с местным гидом.
Мурано – остров в Венецианской лагуне, прославившийся мастерством стеклодувов. Современные ремесленники продолжают традиции своих предков. В многочисленных лавочках можно купить милые стеклянные безделушки, посуду, ювелирные украшения, зеркала. Венецианское стекло столетиями прославляло свою родину, а мастера-стеклодувы имели привилегии – их дочери могли вступать в брак с аристократами. В летней резиденции дожей Палаццо да Мула вы можете посетить выставку муранского стекла. На Мурано стоит посмотреть маяк и старинную церковь Сан-Пьетро-Мартире с работами Беллини.
Главная базилика города – собор Святого Марка (Сан-Марко). Со времён постройки (829 год) в стенах храма происходили все важные события – коронование дожей, проводы в дальний путь мореходов, народная мольба о спасении во времена стихийных бедствий. Современный вид строение приобрело в 1063 году.
Прототипом церкви считают Константинопольский собор Двенадцати апостолов. В базилике находятся мощи святого Марка – покровителя города. В золотом алтаре хранятся 80 драгоценных икон. Создавалось святилище более 500 лет. Вы можете подняться на колокольню, откуда открывается вид на город и Венецианскую лагуну.
Остров Бурано – это ярко раскрашенные домики, «падающая» колокольня церкви Сан-Мартино, удивительные кружева местных рукодельниц, оригинальное печенье буссола – кулинарная визитка острова. Сейчас даже жители Бурано не смогут объяснить, откуда взялся обычай красить дома в разные цвета. Но они обязательно расскажут вам несколько забавных легенд на эту тему. Старинная традиция свято соблюдается – жители острова не имеют права перекрашивать свой дом в другой цвет без разрешения администрации Бурано.
Старинному ремеслу кружевниц посвящён Музео дель марлетто – Музей кружев. С XVI века развивается кружевная мануфактура Бурано. Кружева здесь делают по-особому – не плетут, а вышивают иглой. Местная «пизанская башня» – колокольня Сан-Мартино – из-за просадки грунта отклонилась от вертикали на 1,8 метра. От окончательного падения её спасает стена соседнего дома. Жители не дают снести башню, считая её символом Бурано. На единственной площади острова, названной в честь Бальтазара Галуппи – мастера комической оперы, органиста и композитора, можно полакомиться местным фирменным ризотто, приготовленной по особым рецептам рыбой, сладким лакомством буссоло.
Сердце и душа Венеции находится на площади Сан-Марко. К ней можно выйти по суше или приплыть на вапоретто. Вы увидите дворец Дожей, Собор Святого Марка, колонны Марка и Теодора, часовую башню Оролоджо. Изваяния крылатого льва и святого Теодора – символы былой мощи Венецианской Республики. Величественная архитектура старинных зданий, голуби, бой часов создают особый колорит и неповторимую атмосферу.
Базилика Санта-Мария-делла-Салюте расположена в районе Дорсодуро напротив Дворца Дожей. Примечательна история постройки церкви в конце XVII века. Здание было возведено в честь победы над эпидемией чумы – страшная болезнь унесла жизни трети жителей города. В центре алтаря – фигура Девы Марии, изгоняющей чудовищную старуху-чуму. Каждый год 21 ноября в соборе проходит служба в знак чудесного избавления.
Церковь Санта-Мария-делла-Салюте славится архитектурой в стиле барокко и богатым внутренним убранством. Её стены украшают картины Джордано, Тинторетто, Тициана. Пройти в церковь можно по понтонному мосту через Гранд канал от палаццо Дукале.
Одна из наиболее удивительных достопримечательностей – часовая башня Сан-Марко. Наверху башни висит колокол, с ним связаны две мужские фигуры – старика и юноши символизирующие прошлое и будущее. Ниже в нише на фасаде - символ Венеции – крылатый лев с открытой книгой. Часы – Оролоджо – не просто показывают время. На мраморном ободе - римские цифры, стрелка с солнцем показывает показывает текущий час дня. По окружности расположены золотые знаки зодиака. В центре круга – Земля, чуть поодаль – Луна, показывающая свои фазы. Над часами – фигура Богоматери с младенцем. На Богоявление и Вознесение открываются створки, выходят ангелы и три волхва, проходя, они кланяются Богородице и удаляются.
Самая высокая колокольня Венеции – кампанила Сан-Марко, её высота 98 метров. Поднявшись на башню, вы увидите окрестности и лагуну, в хорошую погоду видно вершины Альп. Кампанила заново отстроена в 1912 году, её предшественница обрушилась в 1902 году. На вершине башни есть 5 колоколов, каждый из которых звонит в особых случаях (начало и окончание рабочего дня, полдень). Туристы, решившие попасть наверх, могут воспользоваться лифтом. Флюгер кампанилы выполнен в виде фигуры архангела Гавриила.
Посещение блошиного рынка – это возможность узнать душу Венеции и насладиться местным колоритом. Вашему вниманию будут представлены старинные изделия из муранского стекла, картины, посуда, книги, гравюры, сувениры, часы, подсвечники. Отправляться за покупками нужно с утра, чтобы успеть купить действительно редкие вещицы. Они будут напоминать вам о путешествии и дарить приятные эмоции. Рынок работает каждое первое воскресенье месяца. В районе Cannaregio, Campo Santa Maria Nova, 30121 ежедневно собираются торговцы более простыми и дешёвыми товарами.
Район Санта-Кроче называют воротами города, он встречает гостей Венеции. Район удобен транспортной развязкой, оттуда отправляются экскурсионные автобусы и маршруты вапоретто. Мост Конституции соединяет район с железнодорожным вокзалом. В Средние века здесь располагался монастырь Святого Креста, известный хранившейся там реликвией – гвоздём с распятия Иисуса Христа. Сейчас монастырь разрушен, на его месте разбиты сады Пападополи. В Санта-Кроче вы можете посетить Музей естественной истории. Он находится в величественном палаццо Фондако. Сан-Симеоне Пикколо – необычном строении, которое называют куполом без церкви.
Маленькая площадь или Пьяцетта, как ласково называют ее местные жители, «предбанник» знаменитой Сан-Марко. Начинается она двумя величественными колоннами. Колонна Святого Марка увенчана бронзовым львом, привезённым крестоносцами в V веке до нашей эры из Ассирии. Колонна Святого Теодора с крокодилом символизирует былую мощь Республики. Колокольня Святого Марка на пьяцетте - одно из самых высоких и узнаваемых зданий. Поднявшись на вершину кампанилы, вы увидите окрестности и Лагуну с высоты птичьего полёта.
В районе Сан-Марко есть достопримечательность, которую называют одним из тайных сокровищ Венеции. Дворец Контарини дель Боволо, построенный в XV веке, прячется в небольшом переулке, и поэтому незаслуженно обойдён вниманием туристов. В компактном, вытянутом в высоту палаццо соединились черты готики, византийского стиля и раннего ренессанса. Его главное украшение — круглая угловая башня с внешней винтовой лестницей, давшей дополнительное название палаццо — «боволо» в переводе с венецианского диалекта означает «улитка».
Лёгкость строению придают многочисленные арки на тонких колоннах, украшающие лестницу и спиралью обвивающие башню снизу доверху. Лестница выводит на четыре лоджии, тоже декорированные аркадами. На верхнем балконе находится смотровая площадка, откуда открывается вид на терракотовые крыши и купола соборов центральной части Венеции.
Базилику Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари (Святой Марии Словущей или Успения девы Марии) построили францисканцы в 1443 году. Внешне не примечательная церковь в стиле поздней готики наполнена бесценными сокровищами. Строгий сдержанный интерьер украшен работами великих итальянских художников и скульпторов эпохи Возрождения.
Готический фасад базилики декорирован пилястрами, капителями, башенками в венециано-византийском стиле, 70-метровая кампанила — вторая по высоте после колокольни собора святого Марка. В соборе похоронены многие знаменитые люди и граждане Венеции. В конце прошлого столетия были реконструированы старинные органы. Каждую пятницу в базилике Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари проходят органные концерты.
Венецианский Арсенал — огромная корабельная верфь и крупнейшее промышленное предприятие в средневековой Европе. Переоценить значение Арсенала для Венеции невозможно, здесь ковалась морская, экономическая и политическая мощь республики. Первая верфь с начала XII века строила и снаряжала боевые корабли для крестовых походов. Через два столетия Арсенал расширили, на его территории появились склады оружия и строительных материалов для судов. Во время войны с турками в цехах начали отливать пушки. Арсенал давал работу почти всему населению Венеции.
Сегодня территория бывших верфей закрыта для посещения, здесь располагается морская база Министерства обороны. Попасть внутрь можно только по билетам на мероприятия Венецианского Биеннале искусств, который один раз в два года проводится в бывших цехах Арсенала. Узнать об истории огромного предприятия можно в расположенном рядом Военно-морском музее. Единственное место, доступное для осмотра — Главные ворота постройки XV века, к которым ведёт деревянный островерхий мост. Вход в виде триумфальной арки украшает рельеф Крылатого льва святого Марка и две скульптуры львов, доставленные из Греции.
Крупнейшая национальная библиотека Венеции Марчиана (библиотека святого Марка) основана во второй половине XV века. Начало огромному собранию положил кардинал Виссарион, передавший в библиотечный фонд 750 бесценных рукописных книг. Сегодня в Марчиане хранится 1 миллион печатных изданий, 24 000 книг начала эпохи книгопечатания, 13 000 рукописей. В дальнейшем коллекция редких изданий пополнялась дарами богатых венецианских семейств, книгами из монастырей.
Дом для библиотеки начали строить в первой половине XVI века. Ренессансное здание было пышно декорировано скульптурами, колоннами, аркадами. Интерьеры украшали фресками знаменитые художники того времени Андреа Мендолла, Паоло Веронский, Франческо Сальвиати. Через несколько десятилетий рядом с библиотекой в том же архитектурном стиле возвели монетный двор. В начале XX века его присоединили к библиотеке.
Построенный в XV веке францисканцами величественный готический собор Санти-Джованни-э-Паоло хранит крупнейшую в Венеции коллекцию скульптуры. Строительство и отделка храма продолжались почти два века, освящение состоялось в 1430 году. Базилика стала местом упокоения 18 дожей, видных военных деятелей, известных художников. Наиболее впечатляющие памятники работы отца и сыновей Ломбарди установлены на надгробиях дожей Пьетро Мочениго и Микеле Морозини. Стены собора Сан-Дзаниполо украшены росписями Джованни Беллини, картинами Паоло Веронезе, Лоренцо Лотто.
Необычная для венецианской архитектуры церковь Иль Реденторе возвышается на набережной острова Джудекка. В своём проекте венецианский архитектор Антонио Палладио гармонично соединил черты христианского и мусульманского храмового зодчества. Церковь была построена в конце XVI века в знак благодарности Спасителю за избавление от эпидемии чумы, унесшей за год треть населения Венеции. Антонио Палладио использовал в строительстве свои знаменитые расчёты по пропорциям храма. Здание кажется выше, чем на самом деле. Основной объём в форме креста венчает огромный белый купол, за ним видны две звонницы, напоминающие минареты. Пятнадцать ступеней, ведущие в храм, символизируют восхождение к вере. Портал украшен колоннами, над фронтоном и на куполе возвышаются фигуры Иисуса Христа.
Внутренне убранство Иль Реденторе — это уникальное собрание произведений искусства эпохи Возрождения. Вы увидите фрески, мозаики, полотна известнейших художников того времени — Тинторетто, Вазари, Винченцо, Бастиани, Виварини и других итальянских мастеров.
Redentore, Sestiere Giudecca, 30133 Venezia VE
Построенная в 1492 году церковь Санта-Мария-Формоза соответствует своему названию — formosa в переводе с итальянского языка означает «пышная». К основному белому зданию примыкают три полукруглые апсиды кремового цвета, основной объём расширяют боковые капеллы. Здание венчает восточный купол. Многоярусная барочная кампанила возведена позже — в 1604 году. Скромный интерьер украшают великие произведения искусства — полиптих Пальмы иль-Веккьо «Святая Варвара со Святыми» и картина Виварини «Мадонна Мизерикордия».
Calle Seconda de la Fava, 5263
В районе Кастелло находится одна из самых больших и красивых зелёных зон Венеции. Сады Биеннале были заложены в 1807 году по приказу Наполеона. К 1811 году на месте осушённых болот вырос парк. Сегодня Венецианские сады — это тенистые аллеи, бесплатные аттракционы, уютные уголки для отдыха, игровые площадки и место проведения Биеннале искусств.
Прогулку среди живописной природы можно совместить с познавательной экскурсией. В парке вы найдёте павильоны, принадлежащие Италии, США, Германии, России, Канаде, Венгрии, Бразилии и другим государствам. Все они построены в разных архитектурных стилях. Внутри размещаются постоянные и временные выставки произведений изобразительного искусства этих стран. Кроме павильонов, парк наполнен прекрасными скульптурными композициями и памятниками.
Красивейший палаццо Дарио на Гранд-канале венецианцы называют проклятым. В 1487 году его построил неизвестный архитектор по заказу знатного горожанина Джованни Дарио. От других палаццо дворец Дарио отличает асимметричный декор фасада в виде сферических узоров и балконов, украшенных арками.
Дворец предназначался для дочери Дарио, которая выходила замуж за богатого купца из семьи Барбаро. Беды с владельцами палаццо начались после смерти Дарио. Разорился и был убит его зять Винченцо Барбаро, потом умерла и дочь Мариетта. Несчастья и неестественные смерти преследовали членов семьи до начала XIX века, пока они, наконец, не избавились от дворца, продав его армянскому торговцу драгоценностями. Трагедии случались со всеми владельцами Ка-Дарио. Последняя смерть в палаццо произошла в 1993 году, жертвой стал крупный итальянский промышленник, замешанный в громком коррупционном скандале. Сегодня прекрасный образец архитектуры эпохи Ренессанса находится на реставрации, деньги в восстановление палаццо вкладывают американские владельцы здания. Суеверные жители Венеции обходят проклятый дворец стороной.
Одна из древнейших в Европе базилика Санта-Мария-Ассунта на острове Торчелло заложена в VII веке. Сохранившееся до наших дней здание построено в IX и перестроено в XI столетии. От первой церкви до наших дней дошёл фундамент и часть баптистерия. Кроме собора, храмовый ансамбль включает кампанилу и небольшую церковь Санта-Фоска. Благодаря длительному строительству и дальнейшим перестройкам в здании базилики соединились несколько стилей — венецианский, византийский и ранняя готика. Сдержанный фасад украшен колоннами, соединёнными арками. Внутри два ряда колонн разделяют пространство на три нефа. Наборный мозаичный пол из серого и розового мрамора вместе со светлыми стенами делают аскетичный интерьер величественным и торжественным. Атмосферу чистоты и покоя поддерживает обильный дневной свет, льющийся через окна.
Широкую известность собору Санта-Мария-Ассунта принесли хорошо сохранившиеся византийские мозаики XI–XII века. В главной апсиде на золотом фоне изображена Дева Мария с младенцем, на другой стене храма — сцены с изображением Страшного Суда. Сегодня церковь не является действующей, а работает как музей.
Fondamenta dei Borgognoni, 30142
В конце XI века венецианский флот оказал помощь Константинополю в разгроме армии царя Тира. В качестве трофея Венеция получила три монолитные колонны из гранита, которые в город доставили морем. При разгрузке одна из них утонула в лагуне, две другие выгрузили на берег. Почти 70 лет пролежали колонны — никто не брался за их установку. Только в 1196 году за дело взялся инженер Никколо Баратьери. Он использовал известный морякам приём «мокрой верёвки», когда пеньковый канат, смоченный водой, туго затягивает груз. В качестве платы за труд он выхлопотал себе право установить между колонами три игральных столика, чтобы получать с них постоянный доход. Позднее это пространство стало местом публичной казни.
Колонны Святого Марка и Святого Теодора установлены на маленькой площади, примыкающей к Сан-Марко и выходящей на канал. Восточную колонну Святого Марка венчает скульптура крылатого льва, западную Святого Теодора — статуя воина Феодора Тирона с лежащим у ног крокодилом.
Церковь Санта-Мария-дель-Джильо появилась в XVII веке благодаря адмиралу Антонио Барбаро — губернатору Далмации и Падуи и послу Республики в Риме. Он завещал городу огромную по тем временам сумму на возведение нового храма. К ней он приложил готовый проект фасада. Власти решили использовать деньги на реконструкцию полуразвалившейся церкви на площади Дзобениго. Работы поручили архитектору Джузеппе Сарди, который в точности исполнил завещание адмирала.
Реконструированная церковь выполнена в модном тогда стиле барокко, постаменты шести спаренных колонн украшены барельефами с картами городов, связанных с ростом адмиральской карьеры. В нишах между колоннами размещены статуи членов рода Барбаро, над ними — сам адмирал в окружении скульптур, символизирующих Добродетель, Мудрость, Славу и Честь. Интерьер оформлен полотнами и росписями выдающихся итальянских художников XVII века. Сокровище церкви — единственная в Венеции картина Рубенса «Святое Семейство».
Campo Santa Maria del Giglio San Marco
Дворец Ка-д’Оро (Золотой дом) – элегантный «представитель» поздней готики – называется золотым благодаря своему первому владельцу купцу Марио Контарини, который использовал для отделки дома сусальное золото. Впоследствии одним из известных владельцев дворца был князь Трубецкой. В 1894 году собственником здания становится Джорджо Франкетти. Он открыл в Ка-д’Оро художественную галерею, которая после его смерти отошла государству. При посещении дворца вы увидите полотна Ван Эйка, Тициана, Карпаччо, Мантеньи, предметы средневекового быта.
Одна из самых известных венецианских достопримечательностей – Мост вздохов, построенный в 1602 году архитектором Антонио Контином. Сооружение соединяет Дворец Дожей с тюрьмой. Тема вздохов связана с печальными эмоциями осужденных, отправляющихся в заключение. Посмотреть мост изнутри можно только с экскурсией в Палаццо Дукале. Со стороны набережной можно любоваться архитектурным шедевром бесплатно. По легенде, влюбленные пары, которые целовались под мостом на закате, обретают вечную любовь. Возможно, поэтому, место так популярно среди туристов.
Ла Фениче в переводе с итальянского означает Феникс. Свое название оперный театр полностью оправдал. Подобно птице, возрождающейся из пепла, ему доводилось возвращаться к жизни после многочисленных опустошительных пожаров. Сейчас здание полностью восстановлено, посетители могут любоваться роскошным интерьером и слушать итальянские оперные представления.
Для театра писали оперы прославленные композиторы – Россини, Монтеверди, Беллини, Верди. В XXI веке на оперной сцене наряду с классикой звучат произведения современных композиторов. Если вы решили провести вечер в Ла Фениче, не забывайте про дресс-код.
Остров Сан-Джорджо-Маджоре (кипарисовый остров) знаменит одноимённым собором, с колокольни которого открывается вид на площадь Сан-Марко. Колокольня базилики построена в середине XVIII века, а основное здание отреставрировано в XX столетии.
Стены из красного кирпича контрастируют с белоснежным фасадом и колоннами. Внутри вы увидите подлинники Тинторетто, необычный алтарь с фигурой Христа на шаре. Подниматься наверх лучше до начала церковной службы, чтобы не попасть под оглушительный перезвон колоколов.
В старинном особняке епископов из династии Торчелло в середине XIX века основан музей стекла Мурано. Вы увидите экспозиции стеклянных изделий, начиная от времён римской античности и заканчивая произведениями современных мастеров. Стеклодувы продолжают традиции предшественников, их работы представляют художественную ценность. В музее вы увидите процесс изготовления изделий из стекла, у мастеров можно купить понравившиеся вещи.
В недостроенном палаццо Веньер дей Леони на берегу Гранд канала расположился музей Пегги Гуггенхайм. Богатая американка провела последние 30 лет своей жизни в Венеции (с 1949 по 1979 год), занимаясь коллекционированием шедевров современной живописи.
В музее вы увидите произведения Пикассо, Дали, Модильяни, Кандинского, Миро, немецкого художника Макса Эрнесто – третьего мужа госпожи Гуггенхайм.. В тёплое время года часть экспозиции выставляется в саду, там же похоронена владелица коллекции вместе со своими четырнадцатью любимыми собаками.
Всего в трёх километрах от старой части города расположился остров Лидо. На нём вы увидите здания в постмодернистском стиле, построенные в конце XIX – начале XX века. Шумных толп туристов здесь не бывает, а атмосфера изысканная и уютная. Зайдите в монастырь Святого Николая, чтобы поклониться частице мощей Чудотворца. Отдохните на уютном пляже и окунитесь в теплые волны Адриатики. Если вы приехали в Венецию в конце августа, не пропустите Венецианский кинофестиваль.
Последним пристанищем для венецианцев стал остров Сан-Микеле. Вы можете посетить могилы Иосифа Бродского, Сергея Дягилева, Игоря Стравинского и его жены. Перед въездом на остров вы увидите оригинальный памятник – ладья с Данте и Вергилием раскачивается на волнах, великие поэты указывают путь к пристанищу мертвых. На могиле Бродского есть почтовый ящик, ручка и бумага. Вы можете оставить записку поэту. Рядом с надгробием Дягилева лежат его балетные пуанты.
Остров Джудекка – самобытный и уютный уголок лагуны. До XVI века здесь селились еврейские семьи, а позже богатые венецианцы уединялись на виллах. Сейчас на Джудекке можно встретить дорогое жилье наряду со скромными домиками. С побережья открывается вид на Сан-Марко и район Дорсодуро. От центральной набережной остров отделён узким каналом. Вы увидите три старинные церкви – Реденторе, Санта-Эуфемия, Санта-Мария делла Презентационе. Вечерние прогулки вдоль побережья подарят спокойствие и чувство причастности к венецианской жизни.
На севере лагуны расположился остров Торчелло – один из самых пустынных. Его населяют 20 человек, а в Средние века здесь обитало 20 тысяч жителей. Эпидемия малярии опустошила местность, поселение пришло в упадок. Посетив Торчелло, вы увидите архитектурные постройки времён античности, старинные церкви Санта Мария Ассунта и Санта Фоска. На острове сохранился Мост Дьявола, на нём отсутствуют перила. Трон Аттилы, высеченный из камня, вы можете увидеть в Провинциальном музее. Согласно легенде, на нем восседал вождь гуннов Атилла, а позже – правители Торчелло.
Между Санта-Кроче и Сан-Марко расположился район Сан-Поло. Это исторический центр со старинными церквями и палаццо. Сан Джакомо ди Риальто – самая старая базилика. Сан-Рокко и Скуола Гранде ди Сан-Рокко знамениты картинами Тинторетто.
Район расположен на левой стороне Гранд канала, с правым берегом его соединяет мост Риальто. Со времён Средневековья Сан-Поло был центром торговли. Сейчас вы увидите множество торговых лавочек и магазинов, которые предлагают туристам сувениры на память о Венеции.
Венецианский круизный порт – один из крупнейших в Средиземноморье, находится недалеко от Римской площади. Это место швартовки паромов, круизных судов, прогулочных катеров. Вы можете добраться до него пешком, от Римской площади прогулка займет 20 минут. Порт связан с такими туристическими направлениями как Хорватия, Греция, Египет. Вы можете добраться в эти страны туристическими лайнерами.
Художественный музей Галерея Академии хранит полотна знаменитых венецианских живописцев. Правители Венеции всегда слыли покровителями искусств и не скупились на оплату труда художников. Вы увидите творения Тициана, Тинторетто, Веронезе, Джованни Беллини, Карпаччо. Многие произведения поражают грандиозными размерами, потому что писались для дворцов. В залах картины размещены произвольно. Хронологический порядок и тематические коллекции отсутствуют.
Городской музей Коррера – богатейшее собрание живописных полотен, исторических документов и символов Венеции. Основная часть экспонатов – коллекция аббата Теодоро Коррера. В музее вы познакомитесь с тремя тематическими экспозициями – · историческими видами и артефактами венецианской жизни, картинной галереей живописи XII- XVII веков и· музеем Рисорджименто – собранием экспонатов позднего периода Республики.
Кафе Флориан расположено на площади Святого Марка. Заведение работает с 1720 года и носит название своего первого владельца. Кофейня гордится знаменитыми посетителями, среди которых – Байрон, Руссо, Гёте, Хемингуэй, Модильяни, Пруст. Здесь Казанова заводил новые интрижки с местными дамами. Вы можете насладиться ароматным кофе в одном из залов или за столиком на улице. Стоит учесть, что на площади играет живая музыка. Посетителям, расположившимся снаружи, придётся заплатить по счёту за игру оркестра значительную сумму.
Таинственный остров Повелья закрыт для посетителей. Добраться туда вы не сможете, подступы к нему охраняет морская полиция. В Средние века Повелья был местом изоляции для больных чумой. Сюда свозили даже здоровых людей, контактировавших с заболевшими. Всего на 1 квадратном километре захоронено 1500 жертв эпидемии.
В двадцатом веке на зловещем острове открыли лечебницу для душевнобольных. Рассказывают, что пациенты постоянно слышали голоса и крики. После трагической гибели врача больницы клиника прекратила существование, а местность закрыли для посетителей.
Среди палаццо венецианской знати, выстроившихся вдоль Гранд-канала, стоит пышный барочный дворец Ка-Реццонико, возведённый по проекту Бальдассаре Лонгена. По причине финансового краха заказчика и скоропостижной смерти архитектора строительство затянулось почти на сто лет. В середине XVIII века незаконченное здание приобрёл знатный род Реццонико из Ломбардии. Через полвека после торжественного открытия палаццо опустел. На протяжении двух веков он менял хозяев и к 30-м годам прошлого столетия лишился многих ценностей и предметов внутреннего убранства.
В 1935 году здание купил муниципалитет Венеции, чтобы организовать в нём экспозицию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства XVIII столетия. За фасадом, пышно декорированным балконами, колоннами и арочными окнами, скрываются роскошные интерьеры с элегантной старинной мебелью, скульптурами, гобеленами, изящным фарфором и посудой. Стены расписаны фресками, украшены полотнами и панно видных итальянских мастеров. В экспозиции вы увидите коллекцию мраморных бюстов, театральных кукол, одежды венецианской знати.
Dorsoduro, 3136, 30123 Venezia VE
На правом берегу Гранд-канала стоит прекрасное произведение двух архитекторов — Бальдассаре Лонгена и его ученика Антонио Гаспари. Барочный дворец Ка-Пезаро построен в начале XVIII века. Несколько тяжеловесная нижняя часть фасада с двумя большими арочными окнами, компенсируется лёгкостью верхних этажей, украшенных арками, которые опираются на тонкие изящные колонны. В интерьере сохранились старинные фрески.
За время существования у палаццо сменилось много владельцев. Последняя хозяйка дворца Феличита Бевилаква Ла Масса завещала после своей смерти открыть в здании музей. Её распоряжение было исполнено в 1902 году, власти открыли во дворце музей современного искусства. Первые 16 лет выставки молодых художников проводились на деньги венецианских меценатов. До конца прошлого столетия фонды музея пополнялись произведениями итальянских и зарубежных художников. Сегодня в экспозициях представлена скульптура и живопись XIX–XX веков. В отдельные выставки выделены графические работы и искусство Востока.
В XV веке у Венеции уже существовали крепкие экономические связи с германскими городами. В частности, немцы возили сюда серебро, из которого чеканили венецианскую монету гроссо, ставшую международной европейской валютой в XIV веке. Центром торговли в Венеции был квартал Риальто. Здесь в XIII веке было построено первое Немецкое подворье — Фондако-деи-Тедески, где купцы из Германии жили, торговали и держали склады. В 1505 году подворье сгорело в большом пожаре, но было быстро восстановлено. Именно это здание в стиле ренессанса с просторным внутренним двором, пятью большими арками и зубчатым карнизом можно увидеть сегодня в районе Гранд-канала. После большой реконструкции в 2016 году Фондако занимает люксовый торговый центр со смотровой площадкой на крыше.
Calle del Fontego dei Tedeschi, Rialto Bridge, 30100
Мост Скальци — одна из многочисленных переправ, соединяющих берега Гранд-канала. Первый каменный мост был построен в 1856 году. Индустриальный стиль, который применил автор проекта инженер Альфред Невилл, по мнению венецианцев, совершенно не соответствовал общему архитектурному стилю города. В 1932 году власти Венеции распорядились построить новый мост, который более соответствовал району Риальто. Название Скальци (в переводе — «мост босяков») переправа получила от расположенной рядом церквушки «босоногих» монахов-кармелитов.
Арочная каменная конструкция поднимается над водой на семь метров. Визуальную лёгкость мосту придаёт тонкая верхняя часть арки. Мост Скальци — единственная сухопутная дорога от вокзала Санта-Лючия до автостанции на площади Рома.
Ponte Scalzi, Fondamenta Scalzi Cannaregio 30121
Дворец Вендрамин Калерджиа можно было бы назвать типичным образцом венецианского ренессанса, если бы не одна деталь. Его фасад украшен не одной лоджией, фокусирующей взгляд на центре здания, а рядом лёгких балконов на втором этаже, создающим впечатление ажурного пояса. Украшением фасада служат и венецианские сдвоенные окна, разделённые лёгкими колоннами с маленькими арками наверху. Над созданием архитектурного шедевра трудились два известных мастера — Мауро Кодуччи и Пьетро Ломбардо. Дворец строился на рубеже XV–XVI веков. На протяжении нескольких столетий палаццо владели знатные граждане Венеции, одним из них был аристократ Витторио Калерджиа, затем — члены семьи Вендрамин. С 1995 года во дворце работает Музей Вагнера.
Sestiere Cannaregio, 2040- Ca' Vendramin Calergi
Прекрасно сохранившаяся доминиканская церковь Санта Мария дель Розарио (или просто церковь Джезуати) украшает район Дорсодуро с 1755 года. Проект создал архитектор Джорджо Массари. Классический фасад декорирован в стиле рококо. Коринфские колонны поддерживают треугольный фронтон, центральный портал окружают четыре ниши со скульптурами, символизирующими четыре человеческих добродетели. Внутренние стены покрыты фресками работы Джованни Тьеполо. Старейшая картина в храме принадлежит кисти Тинторетто и располагается в одном из алтарей. Интерьер украшен многочисленными скульптурами XVIII века.
Fondamenta Zattere ai Gesuati, 795
Бартоломео Коллеони был одним из немногих удачливых кондотьеров, сумевших сколотить состояние на войнах между малыми итальянскими государствами. С 1455 года он возглавлял армию Венецианской республики, покровительствовал искусствам и оставил городу немало денег на благотворительность. Через четыре года после смерти генерал-капитана в 1479 году Венецианский сенат согласно воле усопшего решил установить ему памятник. Украшающая площадь Санти-Джованни э Паоло конная статуя кондотьера отлита по макету скульптора Андреа Верроккьо. Памятник торжественно открыли в 1496 году. Скульптура установлена на высоком постаменте, украшенном рельефами с изображением герба Коллеони.