Узбекистан

Достопримечательности Бухары

Топ-40 достопримечательностей в Бухаре и окрестностях, которые стоит посмотреть туристам.

Ансамбль Ляби-хауз

13 1

Ансамбль Ляби-хауз называют сердцем Бухары. Красивая площадь с искусственным прудом (хаузом) издавна привлекала горожан. Старые тутовые деревья вдоль берегов, выложенных каменными ступенями, давали спасительную прохладу в знойные дни. Стоящие вокруг три здания вместе с Ляби-хаузом формируют знаменитый архитектурный ансамбль.

Медресе Кукельдаш построено в XVI веке за 50 лет до самого пруда. Крупнейшая в Бухаре школа могла одновременно обучать до 320 студентов. Высокий портал двухэтажного здания украшен голубой мозаикой и арабской вязью. Сегодня в нём проводятся званые ужины и народные шоу для туристов. Второе медресе Надир Диван-беги — самое красивое сооружение в ансамбле. Здание с ярко украшенным порталом построили в XVII веке как караван-сарай, но позднее открыли в нём медресе. На другой стороне хауза возвышается монументальная ханака Надир Диван-беги с замысловатым восточным орнаментом. Она завершает архитектурный ансамбль площади. В 1981 году на Ляби-хауз появилась новая достопримечательность — памятник Насреддину Афанди, любимому герою восточных сказок, мудрецу и острослову.

Современная площадь Ляби-хауз оживает вечером. Зажигаются огни иллюминации, Народ заполняет узкие улочки, скамейки у пруда, кафе и рестораны. Бойко торгуют лавочники, звучит музыка. Совсем рядом с ансамблем Ляби-хауз находится купол Токи Саррофон — восточный крытый базар, построенный в XVI веке и действующий поныне.

N. Khusainov Street Bukhara UZ, 705000

Крепость Арк

8 0

В первые века нашей эры крепость Арк была символом величия и неприступности. Древнейший архитектурный памятник Бухары датируется I–VI веками. Историки считают, что изначально это была усадьба, значительно расширенная и достроенная в VI веке. Стоящую на высоком искусственном холме цитадель укрепили мощными стенами с воротами. В следующем столетии на территории Арка появился роскошный дворец династии бухар-худатов, новые дома и административные постройки. За Западными воротами, выходящими на площадь Регистан, простирались возделанные земли, сады и стоящие в них дворцы, больше походившие на укреплённые замки.

В начале XX века в Арке жили около 3000 человек. Там располагались государственные службы, дворец правителей, ремесленные мастерские, склады, сокровищницы, соборная мечеть. До наших дней сохранился тронный зал, храм, двор приветствий, конюшенный и двор премьер-министра. В разрушенной восточной части сейчас располагается археологический заповедник. Сегодня крепость Арк — это Государственный архитектурно-художественный музей-заповедник. В его экспозициях — искусство, природа, история Бухарской области от древних времён до начала прошлого столетия. 

улица Абу Хавзи Кабир, 2

Медресе Улугбека

5 0

Бухарское медресе Улугбека — старейшее из сохранившихся в Средней Азии. Это одна из трёх школ, основанных правителем Улугбеком в XV веке. Две другие возведены в Самарканде и Гиждуване. Бухарское медресе меньше самаркандского и уступает ему в роскоши внешней отделки, но именно оно стала впоследствии образцом для строительства сооружений подобного назначения.

Высокий пештак декорирован жгутом — характерной деталью в архитектуре XV века. По обе стороны от портала — два яруса лоджий, завершающиеся по углам круглыми колоннами. Стены из светло-бежевого песчаника украшены выкладкой из поливных кирпичей, формирующих орнаменты и куфические надписи. Внутренний двор обрамляют два этажа галерей с худжрами. На двери с художественно выложенными столярными наборами надпись — «Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки».

ул. Ходжи Нурабада

Ансамбль Пои-Калян

5 0

Величественный архитектурный ансамбль Пои-Калян считается символом Бухары. В него входят три здания — минарет Калян, соборная мечеть Калян и медресе Мири Араб. Самая старая постройка комплекса — минарет, возведённый в 1127 году при правителе Арслан-хане. Сооружение сохранилось до наших дней в неизменном виде. Высота конической башни — 46,5 м, диаметр нижней части — 9,7 м.

Мечеть и медресе составляют кош. Пятничная мечеть Калян построена в 1514 году на месте старого разрушившегося храма. Главная соборная мечеть современной Бухары — вторая по величине после самаркандской Биби-ханум. Она способна одновременно принять до 12 000 верующих. В 1536 году ансамбль пополнился медресе Мири Араб, воздвигнутым по указу правителя Убайдуллы-хана и совету его ближайшего друга и доверенного лица Мири Араба Йамани. Здание медресе относят к шедеврам среднеазиатского зодчества того времени. Большое внутреннее пространство было разделено на 111 худжр и два больших помещения. Первое использовалось как мечеть и лекционный зал, второе стало усыпальницей для Мири Араба, Убайдуллы-хана, других родовитых особ того времени. 

Khodja Nurobobod Street

Боло-Хауз

5 0

Боло-хауз — архитектурный комплекс на бухарском Регистане, состоящий из хауза, мечети и минарета. Его относят к времени правления Абулфайз-хана. Бывшую пятничную мечеть вместе с боло-хаузом построили в 1712 году. Зимнюю часть храма заслоняет летний айван. Его своды опираются на 20 тонких деревянных колонн с резными сталактитами капителей. Они как в зеркале отражались в тихой воде хауза, за что жители Бухары прозвали храм «мечетью сорока столбов».

Украшенный орнаментами изящный минарет между боло-хаузом и мечетью был построен значительно позже — в 1917 году одновременно с реставрацией летнего айвана. Он стал последним архитектурным памятником Бухарского эмирата. Возведением и декором минарета занимался талантливый резчик по ганчу, архитектор Ширин Мурадов. 

пл. Регистан

Главные достопримечательности можно посмотреть самостоятельно на прогулке, но путешествие будет гораздо увлекательней, если сходить на обзорную экскурсию по Бухаре с местным гидом.

Минарет Калян

5 0

Возвышающийся над Бухарой 46-метровый минарет Калян (в переводе означает «большой минарет») — часть старинного архитектурного ансамбля Пои-Калян. Это одно из старейших сооружений Бухары, построенное в 1127 году и простоявшее девять столетий почти без изменений.

Калян представляет собой классическую восточную башню конической формы. Диаметр основания — 9,7 м. Сужающийся кверху столб венчает фонарь-ротонда, украшенный венцом из сталактитов. Шестнадцать арочных проёмов украшены резным карнизом. Круглая башня стоит на цоколе с десятью гранями высотой 1,85 м. Цоколь опирается на прочный фундамент. Его разведанная глубина превышает 13 м. Стены декорированы качественно обожжёнными маленькими кирпичиками и плитками, уложенными в куфические тексты, геометрические, растительные орнаменты. 

ул. Хакикат, 9

Старый город

5 0

Старым городом называют исторический центр Бухары, который целиком входит в списки Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Культурный слой старой Бухары уходит на глубину более 20 метров. Раскопки открыли миру остатки жилых домов, хозяйственных, административных построек. Археологи обнаружили ювелирные украшения, монеты, бытовые предметы, другие свидетельства истории, относящиеся к IV веку до н. э.

В Старом городе насчитывается 140 исторических памятников — архитектурных ансамблей, медресе, мечетей, мавзолеев, торговых куполов. Большая часть из них датируется XV–XVI веками, но есть и более старые здания — мавзолей Саманидов IX–X века, минарет Калян 1127 года, медресе Улугбека начала XV века. Наиболее примечательные ансамбли — Ляби-Хауз, Кош-медресе, Пои-Калян, мавзолей Чашма-Айюб, медресе Чор-Минор, крепость Арк. На месте старого Регистана, уничтоженного во время установления советской власти, теперь разбит парк Саманидов.

Исторический центр

Медресе Чор-Минор

4 0

Медресе Чор-Минор в северо-восточной части Бухары построено в 1807 году на средства богатого туркменского купца Халифа Ниязкул-бека. Вдохновлённый архитектурой Тадж-Махала, он решил построить медресе, созвал зодчих и объявил два главных требования. Первое — медресе должно стоять на Шёлковом пути, чтобы проезжающие туркмены могли останавливаться в нём. Второе — в архитектуре должен быть заложен принцип равенства всех частей света и всех людей на Земле. Оба условия были выполнены.

«Чор-Минор» переводится как «четыре минарета». Входная часть медресе оформлена в виде кубического здания с четырёх сторон окружённого минаретами. Именно они несут смысловую нагрузку равенства. Каждая башня украшена по-своему. Историки полагают, что в узорах заложена символика четырёх мировых религий. Минареты соединяет купол, когда-то пространство под ним служило молитвенным залом. Внутренний дворик с небольшим прудом окружают немногочисленные худжры. 

ул. Чинор Минор, 1

Некрополь Чор-Бакр

4 0

На окраине Бухары в селении Сумитан находится некрополь Чор-Бакр. Со Средних веков в «Городе мёртвых» хоронили шейхов из знатной династии Джуйбаров. Они считались членами древнего рода, идущего от Абу-Бакра Саада — потомка пророка Мухаммеда.

Некрополь представляет собой огромный комплекс с центральной площадью, мечетью, ханакой и уменьшенной копией Каляна — главного бухарского минарета. В старейшей части кладбища находится захоронение основателя рода Абу-Бакра Саада. Большая часть сооружений датируется XVI веком. В «Городе мёртвых» есть улицы, дворики с воротами, за которыми вместо мавзолеев и склепов находятся ритуальные башни дахмы и надгробия. Некрополь Чор-Бакр внесён в списки Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. 

Бухарская область, селение Сумитан

Ворота Талипач

4 0

В XVI веке ворота Талипач встречали караваны, идущие с севера, здесь же собирался налог за въезд и торговлю в городе. Талипач вместе с воротами Каракуль в юго-западной части города — единственные сохранившиеся свидетельства былой мощи бухарской цитадели. Город давно перерос её стены, сегодня исторический памятник находится в самом центре Бухары среди современных жилых кварталов. Рядом — мавзолей Чашма-Айюб, куда стекаются паломники поклониться святому Иову, который, по-преданию, спас Бухару от засухи. С другой стороны находится старейший городской базар.

улица Сулеймана Мурадова

Мавзолей Саманидов

4 0

Жемчужина мировой архитектуры мавзолей Саманидов в историческом центре Бухары датируется концом IX – серединой X века. Тогда Бухарой правил Исмаил Самани — наместник своего брата Насра I ибн Ахмада из рода Саманидов. Предположительно, внутри находится три захоронения. По мнению историков, мавзолей строился над могилой отца Исмаила Ахмада ибн Асада. Впоследствии в нём упокоился сам наместник и его сын Ахмад ибн Исмаил.

Кубическое здание под куполом в виде полусферы лишено привычного декора из цветных изразцов. Его мощные, двухметровые стены сплошь покрыты ажурной кладкой из обожжённых кирпичей. Верх здания украшен галереей с небольшими стрельчатыми окнами, по фризу идёт декор, выложенный в виде колец, соединённых в цепочку. Мавзолей Саманидов — старейший в Центральной Азии памятник исламской архитектуры. 

ул. М. Ашрафи

Центральный парк культуры и отдыха имени Саманидов

4 1

В результате интервенции Красной армии в 1920 году перестал существовать Бухарский эмират, вместо него родилась новая Бухарская Народная Советская республика. Во время жестоких артиллерийских обстрелов был уничтожен старый Регистан и кладбище. От него остались только два древних мавзолея. В 30-е годы на этом месте вокруг искусственного Пионерского озера был разбит парк, которому дали имя С. М. Кирова. Посреди Старого города высадили тысячи деревьев и кустарников, проложили аллеи и сделали территорию стандартным советским парком культуры и отдыха.

Позднее его переименовали в парк имени Саманидов. Сегодня это развлекательное пространство с аттракционами, зонами отдыха, шашлычными, дорожками для роликов и скейтбордов. Вечерами здесь собирается много народа, торгуют лотки с мороженым и сладкой ватой, звучит музыка, работает колесо обозрения, детские площадки. На Пионерском озере разрешена рыбалка, сдаются в аренду катамараны.

В парке Саманидов сохранились древние памятники — мавзолей Саманидов IX–X века, Чашма-Айюб с источником пророка Иова XVI века. Вплотную к парку стоят три медресе — Мавлоно Ассири XVIII века, Модари-хан и Абдулла-хан XVI века, составляющие знаменитый ансамбль Кош-медресе. Напротив мавзолея Чашма-Айюб — современный мемориальный комплекс имама Аль-Бухари, открытый в 2001 году. 

ул. Хавзи Нав, 42

Дом-музей Файзуллы Ходжаева

4 1

Файзулла Ходжаев — яркий политический деятель начала XX века, младобухарец, меценат, борец за равные права и демократию. В советское время он был одним из руководителей региона. В Бухаре чтят память о нём. В квартале Гозиён, где жила семья Ходжаева, открыт дом-музей. Он располагается в одном из особняков, которые построил здесь отец Файзуллы, богатый купец Убайдулла Ходжаев. Роскошные интерьеры украшены деревянной и ганчевой резьбой. В экспозиции представлена мебель, предметы интерьера зажиточной бухарской семьи XIX века.

ул. А.Тукая, 70

Мавзолей Чашма-Айюб

3 0

В парке Саманидов находится святое для жителей Бухары место — мавзолей Чашма-Айюб (в переводе — «Источник Иова»). Его почитает и православная церковь. Здесь бухарские священники читают акафисты. В простом прямоугольном здании скрывается колодец с источником пророка Иова (Айюба), мечеть с парадным михрабом, вестибюль и гурхана (усыпальница) Айюба. Все четыре помещения, идущие анфиладой перекрыты куполами разной формы и размера.

Череду помещений замыкает барабан на высоком постаменте, увенчанный шатром. Именно под ним находится святой источник. Общий облик мавзолея без привычных узоров из майолики довольно аскетичен. Некоторое время на территории мавзолея располагалось довольно скромное кладбище. Здесь сохранились старинные захоронения. Самое раннее принадлежит известному богослову Ходжи Хафизу Гунжори и датируется 1022 годом. Сегодня в мавзолее располагается Музей истории водоснабжения Бухары.

Pistaskkanon Street

Медресе Абдулазиз-хана

3 0

Абдулазиз-хан более всего почитал поэзию и покровительствовал искусствам. В своём медресе, которое составляет кош с медресе Улугбека, он воплотил лучшее, что было в среднеазиатском зодчестве и декоративно-прикладном искусстве середины XVII века. Медресе Абдулазиз-хана построено в 1652 году, к нему приложили руку лучшие мастера того времени.

В здании соблюдена традиционная для медресе планировка — внутренний двор, окружённый айваном, портал с полукруглой нишей, два яруса лоджий, углы, оформленные трёхчетвертными колоннами. Новаторством была восьмиугольная форма внутреннего двора, позволявшая увеличить количество худжр. Последние были снабжены небывалыми для того времени удобствами — проходными прихожими, каминами, нишами для хранения вещей. Украшались комнаты сообразно вкусам тех, кто оплачивал проживание на время учёбы.

Во внешней и внутренней отделке использованы все возможные виды декора — роспись, мозаика, фигурная кладка поливными кирпичами, резьба по мрамору, дереву, ганчу. В украшении преобладают растительные, цветочные, геометрические орнаменты, пейзажная роспись. Стоящее напротив медресе Улугбека, построенное на 200 лет раньше, выглядит строго и аскетично по сравнению с шедевром, созданным Абдулазиз-ханом. 

медресе Абдулазиз-хана

Медресе Мири Араб

3 0

Медресе Мири Араб — часть архитектурного ансамбля Пои-Калян. Оно составляет кош с соборной мечетью Калян и до сих пор остаётся действующим учебным заведением. После Второй мировой войны это было единственное исламское духовное училище в Советском Союзе. Медресе построено в 30-х годах XVI столетия при правлении Убайдуллы-хана, посвятившего его своему ближайшему другу и советнику Мири Арабу Йамани.

Медресе представляет собой традиционное сооружение с двумя купольными залами, расположенными по сторонам от центра здания, квадратным внутренним двором, обведённым двумя ярусами галерей с худжрами. Пештак, тимпаны арок, купола украшены сине-голубыми мозаиками с каллиграфическими надписями, растительными и геометрическими орнаментами. В центре медресе находится усыпальница Убайдуллы-хана и его наставника Мири Араба.

Khodja Nurobobod Street

Комплекс Баха ад-Дин

3 0

К XV веку братство Накшбандия стало одним из самых многочисленных суфийских орденов в исламском мире. Его основателем был богослов Баха ад-Дин Накшбанди. Он умер в конце XIV столетия и был похоронен в родном селении рядом с Бухарой. Комплекс Накшбанди состоит из захоронения Баха ад-Дина, двух мечетей с летними айванами, медресе, ханаки, хауза, минарета. Он строился почти пятьсот лет, начиная с XVI века.

Первым сооружением был огороженный мраморный склеп над могилой Баха ад-Дина. Последним в 2003 году стало входное купольное здание, построенное по распоряжению президента Узбекистана Ислама Каримова. Тогда же обветшавший за годы советской власти архитектурный ансамбль был тщательно отреставрирован. Сотни лет к мемориалу стекаются многочисленные паломники. К нему едут те, кто не может попасть в Мекку. Трёхкратный пеший переход от Бухары к мавзолею Баха ад-Дина приравнивается к хаджу.

селение Касри Орифон, Каганский район

Мемориальный комплекс имама Аль-Бухари

3 0

Мухаммад Аль-Бухари, живший в IX веке, был мусульманским богословом, толкователем Корана, автором книги «Ас-Салих» — одного из канонических суннитских сборников хадисов. В 2001 году в бухарском парке Саманидов на пожертвования жителей Бухары был построен мемориальный комплекс имама Аль-Бухари. Он представляет собой здание в виде полумесяца и обращённой к нему раскрытой книги. Ячейки, украшающие книгу, сложены из стопок кирпичей. Каждый из них символизирует хадисы — предания о деяниях пророка Мухаммеда. Внутри находится музей, где хранится капсула с землёй, доставленной с могилы имама, похороненного под Самаркандом.

ул. Хавзи Нав

Дворец эмира Бухарского в Кагане

3 0

В конце XIX века центр Российской империи и Среднюю Азию связала железная дорога. В 16 км от Бухары построили станцию. Образовавшийся вокруг неё посёлок назвали Новой Бухарой, переросший впоследствии в город Каган. В 1895 году эмир Сеид Абдулахад-хан приказал построить в Новой Бухаре дворец. Автором проекта стал российский архитектор Алексей Бенуа, строительством и отделкой занимались русские и бухарские мастера. 

В архитектуре дворца эмира Бухарского в Кагане Бенуа соединил несколько стилей. Во внешнем облике здания присутствуют элементы барокко, ампира, восточные и мавританские мотивы. Несколько лет дворец использовался для приёма гостей эмира. В советское время здание отдали под Дворец железнодорожников. Сегодня во дворце размещаются офисы различных компаний, и лишь несколько помещений сохранили первоначальный интерьер и отделку.

Бухарская область, Каган

Мавзолей Сайфиддина Бохарзи

3 0

Суфийский шейх Саиф ад-Дина Бохарзи, живший в XIII веке, был мудрым правителем, известным богословом, поэтом. После смерти в 1261 году Бохарзи был похоронен в гробнице на территории ханаки, которая была духовным центром Фатхабада. В XIV веке над усыпальницей возвели Мавзолей Сайфиддина Бохарзи.

Скромное прямоугольное здание, увенчанное большим куполом, состоит из двух комнат — погребальной и поминальной. Входная группа оформлена аркой. Чтобы подчеркнуть святость личности шейха, древние архитекторы отказались от цветного декора, придав мавзолею Саиф ад-Дина Бохарзи строгую сдержанность. Внутри погребальной комнаты вы увидите деревянное надгробие, украшенное изысканной резьбой.

Otaboy Eshonov St.

Бухарский зиндан

3 1

Одна из крупнейший тюрем Бухарского эмирата Бухарский зиндан расположен в 100 м от крепости Арк в северо-западной части шахристана. Его построили в конце XVIII века. Тюрьма-темница была действующей до Бухарской революции, её закрыли только после установления советской власти. По бесчеловечным условиям содержания Бухарский зиндан ничем не отличался от подобных заведений того времени.

За толстыми стенами узники находились на двух уровнях. Первый — боло, или верхний зиндан, — состоял из дворов, узких проходов и камер. Здесь отбывали наказание мятежники, должники, грабители, проворовавшиеся чиновники. Отдельное большое помещение предназначалось для тех, ожидает приговора или смертной казни. Нижний зиндан, или поён, представлял собой яму глубиной до 6,5 м. В ней содержались заключённые, совершившие тяжкие преступления. Сегодня зиндан — действующий музей. Вместе с архитектурным ансамблем исторического центра Бухары он является частью Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

улица Mirzo Khait

Базар Токи Заргарон

3 1

Токи Заргарон — один из шести сохранившихся древних базаров Бухары, построенный в XVI веке. В Средней Азии крытые базары называли куполами, Токи Заргарон переводится как «Купол ювелиров». Он представляет собой четыре пересекающиеся сквозные арки, покрытые большим куполом и несколькими малыми. Внутри, как прежде, преобладают ювелирные, кузнечные мастерские, лавки с украшениями, сувенирами, монетами, антиквариатом. Вокруг базара расположены многочисленные прилавки торговцев сумками и коврами. Токи Заргарон входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО как часть исторического центра Бухары.

Khodja Nurobobod Street

Медресе Кукельдаш

2 0

Крупнейшее в Средней Азии медресе Кукельдаш, стоящее на берегу Ляби-хауз, открылось в 1569 году. Его построил молочный брат правителя Абдулла-хана II, полководец, государственный деятель и узбекский поэт Кулбаба кукельдаш. Облик медресе выбивается из привычного архитектурного ряда подобных сооружений средневековой Средней Азии. Впервые боковые фасады здания были построены не в виде глухой стены, а с арочными лоджиями и нишами. В то время вдоль главного фасада медресе проходила торгово-ремесленная крытая улица. Поэтому помещения первого этажа были отданы лавочникам.

Функции учебного заведения медресе выполняло до 1920 года. В советское время в нём работал Михаил Фрунзе, размещался городской архив, экспозиции Бухарского музея. Здание несколько раз реставрировали, работы по восстановлению до сих пор не закончены. Для узбекского народа медресе Кукельдаш имеет не только архитектурную и историческую ценность. В одной из худжр долгое время жил и писал свои произведения выдающийся писатель, историк, общественный деятель — выпускник медресе Садриддин Айни. В медресе работает посвящённый ему музей. 

ул. Мехтар Амбар, 91

Городище Варахша

2 0

В исторических хрониках среднеазиатского историка X века Наршахи большое поселение Варахша упоминается как важный пункт на торговом пути между Бухарой и Хорезмом, место, где во времена Поздней античности был построен первый дворец бухар-худатов, развита торговля, сельское хозяйство, ремёсла. Город не выстоял перед пустыней, которая неумолимо стала наступать на Варахшу, когда орошающие местную землю реки изменили свои русла. Поселение опустело в XI веке.

Историки полагают, что древний город был старше Бухары и не уступал ей по значимости. Его появление датируется примерно IV веком до н. э. Раскопки городища начались в 1937 году. Тогда были обнаружены залы дворца, получившие названия Красный, Восточный и Западный. В некоторых местах частично сохранились рисунки с изображением животных, сцен охоты, высочайшего приёма в тронном зале. Раскопанные культурные слои принесли немало ценных находок — фрагменты мозаичных панно, внешнего и внутреннего декора зданий. Сейчас артефакты хранятся в музеях Узбекистана. В городище вы увидите остатки стен из глиняных кирпичей, оборонительных сооружений, коридоры улиц с арками, руины зданий, напоминающие пещеры. 

39°48'11"N 64°0'31"E

Ансамбль Надира Диван-Беги

2 0

В XVI–XVII веках возле медресе Кукельдаш вырос великолепный архитектурный ансамбль, куда вошёл рукотворный водоём Ляби-хауз, медресе и ханака. Своим появлением они обязаны визирю правителя Имамкули-хана Надиру Диван-беги.

Первым был построен Ляби-хауз — прямоугольный бассейн, который питался из системы арыков и снабжал окрестные городские кварталы водой. Его берега сложены в виде ступеней из известняка жёлтого цвета. В 1620 году рядом возвели крестообразное купольное здание ханаки с центральным залом и худжрами. Самым красивым творением в ансамбле стало медресе. Его строили как караван-сарай, но во время торжественной церемонии открытия правитель Имамкули-хан к всеобщему удивлению назвал его медресе. Зодчим пришлось срочно реконструировать здание — надстраивать второй этаж, делать на нём худжры для учащихся, возводить портал, украшенный яркой мозаикой. Медресе Надира Диван-беги — единственное, где отсутствует мечеть и помещение для занятий. 

N. Khusainov Street Bukhara UZ, 705000

Золотошвейная фабрика

2 0

Искусство золотого шитья — традиционное для Узбекистана. Оно зародилось в VI–VII веках при дворе правителей. На протяжении веков слава о бухарских мастерах-золотошвеях расходилась по ближним и дальним государствам. В XVII веке российские послы писали о том, что шах Абдулазиз-хан одарил их головными уборами и одеждой с золотым шитьём.

Наибольшее развитие древнее искусство получило к началу XX века. В 1930 году в Бухаре открылась золотошвейная фабрика, где производят эксклюзивные предметы одежды, обувь, ковры, миниатюры, покрывала. Все изделия вышиваются вручную с использованием старинных техник. На фабрике работает свой музей, обучающие курсы, которые ведут лучшие ремесленники. В фабричном магазине продаются готовые вещи, сувениры, принимаются индивидуальные заказы. 

Кош-медресе

2 0

Кош-медресе в переводе означает «двойное медресе». Это два здания, построенные в XVI веке по приказу Абдулла-хана II, стоящие на одной оси и обращённые фасадами друг к другу. Первое медресе правитель построил в 1567 году и посвятил своей матери, что отражено в названии — Модари-хан. Почти через четверть века в ансамбль вписалось второе медресе, носящее имя самого эмира — Абдулла-хан. Первая постройка отличается довольно скромной архитектурой. Главный фасад немного скошен относительно других частей здания. Слегка выдающийся арочный портал и двойные ярусы лоджий украшены узором из поливных кирпичей, тимпан покрывает панно из бело-синей майолики. Во внутренний двор выходят худжры для учащихся.

Более внушительным выглядит медресе Абдулла-хан. Вход традиционно оформлен порталом с узорами из глазурованных кирпичей, отделкой из бело-сине-голубой и зелёной майолики. Дверь, покрытая тонкими столярными наборами в виде исламских геометрических узоров, представляет собой настоящее произведение искусства. Планировка традиционна для подобных сооружений — внутренний двор по периметру окружён айваном с худжрами. Но есть в ней несколько особенностей — часть келий выходит на главный фасад, за порталом по обеим сторонам расположены мечеть и помещение для занятий с огромным куполом. Причём главный зал мечети ориентирован не на Мекку, как принято в мусульманских храмах, а по сторонам света. Историки предположили, что, будучи на склоне лет, Абдулла-хан уже тогда задумывал главный зал как собственную усыпальницу, для которых как раз характерна ориентация помещений строго с севера на юг. 

улица Мирдустим

Дворец Ситораи Мохи Хоса

2 0

Первые постройки дворца бухарских эмиров Ситораи Мохи Хоса появились в XVIII веке, но были утрачены. Современные здания заложены в середине XIX века и достроены только в начале прошлого столетия. Дворец стал летней резиденцией последнего правителя Бухары Саида Алим-хана. В архитектуре сочетаются западноевропейские и восточные черты. Помещения традиционно поделены на мужскую и женскую половину.

С 1927 года в Ситораи Мохи Хоса располагается Музей декоративно-прикладного искусства. В экспозиции входит раздел «Интерьер летнего дворца», где представлены изделия из фарфора, золотое шитьё, дворцовая мебель, ювелирные украшения. Восьмигранный павильон занимает выставка «Одежда бухарского горожанина конца XIX – начала XX века». В отдельных залах собрана художественная вышивка бухарского региона и повседневная посуда конца XIX века, а также этнографическая экспозиция. 

пос. Мохи-Хоса

Памятник Ходже Насреддину

2 0

Ходжа Насреддин — фольклорный персонаж, герой восточных философских притч и сказаний. Он известен всему миру своими приключениями, хитростью, мудростью и острым языком. Памятник Ходже Насреддину установили в Бухаре в 1979 году. Автором скульптуры стал Яков Шапиро, заслуженный скульптор Узбекистана. Мастер изобразил народного персонажа сидящим на ослике. Насреддин, сложив руки в приветственном жесте, хитро улыбается прохожим. Жители Бухары сажают на ослика детей, чтобы у них была счастливая и весёлая жизнь.

ул. Бахауддин Накшбанд

Кызылкумский заповедник

2 0

В 1971 году в Газлинском районе Бухарской области для сохранения биологического разнообразия тугайно-песчаной экосистемы был создан Кызылкумский заповедник. Он занимает 10 311 гектаров в пойме Амударьи в 300 км от Бухары. Особенность заповедной зоны — сочетание пойменных лесов и типичной песчаной пустыни. Под охраной находятся камышовые коты, джейраны, бухарский олень, хивинские фазаны и другие виды животных и птиц. Из 148 видов растений 40 — среднеазиатские эндемики. Своим лучшим достижением сотрудники заповедника считают значительное увеличение поголовья редкого бухарского оленя. Во время экскурсии по заповедной территории туристы могут познакомиться с дикой природой региона, сфотографировать её обитателей.

Газлинский район, п. Кызыл Рабат

Городище Пайкенд

1 0

Городище Пайкенд к западу от Бухары возникло в III веке до нашей эры как обычное поселение, ставшее затем крепостью и центром Бухарского оазиса. Оно представляло собой цитадель с шахристаном, где жили купцы. Город стоял на трансконтинентальном Шёлковом пути и был важным перевалочным пунктом между Индией, Бактрией, Нахшабом и Хорезмом. Согдийский Пайкенд был единственным среднеазиатским городом, где не было своего правителя. Основной доход своеобразной купеческой коммуне приносила торговля шёлком. Наивысшего расцвета город достиг в VI–VIII века.

Как и древняя Варахша, Пайкенд просуществовал до XI века и был поглощён песками, за что его часто называют «азиатской Помпеей». С 1914 года до наших дней на городище ведутся раскопки. Найденные предметы — посуда, домашняя утварь, ювелирные украшения, монеты — хранятся в музее, построенном рядом с Пайкендом. При раскопках обнаружены неплохо сохранившиеся крепостные стены, 8 башен, остатки некрополя, ремесленного пригорода.

39°33'55"N 63°58'38"E

Мечеть Магоки-Аттори

1 0

Чтобы попасть в древнюю мечеть Магоки-Аттори, нужно спуститься по ступеням на 4,5 метра. Словно машина времени, они проведут вас сквозь культурные слои от XX к XII веку. Исследования показали, что до мечети Магоки-Аттори на этом месте было два храма — доисламский с капищем огнепоклонников и мечеть. Дошедшее до наших дней здание возведено в XII веке. Со временем оно стало ветшать и уходить в землю. В XVI во время реконструкции города, затеянной Абдулазиз-ханом, мечеть хотели снести, но потом отреставрировали, заменили перекрытия, михраб отделали мрамором. К началу XX столетия над поверхностью земли остались лишь купола и верхняя часть портала.

Раскопки мечети начались в 1930 году, но были прерваны, работы возобновились только в 70-х годах. Сегодня здание отреставрировано. В его облике и отделке соединились стили разных эпох — «домонгольская» фигурная кладка, исламский традиционный пештак, ячеистые сталактиты в сводах портала, искусная резьба, рельефный гирих, каллиграфические надписи, вырезанные по терракоту. Шестистолпную мечеть перекрывают 12 куполов.

ул. Мехтар Анбар

Хаммам «Бозори Корд»

1 0

«Бозори Корд» — один из двух сохранившихся в Старом городе банных комплексов. Мужской хаммам, построенный в XVI веке, до сих пор продолжает радовать любителей спа-процедур. Он начинается с раздевалки и комнаты для омовения ног. В большом зале под куполом есть горячая и холодная комнаты, михраб, у которого можно помолиться, большая мраморная скамья для массажа. Ритуал принятия хаммама остаётся неизменным много столетий. Он включает пять процедур — распаривание тела, пилинг, омовение, ручной мыльный массаж, нанесение на тело имбирно-медовой маски. В завершение гостям предлагают травяной чай. 

Старый город, торговый купол Тельпак Фурушон

Мечеть Балянд

1 0

На северо-западе Бухары в старом жилом квартале стоит мечеть Балянд, построенная в XVI веке. Один из старейших мусульманских храмов Бухары представляет собой строгое кубическое здание с плоской крышей, поставленное на высокий фундамент. Внутреннее пространство, напротив, отличается роскошью. В отделке интерьера использованы роспись по ганчу, дереву и глазури, изразцовая мозаика. Пышный орнамент дополняют религиозные надписи, выполненные каллиграфическим почерком сульс. Потолок украшен геометрическим орнаментом с 12-лучевой звездой в центре. В цветовом оформлении превалируют синие, зелёные и красные тона.

Tinchlik Tor St.

Мечеть Намазгох

1 0

Мечеть Намазгох, построенная в IX веке, долгое время была местом для совершения намаза в главные религиозные праздники Рамазан-байрам и Курбан-байрам. В XX веке в Бухаре для праздничных намазов были построены ритуальные комплексы, расположенные за городом.

В течении нескольких столетий мечеть Намазгох несколько раз достраивалась. Сегодня она состоит из центрального здания с куполом и прилегающими с двух сторон галереями. Фасад отделан плитками майолики, расписанными текстами хадисов. В здании размещаются библиотека и конференц-зал Ташкентского исламского института.

ул. Мухаммада Икбала

Гиждуванский музей керамики

1 0

В 50 км от Бухары стоит небольшой городок Гиждуван, известный в Узбекистане своей особой школой керамики. В конце XX века благодаря Ибадулло Нарзуллаеву в городе появился музей керамики. Мастер возродил старинное ремесло, обучил ему своих сыновей.

В Гиждуванском музее керамики собраны лучшие образцы изделий, созданные местными мастерами. В экспозиции представлены всевозможные виды керамической посуды — горшки, тарелки, кувшины, пиалы с неповторимыми геометрическими и растительными узорами. В мастерских музея гости могут понаблюдать за работой гончаров и купить памятный сувенир.

г. Гиждуван, ул. Кимсан, 24

Токи Саррафон Базар

1 0

В XVI веке, когда через Бухару проходил Великий Шёлковый путь, в городе строились токи — торговые центры, представляющие собой купольные здания-пассажи. Ставились токи на пересечении главных улиц, внутри располагались торговые ряды. Токи Саррафон Базар – один из архитектурных памятников, сохранившийся до наших дней. При правлении Шейбанидов токи Саррафон был финансовым центром, под его куполом производился обмен денег. Сегодня в Торговых куполах размещены сувенирные лавки, ведётся торговля коврами и платками.

пересечение улиц Арабон и Бахауддина Накшбанди

Урочище Сармышсай

1 0

На южных склонах хребта Каратау расположено урочище Сармышсай — природно-археологический памятник, настоящий музей петроглифов под открытым небом. Более 5000 наскальных рисунков датируются каменным и бронзовым веками. Авторство приписывают индоиранским племенам, которые в те времена населяли территорию Узбекистана. Среди рисунков преобладают сцены охоты и ритуальных танцев. Через урочище Сармыш проходит туристический маршрут. Чтобы детально рассмотреть изображения, нужно подняться к скалам.

хребет Каратау, урочище Сармышсай

Медресе Амира Алим-хана

1 0

Медресе Амира Алим-хана, построенное в 1915 году, органично вписалось в старинный архитектурный ансамбль Пои Калон, состоящий из двух мечетей и минарета. Здание было построено на месте общественной бани, от которой сохранилось восьмиугольное купольное помещение. За главным входом в медресе находятся три двора. В первом разместилась мечеть и аудитории, во втором были кельи учащихся, в третьем располагались хозяйственные постройки. В советские годы в медресе работала центральная библиотека Бухары. Сегодня здание относится к архитектурным памятникам Узбекистана.

пл. Регистан

Комплекс Ходжа-Зайнуддин

0 0

Один из шедевров среднеазиатского зодчества — архитектурный комплекс Ходжи Зайнуддина начала XVI века. Он объединяет мечеть-ханаку Ходжа Зайн-ад-Дин и старейший в Бухаре хауз. Здание мечети включает главный зал, где суфии читали молитвы с камерным пением в сопровождении музыкальных инструментов. Роскошный внутренний декор не померк даже за пять столетий. Всё так же хороши мозаичные панно в сине-голубых тонах, по-прежнему впечатляет роспись с позолоченным рельефом по голубому фону, покрывающая купольные своды. В основании купола по периметру нанесена кораническая надпись.

Во внутренний двор выходят худжры для странников и помещение для ритуальных омовений. В западной стене мечети находится ниша с могилой зодчего Ходжи Зайнуддина, выполненной в виде простого надгробия. Главный фасад с арочным порталом, переходящим в глубокую нишу, когда-то покрывала глазурная мозаика. С северной и южной стороны сохранились айваны на тонких деревянных колоннах с наборными капителями-сталактитами. Часть старинного хауза покрыта мрамором, который обновили в 1913 году по распоряжению последнего эмира Алим-хана. 

Mekhtar Anbar St.

Достопримечательности в других городах Узбекистана