Топ-50 достопримечательностей в Астрахани и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.
В конце XIX века дом купца Тетюшинова был центром деловой жизни города. Уникальный образец деревянного зодчества, украшающий набережную реки Кутум, — единственная сохранившаяся деревянная постройка XIX века в Нижнем Поволжье. Двухэтажный фасад украшен резными наличниками. С трёх сторон по периметру второго этажа тянутся открытые галереи с резными дубовыми колоннами. По старым изображениям архитекторам удалось воссоздать первоначальный облик дома. Особенно тщательно восстанавливались интерьеры. Теперь внутри работает музейно-культурный центр. Работники музея перевоплощаются в жильцов дома и прислугу, а посетители имеют возможность почувствовать себя знатными гостями семьи Тетюшинова, пришедшими на званый вечер.
Астраханская набережная протянулась на 2 км от Дворца бракосочетаний до памятника Петру I на одноимённой площади. Начало прогулочной зоны находится в живописном месте слияния Волги и реки Кутум. От ЗАГСа, где всегда многолюдно, начинается широкая пешеходная зона, выложенная искусственным камнем и разделённая на две полосы газоном. Металлическая ограда в нескольких местах прерывается ступеньками к воде и смотровыми площадками.
На набережной много оригинальных памятников, создающих особую атмосферу, среди них — бронзовая скульптура Дамы с собачкой и памятный знак, посвящённый ледовой переправе 1942 года. Центры притяжения в знойные летние дни — четыре фонтана, в том числе светомузыкальный. Вдоль всего променада выстроились кафе, рестораны с открытыми верандами, сувенирные магазины.
Краеведческий музей Астрахани — один из крупнейших в России. Он насчитывает 14 филиалов и хранит в своих фондах 300 000 экспонатов. Основы богатейшего собрания были заложены в первой половине XIX века, когда в городе открылся Губернский музеум. Сегодня в залах выставлены несколько коллекций — этнографическая, нумизматическая, археологическая, таксидермическая, представляющая флору и фауну Астраханского края и Волго-Каспийского бассейна.
На первом этаже выставлены чучела животных и рыб. На втором расположены залы, посвящённые истории и культуре народов, населяющих Астраханскую область. Третий этаж отдан природе степей с диорамами и живописными картинами. Рядом расположена Оружейная комната с собранием орудий и доспехов разных времён. В нескольких залах можно погрузиться в самобытный быт кочевых народов и проследить эволюцию их культуры от древних времён до вхождения Астраханского ханства в состав государства Российского. В цоколе работает выставка «Золото кочевников» с уникальными украшениями, обнаруженными при раскопках курганов.
Астраханская опера основана в 2011 году на базе Астраханского государственного музыкального театра, существовавшего в городе с конца 1980-х годов. Спектаклями первого сезона стали опера «Пиковая дама» и балет «Лебединое озеро». В репертуаре — оперная классика на русском, итальянском и французском языках, балеты, музыкальные спектакли для детей.
Великолепное белоснежное здание театра в русском стиле возвышается на холме в окружении сквера с фонтанами. Внутри гостей встречает огромный светлый холл, напоминающий главный зал мечети. Спектакли идут на двух сценах — в большом зале, вмещающем 1200 зрителей, и малом на 120 мест. В 2012 году на фоне исторических «декораций» Астраханского кремля была исполнена опера Мусоргского «Борис Годунов». Сегодня формат спектаклей open-air пользуется большой популярностью у зрителей.
Астраханский кремль построен в конце XVI века на острове, который омывается водами Волги, Царёва, Кутума и Казачьего ерика. Строительство каменной крепости началось во время правления Ивана Грозного, а закончилось при его сыне Фёдоре Иоанновиче. В кремле сохранились два красивых храма — Троицкий XVII века с Кирилловской часовней и Успенский кафедральный собор начала XVIII столетия с усыпальницей астраханских иерархов. Над Пречистенскими воротами, через которые шла дорога от кремля до Белого города, возвышается 80-метровая колокольня, построенная в 1910 году. В северной части стоят Никольские ворота с надвратным храмом Святого Николая Чудотворца.
Изначально стены кремля были укреплены восемью башнями. До наших дней дошли Архиерейская, Житная, Крымская, Красные ворота, Артиллерийская, или Пыточная башня, Водяные ворота. От Красных ворот, которые возвышаются на высоком волжском берегу, открывается прекрасный вид Астрахани и Волги. В Артиллерийской башне сохранился старинный пороховой погреб — ровесник крепости. В кремле работает этнографический музей и исторические выставки.
Достопримечательности Астрахани и окрестностей, которые лучше посмотреть на прогулке с местным гидом.
Лебединое озеро находится на пересечении улицы Адмиралтейской и площади Ленина. Небольшой водоём в центре города образовался на месте старого русла Волги, поэтому астраханцы называют его «старицей». Лебединым озеро стало благодаря нескольким парам грациозных птиц, постоянно обитающих на его берегах.
Озеро заключено в гранитную «оправу». По берегам оборудовано несколько спусков к воде и смотровая площадка. В центре на каменном островке установлена белоснежная ротонда, попасть в которую можно только на лодке. Это популярный маршрут водных прогулок у молодожёнов и влюблённых пар, назначающих романтическое свидание посреди водной глади.
Координаты: N 46 20.766 E48 1.404
В 70 км от Астрахани в дельте Волги есть небольшая пустыня. Своим появлением она обязана овцам — поедая растительность вместе с корнями, они высвободили верхний слой степной почвы. Под действием ветров начала формироваться подвижная песчаная дюна, которую астраханцы назвали «Большим братом». Высота песчаного гребня бархана в разных местах колеблется от 12 до 25 м. Кое-где через песок пробивается пустынная растительность. За десятилетия на бархане сформировался свой биом — в песке поселились змеи и ящерицы. С вершины дюны открывается панорама зеленеющих астраханских степей, которые окружают мини-пустыню.
В Ахтубинском районе Астраханской области находится гора Большое Богдо — самая высокая точка Прикаспийской низменности. Её абсолютная высота составляет 152 м над уровнем моря. Миллионы лет море приходило сюда и откатывалось обратно, оставляя на суше соль, которая откладывалась на песчаниках, известняках и красно-бурых глинах. Степные ветры внесли свою лепту в формирование горы — её склоны испещрены пещерами, сотами, карнизами, воронками. Большое Богдо называют «поющей» горой. В ветреную погоду она издаёт звуки, похожие на пение флейты или зловещий шёпот.
На вершину горы ведёт экологический маршрут, проложенный специально для туристов. На склонах перед путниками открываются удивительные пейзажи — красно-коричневые складки и «волны» скал, местами покрытые сочной зеленью трав. Калмыки считают гору священной. На вершине стоит старая геодезическая тренога, сплошь покрытая цветными ленточками, — так проявляют почтение к Богдо буддисты. С 1997 года гора входит в состав Богдинско-Баскунчакского заповедника.
Владимирский собор построен в честь 900-летия крещения Руси в 1888 году. Величественный 50-метровый храм возвышается на берегу Приволжского затона в юго-западной части города. В архитектуре прослеживается влияние византийского стиля. Центральное средокрестие с подпружными арками окружено экседрами, алтарной апсидой с востока и двухярусной колокольней с запада. Сложный комплекс фасада венчает массивный зелёный купол на световом барабане. В советские годы собор использовался в качестве склада, поэтому богатое убранство интерьера не сохранилось. В 2022 году начата реставрация росписи и других декоративных элементов главного зала храма.
На территории Астраханского кремля возвышается крупнейший храм города — собор Успения Пресвятой Богородицы. Первое деревянное здание было построено при Иване Грозном в 1568 году, когда царь даровал городу Владимирскую икону Божьей Матери. К началу XVII века собор сильно обветшал. Пристроенный к нему в 1602 году каменный храм тоже простоял недолго. Современный собор, сохранивший до наших дней первоначальный облик, построили в 1710 году. В его архитектуре сочетается московское барокко и неоклассицизм. Величественный фасад богато декорирован лепниной. Здание венчают пять золотых главок с крестами, установленных на тонких барабанах.
До революции высокий светлый верхний храм украшали росписи, 8-ярусный иконостас, серебряные царские врата, столпы из искусственного мрамора. Всё богатство интерьера, как и драгоценная церковная утварь, было утрачено в годы советской власти. Сегодня верхний храм восстановлен. Новые подкупольные росписи выполнены мастерами из Палеха, по описаниям воссоздан чугунный пол, мраморные колонны.
Нижний храм Владимирской иконы Божией Матери, напротив, был приземист и тёмен. Здесь находится усыпальница церковных иерархов Астрахани. Раньше его стены покрывали надгробные надписи, теперь своды и потолок расписаны в византийском стиле. Во время реставрации установлен новый иконостас. Рядом с Успенским собором возвышается надвратная 3-ярусная колокольня, выполненная в том же стиле.
Петровский фонтан украшает набережную Волги с 2009 года. В тот года город праздновал свой 450-летний юбилей, и фонтан был одним из подарков астраханцам. Общая площадь сооружения составляет 875 кв.м, струи воды бьют из форсунок, расположенных на разных уровнях. Особенно эффектным зрелище становится вечером, когда включается разноцветная подсветка и звучит музыка — классические произведения, поп- и рок-композиции. На шоу собираются сотни людей, восторженно наблюдающие за переплетением музыки и света.
В XVI веке вокруг Астраханского кремля начали расти жилые кварталы — посад. По аналогии с московским его назвали Белым городом. К XVII веку хаотичная застройка сменилась тщательно продуманной планировкой растущего города. Она сохранилась до наших дней. В Белом городе сосредоточены основные исторические достопримечательности Астрахани — старинные купеческие дома, персидское и индусское подворья, мечети, гостиные дворы. Там, где селились заморские купцы, заметны черты мавританской архитектуры. Знаковые места — Демидовское подворье, самая старая улица города Советская, Торговая площадь. Хорошо сохранились городские усадьбы XVIII–XIX веков, построенные в стиле ампир и классицизма, особняки начала прошлого века на набережных реки Кутум и Варвациевского канала.
Сарай-Бату — туристический комплекс в 170 км от Астрахани, расположенный в селе Селитренное. С середины XIII века на этом месте располагалась одна из столиц Золотой Орды — город Сарай-Бату, основанный ханом Батыем. Отсюда совершались набеги и походы завоевателей, сюда привозили дань покорённые народы. Городище протянулось вдоль берега реки Ахтубы на 13 км. В 2010 году после съёмок фильма «Святитель Алексий», действие которого происходит в столице Золотой Орды XIV века, декорации разбирать не стали. Так возник туристический комплекс, полностью погружающий гостей в атмосферу величайшей восточной империи. По городу проводится экскурсия. Гости могут отдохнуть в ресторане «В гостях у хана», сразиться в пейнтбол на оборудованном полигоне. Вокруг много сувенирных лавочек, работает настоящий восточный базар.
Художник Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани и впоследствии часто навещал своих родных. В память о великом земляке в городе с 2002 года работает музей. Он открылся в доме, где бывал художник, — здесь жила его крёстная, а потом ненадолго поселилась мать и сестра. В Доме Кустодиева содержится коллекция картин, часть из них он сам передал в дар городу незадолго до смерти. В экспозиции выставлены личные вещи, афиши, наброски, фотоальбомы, открытки, которые художник посылал жене, и другие семейные реликвии. В 2013 году в музее была создана реконструкция мастерской художника.
Музей истории города входит в состав историко-архитектурного музея-заповедника Астрахани. Он занимает помещения бывшего Дома-музея Ульяновых. Первая экспозиция была посвящена семье В. И. Ленина. Позже она дополнилась экспонатами, рассказывающими о жизни всех сословий Астрахани. В комнатах выставлены личные вещи Ульяновых, сохранена подлинная обстановка их дома. В других помещениях воссоздана комната портного, купеческая столовая, дворянская гостиная. На втором этаже представлена история народного образования Астрахани. В фойе музея собраны фотографии и небольшие рассказы о почётных гражданах города. Среди них — князь Леонид Вяземский, граф Михаил Лорис-Меликов, президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Баскунчак — самое солёное озеро в России. Оно находится в 300 километрах от Астрахани и представляет собой заполненную водой котловину в соляной горе. Издавна здесь добывали «чистую как лёд» соль. Первые упоминания о промысле встречаются в письменных источниках начала XVII века. Сегодня озеро входит в состав Богдинско-Баскунчакского заповедника и составляет обособленный кластер с горой Большое Богдо. Максимальная глубина озера — 3 м, площадь водного зеркала — около 230 кв. км. Питающая Баскунчак речушка Горькая размывает глинистую почву и несёт её в озеро, придавая воде красноватый оттенок. Летом окружающий пейзаж становится фантастически красивым — зелёные луга, красная вода, белые «острова» соли и голубое небо. В окрестностях озера построен санаторий «Баскунчак», где проводят лечение грязями, рапными ваннами, солевыми галокамерами.
Вдоль южной стены Астраханского кремля протянулась площадь Ленина с памятником вождю мирового пролетариата. С остальных трёх сторон она ограничена домами сталинской постройки. Раньше на площади проходили демонстрации и парады. Теперь здесь проводятся торжественные мероприятия, посвящённые Дню Победы. Пространство покрыто светлыми гранитными плитами, красиво сочетающимися с белыми стенами кремля. Центр площади украшают семь фонтанов «Нева-Волга». Водная цепочка протянулась на 500 метров и ограничивается самыми большими скульптурными фонтанами — «Волга» и «Нева».
Мужской монастырь Иоанна Предтечи в центре Астрахани построен на месте деревянной церкви в конце XVII века. В те времена это была не только православная обитель, но и крепость, защищающая пригородные рубежи Астрахани. Храмы монастырского комплекса построены из красного кирпича в древнерусском стиле. До наших дней сохранилась только церковь Сретения Господня, остальные были восстановлены уже после 90-х годов XX века. Массивное крестовидное здание украшено двумя рядами кокошников. Вверху сияют позолотой пять глав с крестами. В монастыре хранятся несколько важных православных святынь — древняя Иверская икона Божией Матери, иконы-мощевики Святителя Тихона, Патриарха Московского и Преподобного Максима Грека.
Театр юного зрителя зародился в Астрахани в 1933 году. Тогда это была самодеятельная труппа артистов, ставящая спектакли для советских детей. Статус театра коллектив получил в 1934-м, открыв сезон постановкой «Ревизора». Современный ТЮЗ размещается в отремонтированном здании, украшенном скульптурными композициями «Жар птица» и «Конёк горбунок». Большой зрительный зал вмещает 670 человек, малый — 140. Репертуар рассчитан на аудиторию любого возраста — от совсем маленьких зрителей до современных и классических постановок для взрослого зрителя.
Обширные лотосовые поля раскинулись недалеко от Астрахани в дельте Волги. Они считаются самыми северными плантациями экзотического цветка на планете. Впервые небольшое поле лотосов в низовьях Волги обнаружили в 1912 году. Для охраны редкого для этих мест растения был создан биосферный заповедник. За столетие площадь полей выросла с 0,4 до 5000 гектаров. С июля по сентябрь цветение полей не прекращается — одни цветки увядают, на их месте распускаются новые бутоны. Листья некоторых экземпляров могут достигать в диаметре 1 метра, а цветки — 60 см. Самые большие и красивые поля находятся у взморья в устье Волги. Для туристов организуют частные экскурсии на лодках и групповые туры на теплоходах, которые отходят от астраханской набережной.
Координаты: 45.892222, 48.359444
Астрахань всегда была центром рыболовного промысла, а осетра здесь называли кормильцем. Когда-то он водился в Прикаспии в несметных количествах. Говорят, некоторые особи достигали в длину 7 метров. Отсюда благородная рыба поставлялась к царскому двору, попадала на стол к знатным боярам и богатым купцам. В Астрахани немало «рыбных» скульптур. Самая известная — памятник «Осётр» в сквере рядом с набережной. Его поставили в 2018 году в знак признательности — в страшные военные годы осетровые спасли от голода тысячи астраханцев.
В конце прошлого века после строительства на Волге плотины, образовался разлив, в котором открылась осетровая ферма «Белуга». Заводь отлично подходила для устройства садков, в которых решили возрождать исчезающую популяцию ценных пород рыб. Сегодня ферма занимает 20 гектаров, в товарных, маточных и других садках постоянно содержится 1500 особей осетровых — белуга, стерлядь, шип, севрюга. Попасть на ферму можно только с групповой экскурсией по предварительной заявке. Туристам показывают бассейны с икрой, мальками, садки с рыбой, знакомят с процессом выращивания молоди. В заключение гости выпускают в море мальков. Фирменный магазин фермы «Белуга» находится в центре Астрахани. Здесь продаются рыбные деликатесы и сувениры.
Триумфальную арку торжественно открыли в 2017 году к 300-летию Астраханской области. Она стала продолжением традиции, которая зародилась в 1871 году. Тогда в преддверии визита в Астрахань императора Александра III в порту возвели деревянную Триумфальную арку, украсив её резным декором с изображением природных богатств волжского края. Современная арка построена по образцу своей предшественницы, но из современных долговечных материалов. Сооружение украшают шесть барельефов с изображением эпизодов из истории города, гербы России и Астрахани. Перед аркой расположен сухой фонтан в виде больших часов, где вместо цифр выложены гербы городов Астраханской области. От арки идёт Аллея славы, на которой установлены скульптуры известных людей, чья жизнь была связана с Астраханью.
Дом офицеров Каспийской флотилии расположен по соседству с воинскими частями Астраханского гарнизона. Двухэтажное здание скрывается в зелени живописного парка. Перед входом расположен фонтан. Внутри Дома офицеров оборудован зимний сад с тропическими растениями и аквариумом, работает библиотека, спортивные и концертные залы. Для туристов представляет интерес музей истории Каспийской флотилии, занимающий четыре просторных помещения. Экспозиция рассказывает об образовании и становлении русского флота в Каспийском море, о подвигах моряков и их жизни на суше.
ул. Адмирала Нахимова, 60Б, 2 этаж
Когда-то место у Татарского базара, где сейчас стоит церковь Иоанна Златоуста, называлось Безродной слободой. В XIX веке её обитатели во главе с местным батюшкой собрали пожертвования на строительство нового каменного храма. Так в 1826 году в слободе появилась новая красивая церковь. Шли годы, приход увеличивался, требовалось расширение здания. Несколько перестроек существенно изменили первоначальный облик храма.
Церковь Иоанна Златоуста — прекрасный образец классического стиля, обладающий строгостью форм и чёткостью планировки. Восьмигранный барабан с шлемовидным куполом венчает четверик, в котором расположены главный алтарь и два придела. Над входом возвышается 2-ярусная звонница. Необычная для русских храмов деталь внешней отделки — барельефы с изображениями святых и яркая фреска на треугольном фронтоне с восточной стороны храма. На ней изображён Авраам, приносящий дары Троице. Внутри колонны и своды покрыты росписями. Настоящее украшение церкви — большой многоярусный иконостас.
Драматический театр основан в Астрахани в 1810 году. Он входит в десятку старейших театров России. Современная труппа под руководством заслуженного артиста России Александра Анатольевича Огарева, следуя традиции отдаёт приоритет классическим спектаклям российских и зарубежных драматургов. Другое направление — современная трактовка классических пьес. Афиша предлагает зрителям до 40 спектаклей в год, которые идут на нескольких площадках. Кроме главного зала в театре существует малая сцена «Имаджинариум» и «Театральная гостиная». В летнее время популярен «Театр в саду» — спектакли идут во внутреннем дворике здания.
Астраханская картинная галерея основана в 1918 году местным купцом и коллекционером П. М. Догадиным. Первое в городе собрание живописи с 1921 года размещается в бывшей усадьбе Плотниковых, построенной в XIX веке. Всего в фондах галереи хранится 19 000 экспонатов. В Галерее Догадина выставлена коллекция русской иконы XVI–XX веков, русская живопись, графика, собрание скульптур XVIII–XX веков. В отделе современного искусства вы увидите шедевры соцреализма, в европейском зале — картины немецких, австрийских, итальянских мастеров из частных коллекций.
На пересечении Никольской улицы и волжской набережной стоит бронзовая фигура Дамы с собачкой. Женщина, одетая по моде XIX века, держит в руке небольшой букетик цветов. У её ног сидит маленькая собачка. Эта композиция не связана со знаменитым произведением А. П. Чехова. До революции таких «дам» можно было встретить в каждом крупном городе России. Только задумчивый взгляд и печальное выражение лица создают некоторое сходство с чеховской героиней.
Пётр Великий немало сделал для развития Астраханской области. Император часто бывал в низовьях Волги, способствовал становлению торговли, промышленности, виноделия и рыбоводства. В 1717 году была учреждена Астраханская губерния. В честь этого события в 2002 году на набережной появился памятник великому реформатору. Пётр в парадном мундире стоит на высоком постаменте, украшенном гербом России. По четырём сторонам монумента лежат якоря. На гранитной плите перед памятником выгравирован указ Петра I о создании Астраханской губернии.
пр. Губернатора Анатолия Гужвина
Музей Велимира Хлебникова открыт в Астрахани в 1993 году. Это единственная экспозиция в мире, посвящённая жизни и творчеству поэта. Семья Хлебниковых жила на Демидовской улице в доходном доме. Интерьер переносит посетителей в самое начало XX века. В помещениях прекрасно сохранились изразцовые печи, дубовый паркет, узорные чугунные перила, потолочная лепнина. В нескольких комнатах на первом этаже собрана коллекция личных вещей поэта, черновики и прижизненные издания стихов.
Сквер Гейдара Алиева открыт в Астрахани в 2011 году. Зона отдыха протянулась по набережной от Лебединого озера до моста через Приволжский затон у храма Святого Князя Владимира. В центре установлен памятник первому президенту Азербайджана. Рядом с монументом построен пешеходный мост, соединяющий сквер Алиева и проспект Гужвина, ведущий к памятнику Петру Великому.
ул. Набережная Приволжского Затона
История астраханского цирка уходит корнями в начало XIX века, когда в городе стали проводить Поволжские ярмарки, где обязательным пунктом программы был цирковой балаган. Первый крытый цирк появился в Астрахани в 1885 году. Здание не отапливалось, поэтому представления давались только летом. Второе деревянное здание на 1200 мест построили цирковые артисты братья Никитины, но и в нём шли только сезонные представления. В 2010 году астраханцы получили долгожданный подарок — к 450-летию города было капитально реконструировано старое здание. У него появился второй этаж, солидный купол, просторный зал, вольеры для животных и административное крыло. Теперь представления идут круглый год. В цирке нет собственной труппы, здесь выступают лучшие цирковые коллективы России, проходят гастроли эстрадных артистов.
В сквере у главного корпуса Астраханского университета в 2009 году был установлен памятник туркменскому поэту, философу, мыслителю XVIII века Махтумкули Фраги. Город получил монумент работы скульптора Сарагта Бабаева в дар от Президента Туркменистана. Фраги много путешествовал, в конце жизни он побывал в Прикаспии, в том числе посетил Астрахань. Автор изобразил Махтумкули в национальной одежде с приподнятой правой рукой, словно он обращается к невидимым слушателям. В левой руке поэт держит книгу.
В XVI веке Иваном Грозным в Астрахань был послан православный игумен Кирилл. Он заложил на новых русских землях деревянный Троицкий монастырь с двумя храмами. В 1603 обитель перестроили в камне и возвели Троицкий собор в древнерусском стиле. Всякое было в истории храма. Он процветал, приходил в упадок, снова поднимался. Самый большой ущерб собор понёс при советской власти — был утрачен иконостас и богатое внутреннее убранство. Восстановление Троицкого монастыря началось в 1970-х годах в рамках общей реставрации Астраханского кремля. Белокаменный собор состоит из Большой и Малой трапезных, Сретенской и Введенской церквей, часовни Кирилла, которая датируется 1677 годом.
Никольская — главная улица района Коса в историческом центре Астрахани. После постройки канала имени Варвация из-за обмеления Волги к западу от кремля возник большой участок свободной земли, который стал постепенно застриваться. В 1820-х годах улочка Никольская была узкой, немощёной, с бедняцкими лачугами. К концу XIX века эти земли были выкуплены под коммерческую застройку и постепенно превратились в фешенебельный район. На рубеже столетий иметь особняк на Никольской было модно, престижно и довольно дорого. Здесь располагались банки, торговые дома самых богатых купеческих фамилий Астрахани.
Современная Никольская улица, протянувшаяся от кремля до набережной Волги, — настоящая историческая экспозиция, 14 зданий имеют статус объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Фасады в стиле модерн украшены лепниной, коваными балконами, рустом, башенками, фигурными фризами. Сейчас в бывших доходных и купеческих домах расположены рестораны, магазины, муниципальные офисы, учебные заведения.
Современную панораму города невозможно представить без пятизвёздочного Гранд Отеля «Астрахань». Сверкающий стеклянным фасадом гостиничный комплекс возвышается на берегу Волги, даря своим постояльцам великолепные виды. Он состоит из основного здания и примыкающих к нему двух 17-этажных башен. К услугам гостей — бассейн, сауна, массажный кабинет, тренажёрный зал, салон красоты. В комфортабельных номерах есть кондиционер, телевизор, холодильник и мини-бар. Ресторан Grand Al Pash с интернациональной кухней радует любителей фирменных астраханских блюд из рыбы. В отеле часто проводятся выставки, семинары, научные симпозиумы. В пешей доступности расположены главные достопримечательности Астрахани — кремль, Оперный театр, православные храмы и мечети.
Старейшая в городе Белая мечеть построена в 1810 году на средства купца Измайлова. Белоснежное одноэтажное здание с южной стороны имеет полукруглый выступ михраба. С севера к нему примыкает минарет, окружённый галереями. Молельный зал состоит из двух помещений. Одна часть — парадная с высокой купольной крышей. Другая — более низкая, покрытая двускатной крышей. Для женщин предназначена галерея на втором ярусе. При мечети работает исламский институт «Хаджи-Тархан», где могут получить исламское образование не только мужчины, но и женщины.
Цейхгауз — длинное одноэтажное здание бывших оружейных складов, построенное в 1844 году. До середины прошлого столетия в нём хранились боеприпасы, вооружения, обмундирование. Затем здание совсем обветшало, от него остались только стены. Строение восстановили во время большой реставрации Астраханского кремля в 2007 году. С 2013 года в Цейхгаузе действует выставочный комплекс с современным мультимедийным оборудованием. В двух просторных помещениях проводятся выставки изобразительного, декоративно-прикладного и фотоискусства.
Маленький аккуратный сквер Пушкина разбит вокруг памятника поэту. Бронзовый бюст на круглом гранитном постаменте работы белорусского скульптора З. И. Азгура установили на пересечении улиц Советской и Коммунистической в 1958 году. Он стоит на фоне здания советской эпохи, которое сегодня признано памятником архитектуры. В сквере часто собираются местные писатели и поэты, по инициативе астраханских властей проводятся литературные чтения.
Музей боевой славы открылся в Астрахани в 1975 году к 30-й годовщине окончания Великой Отечественной войны. Первая экспозиция занимала всего два зала на первом этаже исторического особняка 1907 года. Во время войны в нём размещался штаб 28-й Армии, воевавшей на Сталинградском фронте. К середине 1980-х количество экспонатов выросло, и музею передали все три этажа здания. В экспозициях выставлены документы, фотографии, плакаты, предметы, касающиеся военной истории города, начиная с его основания до наших дней. Вы увидите старинное холодное и огнестрельное оружие, доспехи, обмундирование разных эпох, картины. Подвигам воинов 28-й Армии и тружеников тыла во время Великой Отечественной войне посвящены пять залов. В экспозиции «Погружение» воссоздана сталинградская квартира со светомаскировкой и звуковыми эффектами.
Астраханский театр кукол основан в 1986 году. Первый спектакль «Победители» по пьесе П. Высоцкого состоялся в гарнизонном Доме офицеров. Его сцена стала домом для театра на целых пять лет. В 1991 году закончилась реставрация старинного особняка в историческом центре Астрахани. Специально для кукольного театра был разработан дизайн фойе и созданы цветные витражи.
Репертуар радует детей и взрослых. Кроме классических детских сказок русских, советских и зарубежных авторов, на сцене идут постановки для юношества и взрослых по произведениям Брэдбери, Сперанского, Штока, Бартенева. Театр много и успешно гастролирует, участвует в творческих фестивалях. Для детей поход в кукольный театр превращается в настоящий праздник и познавательное путешествие. В антрактах в фойе проходят музыкальные выступления, работает музей кукол, проводятся выставки картин местных художников и детских рисунков.
Храм Казанской Иконы Божией Матери, построенный в 1907 году, стал третьим в Астрахани. Первый, возведённый в XVIII веке, сгорел в пожаре, второй оказался слишком мал для большого прихода. Последняя Казанская церковь в древнерусском стиле блистала пятиглавием, богатой наружной отделкой, светлым просторным интерьером, росписями, иконостасом из голубого фарфора. В то время её называли жемчужиной Поволжья.
Революция принесла храму разорение. Он утратил росписи, иконостас, лишился глав и внешнего декора. До 1991 года его использовали для хозяйственных, производственных и общественных нужд. Только после возвращения Казанской церкви РПЦ началась реставрация святыни. Процесс восстановления занял более 16 лет. Сегодня вновь радует взгляд нарядная шатровая колокольня. Четверик венчает единственный купол на массивном световом барабане. Восстановлен иконостас, его наполнили вышитые бисером иконы. Главная святыня церкви — написанная на Святом Афоне икона Казанской Божией Матери.
В 1978 году в Астрахани открылся Литературный музей А. Г. Чернышевского. К началу нового столетия тематика музея значительно расширилась, фонды постоянно пополнялись предметами, касающимися всех аспектов культурной жизни Астраханской области — литературы, театра, музыки, изобразительного искусства. В 2000 году он вошёл в состав Государственного историко-архитектурного музея-заповедника Астрахани как Музей культуры.
Экспозиции размещаются в историческом особняке конца XVIII века со статусом памятника архитектуры федерального значения. Они посвящены известным творческим людям, чьи имена были связаны с Астраханью — Фёдору Шаляпину, Марии Максаковой, Валерии Барсовой, Василию Тредиаковскому, Надежде Папаян, Николаю Чернышевскому. В залах выставлены театральные костюмы, картины, документы, фотографии. Воссозданы интерьеры музыкальной гостиной и кабинета писателя с антикварной мебелью и подлинными предметами XIX века. При музее работает литературная студия Астраханского Союза писателей России.
Усадьба М. А. Шелехова на набережной Кутума построена в 1880-х годах. До начала XX века она сменила нескольких хозяев. Предприниматель-рыбопромышленник М. А. Шелехов купил дом в 1904 году и взялся перестраивать здание, превратив его в богатую городскую усадьбу. Неизвестный архитектор придал ей черты неоренессанса. Асимметричное строение с мезонином, квадратной смотровой башней и обилием декоративных деталей стало украшением набережной, которая в те времена считалась самым респектабельным районом города. В отреставрированных интерьерах сохранились изразцовые печи, украшенные лепным фризом в виде растительного орнамента. Сейчас особняк арендует одно из медицинских учреждений Астрахани.
В XIX веке Братский сад был главной площадью Белого города. За свою историю она сменила несколько названий — Торговая, Плац-парадная, Адмиралтейская. Современное название площадь получила в 1918 году, когда на ней в братской могиле похоронили 180 рабочих, погибших в боях за установление советской власти. Позже к ним добавился прах 27 воинов, защищавших Астрахань в годы Великой Отечественной войны. С 1965 года перед памятной стелой в виде расколотого штыка горит Вечный Огонь. В небольшом сквере высится памятник — рабочий с винтовкой в опущенных руках.
Чёрная мечеть — одна из старейших в Астрахани. Первый деревянный храм был перестроен в камне в 1816 году. Над двухэтажным зданием нежно-розового цвета с нарядным фасадом возвышается купол чёрного цвета, давший название мечети. В советское время в здании размещалась татарская школа. В 1975 году мечеть получила статус памятника архитектуры регионального значения. В 2008 году полуразрушенное здание восстановили. Сегодня мечеть является одним из культурных и духовных центров для астраханских мусульман. Как и прежде, при храме функционирует медресе.
Красную мечеть, или мечеть на Больших Исадах, построили в самом начале прошлого века. Красное кирпичное здание с высоким красивым минаретом и покрашенными в белый цвет элементами декора часто называют одним из символов города. В 1935 году мечеть закрыли и вернули верующим только в 1990 году. Современные прихожане Красной мечети — выходцы с Кавказа, поэтому в городе ей дали второе название — Кавказская. При мечети работает медресе «Ваххабия»
К 450-летию Астрахани правительство Республики Казахстан сделало городу щедрый подарок — памятник казахскому народному музыканту и поэту XIX века Курмангазы Сагырбаеву, который похоронен в селе Алтынжар Астраханской области. В дополнение была облагорожена прилегающая территория и отреставрированы исторические здания, которые служат фоном для памятника Курмангазы. Скульпторы Едиге Рахманов и Токтарбек Рахиев изобразили поэта верхом на коне. В поднятой руке он держит домбру. Памятник торжественно открыли в декабре 2008 года.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы возвели в 1885 году и освятили в канун праздника Пресвятой Богородицы. До наших дней дошли в неизменном виде краснокирпичная церковь и объединённая с ней колокольня. При строительстве из-за нехватки средств пришлось отказаться от традиционного русского пятиглавия, поэтому здание венчает один купол на массивном барабане. Интерьер украшают росписи, заказанные ещё строителем храма купцом Губиным. Ценная реликвия собора — икона с частицами мощей многих святых и фрагментом Честного Древа Креста Господня.
Мужской Спасо-Преображенский монастырь построен в северной части Белого города (современная Астрахань) в 1697 году. Этому предшествовало удивительное событие — превосходящая по количеству воинов турецкая армия, державшая крепость в осаде, вдруг оставила свой лагерь и обратилась в бегство. В честь победы Иван Грозный повелел основать монастырь Преображения Господня. В Смутное время обитель была сначала разграблена, а потом разрушена. Монастырь перестроили в XVIII веке, дополнив новым верхним храмом Преображения Господня. Вскоре дела пошли на лад и обитель вступила в период расцвета. В XIX веке здания начали ветшать, денег на ремонт не было, поэтому монастырь упразднили. В советское время бывшие монастырские постройки снесли. Осталась только одна башня, которая датируется началом XVIII столетия. Восьмиугольное приземистое строение украшено поясом и вставками из полихромных изразцов. Шатровый купол венчает тонкий световой барабан и голубая главка с львом-флюгером, сверкающим на солнце сусальным золотом.